Развитие любознательности у детей в процессе ознакомления с живой природой
консультация по окружающему миру
Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе исследователь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности. Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, что у неё внутри, почему она двигается). С ростом ребёнка растёт и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зелёная?», « А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов, родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?
По-вашему мнению, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?
Безусловно, хорошо. Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребёнком вопросов. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка. Чем больше «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.
Но нужно ли сразу отвечать ребёнку? Как поступаете вы?
Не стоит сразу давать готовый ответ. Можно, даже ответить неправильно, если вы убеждены, что ребёнок знает ответ и сможет с вами поспорить. Можно ребёнку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующем его явлением.
Да, любознательность присуща каждому ребёнку. Всё дело в её «качестве»: что именно хочет узнать ребёнок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника.
Прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Нужно только научиться наполнять прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребёнку.
Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
Статья: "Формирование экологических представлений у детей в процессе ознакомления с миром природы"
Статья посвящена формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений. Чтобы у детей развивалась культура общения с природой, разумное использ...
Презентация по воспитанию у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой
Мои опробованные наработки в ходе исследовательской деятельности в процессе написания дипломной работы по методике ознакомлениЯ детей с природой....
"Развитие любознательности у детей в процессе ознакомления с живой природой".
Данный материал раскрывает методическую работу воспитателя по формированию любознательности у дошкольников в процессе ознакомления с живой природой....
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цель –теоретически выявить и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами живой природы....
Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».
Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....
Консультация для родителей «Как развивать любознательность у детей в процессе ознакомления с живой природой»
Консультация для родителей «Как развивать любознательность у детей в процессе ознакомления с живой природой»...