Игры экологического характера
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Деменкова Ирина Владимировна

Игры экологического характера

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_igry.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры экологического характера

        «Четвёртый лишний» (тема недели: Мой мир)

Возраст:  подготовительная группа

Дидактическая задача: закрепить умения детей классифицировать.

Игровая задача: помочь Незнайке классифицировать насекомых 

Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать

Игровой материал: карточки с изображением насекомых и животных.

Игровые действия: Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка и просит у нас помощи. Он совсем забыл насекомых и не может классифировать их. Поможем Незнайке, чтобы он запомнил?  Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Кто где живёт» (тема недели: Обустроим нашу группу (оформление содержания игрового уголка, центра детского творчества))

Дидактическая задача: развивать интерес к природе.

Игровая задача: научиться правильно определять жильё животного 

Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать 

Игровой материал: карточки с изображением животных, с изображением мест обитания различных животных.

Игровые действия: ребята, у меня есть картинки с изображением животных, а у вас – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Я буду показывать вам картинку с с изображением животного, а вы должны определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав мне карточку

«Летает, плавает, бегает» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Игровая задача: научиться правильно определять передвижения животных

Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать, не толкаться

Игровые действия: я буду показывать или называть вам объект живой природы. А вы должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

"С чем нельзя в лес ходить?" (тема недели: Весна)

Дидактическая задача: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Игровая задача: учиться обосновывать свой выбор 

Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко

Игровой материал: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Игровые действия: ребята, у вас на столах лежат предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

   

«Аптека Айболита" (тема недели: Здравствуй, лето!)

Дидактическая задача: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. 

Игровая задача: отгадать лекарственное растение и рассказать о нем 

Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко

Игровой материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).

Игровые действия: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".

Аналогичные игры можно проводить на такие темы как:  "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.  

Выбери нужное» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: развивать умение обобщать, выделять предметы сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровая задача: научиться правильно обобщать и выделять предметы сходные по свойствам

Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать

Игровой материал: картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Игровые действия: У вас на столе   рассыпаны предметные картинки. Я буду называть какое-либо свойство или признак, а вы должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Угадай, что съел» (тема недели: Осень. Осеннее настроение)

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов

Игровая задача: угадать, что съел и найти такой же фрукт на столе

Игровое правило: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Игровой материал: Подобрать фрукты и овощи, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для сравнения и контроля.

Игровые действия: Приготовив овощи и фрукты (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: "Как во рту стало?" (Сладко, кисло, горько).

"Найди дерево по описанию" (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: Найти предмет по описанию.

Игровая задача: найти дерево по рассказу воспитателя

Игровое правило: Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Игровые действия Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

«Кто где живет?» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Игровая задача: правильно найти жилище животного

Игровое правило: не выкрикивать, отвечать громко и четко

Игровой материал: планшет, на котором с одной стороны изображены раз личные животные, а с другой — их жилища, например: берлога, нора, улей, скворечник, гнездо. В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать лабиринты из разноцветных линий.

Игровые действия: В игре принимают участие двое и более детей. Они поочередно на ходят предлагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его жилище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неправильный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большее количество фишек.

«Что изменилось»  

Дидактическая задача: закрепить знаний детей находить предметы по сходству

Игровая задача: найти похожее по описанию воспитателя

Игровое правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Игровой материал: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Игровые действия: воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в группе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Картотека дидактических игр экологического характера

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (се...

Игры экологического характера

Игры экологического характера...

Сюжетно –ролевые игры с экологическим характером .

Сюжетно -ролевые экологические игры учат сотрудничеству , помогают осознать свою роль в принятии решений ,находить выход из различных экологических ситуаций....