Игры экологического характера
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры экологического характера
«Четвёртый лишний» (тема недели: Мой мир)
Возраст: подготовительная группа
Дидактическая задача: закрепить умения детей классифицировать.
Игровая задача: помочь Незнайке классифицировать насекомых
Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать
Игровой материал: карточки с изображением насекомых и животных.
Игровые действия: Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка и просит у нас помощи. Он совсем забыл насекомых и не может классифировать их. Поможем Незнайке, чтобы он запомнил? Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- пчела, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
- лягушка, комар, жук, бабочка;
- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
«Кто где живёт» (тема недели: Обустроим нашу группу (оформление содержания игрового уголка, центра детского творчества))
Дидактическая задача: развивать интерес к природе.
Игровая задача: научиться правильно определять жильё животного
Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать
Игровой материал: карточки с изображением животных, с изображением мест обитания различных животных.
Игровые действия: ребята, у меня есть картинки с изображением животных, а у вас – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Я буду показывать вам картинку с с изображением животного, а вы должны определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав мне карточку
«Летает, плавает, бегает» (тема недели: Мой мир)
Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.
Игровая задача: научиться правильно определять передвижения животных
Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать, не толкаться
Игровые действия: я буду показывать или называть вам объект живой природы. А вы должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
"С чем нельзя в лес ходить?" (тема недели: Весна)
Дидактическая задача: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Игровая задача: учиться обосновывать свой выбор
Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко
Игровой материал: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда
Игровые действия: ребята, у вас на столах лежат предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«Аптека Айболита" (тема недели: Здравствуй, лето!)
Дидактическая задача: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Игровая задача: отгадать лекарственное растение и рассказать о нем
Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко
Игровой материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).
Игровые действия: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".
Аналогичные игры можно проводить на такие темы как: "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.
Выбери нужное» (тема недели: Мой мир)
Дидактическая задача: развивать умение обобщать, выделять предметы сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Игровая задача: научиться правильно обобщать и выделять предметы сходные по свойствам
Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать
Игровой материал: картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.
Игровые действия: У вас на столе рассыпаны предметные картинки. Я буду называть какое-либо свойство или признак, а вы должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Угадай, что съел» (тема недели: Осень. Осеннее настроение)
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов
Игровая задача: угадать, что съел и найти такой же фрукт на столе
Игровое правило: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Игровой материал: Подобрать фрукты и овощи, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для сравнения и контроля.
Игровые действия: Приготовив овощи и фрукты (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: "Как во рту стало?" (Сладко, кисло, горько).
"Найди дерево по описанию" (тема недели: Мой мир)
Дидактическая задача: Найти предмет по описанию.
Игровая задача: найти дерево по рассказу воспитателя
Игровое правило: Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Игровые действия Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.
«Кто где живет?» (тема недели: Мой мир)
Дидактическая задача: закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).
Игровая задача: правильно найти жилище животного
Игровое правило: не выкрикивать, отвечать громко и четко
Игровой материал: планшет, на котором с одной стороны изображены раз личные животные, а с другой — их жилища, например: берлога, нора, улей, скворечник, гнездо. В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать лабиринты из разноцветных линий.
Игровые действия: В игре принимают участие двое и более детей. Они поочередно на ходят предлагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его жилище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неправильный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большее количество фишек.
«Что изменилось»
Дидактическая задача: закрепить знаний детей находить предметы по сходству
Игровая задача: найти похожее по описанию воспитателя
Игровое правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Игровой материал: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Игровые действия: воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в группе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".
Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....
Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".
Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....
Картотека дидактических игр экологического характера
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (се...
Перспективный план дидактических игр экологического характера в старшей подготовительной к школе группе
Материал может быть интересен для работы со старшими дошкольниками....
Сюжетно –ролевые игры с экологическим характером .
Сюжетно -ролевые экологические игры учат сотрудничеству , помогают осознать свою роль в принятии решений ,находить выход из различных экологических ситуаций....
Игры экологического характера
Игры экологического характера ...