Экологический проект в младшей группе «Мы друзья природы»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Проект познавательно - исследовательский «Мы друзья природы» направлен на обеспечение благоприятных условий для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Проект поможет достигнуть высокие результаты в социально – нравственном развитии детей; поможет в воспитании у детей трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать. Направлен на формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект в младшей группе «Мы друзья природы»

Автор разработчик: Стринадко Ольга Эдуардовна, воспитатель

Срок: долгосрочный 1 год

Вид: информационно – творческий

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. 

Описание проекта: 

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

      Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.    

     В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

     Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов, акций, мероприятий представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.

Прежде чем научить защищать и беречь окружающую природу, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.

Проект познавательно - исследовательский «Мы друзья природы» направлен на обеспечение благоприятных условий для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Достигнуть высокие результаты в социально – нравственном развитии детей. Поможет в воспитании у детей трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать. Так же формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом.

Данный проект предоставит детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Реализация данного проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект предназначен для детей, родителей и воспитателей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Программное содержание:

  1. Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации проекта; 
  2. Формирование экологического мировоззрения у дошкольников, повышения их экологической культуры   через различные виды деятельности, через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;
  3. Пополнить  методические материалы в группе новыми материалами  по  экологии.
  4. Привлечь внимание взрослых к проблеме экологического воспитания детей.
  5. Повышать компетентность  педагогов в формировании основ нравственно-экологической позиции дошкольников и  их родителей, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту;
  6. Повышать компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Актуальность проекта:

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково -исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Поэтому совместная работа воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить эту задачу. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков у дошкольника. Практическое применение стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

Объект проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Предмет проекта: развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности воспитанников.

Цель проекта: Развивать экологическую культуру детей и родителей; формировать чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

  1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
  2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
  4. Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
  5. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе. 

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Коллективная работа: оформление «Красной книги» для группы.
  2. Оформление фото-стенда для родителей по разным видам деятельности педагога с детьми во время проведения проекта.
  3. Пополнение наглядно - дидактического материала группы.
  4. Пополнение копилки дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
  5. Пополнение картотеки презентаций по теме проекта.
  6. Оформление центра экологии в группе и его пополнение.
  7. Приобретение новых комнатных растений для группы, участка детского сада.

Результат проекта:

Дети:

  • Проявляют интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляют бережное отношение к природе.
  • У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • Сформировалось представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
  • Развился интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
  • Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.

Родители:

  • Активное участие в проекте.
  • Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно -образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  1. обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
  2. составление перспективного плана.
  3. изучение и подбор методической литературы.
  4. определение методов:

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

- беседы;

- оснащение развивающей предметно-пространственной среды;

- экскурсии по территории детского сада, уход в огороде на окне;

 - игры;

- просмотр презентаций; просмотр видеофильмов и мультфильмов;

- трудовая деятельность детей;

- опытно-исследовательская деятельность;

- работа с родителями.

- сбор и изготовление информационного материала (метод. литература, презентации, дидактические игры, фото и т д.),

- изготовление аксессуаров для занятий и сюжетно-ролевых игр, мероприятий.

- оформление центра экологии;

- оформление книжного уголка в соответствии с темой;

- настольно-печатные игры;

- макеты «Животные нашего леса»

- плакаты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

- дополнение картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных, театрализованных игр;

- подбор детской художественной литературы по теме;

- пополнение картотеки стихотворений, загадок и художественной литературы по экологии;

- разведение комнатных растений в группе. 

Основной этап

Тематические беседы, занятия, праздники, досуги, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация презентаций по теме, дидактические игры, групповые выставки, семейные фотогазеты, мини-альбомы «Природа родного края.», «Чудеса  природы»,  рисунки, поделки; оформление центра экологии в  группе; оформление клумб , работа с родителями.

Заключительный этап

  1. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов
  2. Выставки рисунков, поделок;
  3. Экологический досуг «Мы – друзья природы»;
  4. Дипломы и сертификаты участникам интернет конкурсов;
  5. Материал для заочного консультирования родителей (памятки, брошюры и др.);
  6. Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту.

 

План работы

Работа с детьми:

Сюжетно – ролевые игры по экологическим темам.

Беседы «Как себя вести в лесу», «Зеленый ковер», «В какие игры можно играть на траве?», «Все ли спят на Земле», «Что можно увидеть в лесу», «Что такое лекарственное растение?», беседа «Я знаю, что можно, что нельзя».
Театрализация: «Ребята и зверята», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке», «Прогулка по лесу», «Собираемся в гости к Лесовичку», «Спор овощей», «Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Птенчик», «Дождик капает по крыше», «Ветерок».

Трудовая деятельность: «Посадка цветов», «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Экспериментальная деятельность – «Какая она вода?», «Прятки с водой», «Легкий и тяжелый (свойства мокрого и сухого песка)», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок», игры и эксперименты по разделу камни, песок, вода, воздух и др.
Опытно – исследовательская деятельность: «Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды», «Веселый зоопарк», «Когда поспеет ягода», «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».

Чтение художественной литературы:

Сказки: В.А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Птенец выпал из гнезда» «Стыдно перед соловушкой», Т. Холкина «», Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л.Г., из детского журнала «Колобок» сказки – «Колобок и загадки Бабы - Яги», «Колобок в гостях у цветочной феи», «Как колобок варенье варил», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Загадки: о птицах, животных, цветах, насекомых, деревьях, явлениях природы.
Пословицы и поговорки: о птицах, животных, цветах, насекомых.
Художественно – эстетическое развитие: НОД «Художественное творчество. Рисование» - «В нашем саду растут витамины», «Зеленое царство», «Одуванчик золотой».
НОД «Художественное творчество. Лепка» - «На деревьях я живу, листья сочные жую», «Улитка».
НОД «Художественное творчество». Аппликация «Расцвела сирень в саду», «Лес полон загадок и чудес» (коллективная аппликация).

Прослушивание музыкальных произведений:
«Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
«Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т.д.

Экологический досуг; подвижные игры: «Гриб, дерево, ягодка», «Ваза, тарелка, корзина», «Солнечные зайчики», «Цветок», «Зайка выйди в сад», «Улей», «Надуй шарик», «Беги к тому, что назову», «Садовник», «Жуки», «Огуречик», «С султанчиками», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т.д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики», «Чудные птицы», «Жучок», «Цветок», «Здравствуй солнце золотое», «Посадим цветы».
Гимнастика для глаз: «Сел медведь на бревнышко», «Дятел» и др.
Массаж: «Дождик», «Жук», сухой бассейн и т.д.
Динамические упражнения: «Хомка», «Божья коровка», «Васильки» и др.
Дыхательная гимнастика: «Веселые рыбки», «Ах, как ахнет!», «Подуй на цветок», «Бабочка» и др.


Работа с родителями:

Субботники;

Беседа с родителями: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Домашние животные дома», «Ребенок и природа», «Как привить любовь к животным детям», «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»,

Памятки: «Берегите природу», «Об этом нужно помнить», «Чем кормить птиц зимой».

Акции: «Бумажный бум», «Крышки», «Пакеты сдавайтесь»

Рекомендации по экологическому воспитанию детей дома:

Продолжать экологическое воспитание детей вне детского сада.

Наблюдать за живой и неживой природой, беседовать с детьми.

Наблюдать за птицами, животными, насекомыми во время прогулки с ребенком. По возможности посетить зоопарк.

Наблюдать за рыбками в аквариуме, или по возможности посетить с детьми «Океанариум».

Наблюдать за сезонными изменениями в природе и их особенностями.

Учить заботится, любить и не обижать птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.

Напоминать детям правила поведения в природе, показывая на своем собственном примере.

Беседовать с детьми об окружающей атмосфере: объяснить кто приносит вред ей, как она загрязняется, что надо делать и что не надо делать для того, чтоб наши водоемы, воздух, леса, улицы были чистыми и приносили нам только пользу.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМНИТЬ, ЧТО: дети копируют взрослых, родителей и если они сами будут беречь природу, показывая пример своим детям, то из наших детей вырастут настоящие «Защитники природы!».

 Список литературы:

  1. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное

пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

  1. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
  2. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -

Волгоград: Учитель, 2011

4.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5.. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение»

2002.

6.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.

7Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»

Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....

Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»

Презентация к экологическому проекту  во второй младшей группе  «Юные друзья природы»...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе . "Мы друзья природы" Бондаренко Т.А.

предназначен для воспитателей доу с целью расширения и уточнения знаний о природе....

Экологический проект в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы!»

Приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и ...

Экологический проект во второй младшей группы «Малыши – друзья природы»

Формироавать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста...

План - конспект экологического развлечения в младшей группе «Эколята — друзья и защитники природы»

Цель: познакомить детей со сказочными героями «Эколятами», воспитание бережного отношения к природе.Задачи:Образовательные: различать «героев» по именам и в...

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - друзья природы!"

Формирование экологических представлений у дошкольников, составляет основу бережного, ответственного отношения к природе. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесто...