Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: «Окно в природу: живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сумзина Татьяна Сергевна

Конспект  по познавательному развитию в средней группе

 

Тема: «Окно в природу: живая и неживая природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Окно в природу: живая и неживая природа»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1.Развивающие

  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
  • Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
  • Способствовать развитию познавательных интересов;
  • Приобщать к действенному отношению к природе.

2.Образовательные

  • Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • Учить решать проблемные задачи;
  • Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;

3.Воспитательные

  • Учить способам самостоятельного познания;
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
  • Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы: игровые, практические, словесные.

Материалы: картинки с изображением живой и неживой природы, схемы развития живых организмов (человека, цыпленка, дерева); нарисованное дерево на ватмане, краски (зеленая, красная, желтая, голубая, листы бумаги, смятые в комок; стаканчики с землей, фасоль, палочки, лейки с водой; куклы, избушка Бабы-Яги, иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Ход занятия:

Воспитатель:Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись и в сказке очутись!»

Воспитатель:Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Дети:Гуси-лебеди

Воспитатель: Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули и гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная.

А я возле девочки письмо нашла. Интересно, что же там? Прочитаем?

Дети: Да

Воспитатель:«Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга». Дети, ну, что, мы будем спасать Иванушку?

Дети:Да

Воспитатель:Ребята, а где же живет Баба-Яга, где нам ее искать?

 Дети:В лесу

Воспитатель:Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)

Воспитатель:Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна

Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.

Посмотрите, записка. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть понятие, а вы мне отвечать, что входит в это понятие.

Игра «Три слова»:

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

4. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

5. Зимующие птицы. (ворона,воробей, голубь)

5. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

6. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

7. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Воспитатель:Молодцы, вы все назвали правильно. Идем дальше.

Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.На полу лежит «волшебный» мешок.Ух, ты. Что это?

Дети: Мешок

Воспитатель:Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Да, тут картинки. Вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.).

А вот и задание:

- “Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся по картинкам). И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги “ (после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка).

Игра «Отгадай, что это?»:

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)

3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)

8. Чего не унесешь в решете? (воду)

9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

Воспитатель:А вот еще одно задание. Что же там? Ага. Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»

Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно? (Тепло + питание + вода + воздух + любовь). Так развивается и растет человек.

А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).

Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: - Тепло + питание + вода + воздух +забота.

Воспитатель:Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

А как же растут и развиваются растения? Растения - это.

Дети: Травы, деревья, кусты, цветы.

 Воспитатель: Ребята, а растения живые или неживые?

Дети: Растения живые

Воспитатель: Почему вы говорите, что растения живые?

Дети: растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.

Воспитатель:Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу?

Дети: Сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их Воспитатель:Зачем нужны растения?

Дети: Очищают воздух, позволяют легко дышать.

Воспитатель:Правильно, деревья называют легкими планеты.

Физминутка «Шел король по лесу».

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Воспитатель:А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала это дерево. Попробуйте его оживить.» Давайте вместе нарисуем дерево. На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.

Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

Воспитатель:Вот какая красивая картина у нас получилась.

Послушайте народные изречения о растениях:

Растение – земли украшение.

Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

Одно дерево погубил – посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

А вот и еще одно задание: «Вам необходимо что-нибудь посадить. Наверное, вы не сумеете это сделать. Ха-ха-ха.» Вот вредная Баба-яга. А мы все равно справимся, правда, ребята? Проходите к столу. Перед вами стоят стаканчики с землей. Сделайте палочкой ямку и положите туда фасолинку, заройте и полейте водой.

Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по наклейке на стаканчике (садят, поливают).

Дети возвращают Иванушку девочке.

Воспитатель:Ну, вот мы снова вернулись к себе в детский сад. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа»

сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Окно в природу: живая и неживая природа»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе«Окно в природу: живая и неживая природа»...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы. Тема: «Дошколята в Живой и неживой природе Севера. Путешествие с Юнной».

МБДОУ ЦРР Детский сад «Танюша»         Конспект НОДпо познавательно-речевому развитиюдетей старшей группы.Тема: «Дошколята в Живой и нежи...