Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Обобщение полученных знаний детей о живой и неживой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №17

города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Конспект  НОД  по познавательному развитию

          в подготовительной к школе группе.

      Тема: «Живая и неживая природа».

                                                                             Выполнила:

                                                                          Воспитатель ВКК  Силкова Г.А.

                                             г.Россошь 2017г

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе

Образовательные задачи:  закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы, о взаимосвязи жизни человека и природы; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Развивающие задачи: развивать речь детей; развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; развивать навыки учебной деятельности.

Воспитательные задачи:  продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе);

Методы стимулирования и мотивации: загадывание загадки, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.

Методы организации учебно – познавательного процесса: игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.

Практические методы: метод коллективных заданий, моделирование.

Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, животные севера, животные жарких стран (пассивный), развивается, размножается, питается, изменяется, дышит.

Оборудование: ТСО – магнитофон, кусочек мела и два стаканчика, один с водой, клей ПВА, клеенка, салфетка.

Демонстрационный материал: 3 круга (зеленый, синий, красный, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сова, морж, тюлень, олень, полярная сова, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.); кубики с изображением (белки, елки, шишки,  земли, воздуха, солнца, воды).

Раздаточный материал: на каждого ребенка тарелочка с карточками (зеленая, красная, белая).

Предварительная работа: цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти. Чтение стихотворения «Живой букварь».

Ход занятия:

I. Мотивационно-побудительный:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)

Воспитатель: (Загадка - ребенок)

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг... (природа).

Вос-ль: Что такое природа?

Дети: Природа - это то, что существует независимо от человека (т.е. без помощи человека). Природа-это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, земля, животные, насекомые, растения.

-- Как вы думаете, к каким объектам относится человек?  Докажите, что человек относится к живой природе.

Дети: Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест (питается), размножается, умирает (добавляю картинку к объектам живой природы)

Вос-ль: А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)

А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.

Дети: Человек — часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду, любовь родных).

Вос-ль: А чем человек отличается от других живых объектов природы?

Дети: Человек умеет думать, рассуждать, читать, писать и т. д.

Вос-ль: Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

Вос-ль: Что нельзя назвать природой?

Дети: То, что сделано руками человека.

Вос-ль: Правильно, это уже называется рукотворный мир. (дети садятся за столы)

Д/игра: «Природа бывает разной» (работа в парах с карточками)

(Воспитатель называет объекты живой и неживой природы  (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух,  растения, животные, насекомые,

птицы, рыбы)

Живой объект - зеленая карточка, неживой — красная. В конце игры называю «самолет».

Вос-ль: Самолет есть в природе? Дети высказывают свое мнение.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Д/игра: «На что похоже». Например: вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик, гриб — зонтик, парашют — одуванчик,

мост — радугу, вентилятор — ветер, иголка — иголки у ежа,  ковер — трава,

пол — земля(почва) и т.д.

Вос-ль: Природа существует независимо от человека (опытническая деятельность)

- Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики — один пустой, другой с водой.

  • Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?

- Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

  • Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?

- Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.

Вос-ль: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут.

Вос-ль: - А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

II.Вос-ль: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, и даже стать участниками этих передач.

Физкультминутка «Мы – шоферы».

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шоферы хоть куда!

Программа: «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).

Вос-ль: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».

- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко на вопросы и полными предложениями.

1. Назовите лиственное дерево с белой корой?

3. Что значит «волка ноги кормят»?

4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?

5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

7. Что птицам страшнее – голод или холод?

8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?

9. Почему домашние растения наклоняются в сторону окна?

10. Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

11.Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

12. Кто на себе дом носит? (Улитка)

13. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

14. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

15.  Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

16. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

17. Какое животное называют “кораблём пустыни” (верблюд)

18. Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

19.  Какие звери летают? – летучие мыши.

20. Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

21. Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

Вос-ль: - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

- А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.

Звучит заставка к программе «В мире животных».

Вос-ль: Вот мы попали на программу «В мире животных».

Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.

- Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).

- А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой (строением), местом произрастания).

- Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).

Д/и: «Кто, где живет?» 

- А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, красный круг - пустыня и степи, теплые страны).

(Дети должны доказать правильность своих действий).

- Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).

(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)

Вос-ль: Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».

- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.

Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.

Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)

- Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).

- На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки (сосны) и поставьте под кубиком белки).

- А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).

- Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.

- Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.

Итак,  какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Все находится в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой и наоборот.)

-Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы придумать новую передачу о природе? Как бы вы ее назвали. И о чем бы в ней рассказали? А я бы придумала очень нужную, полезную и интересную программу «Помоги природе».

(Воспитатель выставляет картинки.)  Слушаются жалобы, бабочки, елочки, птицы, муравья, рыбы. Каждая жалоба обсуждается и дети дают советы как помочь.

Бабочка: Что за слон пришел к нам в лес?

Только шум стоит и треск?

Елочка: Все веточки мне обломал.

Бабочка: Крылышко мое сломал.

Птица: Сбил мое гнездо на ели.

Муравей: Разорил мой муравейник.

Рыба: Водоем мне загрязнил.

Елочка: И лесу сильно навредил.

-Ребята, кто же это мог сделать? Какими правилами поведения в природе мы можем помочь нашим гостям? (Нельзя трогать насекомых, громко включать музыку и не шуметь, животные очень тревожатся, рвать цветы, вырубать деревья и ломать ветки, разжигать костры, разорять муравейники, оставлять мусор).

Вос-ль: Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе). Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации.

 Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

 Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

 Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

 Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

 Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

 Не попросит ничего!

 У природы круглый год

Обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород,

 Весь большой лесной народ

 Учат крепкой дружбе.

-Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу! 

 III. Аппликация: «Берегите природу» (муз. «Дорогою добра»).

Вос-ль: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку — природы.

«Аутотренинг» (Д. Лолвий «Одинокий пастух» -музыка природы)

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы,

Пахнет ароматом лесных ягод и цветов

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником природы.

Расслабтесь, вы ощущаете,

Как в вас вливается положительная энергия леса.

Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла.

(Открыли глаза. Тихонько встали.)

Вос-ль: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

  • дотроньтесь друг друга кулачками
  • дотроньтесь друг друга локотками
  • дотроньтесь друг друга ладошками

Подводится итог занятия: 

- Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Клуб путешественников».)

- О чем сегодня мы с вами говорили?

(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры: «Природа бывает разной»; «На что похоже?»; «Кто где живет?»; «Живая и неживая природа».)

 -Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.  Берегите всё, что есть на Земле!

-Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной к школе группе Тема: «Как вести себя в природе. Вот так лес!»

Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; ф...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...

Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы Тема: «Музыка в гармонии с природой».

Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы  Тема:  «Музыка в гармонии с природой»....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа»

сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы...

План воспитательно-образовательной деятельности подготовительная к школе группа Тема недели: «Живая природа Арктики и Крайнего Севера»

План воспитательно-образовательной деятельности с 21.11.2022г. по 25.11.2022г.          Подготовительная к школе группа  Тема недели: «Живая природа ...