"Деревья и растения - нашей земли украшение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, родной природе; представлений о неразрывной связи человека и природы; воспитание любови и бережного отношения к природе, желание принимать участие в охране природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Деревья и растения – нашей земли украшение»
Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» станицы Зольской - Полякова Людмила Васильевна
Цель: способствовать развитию логического развития детей, развивать стремление любить и беречь окружающую природу
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
-учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (хвойный лес, берёзовая роща и т.д.); соотносить плоды и конкретные деревья;
- учить создавать образ дерева путём обрывания бумаги;
- закрепить знания детей о строении деревьев и растений; условиях их роста и развития;
- уточнить представления детей о значении деревьев в жизни человека и животных;
-формировать представления детей о неразрывной связи человека и природы;
Развивающие:
- развивать связную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать поисково- познавательную деятельность;
-развивать мелкую моторику;
Воспитывающие:
- продолжать учить детей правильному поведению в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание принимать участие в охране природы;
-вызывать эмоциональный отклик в процессе ознакомления с родной природой
Интегрируемые области: «познавательное развитие», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «художественное творчество» (аппликация, музыка)
Предварительная работа: рассматривание картин; экскурсии в природу; чтение и заучивание стихов и пословиц о природе; сбор и оформление гербария в свободной деятельности; наблюдения на прогулках за деревьями, растениями и кустарниками в разное время года; проведение дидактических игр по данной теме
Словарная работа:
- уточнить лексическое значение слов: старичок-лесовичок, берёзовый сок;
и ввести их в активный словарь детей;
-помочь запомнить новую пословицу «Деревья и растения- нашей земли украшения»; добиваться чёткого произношения звуков; интонационной выразительности речи
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал: пейзажи картин и деревьев; слайды о природе; гербарий листьев; природоохранные знаки; звукозапись пения птиц в лесу;
- раздаточный материал: набор карточек плодов и листьев деревьев; набор карточек по условиям роста и развития растений и деревьев; цветная бумага, клей
Ход занятия:
1.Вводная часть – мотивационный этап:
Воспитатель:
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Подарим друг другу улыбки )
Ребята, сегодня у нас с вами необычный день. Сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, и они станут нашими добрыми друзьями.
Дети, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила возле дверей вот такую красивую коробочку. Мне очень интересно было узнать, что в ней лежит, но я решила дождаться вас и открыть её вместе с вами. Давайте откроем её вместе сейчас?
Воспитатель открывает музыкальную коробочку – в ней письмо от лесовичка с приглашением и билетами в весенний лес:
«Собирайтесь скорее в необычный поход
Ждут Вас тайны лесные
В лес тропинка зовёт. - Старичок-лесовичок»-
Знаете, кто такой старичок-лесовичок?
- Это хранитель всех лесных богатств: деревьев, растений, птиц и насекомых в лесу.
Знаете что такое лес? (место, где растёт много разных деревьев);
Какие деревья вы знаете? (далее идут ответы детей)
- Берёза, сосна, рябина, клён, дуб и т.д.
2. Основная часть – содержательный этап.
Воспитатель:
-Молодцы! Но как мы отправимся в лес, я и не знаю… Ой, да здесь в коробочке ещё что-то есть! ( билеты)
- Дети, но чтобы получить билет и отправиться в путешествие, нам нужно ответить на вопросы:
Игра «Какой бывает лес? (демонстрация картин, ответы детей)
Воспитатель: (обобщает ответы детей) Если в лесу растут одни берёзы- то это берёзовая роща; если растут только дубы- дубрава; ели- ельник; сосны- сосновый бор; если разные деревья- это смешанный лес.
Вопросы к детям:
-Какие деревья растут в дубраве?
-Как называется место, где растёт много елей?
-Какие деревья растут в сосновом бору?
- Что такое берёзовая роща?
Да, ребята, наша планета- удивительный и чудесный мир. Всё, что нас окружает называется природой. Мы с вами – часть этой природы.
-А вы знаете как нужно вести себя в природе?(индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Что в лесу делать нельзя?
- Ломать деревья, рубить их, разводить костры
-Разорять птичьи гнёзда, вынимать яйца из гнёзд и птенцов
- Убивать ящериц, лягушек, жаб, змей
- Повреждать норы животных, разорять муравейники
- Шуметь в лесу и включать громко музыку
-Оставлять после себя мусор
- собирать и кушать незнакомые грибы и ягоды;
Что в лесу делать можно?
- Помочь раненым птицам и животным
-Разводить костры только в специальных местах
-уносить мусор с собой
- любоваться природой;
Воспитатель:
«Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни…
Воспитатель: Вы все молодцы, ребята, заработали билеты для путешествия в весенний лес. (воспитатель раздаёт детям билеты)
Задание детям: место нужно занять согласно билету: игра «Найди свой плод» (дубовый листок- желудь, ореховый листок – орех, каштановый листок – каштан и т.д.)
- Давайте проверим все ли правильно заняли свои места?
- Я села на место где нарисован дубовый листок, т.к. у меня на билете нарисован желудь и т.д. (ответы других детей)
-Молодцы! Все правильно заняли свои места, теперь закроем глаза, скажем волшебные слова и в путь! (билеты положили под стульчики)
«Стульчики волшебные,
Вы – наши друзья!
Летите, летите,
В весенний лес нас несите!»
Воспитатель: Посмотрите вокруг, ребята, что это такое? Где это мы?
Если отгадаете загадку, сразу узнаете где мы находимся:
«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает» (лес)
- Правильно! В лесу. Сколько здесь деревьев, кустарников! Любой лес напоминает многоэтажный дом. В этом доме каждый этаж называется ярусом. Верхний ярус образуют кроны высоких деревьев; средний ярус образуют молодые деревья и кустарники; в самом нижнем ярусе растут травы, цветы, трава, мох.
Долгожители в мире растений – деревья. Некоторые из них живут сотни лет.
Воспитатель:
- А что есть у деревьев? (ответы детей) Ствол, корень, ветви, листья и плоды.
- А для чего деревьям и растениям нужен корень? (ответы детей) С помощью корня все растения, деревья и кустарники прочно держаться за почву.
Воспитатель: (обобщает ответы детей) Корень сильный, длинный, он кормит ствол и ветви деревьев, стебель и листья растений. И ствол и стебель растений и деревьев – кладовая. В тёплое время года в нём накапливается влага и питательные вещества, а зимой - используется. Кора деревьев – это кожа. Она защищает деревья и растения от ветра и холода, а в жару от солнца. Она защищает внутреннюю часть дерева от повреждений и высыхания. Через повреждённую кору проникают различные мошки, жучки и губят деревья. И здесь на помощь деревьям приходят птицы. Они уничтожают вредных насекомых и жучков.
Вопросы к детям:
- По каким признакам можно узнать названия деревьев? (по листьям, коре, иголочкам.
-У какого дерева вместо листочков – иголочки? ( елка, сосна)
- А какое дерево, можно узнать по его коре? (берёза)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Подойдите ко мне. (дети встают)
Д/и «Условия роста растений, кустарников и деревьев»
(задание детям: выбрать карточки, на которых изображено то, что нужно для роста и жизни наших растений , кустарников и деревьев: солнце, туча с дождём, ветер, птицы, насекомые, дождевые черви). Ответы детей по карточкам:
-Солнце- источник света. Дерево не может жить без света. Солнце как художник, окрашивает все листья в зелёный цвет.Сосна любит жить на светлых местах, а ель и липа могут расти в тёмных местах.
-Деревья пьют воду как и люди. Одни деревья пьют много воды, другие – мало.Воду дерево получает с дождём, градом, снегом, росой. Зимой снег укрывает корни от холода, а весной снег тает и поит водой дерево.
- Деревья, как и люди должны дышать. Растениям и деревьям нужен чистый воздух. Они дают человеку кислород.
- Птицы едят плоды деревьев и разносят в клюве семена, питаются личинками и насекомыми, живущими на дереве.
-Пчёлы, бабочки, шмели пьют сок из цветков и опыляют их.
- Дождевые черви рыхлят почву, чтобы растениям было легче расти и развиваться.
Воспитатель: Правильно, ребята. Все в природе взаимосвязано, все помогают друг другу и плохо им жить друг без друга, поэтому природу нужно беречь!
Физкультминутка:
«Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать-
Хлоп-хлоп-хлоп, (дети хлопают)
Не умел он топать-
Топ-топ-топ (дети топают).
Не умел он прыгать-
Прыг-прыг-прыг (прыгают).
А ребята в лес пришли, ёжика в лесу нашли,
Научили хлопать-
Хлоп-хлоп-хлоп,
Научили топать
Топ-топ-топ,
Научили прыгать (прыгают),
Научили бегать (бег на месте)»
Д/и «Для чего нам нужен лес? – в этой игре вам нужно рассказать о роли дерева в жизни животных, птиц, людей.
Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьевпитаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда; для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.
Воспитатель: Молодцы. Да, ребята, с деревьями красиво, они приносят пользу: очищают воздух, укрывают от жары в летний жаркий день, из древесины делают бумагу, мебель, краски, плетут корзины, веники; Но самое главное – все растения, деревья и кустарники выделяют кислород, который нужен человеку и животным для дыхания. (Появляется старичок-лесовичок)
Он благодарит детей что они пришли в гости к нему в лес, знают и соблюдают правила поведения в лесу, знают много о лесе.
А берегут ли дети зелёные насаждения в природе? (ответы детей)
Воспитатель: Послушай, старичок-лесовичок, какие пословицы о природе знают дети (ответы детей):
«Лес- богатство и краса, береги свои леса»
« Враг природы тот, кто леса не бережёт»
« Много леса – не губи, мало леса- береги, нет леса- посади»
«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»
« Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить»
« По лесу ходи- под ноги гляди! Птиц, зверей оберегай- никогда не обижай»
А я знаю ещё вот какую пословицу: Деревья и растения – нашей земли украшение. Давайте скажем её вместе и запомним её. (индивидуальная работа по запоминанию новой пословицы)
Лесовичок говорит, что он следит за порядком в лесу, но вот одна берёзка грустная стоит без листьев и птицы в лесу не поют. Весна только началась. Посмотрите, дети, на берёзке есть почки, но нет листочков. Давайте поможем дереву распустить листочки, может и птицы запоют…
3. Заключительная часть - рефлексивный этап:
Самостоятельная работа детей за столами: дети делают листочки методом обрывания, а потом приклеивают их на деревья (прямо на почки).
Посмотрите, дети, какая красивая стала берёзка, листочки распустились. Белоствольная, кудрявая, шелковистая- такими ласковыми словами называют берёзу. О ней сложено много песен и стихов. Берёза даёт вкусный и питательный сок. Только собирать его нужно осторожно, чтобы не повредить дереву. Плоды берёзы- серёжки.
Ой, посмотрите, и птицы прилетели, сели на берёзу (воспитатель «сажает» картинки птиц на берёзку) и запели (звукозапись пения птиц в лесу)
Итог:
Воспитатель: Лесовичок рад, что у него появились такие друзья, благодарит вас за помощь и в подарок от него и берёзки - берёзовый сок, чтобы все дети росли крепкими, здоровыми и весёлыми, ведь сок очень полезен.
Сейчас мы с Вами возвращаемся в детский сад и там попробуем угощение.
Занимайте свои места и в путь:
«Стульчики волшебные,
Вы – наши друзья!
Летите, летите,
В детский сад нас перенесите!»
Понравилось вам путешествие? А что больше всего понравилось? (ответы детей).
Я довольна вами, мне понравилось, как вы вели себя в лесу, отвечали на все вопросы, а сейчас пора пробовать угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой досуг "Растения - земли украшения"
В содержание речевого досуга включены познавательно-игровые задания, объединенные в сказочно-игровой сюжет. Содержание речевого досуга направлено на закрепление лексико-грамматических представл...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»
Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...
Проект "Деревья - Земли украшенья"
Лес – наше богатство. Эту фразу мы слышим регулярно. Но при этом не осознаем, что любое богатство, если его не приумножать, рано или поздно иссякнет. В настоящее время особенно остро стоит вопро...
Мини-проект по исследовательской деятельности "Растение-земли украшение"
Проект по исследовательской деятельности "Растение-земли украшение" подготовлен для детей старшего дошкольного возраста с применением опытнической деятельности....
Комнатные растения - наши гости из жарких стран. Старшая группа, основы науки и естествознания, тема "Комнатные растения"
Занимательное занятие в виде презентации по основам науки и естествознания по теме "Комнатные растения" для старшей группы детского сада, знакомящее детей с происхождением разных растен...
Планирование в старшей группе.«Деревья и кустарники. Деревья, кустарники в наших парках, лесопарках, на участке».
Планировыание в старшей группе "Деревья и кустарники........
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде ...