"Деревья и растения - нашей земли украшение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Людмила Васильевна

Формирование у детей  познавательного интереса к окружающему миру, родной природе; представлений о неразрывной связи человека  и природы; воспитание  любови и бережного отношения к природе, желание принимать участие в охране природы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей  группе

Тема: «Деревья и растения – нашей земли украшение»

Подготовила  воспитатель МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» станицы Зольской - Полякова Людмила Васильевна

Цель: способствовать развитию логического развития детей, развивать стремление любить и беречь окружающую природу

Программные задачи:

Образовательные:

- формировать у детей  познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

-учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (хвойный лес, берёзовая роща и т.д.); соотносить плоды и конкретные деревья;

- учить создавать образ дерева путём обрывания бумаги;

- закрепить знания детей о строении деревьев и растений; условиях их роста и развития;

- уточнить представления детей о значении деревьев в жизни человека и животных;

-формировать представления детей о неразрывной связи человека  и природы;

Развивающие:

- развивать связную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивать поисково- познавательную  деятельность;

-развивать мелкую моторику;

Воспитывающие:

- продолжать учить детей  правильному поведению  в природе;

- воспитывать  любовь и бережное отношение к природе, желание принимать участие в охране природы;

-вызывать эмоциональный отклик в процессе ознакомления с родной природой

Интегрируемые области: «познавательное развитие», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «художественное творчество» (аппликация, музыка)

Предварительная работа: рассматривание картин;  экскурсии в природу; чтение и заучивание стихов и пословиц о природе; сбор и оформление гербария в свободной деятельности; наблюдения на прогулках за деревьями, растениями и кустарниками в разное время года; проведение дидактических игр по данной теме

Словарная работа:

- уточнить лексическое значение слов: старичок-лесовичок, берёзовый сок;

и ввести их в активный словарь детей;

-помочь запомнить новую пословицу «Деревья и растения- нашей земли украшения»;  добиваться чёткого произношения звуков; интонационной выразительности речи

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: пейзажи картин и деревьев;  слайды о природе;  гербарий листьев; природоохранные знаки; звукозапись пения птиц в лесу;

- раздаточный материал: набор карточек плодов и листьев деревьев; набор карточек по условиям роста и развития растений и деревьев; цветная бумага, клей

                                                    Ход занятия:

1.Вводная часть – мотивационный этап:

Воспитатель:

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Подарим друг другу улыбки )

Ребята, сегодня у нас с вами необычный день. Сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь   с   ними, улыбнитесь им, и они станут нашими добрыми друзьями.

Дети, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила возле дверей вот такую красивую коробочку. Мне очень интересно было узнать, что в ней лежит, но я решила дождаться  вас и открыть её  вместе с вами. Давайте откроем  её вместе  сейчас?

 Воспитатель открывает музыкальную коробочку – в ней письмо от лесовичка с приглашением и билетами в весенний лес:

«Собирайтесь скорее в необычный поход

Ждут Вас тайны лесные

В лес тропинка зовёт.      -  Старичок-лесовичок»-

Знаете, кто такой старичок-лесовичок?

- Это хранитель всех лесных богатств: деревьев, растений, птиц и насекомых в лесу.

Знаете что такое лес? (место, где растёт много разных деревьев);

Какие деревья вы знаете?  (далее идут ответы детей)

- Берёза, сосна, рябина, клён, дуб и т.д.

2. Основная часть – содержательный этап.

Воспитатель:

-Молодцы! Но как мы отправимся в лес, я и не знаю… Ой, да здесь в коробочке ещё что-то есть! ( билеты)

- Дети, но чтобы получить билет и отправиться в путешествие, нам нужно ответить на вопросы:

Игра «Какой бывает лес? (демонстрация картин, ответы детей)

Воспитатель: (обобщает ответы детей) Если в лесу  растут одни берёзы- то это берёзовая роща; если растут только дубы- дубрава; ели- ельник; сосны- сосновый бор; если разные деревья- это смешанный лес.

Вопросы к детям:

-Какие деревья растут в дубраве?

-Как называется место, где растёт много елей?

-Какие деревья растут в сосновом бору?

- Что такое берёзовая роща?

Да, ребята, наша планета- удивительный и чудесный мир. Всё, что нас окружает называется природой. Мы с вами – часть этой природы.

-А вы знаете как нужно вести себя в природе?(индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Что в лесу делать нельзя?

- Ломать деревья, рубить их, разводить костры

-Разорять птичьи гнёзда, вынимать яйца из гнёзд и птенцов

- Убивать ящериц, лягушек, жаб, змей

- Повреждать норы животных, разорять муравейники

- Шуметь в лесу и включать громко музыку

-Оставлять после себя мусор

- собирать и кушать незнакомые грибы и ягоды;

Что в лесу делать можно?

- Помочь раненым птицам и животным

-Разводить костры только в специальных местах

-уносить мусор с собой

- любоваться природой;

Воспитатель:

«Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

Воспитатель: Вы все молодцы,  ребята, заработали билеты для путешествия в весенний лес. (воспитатель раздаёт детям билеты)

Задание детям: место нужно занять согласно билету: игра «Найди свой плод» (дубовый листок- желудь, ореховый листок – орех, каштановый листок – каштан и т.д.)

- Давайте проверим все ли правильно заняли свои места?

- Я села на место где нарисован дубовый листок, т.к. у меня на билете нарисован желудь и т.д. (ответы других детей)

-Молодцы! Все правильно заняли свои места, теперь закроем глаза, скажем волшебные слова и в путь! (билеты положили под стульчики)

«Стульчики волшебные,

Вы – наши друзья!

Летите, летите,

В весенний лес нас несите!»

Воспитатель: Посмотрите вокруг, ребята, что это такое? Где это мы?

 Если отгадаете  загадку, сразу узнаете где мы находимся:

«Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает» (лес)

- Правильно! В лесу. Сколько здесь деревьев, кустарников! Любой лес напоминает многоэтажный дом. В этом доме каждый этаж называется ярусом. Верхний ярус образуют кроны высоких  деревьев; средний ярус образуют молодые деревья и кустарники; в самом нижнем ярусе растут травы, цветы, трава, мох.

Долгожители в мире растений – деревья. Некоторые из них живут сотни лет.

Воспитатель: 

- А что есть у деревьев? (ответы детей) Ствол, корень, ветви, листья и плоды.

- А для чего деревьям и растениям нужен корень? (ответы детей) С помощью корня все растения, деревья и кустарники прочно держаться за почву.

Воспитатель: (обобщает ответы детей) Корень сильный, длинный, он кормит ствол  и ветви деревьев, стебель и листья растений. И ствол  и стебель растений и деревьев – кладовая. В тёплое время года в  нём накапливается влага и питательные вещества, а зимой - используется. Кора деревьев – это кожа. Она защищает деревья и растения от  ветра и холода, а в жару от солнца. Она защищает внутреннюю часть дерева от повреждений и высыхания. Через повреждённую кору проникают различные мошки, жучки и губят деревья. И здесь на помощь деревьям приходят птицы. Они уничтожают вредных насекомых и жучков.

Вопросы к детям:

- По каким признакам  можно узнать названия деревьев? (по листьям, коре, иголочкам.

-У какого дерева вместо листочков – иголочки? ( елка, сосна)

- А какое дерево, можно узнать по его коре? (берёза)

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Подойдите ко мне. (дети встают)

Д/и «Условия роста растений, кустарников и деревьев»

(задание детям: выбрать карточки, на которых изображено то, что нужно для роста и жизни наших растений , кустарников и деревьев: солнце, туча с дождём, ветер, птицы, насекомые, дождевые черви). Ответы детей по карточкам:

-Солнце- источник света. Дерево не может жить без света. Солнце как художник, окрашивает все листья в зелёный цвет.Сосна любит жить на светлых местах, а ель и липа могут расти в тёмных местах.

-Деревья пьют воду как и люди. Одни деревья пьют много воды, другие – мало.Воду дерево получает с дождём, градом, снегом, росой. Зимой снег укрывает корни от холода, а весной снег тает и поит водой дерево.

- Деревья, как и люди должны дышать. Растениям и деревьям нужен чистый воздух. Они дают человеку кислород.

- Птицы едят плоды деревьев и разносят в клюве семена, питаются личинками и насекомыми, живущими на дереве.

-Пчёлы, бабочки, шмели пьют сок из цветков и опыляют их.

- Дождевые черви рыхлят почву, чтобы растениям было легче расти и развиваться.

Воспитатель: Правильно, ребята. Все в природе взаимосвязано, все помогают друг другу и плохо им жить друг без друга, поэтому  природу нужно беречь!

Физкультминутка:

«Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек,

Не умел он хлопать-

Хлоп-хлоп-хлоп,   (дети хлопают)

Не умел он топать-

Топ-топ-топ (дети топают).

Не умел он прыгать-

Прыг-прыг-прыг (прыгают).

А ребята в лес пришли, ёжика в лесу нашли,

Научили хлопать-

Хлоп-хлоп-хлоп,

Научили топать

Топ-топ-топ,

Научили прыгать (прыгают),

Научили бегать (бег на месте)»

Д/и «Для чего нам нужен лес?  –  в этой игре вам нужно рассказать о роли дерева в жизни животных, птиц, людей.

Ответы детей:

-  это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьевпитаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса;

 - это место для постройки гнезда;  для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

 - для художника это объект для картин;

 - для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.

Воспитатель: Молодцы. Да, ребята, с деревьями красиво, они приносят пользу: очищают воздух, укрывают от жары в летний жаркий день, из древесины делают бумагу, мебель, краски, плетут корзины, веники; Но самое главное – все растения, деревья и кустарники выделяют кислород, который нужен человеку и животным для дыхания.  (Появляется  старичок-лесовичок)

Он благодарит детей что они пришли в гости к нему в лес, знают и соблюдают правила поведения в лесу, знают много о лесе.

А берегут ли дети зелёные насаждения в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Послушай, старичок-лесовичок, какие  пословицы о природе   знают дети  (ответы детей):

«Лес- богатство и краса, береги свои леса»

« Враг природы тот, кто леса не бережёт»

« Много леса – не губи, мало леса- береги, нет леса- посади»

«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»

« Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить»

« По лесу ходи- под ноги гляди! Птиц, зверей оберегай- никогда не обижай»

 А я знаю ещё вот какую пословицу: Деревья и растения – нашей земли украшение. Давайте скажем её вместе и запомним её. (индивидуальная работа по запоминанию новой  пословицы)

Лесовичок говорит, что он следит за порядком в лесу, но вот одна берёзка грустная  стоит без листьев и птицы в лесу не поют. Весна только началась. Посмотрите, дети, на берёзке есть почки, но нет листочков. Давайте поможем дереву распустить листочки, может и птицы запоют…

3. Заключительная часть - рефлексивный этап:

Самостоятельная работа детей за столами: дети делают листочки методом обрывания, а потом приклеивают их на деревья (прямо на почки).

Посмотрите, дети, какая красивая стала берёзка, листочки распустились. Белоствольная, кудрявая, шелковистая- такими ласковыми словами называют берёзу. О ней сложено много песен и стихов. Берёза даёт вкусный и питательный сок. Только собирать его нужно осторожно, чтобы не повредить дереву. Плоды берёзы- серёжки.

Ой, посмотрите, и птицы прилетели, сели на берёзу (воспитатель «сажает» картинки птиц на берёзку) и  запели (звукозапись пения птиц в лесу)

Итог:

Воспитатель: Лесовичок рад, что у него появились такие друзья,  благодарит вас  за помощь и в подарок от него и берёзки -  берёзовый сок, чтобы все дети росли крепкими, здоровыми и весёлыми, ведь сок очень полезен.

 Сейчас мы с Вами возвращаемся в детский сад и там попробуем угощение.

Занимайте свои места и в путь:

«Стульчики волшебные,

Вы – наши друзья!

Летите, летите,

В  детский сад нас перенесите!»

Понравилось вам путешествие?  А что больше всего понравилось? (ответы детей).

Я довольна вами, мне понравилось, как вы вели себя в лесу, отвечали на все вопросы, а  сейчас пора пробовать угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой досуг "Растения - земли украшения"

В содержание речевого досуга включены познавательно-игровые задания, объединенные в сказочно-игровой сюжет. Содержание речевого досуга направлено на закрепление лексико-грамматических представл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Проект "Деревья - Земли украшенья"

Лес – наше богатство. Эту фразу мы слышим регулярно. Но при этом не осознаем, что любое богатство, если его не приумножать, рано или поздно иссякнет. В настоящее время особенно остро стоит вопро...

Мини-проект по исследовательской деятельности "Растение-земли украшение"

Проект по исследовательской деятельности "Растение-земли украшение" подготовлен для детей старшего дошкольного возраста с применением опытнической деятельности....

Комнатные растения - наши гости из жарких стран. Старшая группа, основы науки и естествознания, тема "Комнатные растения"

Занимательное занятие в виде презентации по основам науки и естествознания по теме "Комнатные растения" для старшей группы детского сада, знакомящее детей с происхождением разных растен...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Растение – земли украшение».

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Экологическое воспитание дошкольников, прежде ...