Проект "Бумага и ее свойства"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление детей с различными видами бумаги и создание коллекции разных видов бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bumaga_i_ee_svoystva.docx | 63.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 22»
Проект «Бумага и ее свойства»
в старшей группе № 10 «Улыбка»
Проект выполнила:
Семыкина О. Н.
г. Чита
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев
Паспорт проекта «МИР БУМАГИ И ЕЕ СВОЙСТВА»
Семыкина Олеся Николаевна, воспитатель МБДОУ №22 «Ладушки»
Тема проекта: «Мир бумаги и ее свойства».
Проблема проекта: откуда появляется бумага? Как ее делают? Что для этого нужно?
Актуальность проекта: Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Бумага - самый доступный и распространённый материал для детского творчества.
Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, нами был разработан проект по теме: «Мир бумаги и ее свойства». Считаем, что работа по данной теме будет способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения, а также развивать поисковую деятельность у детей и эстетический вкус.
Тип проекта: познавательно-творческо-исследовательский.
По характеру: детско-взрослый.
По длительности (сроки реализации): среднесрочный (3 месяца).
По количеству участников: старшая группа № 10 «Улыбка».
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.
Цель проекта:
Ознакомление детей с различными видами бумаги и создание коллекции разных видов бумаги.
Задачи проекта:
Познакомить детей со свойствами бумаги в различных изделиях и открыть ее новые возможности.
Развивать поисковую деятельность, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.
Формировать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами, технике квиллинг, папье-маше, обрывной аппликации.
Привлечь родителей для реализации проекта.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к окружающему миру.
Предполагаемый результат: создание коллекции бумаги.
Этапы реализации проекта
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «МИР БУМАГИ И ЕЕ СВОЙСТВА»
Занятия
1. Тема: «Тайна бумажного листа»
Цель: Ознакомление детей с историей возникновения бумаги.
Задача: обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни.
Материал: камни, береста, бумага, гуашь, карандаши, острая палочка.
Педагог предлагает детям рассмотреть камень, бересту и лист бумаги. Что у них может быть общего? Если дети затрудняются с ответом, попросите их нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать (нарисовать) их карандашом на бумаге. Расскажите, что люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае более 2000 лет.
Открытие бумаги по праву считалось выдающимся событием, и долгое время хранилось в строгой тайне. Никто не догадывался, что технология изготовления этого чудесного материала была достаточно простой. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали раствором гашеной извести, разбивали деревянными молотками и разбавляли водой. Полученную бумажную массу зачерпывали натянутой на раму сеткой. Вода стекала через ее ячейки, а на поверхности оставались влажные листы, которые затем спрессовывали и сушили. Торговцы из Китая, путешествуя с этим бесценным грузом, пришли в город Самарканд. Здесь арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Сейчас бумагу изготавливают бумагоделательные машины из дерева, макулатуры или тряпья. Об этом мы узнаем на следующем занятии.
Задание детям: найти в группе предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. (Отдельно собираются предметы, имеющие отношение к теме: различные упаковки, журналы, газеты, тетради, книги и т. д.)
Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? На отдельный лист ватмана (тоже бумага!) дети приклеивают салфетки, писчую, туалетную бумагу, бумажные обои и т. п. Кроме того, они вместе с детьми исследуют, как их семья использует бумагу. Стараются ли они это делать экономно? Куда девают отходы?
Педагог предлагает дошкольникам поиграть: нужно представить, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?
2. Тема: «Как делают бумагу»
Цель: Ознакомление детей с производством бумаги.
Задачи:
Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевалки, и предлагает посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели дерева стоит Незнайка и смотрит наверх (роль сказочного персонажа может исполнять как взрослый, так и ребенок). На ветке березы висит осиное гнездо. Незнайка знакомится с ребятами и сообщает, что его крепкий сон нарушил какой-то сильный шум. Он доносился с верхней ветки березы (показывает на шар, висящий на дереве.) Дошкольники должны узнать, что же это такое (осиное гнездо). Незнайка удивлен: кто же построил осам замечательный дом в виде шарика? Может, это ребята постарались? Дети объясняют, что замечательные строители – сами осы. «Но ведь у них нет рук, как у вас? Не говоря уж о таких замечательных, трудолюбивых руках, как у меня, — не соглашается Незнайка. — И потом, из чего же они его построили? Незаметно, чтобы в их доме были ветки или листья».
Оказывается, осиное гнездо сделано из … бумаги. Но разве оно похоже на бумагу? Ведь она белая, гладкая. А осиное гнездо серо-коричневое. Где же насекомые берут материал? Как это ни удивительно, производят сами. Педагог рассказывает ребятам, как осы делают бумагу: «Крепкими челюстями они пережевывают кусочки старой древесины, превращая ее в мягкую, влажную массу, которая называется пульпой. Потом осы ее выплевывают и разглаживают лапками, делая из нее тонкий листок. Он высыхает — осиная бумага готова! Почему же древесина превратилась в бумагу? Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза — это вещество, которое можно найти во всех растениях: деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях».
Незнайка спрашивает у ребят, хватит ли людям растений, чтобы сделать нужное количество бумаги? Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят для того, чтобы получить нужную продукцию? И как же это люди пережевывают древесину для того, чтобы произвести бумагу? Это сколько же времени нужно жевать ветки, чтобы сделать всего один лист?
Педагог предлагает всем вместе рассмотреть схему производства бумаги и рассказывает о процессе ее получения: «Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются – целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине-дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги».
3. Тема: "Бумажная фея"
Цель:
Ознакомление детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (смятие, разрывание, скручивание
Задачи: Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование:
Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги. Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики). 10 толстых альбомов для рисования. Емкость с водой. Полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.).
Ход занятия:
Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги. В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Опыт "Смятие бумаги"
Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт "Разрывание бумаги"
Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.
Опыт с водой и бумагой
Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?
Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.
А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.
Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики.
Имитируют поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками,
Затем бегают врассыпную.)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку.)
И в коробку отнесем.
Беседа:
Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
Ну, что ж, пора прощаться с Бумажной феей. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее, беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
4. Тема: «Какой бывает бумага?»
Цель: Ознакомление детей со свойствами бумаги.
Задачи: научить детей отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.).
Оборудование и материал: «ящик ощущений», писчая бумага, ножницы, спиртовка, емкости с водой.
Дошкольники по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства. Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа, который держит в руках (тонкий, гладкий, белый). Воспитатель предлагает: смять бумагу, разорвать ее, потянуть за края в разные стороны (непрочная), разрезать, положить в миску с водой. Взрослый показывает, как бумага горит (заодно напоминает о правилах пожарной безопасности). В конце занятия дети обобщают результаты экспериментирования и называют различные свойства бумаги, рассматривают вещи, сделанные из этого материала.
5. Тема: «Экспериментирование с бумагой»
Цель: Закрепление знаний детей о свойствах бумаги.
Задачи: формировать представления дошкольников о разных видах бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала.
Материалы: салфетки, писчая, оберточная, чертежная бумага, ножницы, емкости с водой.
Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее. Что общего у всех видов бумаги? Чем они отличаются? Дошкольники сами предлагают способы проверки свойств бумаги.
Затем проводится серия опытов:
— дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чем другие виды; чертежная сгибается с трудом);
— кусочки бумаги мнут (какую смять легче? сравнить, что получилось);
— кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее?);
— дается задание разорвать квадратики из разной бумаги (в каком случае нужно приложить большие усилий?);
— бумагу разрезают ножницами;
— нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему?);
— следует подуть на небольшие кусочки разной бумаги.
Составление карты опасностей
Дети уже хорошо знакомы со свойствами бумаги. Педагог предлагает каждому из них придумать и смастерить бумажного человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан. Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать персонажу, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку? А перепрыгнуть через костер, как Снегурочка? Для составления карты опасностей берем лист ватмана. Дети смотрят на эту бумагу и вспоминают ее свойства. Почему мы взяли именно лист ватмана, а не салфетку? Рисуем на листе различные «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться бумажный человечек. Возможно, он окажется на берегу озера или у большой лужи; возможно, попадет в бурю, под дождь; возможно, будет вынужден перебираться через горы; не исключено, что на его пути окажется костер. Задача ребенка — провести своего человечка по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему (при этом нужно вспомнить свойства бумаги). Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет»?
Цикл занятий по теме: «Что можно сделать из бумаги?»
1. Тема: «Тарелочки»
Цель: изготовление поделки в технике папье-маше.
Задачи: изучить свойства бумаги, освоить технику изготовления предметов из папье-маше.
Материалы: старая бумага, клей, кисточка, тарелочка.
Порядок изготовления. Отрываем от бумаги мелкие кусочки, обильно намазываем тарелочку клеем и приклеиваем к ней первый слой бумаги. Получившийся слой снова покрываем клеем и кладем на него следующий слой газеты (делаем так несколько раз). Важно следить, чтобы между кусочками бумаги не было пробелов. Готовую тарелочку дети раскрашивают на занятии по изобразительной деятельности.
2. Тема: «Серый барашек»
Цель: изготовление серого барашка в технике обрывной аппликации.
Задачи: закрепить представления детей о свойствах бумаги, учить работать в коллективе.
Материал: мягкая, старая, серая бумага, рисунок барашка с незакрашенной шубкой, клей, ножницы.
1. В начале занятия воспитатель загадывает загадки: «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?» «По полям, по долам ходит шуба и кафтан», — и предлагает рассмотреть рисунок с изображением барашка. Дети должны не просто назвать животное, но и объяснить, по каким признакам они его узнали. Это домашнее животное или дикое? Что делают из его шерсти?
2. Педагог объясняет, что ребята будут «одевать» барашка в шубку, и предлагает им рассмотреть рисунок с изображением животного, у которого отсутствует шерсть (на рисунке внутри контура – незакрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой, ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться? (Режется, мнется, рвется, намокает.) Бумагу разрывают на кусочки, которые сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка.
3. Тема: «Бабочка, давай играть!»
Цель: повышение интереса к изготовлению поделок в технике оригами: закрепление умения складывать квадрат по диагонали, умения соотносить по цвету; упражнять в аккуратном наклеивании, развитие фантазии.
Материал: сюжетные картинки, "бабочки", разноцветные квадраты размером 10*10 см, клей, кисточки, салфетки, цветок из картона.
Ход: звучит тихая музыка.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
"Доброе утро" скажем мы вместе.
"Доброе утро!" взрослые и дети.
- Ребята, кто из вас видел бабочек? Какие они? (рассматривание картинок), дети "Бабочки" похожи на маленькие цветы. Смотреть на них одно удовольствие. У бабочек есть голова, грудь, брюшко и конечно, два легких, хрупких крылышка, с помощью которых бабочка порхает с цветка на цветок.
Бархатные крылышки,
Чарующий полёт,
В танце водят бабочки
Волшебный хоровод.
- Сегодня мы с вами сделаем поделку в стиле оригами- бабочку.
(Дети рассаживаются за столы, где для каждого приготовлен квадрат 10*10 см из цветной бумаги).
- Дети, какого цвета у вас квадраты? (Ответы детей)
- Хорошо, ну а сейчас приступаем к работе.
- Обратите внимание, посередине квадратов проведена линия, она называется диагональ.
1. Сложите квадрат по диагонали.
2. Перегните пополам.
3. Надрежьте ножницами.
4. Отогните крылья.
- Молодцы! А сейчас давайте мы немного полетаем с нашими бабочками. (Обращаю внимание детей на другой стол).
- Ой! Ребятишки, смотрите, а здесь какой красивый цветок! Это цветик-семицветик, посмотрите у него все лепестки разного цвета. Давайте назовём цвета лепесточков.
- Умницы! Наши с вами бабочки очень любят отдыхать на лепестках цветов. Давайте мы их рассадим на лепестки того же цвета, что и бабочки (каждый ребёнок выбирает лепесток, соответствующий цвету бабочки).
- А чтобы наших бабочек не унесло ветром, мы их приклеим к лепесткам (аппликация).
- Молодцы! Все бабочки отдыхают, давайте на них полюбуемся, а Лиза расскажет нам стихотворение:
Что за чудо происходит,
Вдруг – ожили небеса…
Это бабочки подняли
В ярких красках паруса.
Пёстренькие платьица
Присели на листок
Тронь – и вновь закружится
Порхающий цветок.
4. Тема: «Без чего не сделать букета?»
Цель: выполнение детьми листочков в технике квиллинг.
Задачи: совершенствовать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к технике квиллинг.
Ход занятия:
Слайдовая презентация
Игры с экспериментированием:
"Веселые кораблики"
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать наблюдательность
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Таз с водой, лодочки
Ход опыта:
Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними, делают «волны, ветер»
"Блестящие комочки"
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами бумаги
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Фольга
Ход опыта:
Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними
«Снежки»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Бумага
Ход опыта:
Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими
«Бумажный вихрь»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность).
2. Воспитывать наблюдательность
Материалы: Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона
Ход опыта:
Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки, какой бумаги летят лучше, почему?
«Листочек»
У каждого ребенка — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.
Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.
«Цветные шарики-комочки»
Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Простые опыты с бумагой
1. Если лист бумаги полить маслом или водой, то сквозь бумагу можно будет прочесть текст, напечатанный на другой стороне листа. Почему?
Ответ. Бумага частично пропускает свет. Однако вследствие её волокнистого строения и большого числа пор рассеяние света во все стороны очень велико. Поэтому прочесть текст невозможно. Масло или вода, заполняя поры, уменьшают рассеяние света, так как их показатель преломления близок к показателю преломления бумаги. Свет начинает проходить сквозь бумагу, не испытывая значительных отклонений. Вследствие этого текст легко прочесть.
2. Почему сквозь тонкую (например, кальку или папиросную) бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги?
Ответ. Тонкая бумага, например калька, падающий на нее свет рассеивает во все стороны. Если бумага находится на некотором расстоянии от текста книги, то расходящиеся пучки света, отражённые от белых участков страницы (между буквами), перекрываются на обратной стороне этой бумаги, (т.е. стороне обращённой к тексту.) В результате вся поверхность бумаги окажется освещённой приблизительно равномерно, и вследствие рассеяния ею света, прочитать текст будет нельзя. Если бумага непосредственно наложена на текст, то освещённость прилегающей к тексту стороны бумаги не будет равномерной. Соответственно интенсивность рассеянного света будет различной в различных участках листа бумаги, что позволяет прочесть текст.
Невидимые чернила
Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
Птичка в клетке
Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться, и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.
Как квадрат превращается в круг?
Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.
Сильная газета
Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?
Рекордный вес
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
«История бумаги» (путешествие в прошлое)
Программное содержание:
Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с детьми с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.
Предварительная работа:
Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, выполнение опытов с бумагой. Рисование на бумаге карандашами, красками, фломастерами, конструирование из бумаги. Письмо на дощечках из глины. Знакомство со словами папирус, береста, пергамент, глина, рассказать о рецепте бумаги.
Использование загадок, пословиц о бумаге, пение песни о бумажном кораблике, стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.
Ход занятия:
Вход детей с бумажными изделиями.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
“Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет”
Ребята: Бумага!
Воспитатель: Правильно. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Михалков “Лист бумаги”
1 ребенок:
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
2 ребенок:
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
3 ребенок:
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
4 ребенок:
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Воспитатель:
Давайте на нашей бумаге нарисуем рисунок по стихотворению
Звучит музыка
(под музыку заходит Буратино) (муз. Буратино)
Буратино: (плачет)
Воспитатель: Ты что Буратино плачет?
Буратино: Я спокойно шел в школу, меня какой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло!
Ребята, помогите мне их постирать.
1 ребенок: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.
2 ребенок: Они сделаны из бумаги.
3 ребенок: Если постирать, курточка и книга испортится
4 ребенок: Они намокнут, помнутся и порвутся.
Буратино: Что такое бумага? Какая она?
Игра “Покажи и назови бумагу”
Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним свойства бумаги.
Опыты:
Дети: Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...
Воспитатель: Бумага-материал универсальный. Из нее делают не только книгу и твою курточку, Буратино.
Дети: Газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности.
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Буратино: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?
Воспитатель: Интересный вопрос ты задал Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.
Воспитатель: Действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый Джин. (Садится на ковер)
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.
(Появляется Египтяночка под музыку)
Танцует.
Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки). Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память.
(Дети пишут свое имя на плитах)
Затем на берегах Нила-реки, мы нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов.
(Показывает папирус)
В Пергамии придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?
(Показывает картину телят и овец)
Дети: Из шкур телят и овец.
Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?
Дети: Книга напоминала сундук.
Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше.
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.
Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику в Китай.
(Под музыку выходит китаец)
Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?
Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.
Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.
Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?
Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.
Китаец: Из чего состоит бумага?
Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.
Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.
Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно.
(Дети делают опыт)
Воспитатель: Спасибо! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания! Сели на ковер самолет, полетели в свое время.
Буратино: Смотрите, там внизу корабль потерпел крушение.
Воспитатель: Давайте мы им поможем. Сделаем из бумаги лодочку и им бросим, тогда капитан и его команда спасутся
(Дети делают лодочку)
Песня “Бумажные кораблики”
Воспитатель: Вот и прилетели в детский сад, садитесь на стульчики. Спасибо тебе Буратино, что ты пришел к нам. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.
Буратино: Спасибо ребята! До свидания!
Воспитатель: Ну, а мы ребята подарим нашим гостям поделки, которые принесли. Они сделаны из бумаги.
Художественное слово для работы с бумагой
С. Михалков
Лист бумаги
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
………….…………………
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И чёрным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
Простой листок бумаги
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
***
Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!
Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,
Мы очень любим такую работу!
Будет у нас зоопарк на столе.
Звери там будут гулять по земле.
Сложим журавлика, галку, гуся
Лишь бы бумага не кончилась вся!
Консультации для родителей
«Значение оригами для развития ребенка»
В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.
Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.
Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка.
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
«Оригами и психология»
Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого, оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.
Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
«Общие правила при обучении технике оригами».
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
«Игры с бумагой для детей и взрослых»
Бумага – просто идеальный материал для детского творчества, причем использовать ее можно с самого раннего возраста. Игры, о которых пойдет речь, будут интересны и увлекательны даже для очень маленьких детей. Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее (можно привлечь некоторых членов семьи). И не старайтесь сделать все за ребенка.
Ребенок пробует – он учится. Хвалите его за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще.
В гости к бабушке
Обыграйте любую сказку, чуть видоизменив ее. Например, Красная Шапочка должна пройти по дорожке и прийти в гости к бабушке. Но дорожка ее не так проста. На пути встречаются ямки (круги, нарисованные на листе бумаги, через которые нужно перепрыгнуть, камни (рисуем на бумаге камни, туннель (дорога под стулом, речка (небольшая кастрюлька с водой,через которую нужно переступить, не намочив ножки или нарисованная). Таким образом мы развиваем у ребёнка координацию движений.
Полет в космос
«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики.
Дорожки
Когда ребенок научится пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с ним по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной, вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие.
Снежные войны
В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одноиз любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Но не всегда наша погода позволяет пойти на длительную прогулку. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.
Самый меткий
Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку.
Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику
сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, ребёнку—синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.
Играйте с вашим ребенком, наслаждайтесь этим процессом - и вы
увидите, что фантазия вашего малыша безгранична и его шедевры
удивят не только вас!
«Нетрадиционные техники работы с бумагой»
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.
Так, бумагокручение основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:
— повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;
— развивают воображение, пространственное мышление;
— развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:
— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
— вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.
Бумагокручение
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем.
Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.
Способ получения изображения: ребенок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.
Объемная аппликация из цветной или белой бумаги
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.
Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.
Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.
Бумажная живопись
Возраст: от 3 лет.
Средства выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.
Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей- карандаш, плотная белая бумага.
Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумага кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаг на клей. При этом они накладываются друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.
Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.
Оборудование: белые салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.
Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками не заполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.
Список литературы
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М: Просвещение, 1992. – 208 с.
Каминская Е.А. «Поделки из бумаги» Москва, 2011г.
Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
Энциклопедия «Вопросы и ответы». Москва, 1999г.
Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва, 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"
Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства» Тема: «Снег и его свойства»
тема: "Снег и его свойства" в старшей группе...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...