Проектная деятельность "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Любознательность и позновательные интересы влияют на развитие ребенка.Ребенок задает вопросы взрослым и сверсникам,интересуется причинно -следственными связями,пытается самостоятельно придумать обьяснения явлениям природы, склонен наблюдать,эксперементировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие любознательности у детей 4-5 лет | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Жендубаева Светлана Николаевна
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный
Время реализации проекта: сентябрь 2022г. – мая 2023г.
Цель проекта: развитие творческих способностей воспитанников средней группы посредством познавательно-исследовательской деятельности
Задачи
Способствовать самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать из познавательно-исследовательской деятельности.
Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений.
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования.
Целевые ориентиры:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Актуальность
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно – не столь важно.
Воспитательно - образовательная работа с детьми по развитию любознательности предполагает организацию совместной деятельности педагога с детьми через различные формы работы (направления):
Формы работы
- Организация познавательно-исследовательской деятельности.
- Проведение дидактических игр, решение проблемных ситуаций.
- Проведение развлечений, викторин, досугов.
- Взаимодействие с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Перспективный план развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
месяц | Познавательно-исследовательская деятельность. НОД, конкурс. | Дидактические игры, проблемные ситуации | Викторины, развлечения Наблюдения , труд, беседа. | Взаимодействия с родителями |
Сентябрь | «Дождь покапал и прошёл, а я лужицы нашёл ». Цели: познакомить с неживой природой, узнать что, такое лужи, откуда они появляются. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая или закрытая). Познакомить с процессом конденсации. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Опыты: 1«Откуда берутся лужи». 3«Вода может брызгать, а может литься». 4«Прозрачная лужа может стать мутной». | 1 «Подбери пару». Цели: развитие у детей умение упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. 2 «Весёлый поход». Цели: тренирует память и скорость реакции. | Труд «Талантливые помощники» Праздник юных любителей природы. | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для проведения опытов. Привлечь родителей к изготовлению поделок к «осеннему празднику». |
Октябрь | «Волшебница вода» Цели: выявить свойства воды. Вода может быть тёплой , горячей, холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивней цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяются вещества. Опыты: 1 «Вода прозрачная». 2 «У воды нет вкуса». 3 «У воды нет запаха». 4 «Пар- это тоже вода». 5 «Вода - жидкая, может течь». 6 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей». 7 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются». | 1 «Наш день». Цели: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро, день, вечер, ночь». 2 «Соберём бусы». Цели: формировать умение группировать предметы по трём свойствам (цвету, форме, величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | «Осень в гости к нам пришла» осенний праздник Игра-викторина на тему "Наше здоровье" | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для д\игр, пополнить предметно развивающую среду. Предложить родителям с детьми подготовить ответы к викторине «Наше здоровье». |
Ноябрь | «Воздух- невидимка». Цели: узнать что, такое воздух; для чего он необходим. Познакомить со свойствами воздуха. Опыты: 1 «Воздух». 2 «Пузырьки воздуха». 3 «Ветер-это движение воздуха». 4 «Буря». 5 «Волны». 6 «Летающие семена». 7 «Воздух невидим». 8 «Воздух имеет вес». | 1 « Украсим платок» Цели: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. 2 «Узнай и запомни». Цели: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению. | Викторина «Путешествие в страну сказок». Беседа «День народного единства»" | Привлечь родителей к организации выставки книг со сказками; к изготовлению костюмов сказочных героев. Привлечь родителей вместе с детьми сочинить рассказ о явлениях природы, о животных и растениях - на выбор.
|
Декабрь | «Что у нас под ногами». Цели: Познакомить детей с разными видами почвы ( песок, земля, глина, чернозём),её свойствами. 1 «Сыпучий песок». 2 «Как разрушаются горы». 4 «Откуда в снежках грязь?» 5 «Песок- это множество песчинок». «Наша елка лучше всех» | 1 «Картина». Цели: учить располагать предметы на листе бумаги( вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и их между собой. 3 «Ёжик». Цели: учить соотносить предметы по величине, выделяя величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой, маленький, больше меньше», вводить их в активный словарь детей. | Беседа «Здоровый образ жизни Выставка творческих работ «Государственные символы России, Герб, флаг» Украсим Елку на участке к Новому году (игрушки превращение воды в лед). | Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Здоровье и спорт рядом живёт». Привлечь родителей к совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива с помощью продуктивной деятельности. Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей на тему «Ты моя Россия». |
Январь | «Кто в доме - природе живёт». Цели: познакомить детей с разнообразием живой и не живой природой. 1 «Как маскируются животные». 2Акция «Покормите птиц зимой» | 1 «Вчера, сегодня, завтра». Цели: в игровой форме упражнять в активном развлечении временных понятий «вчера, сегодня, завтра». | Труд Как ухаживать за растениями в уголке природы. Развлечение «Зимние забавы» | Привлечь родителей к оформлению папки передвижки «Комнатные растения» |
Февраль | .«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко». Цели: познакомить детей с солнцем, его значением для людей и природы. 1 «Влияние солнечного света на жизнь на земле». 2Тематическое занятие «Масленица широкая» 3 «Огород на окне» | 1 " У кого хвост длиннее?" Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий. | Спортивно-музыкальное развлечение «Будем Родине служить» Развлечение КВН «Зимующие птицы» | Привлечь пап к участию в развлечении посвящённому дню «Защитников Отечества», предложить поделиться опытом в воспитании своих детей. Привлечь родителей совместно с детьми подготовить вопросы к КВНу про здоровье. |
Март | «Металлы». Цели: познакомить детей с металлами и их свойствами. 5 «Тонет - плавает». | «Цветочный магазин» Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые | Викторина «Азбука безопасности» | Привлечь родителей к оформлению папки передвижки «Азбука безопасности» |
Апрель | «Необыкновенный мир магнита». Цели: — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. 1 «Всё ли притягивает магнит». 2 «Действует ли магнит через другие материалы». «Праздник Светлой пасхи» | «Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. | НОД « Путешествие в страну дорожных знаков» День космонавтики «Космос-это мы» | Изготовление поделок ко дню космонавтики Предложить провести опыт в домашних условиях с магнитом. Поделки «Пасхальные яички» |
Май | Оформление уголка ко Дню Победы Беседа «мой любимый край» «Влияние состава почвы на рост растений». | Развивающая игра « Во саду ли, в огороде.» Закреплять знания детей о том, что растет в огороде и саду. | Акция «Зеленый сад» Посадка огорода на участке детского сада. Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада | Фото дедушек и бабушек (участников В.О.В.) Поделки ко дню Победы Привлечь родителей к озеленению территории детского сада. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами проектной деятельности для детей 4-5 лет «Прогулка в лес»
Занятие направлено на познавательно -речевое развитие ребенка....
Организация проектной деятельности у детей 4-5 лет в рамках реализации ООПДО
Вид проекта: образовательный, творческий.Продолжительность: недельный.Участники: воспитатели, дети средней группы.Образовательная область: ознакомление с историей, с окружающим; разв...
Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина
Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...
Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сад на окошке"
Тема проекта: «Сад на окошке»Информационно-практико-ориентированный проект, краткосрочный, групповой. Цель проекта: познакомить детей с комнатными растениями, заложить основы экологического воспи...
Проектная деятельность для детей младшей группы (3-4 года) по познавательному развитию. Тема: «Птицы»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию исследовательский проект по познавательному развитию для детей младшей группы по теме "Птицы"....
“Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевыми нарушениями”
Выступление на семинаре.Тема: “Вовлечение в проектную деятельностьродителей детей с речевыми нарушениями” Воспитатель Высшей квалификационной категории Филиппова О. М....
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....