Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) по теме

Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина

Данный проект разработан педагогом МБДОУ детский сад №412 Малышевой Мариной Вадимовной

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания

мини-музея, посвященного творчеству А.С.Пушкина

Цель проекта: Организация мини-музея, посвященного творчеству А.С.Пушкина, формирование проектно-исследовательских умений и навыков, развитие любознательности и  кругозора.

Задачи проекта:

1. Воспитывать интерес и чувство уважения к творчеству А.С.Пушкина.

2. Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

3. Развивать самостоятельность дошкольников.

4. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.

5. Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

6. Развивать воображение, творческое мышление у детей.

Предполагаемый результат:

Итоговая презентация экспозиции мини-музея в виде экскурсии для детей дошкольного возраста.

I этап. Постановка проблемы.

Однажды А.С.Пушкин написал такие слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа». А как вы понимаете слово «нерукотворный»? Это творчество великого поэта. А вы знаете, какие сказки произведения написал А.С.Пушкин для детей? Я думаю, что далеко не все ребята знают, какие произведения написал для них Александр Сергеевич, да и о самом поэте мало кто из вас знает. Давайте создадим мини музей, где сможем всем желающим рассказать о великом русском поэта.

II этап. Подготовительная работа.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для бесед, викторин; обсуждение и составление плана-схемы оформления мини музея; выбор места.

III  этап. Практическая деятельность.

Тема НОД

Задачи

Изменения в предметной среде

Интеграция образовательных областей

1. Беседа о А.С.Пушкине и его творчестве

2. Рисование по стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарование»

3. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

4. Рисование иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

 

5. Рисование «У Лукоморья дуб зеленый»

6. Рисование «Волшебный мир сказок А.С.Пушкина»

7. Электронная игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина

  1. Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина и его произведениями.
  2. Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.
  3. Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).
  4. Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях.

  1. Вызвать интерес, эмоциональный отклик на произведение художественного творчества
  2. Развивать творческое воображение, фантазию.
  3. Развивать активность, самостоятельность, инициативу в замысливании и воплощении задуманного.
  4. Развивать умение детей использовать различные изобразительные материалы, соединять их в одном рисунке для создания выразительного образа.
  5. Развивать умение отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.
  6. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

  1. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
  2. Формировать умение замечать и выделять изобразительные выразительные средства, понимать их значение.
  3. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
  4. Прививать чуткость к поэтическому слову.
  5. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения.

 

  1. Продолжать формировать умение детей анализировать натуру, выделять ее основные признаки, особенности.
  2. Закреплять умение детей рисовать с использованием разнообразных изобразительных техник: ватными палочками, поролоном и т.д.
  3. Развивать творческое воображение, самостоятельность детей в выборе содержания работы и исполнительской техники.
  4. Развивать умение детей передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве.
  5. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков сверстников

  1. Развивать умение детей комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету и изображаемому образу.
  2. Закреплять умение детей рисовать с использованием различных изобразительных техник: жесткой полусухой кистью, поролоном, тычком.
  3. Развивать эстетический вкус.
  4. Продолжать формировать чувство цвета, композиции.

  1. Формировать умение детей создавать композиции в технике «цветной граттаж».
  2. Совершенствовать навыки детей в работе над фоном.
  3. Развивать умение детей подбирать краски, смешивать их, добиваясь нужного оттенка.
  4. Формировать умение детей воссоздавать в рисунке впечатления движения через использование ритма и асимметричное построение рисунка.
  5. Развивать творческое воображение, фантазию.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении положительного результата.
  1. Воспитывать любовь и уважение к творчеству А. С. Пушкина, закреплять знания детей о сказках А. С. Пушкина.
  2. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
  3. Приучать осмысленно использовать приобретенные знания и умения самостоятельной деятельности.
  4. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

  1. Внесение портрета А.С.Пушкина, иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений поэта.
  2. Внесение набора открыток «Пушкинское Болдино»

  1. Оформление подборки стихов о временах года, о няне
  2. Разместить в группе открытки и иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
  3. Внести схемы изображения деревьев и кустарников с использованием разных изобразительных материалов

  1. Внесение книг «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями разных художников
  2. Внесение репродукций картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь», «Утро на море», «Восход солнца», «Буря»

  1. Организация выставки «Ученый кот, увиденный мной»
  2. Внесение книги «Руслан и Людмила»
  3. Внесение репродукции картины В.Васнецова «Витязь на распутье»

  1. Внесение картин В.Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье»
  2. Внесение развивающей игры «Из какой сказки сюжет?» (по произведениям А.С.Пушкина)

  1. Оформление выставки детских работ по произведениям А.С.Пушкина

  1. Чтение стихов А.С.Пушкина о няне, о временах года
  2. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина.
  3. Заучивание «Унылая пора, очей очарование»
  4. Труд в природе: уборка осенних листьев
  5. Аппликация из осенних листьев «Осенние фантазии»
  6. Домашнее задание: найти стихотворения А.С.Пушкина о временах года, о няне

  1. Лепка «Осенние листья» (барельеф)

2. Составление осенних букетов

3. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Октябрь»

4. Развивающая игра по экологии  «Путешествие в лес»

5. Составление описательных рассказов о деревьях

6. Просмотр презентации по стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарование»

  1. Просмотр презентации по «Сказке о рыбаке и рыбке», выполнение предложенных там заданий
  2. Лепка по «Сказке о рыбаке и рыбке»
  3. Рассматривание репродукций картин И.К.Айвазовского, беседа по их содержанию.
  4. Просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»
  5. Слушание музыки:  Вивальди «Шторм»

  1. Аппликация «Золотая рыбка»
  2. Создание книг детских иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина
  3. Домашнее задание: сделать свою книгу к любимой сказке великого поэта

  1. Рисование «Кот ученый»
  2. Составление описательных рассказов по иллюстрациям к отрывку «У Лукоморья дуб зеленый»
  3. Чтение отрывков из «Руслана и Людмилы»
  4. Домашнее задание: просмотреть фильм А.Птушко «Руслан и Людмила»

  1. Создание настольной игры «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
  2. Рассматривание открыток с изображением Болдино. Беседы по ним.
  3. Домашнее задание: выучить небольшой отрывок из любимой сказки А.С.Пушкина

  1. Просмотр отрывка из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

IV этап. Презентация экспозиции – экскурсия по мини-музею.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей.

Цель: Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т.п.

  1. Круглый стол с участием родителей и детей

Цель: Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

  1. Акция: Подари книгу детскому саду (произведения А.С.Пушкина)

Цель: Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А.С.Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы.

  1. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
  2. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т.п.)

Цель: Заинтересовать родителей данной работой. Создать условия для демонстрации произведений А.С.Пушкина.

  1. Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой.

Цель: Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями.

  1. Совместное с родителями конструирование из природного и бросового материала по сказкам А.С.Пушкина

Цель: Поддерживать творческую активность родителей.

  1. Создание картотеки стихов А.С.Пушкина (для родителей)
  2. Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина всех участников проекта



Предварительный просмотр:

Мини-музеи как одна из форм проектной деятельности дошкольников

1. Одной из форм организации проектной деятельности с дошкольниками является совместная деятельность педагога и воспитанников по созданию мини-музеев. Данная работа направлена в первую очередь, на формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей, развитие их познавательных способностей и познавательной деятельности, расширение кругозора, развитие творческого и логического мышления, формирование активной жизненной позиции. Кроме того, реализация музейных проектов способствует обогащению предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Важнейший принцип, заложенный в основу работы по данному направлению, можно обозначить словами, приписываемыми Конфуцию: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю». Следует придерживаться и положения о том, что познание окружающего мира, культуры, истории должно приносить радость. И тогда эти знания навсегда останутся не только в сознании, но и в сердцах детей.

3. Создание мини-музея, как и любая проектная деятельность, включает в себя ряд этапов. На первом этапе педагог формулирует цель; вводит детей в игровую ситуацию, мотивируя предстоящую деятельность. Так целью создания в подготовительной группе мини-музея  «Такие непростые листья» стало  формирование у детей обобщенных представлений о системе приспособительных особенностей растений в соответствии с сезонными изменениями. Детям было предложено собрать как можно больше материалов и сведений о жизни простого листочка.

4. В помощь дошкольникам на втором этапе реализации проекта была организована экскурсия в парк, в ходе которой дети смогли уточнить свои знания о листьях, плодах и семенах некоторых деревьев, кустарников и травянистых растений; познакомились со способами их размножения. В музее появились первые экспонаты. Далее подгруппам детей было предложено  вести дневники наблюдений за жизнью листочка определенного дерева. А итогом конкурса на самый необыкновенно раскрашенный лист стал появившийся в музее гербарий. В уголке природы были выставлены схемы для самостоятельной экспериментальной  деятельности. Опыты «Почему цветы осенью вянут?», «Много - мало», «Что изменилось?» и др. позволили дошкольникам закрепить знания о жизненном цикле листа и его значении.

Большую помощь в создании мини-музея  оказали родители. С их помощью была организована «Лиственная игротека», выполнены макет «Одеяло из листьев» и  модель почвы с опавшими листьями; экспозиция пополнилась разнообразными спилами деревьев, смолой, живицей, гербариями, изготовленными студентами сельскохозяйственной академии. Взрослые члены семей помогли детям подобрать загадки о  листьях, плодах, семенах, а также собрать материал о том, кому и для чего нужны опавшие листья. Благодаря этой помощи была сформирована небольшая библиотека по теме проекта.

Свои впечатления дети смогли выразить в процессе изобразительной  деятельности. Они печатали листьями; рисовали их, создавали барельефы, плели венки из листьев и плодов; участвовали в конкурсах на самый оригинальный осенний букет, на самый необыкновенно раскрашенный лист. В рамках работы мини-музея была оформлена выставка детских работ из осенних листьев и плодов.

5. Итогом любой проектной деятельности является презентация продуктов деятельности. Такой презентацией в мини-музее является организация экскурсий как для детей своей группы, так и для детей из других групп. Экскурсоводами выступают по очереди сами создатели мини-музея - дети.

6. Не менее познавательной и интересной была деятельность детей по созданию мини-музея «Зимняя сказка». Основной целью этого проекта было уточнение и обобщение представлений детей о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (растений, животных и птиц). Достижению этой цели способствовали: экологические занятия «Зимой в лесу» и «Птичья сказка» (с элементами опытнической деятельности); моделирование («Приспособление животных к зимним условиям»; «Погодные явления зимой», «Термометр» и др.), различные дидактические игры («Чьи следы», «Кто к кормушке прилетел», «Узнай, какое время года» и т.д.).  Экспозиция музея включила разнообразные детские творческие работы:

- макет «Зимовье зверей»;

- птичье дерево, на котором разместились вылепленные из соленого теста зимующие птицы;

- ширма «Волшебная елка», украшенная рисунками, выполненными в процессе свободного экспериментирования с разными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

- выставки «Новогодняя икебана», «Зимний пейзаж» (фотографии), организованные при активной поддержке родителей;

- мини-библиотека детских загадок, сказок и рассказов «Зимняя сказка».

7. Создание мини-музеев позволяет реализовать не только экологические проекты. Тематика музеев может быть самой разнообразной: «Куклы наших бабушек», «В гостях у сказки», «Музей театрального костюма», «Рыцарский музей» и другие. Все зависит от фантазии и желания педагогов.

Организации музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению способствует также использование метода системного подхода (ТРИЗ), который, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания дошкольниками. С помощью этого метода была составлена композиция мини-музея, посвященного рыцарям.

8. Рассматриваемый объект, в нашем случае – рыцарь,  условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект мы называем «Система». В данном случае таким объектом выступает сам рыцарь.

- Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте (дерево находится в лесу, чашка на полке или является частью сервиза, а рыцарь живет в замке). Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «надсистема».

- Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в машине – мотор, кабина, колеса, руль и т.д., у рыцаря есть доспехи, оружие, лошадь и т.д. В зависимости от цели организуемого музея, можно выделить у рыцаря другие составляющие – голова, туловище, руки и т.д.). Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема».

Таким образом мы рассмотрели центральный столбец (1,2,3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как елочкой? Кем был рыцарь до того, как вырос? – ребенком.

Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? (будущее системы). Кем станет рыцарь – галантным кавалером, хозяином замка или…

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. В этом ключе и была построена экспозиция данного музея.

Но старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

        Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик».  А такой предмет, как книга можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка, желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

Точно так же рассматривается система в будущем – ее надсистема и подсистема. Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

9. Часто возникают проблемы с размещением мини-музея. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Размещение мини – музея в групповом помещении предоставило нам возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Взрослые в любой момент могли обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривали экспонаты, обсуждали их особенности, задавали вопросы, использовали экспонаты для режиссерских игр, проводили самостоятельные исследования.

Мини-музеи в группе позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты использовались для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея мог стать темой для интересного разговора. А организация экскурсий для детей средней и старшей групп позволила обогатить опыт выпускников навыками публичных выступлений.

Литература:

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка –пресс, 2008.

2. Урмина И., Данилова Т. инновационная деятельность в ДОУ. - М.: Линка-пресс, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Развитие технических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...