Исследовательский проект «Огород»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 370.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад №26
«Карусель»
Исследовательский проект «Огород»
Воспитатели:
Галкина В.О.
Кочергина В.В.
Актуальность
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о культурных растениях;
- Закреплять знания о строении растений;
- Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста);
- Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
- Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
- Обогащать словарный запас;
- Способствовать развитию творческих способностей у детей;
- Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
- Расширять представления об орудиях труда;
- Систематизировать знания о процессе посадки;
- Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.
Объект исследования – семена растений.
Предмет исследования – условия роста растений.
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
Ожидаемые результаты проекта
Для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
- Внедрение инновационных технологий.
- Самореализация.
Для воспитанников:
- Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях Нижегородского региона.
- Будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними;
- Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Получить урожай: томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков выращенных самими дошкольниками.
Для родителей:
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
- Повышение уровня экологического сознания;
- Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.
Принципы, реализуемые в проекте:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.
Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.
Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)
Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе.)
Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационно – проектировочный:
- определение идеи, цели, задач;
- планирование, проектирование дизайна огорода;
- подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений;
- создание огорода.
2 этап. Практический, реализация проекта:
- высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;
- проведение с воспитанниками исследовательской деятельности;
- сбор фото материалов;
- отчет о реализации проекта.
3 этап. Заключительный, анализ результативности проекта:
- фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»;
- выставка детских рисунков «Вырастили своими руками»;
- мультимедийная презентация проекта;
- урожай с огорода.
Этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | |
1 этап – организационно - проектировочный 1 – 3 неделя мая | ||||
1. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители | |
2. | Разработка плана реализации проекта. | Спланировать работу над проектом по этапам. | Воспитатели | |
3. | Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания в условиях Нижегородского региона. | Создать методическое обеспечение проекта. | Воспитатели | |
4. | Подбор семян для посадки на огороде, приобретение необходимого оборудования. | Обеспечить практическую часть проекта. | Воспитатели | |
5. | Консультации для родителей «Как приучить ребёнка есть овощи» «Трудовое воспитание ребёнка в семье» «Овощи и фрукты -ценные продукты» | Просвещать родителей по теме. | Воспитатели | |
6. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. | Создать условия для реализации проекта. | Воспитатели | |
7. | Установка двух теплиц, оформление (выкладывание дорожек из спилов деревьев) | Наполнение теплиц плодородной почвой, | Воспитатели Родители | |
2 этап – практический 4 неделя мая – 3 неделя августа | ||||
8. | Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. | Воспитатели | |
9. | Дидактические игры: Лото «Мир растений» «Волшебный мешочек» «Четвёртый лишний» «Чего не стало» «Что где растет» «Во саду ли в огороде» «Богатый урожай» | Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов). | Воспитатели | |
10 | Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму». «У бабушки в деревне» | Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей. | Воспитатели | |
11. | Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей о культурах растущих на огороде | Воспитатели | |
12. | Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели | |
13. | Экспериментальная деятельность «растение - земля» | Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая) | Воспитатели | |
14. | Практическая деятельность: посадка семян томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов. Высадка рассады: томатов, перца, баклажанов, тыквы, кабачков, огурцов. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом | Воспитатели | |
15. | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами. | Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию. | Воспитатели | |
16. | Практическая деятельность: посадка картофеля и моркови. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом. | Воспитатели | |
17. | Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. | Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян | Воспитатели | |
18. | Совместный с детьми уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови и редиса | Формировать у детей элементарных знаний о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы. | Воспитатели | |
19. | Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета | Формировать представление детей об овощах и фруктах. | Воспитатели | |
20. | Экспериментальная деятельность «растение - человек» | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. | Воспитатели | |
21. | Труд в природе | Подготовить грядки на участке к высадке томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели | |
22. | Экспериментальная деятельность «растение - свет» (на примере выращивания тыквы) | Определить роль солнца в жизни растений. | Воспитатели | |
23. | Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука) | Выявить насколько вода необходима для роста растений. | Воспитатели | |
24. | Употребление выращенных плодов «Наш урожай!» | Употребление выращенных плодов, зелени. Формировать интерес к результату своего труда | Воспитатели | |
25. | Художественно - эстетическое развитие «Лепка овощей с использованием природных материалов» | Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия; | Воспитатели | |
26. | Художественно – эстетическое развитие «Аппликация – консервируем овощи» | Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления. | Воспитатели | |
27. | Открытое мероприятие для родителей «Овощи» | Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам | Воспитатели | |
3 этап – заключительный. 4 неделя августв-1 неделя сентября | ||||
28. | Сбор урожая | Формирование трудовых навыков через сбор урожая на огороде в детском саду. | Воспитатели | |
29. | Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками» | Вызвать положительные эмоции, чувство радости. | Воспитатели родители | |
30. | Фотовыставка «Чудо на окне», «Посадили огород, посмотрите что растёт» | Отразить результаты проектной деятельности в виде творческих фотоколлажей родителям. | Воспитатели | |
31. | Развлечение «Осенние посиделки» | Создание условий для дальнейшего взаимодействия детей, их родителей и педагогов в рамках проекта. | Воспитатели | |
32. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации, информационной папки | Обобщение результатов подготовленного материала по проекту. | Воспитатели |
Результаты проекта
- На участке дошкольного образования создан огород.
- Дети познакомились с культурными огородными растениями.
- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
- По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
- Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
- Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.
- За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на участке».
Список используемой литературы:
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006.-144с. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Куцлак Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика- синтез, 2015. – 128 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
- Павлова Л. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – синтез, 2014.- 180 с.
- Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика- синтез,2016.-180 с.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с.
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Исследовательский проект "Огород круглый год"
Тема проекта: Огород круглый год»(средняя группа) Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: педагоги, дети, родители группы.Срок проведения: февраль, март, апрель.Актуальность...
Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"
Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.
Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...
Исследовательский проект "Огород круглый год"
В данном материале предоставлена информация к моему исследовательскому проекту, в последствии будут выложены материал по данной работе...
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....