Чудеса магнита
план-конспект занятия по окружающему миру

Пушилина Людмила Викторовна

Экспериментирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МБДОУ № 9

Воспитатель Пушилина Л.В.

Тема занятия : « Чудеса магнита »

Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции через экспериментирование в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи :

Образовательные :

1.Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства ( притягивать предметы, действие магнита через стекло, картон, воду)

2.Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя качества и свойства

3. Познакомить со способами использования магнита в игровой и практической деятельности.

Развивающие :

1.Развивать активность, любознательность, интерес к познавательной  деятельности, стремление к познанию через творческо – эксперементальную деятельность

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотизы,  делать выводы, активизировать словарь детей.

Воспитательные :

1.Воспитывать доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов, воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товаришей по группе, работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

 Интеграция образовательных областей :

 « Познавательное развитие », « Речевое развитие », « Социально – коммуникативное развитие », « Художественно – эстетическое », « Труд »

Предварительная работа :

Цикл занятий по эксперементальной  деятельности

Материалы и оборудование :

- Магниты для детей, шапочки , халаты для проведения опытов

- Подносы с магнетическими предметами ( кнопки, гвозди, шурупы и др.) и с немагнетическими предметами ( бумага, картон, пластик, ткань, деревяные предметы и др. )

- Варежка с магнитом

- Емкость с водой и скрепкой

- Макет « Озеро », « Автодром », «Небо»

- Тарелка с фасолью и металлическими предметами

- Карточки для записи выводов опытов

- Карточки с заданиями героев, схемы опытов

- Карточки с различными предметами ( магнит.  и немагнит. )

Методы и приемы :

- Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, эффект удивления

- Экспериментирование

- Беседа

- Наглядный

- Словесный ( вопросы, использование художественного слова в ходе занятия, индивидуальные и хоровые ответы детей )

- Объяснительно – иллюстративный

- Продуктивная деятельность

                                               

               Занятие  по познавательному развитию

                              « Чудеса магнита »

 Ход занятия :

Организационный момент :

В: - Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте со всеми дружно поздороваемся со всеми, кто нас окружает ( дети встают в круг )

                       Здравствуй небо ( поднять руки )

                      Здравствуй Земля ( приседают )

                      Здравствуйте мои друзья ! ( руки вперед )

                      1,2,3,4,5 (загибают пальцы )

                      Пора в путешествие опять ( идут по кругу )

                      В мире  много интересного ( показывают руками )

                      Нам порою неизвестного ( пожимают плечами )

                     Миру знаний нет предела, так скорей, друзья за дело !

В : - Ребята, сегодня нам принесли посылку, вам интересно узнать, что в ней?  ( посылка стоит на подносе со скрепками )

 - Интересно вам ? давайте прочитаем :

                                                  Письмо :

Дорогие ребята ! я нашел  интересный камень, я не знаю как он называется, что он может принести – добро или зло, помогите мне разобраться и пришлите результаты ваших исследований Я знаю, что вы очень любознательные и умные, вот и я хотел вас попросить помочь сказочным героям, потому что я сейчас далеко отсюда и прошу вашей помощи, кроме вас мне не к кому обратится. Они очень ждут вашей помощи, согласны ? Если у вас получится помочь героям в конце путешествия вас жлет сюрприз .Прилагаю карту, по которой вам надо найти задания героев и постараться их выполнить.

                               

- Попробуйте  отгадать, что лежит в этой посылке, как вы думаете?( ответы )

- Если мы правильно  отгадаем загадку ( приклеена на мешочек ), ответ на загадку мы найдем в мешочке :

                                   Бывает маленьким, большим,

                                  Железо очень дружит с ним,

                                  С ним и незрячий непременно

                                  Найдет иголку в стоге сена ( магнит)

                               ( Открывает мешочек  и достает магнит )

                                  Вот перед нами обычный магнит

                                  Много секретов в себе он хранит 

В : - Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей и называют « Почемучками »

                            Песня Л. Труниной « Почемучки »

           

В : - Ребята, а вы знаете откуда появился магнит на нашей земле ? Существует много легенд появления магнита и я расскажу вам одну из них. Хотите узнать, рассаживайтесь поудобнее и слушайте

                                       Легенда о появлении магнита

В давние времена, на горе Ида пастух  по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии,  подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял тогда сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус  понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил всех своих соседей. От имени пастуха и появилось название « Магнит » и до сих пор он нам необходим.

- Вот теперь мы узнали откуда появился магнит и пора спешить на помощь сказочным героям , согласно карте, который прислал нам Почемучкин

- Чтобы справиться с заданиями сказочных героев нужно обладать волшебными предметами или быть самим волшебниками.

Волшебные предметы у кого нибудь есть ? А какие вы знаете волшебные предметы ? ( клубок, волшебная палочка, ковер самолет, сапоги скороходы )

Ни у кого нет? Точно?

- А волшебники среди нас может быть есть ?  ( нет )

Итак. Я знаю что делать ! Скажите каких людей называют волшебниками ?  Говорят, что они творят чудеса как настоящие волшебники ?

- Правильно , ребята, таких людей называют учеными.

Ребята, я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие, в страну волшебства, где мы станем настоящими волшебниками, и в конце путешествия вы сами в этом убедитесь !Итак закроем глаза и скажем волшебные слова : « Крибле, крабле, бумс ! »

Итак  поспешим на помощь нашим сказочным друзьям.

1задание мы найдем здесь (отгадывается место – книжный уголок ), нужно отгадать еще от кого задание :

                           Старательна, трудолюбива

                           Добра и очень красива

                           На бал она попала,

                           Но туфельку там потеряла.

                    Открываем конверт № 1( Золушка )

Письмо :Ребята, мне нужна ваша помощь, мне мачеха давала различную тяжелую работу, и как только я заканчивала, она высыпала мешки с крупой в одну большую кучу и заставляла отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала новое испытание : высыпала в фасоль скрепки. Я очень хочу попасть на бал во дворец, чтоб увидеться с принцем и боюсь не успеть, помогите  мне  пожалуйста..а в помощь вам высылаю  помощницу

                                      Игра « Волшебная рукавица »

               У меня есть рукавица, с ней я просто мастерица

               Повнимательней  смотрите, за рукой моей следите

 ( Демонстрирует тарелку с крупой и металлическими предметами и

                         примагничивает скрепки )

- Попробуем разгадать это волшебство ?

-А я могу подсказать,эти предметы примагнитились, а помог нам в этом                 МАГНИТ

- Попробуйте сами помочь Золушке (магнитят скрепки )

- Какие предметы примагнитились? ( железные, металлические )

Этот предмет помог сделать первое волшебство. Молодцы. быстро справились с этой работой. Теперь Золушка успеет на бал, увидит своего принца и будет счастлива !

- А теперь превращаемся в волшебников – исследователей и рассмотрим 1  волшебное свойство магнита Мы с вами попали в волшебную комнату, там где работают ученые и называется научная лаборатория, где нам предстоит выполнить задания сказочных героев открыть тайны Великого магнита, сделать это мы сможем с помощью экспериментов с магнитом, я предлагаю вам стать маленькими исследователями и будем экспериментировать и изучать свойства волшебного магнита, и прежде вспомним некоторые правила безопасности в лаборатории ( рассматриваем карточки, ответы детей ), одеваем шапочки и вперед…

Подойдем к 1 столу :

                                   Важное дело эксперимент

                                  В нем интересен каждый момент

                                                1 зксперимент

- Что вы тут видите? ( деревянные. стеклянные, пластмассовые, металлические, резиновые предметы и т.д. )

- Из чего сделаны предметы ?

- Как вы думаете, все ли предметы притянет магнит ?

Проверим  притягивает ли магнит деревянные предметы и т. д

Сейчас нам все предметы нужно разложить по коробочкам  с помощью магнита, те которые притягиваются в коробочку ( + ),которые нет( - )

- А теперь давайте отметим в  схеме, из которой будет ясно, что магнит притягивает . а что нет.

Вывод :

Магнит притягивает металлические предметы, а неметаллические предметы ( вывешивается схема ) Свойство магнита притягивать предметы называется магнетизм.

Предметы, которые притягивает магнит называют магнетическими

                                         ( Вывешивается схема )

Путешествие продолжается – 2 задание мы найдем здесь ( театр ) и отгадайте от кого :            

                         Открываем конверт №2  (Василиса )

                                           Письмо :

Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает железные предметы, действует его сила через какую нибудь преграду?

- Что такое преграда знаете ? ( ответы детей )

- Как вы думаете  будет ли действовать сила магнита через преграду -

 картон ? Давайте проверим.

                                       2 эксперемент

-  Поиграем в « Автогонки » , « Бабочки », « Рыбки » ( картон с фоном трассы,  неба, моря, рыбки, машинки, бабочки )

- Видите, они двигаются, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

- Отчего это происходит ? ( магнит притягивает скрепку )

- Совершенно верно, сила магнита , проходя через картон, притягивает скрепки и заставляет следовать за магнитом. Это значит, сила магнита действует через картон.

Вывод :

магнит действует через преграду – картон (вывешивается схема )

           1 Динамическая пауза « Магнитит – не магнитит »

Выбирается водящий ( одевается шапочка – магнит ), остальные предметы (называет воспитатель - если железные прилипают, если нет просто двигаются .)

Продолжаем путь, 3 задание (  в изоуголке отгадайте от кого )

                          У отца есть мальчик странный,

                          Необычный, деревянный,

                          На земле и под водой

                          Ищет ключик золотой,

                          всюду нос сует длинный..

                          Кто же это ?

                      Открываем конверт  № 3  ( Буратино )

                                                 Письмо :

Ребята, помогите пожалуйста мне в моей беде. Вот что случилось со мной : Карабас Барабас спрятал кукол в темном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка бросил в банку с водой. Нужно достать ключ не  замочив рук, тогда я открою замок, и куклы будут свободны ,но у меня не получается, помогите мне пожалуйста!

- Внимание ! Задание на смекалку и сообразительность.

                                            3 эксперемент

Перед вами стаканы с водой  и скрепки – ключи, подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив рук. ( предположения детей )

- Моя подсказка : Если картон не является преградой для магнита, то может и стекло не будет являться преградой, возьмите стакан в руки и подумайте ( нужно приложить магнит к стеклу и медленно двигать вверх, пока скрепка не приблизится к поверхности воды и так можно достать скрепку. У всех получилось ?

- Вода мешает действию магнита ? ( нет )

- А стекло ? ( нет ) Правильно.

Вывод :

Сила магнита действует на металлические предметы через воду и стекло ( вывешиваеся схема )

Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет дверцы чулана , куклы окажутся на свободе и будут всех радовать новыми приключениями !

                               Динамическая пуза « Буратино »

                   Открываем конверт № 4 Задание( Черепаха Тортилла )

                                                           Загадка :

                                  Черепахе 300 лет

                                   Старше на всем свете нет

                                   И на пруд, где много тины

                                   К ней явился Буратино

                                   Черепаха ключ хранила

                                   А зовут ее ….. ( Тортилла ) 

Дорогие ребята ! я уже 300 лет живу в своем родном пруду, все было хорошо, но в последнее время мой пруд стал очень грязным, помогите мне его очистить, чтоб всем жителям в нем было радостно жить!

                             Командная игра « Очистим пруд »

Задание от Черепахи Тортиллы ( очистить пруд от мусора с помощью удочки с магнитом )

- Какой вывод можем сделать о свойстве магнита ?

Вывод : Сила магнита действует в воде

                                                  Итог занятия: 

- Вот и подошло к концу наше  занимательное и увлекательное путешествие, помогли сказочным героям , мы были с вами волшебниками и провели время с волшебным предметом, каким ? ( магнитом )   

                                   Стих : ( Настя )

                              Мы с мамой взяли магнит

                              Он и тянет, и манит.

                              Отыскали все под давкой

                              И колечки, и булавку

                              Даже в щелях и пыли

                              Гайки папины нашли

                             Получился целый праздник

                             Вот такой магнит проказник

- Вам было интересно? Что мы сегодня делали ? Что было для вас трудным

- А что больше всего понравилось в нашем путешествии ?

- Кто нам помогал проходить испытания ? ( волшебный магнит )

- Какой магнит ? ( рассказ по алгоритму )

- А какими свойствами он обладает?   притягивает железо ?действует в воде ? притягивает пластмассовые предметы ?действует через стекло ?действует через картон ?

- Вот видите, ребята мы с вами убедились, что магниту ни помеха ни вода, ни зерна, ни стекло. Он все равно не теряет своих свойств.

- Ребята, какое у вас настроение после встречи с удивительным магнитом?

- Мы вышлем  Почемучке результаты исследований  он их получит и узнает , что мы справились со всеми заданиями и помогли героям  а еще подарочек

( Составить  на магнитной доске букет цветов, или нарисовать на магнитных  дощечках )

- А вы не забыли , что Почемучкин  написал в письме, что если вы пройдете все испытания и поможете героям , вас ожидает сюрприз, как вы думаете мы справились с заданиями ? ( Воспитатель дарит сюрпризы - магниты )

- А вы любите играть с магнитными игрушками ? ( какие магнитные игры есть у нас в группе – можно подбежать )

-  Почему магнит можем назвать волшебным камнем ? И волшебство его продолжается и в нашей жизни, приглашаю вас в любое время в наш мини музей посмотреть где мы можем встретить  волшебные магниты.

 

                 Путешествие наше закончилось, до свидания, Друзья !

                             

                           Комплексное  занятие

                                 в средней группе

                          « Волшебство магнита »

                                                                   

                                                                   Составитель :

                                                                                    Зелинская О. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса магнита.

мастер-класс для родителей и педагогов по экспериментированию и памятка по познавательному экспериментированию....

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

Проект "Чудеса магнита"

Проект "Чудеса магнита"...

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования « Чудеса магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком....

Познавательно - исследовательская деятельность "Чудеса магнита"

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса магнита"....