Чудеса магнита
план-конспект занятия по окружающему миру
Экспериментирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 9
Воспитатель Пушилина Л.В.
Тема занятия : « Чудеса магнита »
Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции через экспериментирование в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи :
Образовательные :
1.Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства ( притягивать предметы, действие магнита через стекло, картон, воду)
2.Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя качества и свойства
3. Познакомить со способами использования магнита в игровой и практической деятельности.
Развивающие :
1.Развивать активность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, стремление к познанию через творческо – эксперементальную деятельность
2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотизы, делать выводы, активизировать словарь детей.
Воспитательные :
1.Воспитывать доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов, воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товаришей по группе, работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Интеграция образовательных областей :
« Познавательное развитие », « Речевое развитие », « Социально – коммуникативное развитие », « Художественно – эстетическое », « Труд »
Предварительная работа :
Цикл занятий по эксперементальной деятельности
Материалы и оборудование :
- Магниты для детей, шапочки , халаты для проведения опытов
- Подносы с магнетическими предметами ( кнопки, гвозди, шурупы и др.) и с немагнетическими предметами ( бумага, картон, пластик, ткань, деревяные предметы и др. )
- Варежка с магнитом
- Емкость с водой и скрепкой
- Макет « Озеро », « Автодром », «Небо»
- Тарелка с фасолью и металлическими предметами
- Карточки для записи выводов опытов
- Карточки с заданиями героев, схемы опытов
- Карточки с различными предметами ( магнит. и немагнит. )
Методы и приемы :
- Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, эффект удивления
- Экспериментирование
- Беседа
- Наглядный
- Словесный ( вопросы, использование художественного слова в ходе занятия, индивидуальные и хоровые ответы детей )
- Объяснительно – иллюстративный
- Продуктивная деятельность
Занятие по познавательному развитию
« Чудеса магнита »
Ход занятия :
Организационный момент :
В: - Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте со всеми дружно поздороваемся со всеми, кто нас окружает ( дети встают в круг )
Здравствуй небо ( поднять руки )
Здравствуй Земля ( приседают )
Здравствуйте мои друзья ! ( руки вперед )
1,2,3,4,5 (загибают пальцы )
Пора в путешествие опять ( идут по кругу )
В мире много интересного ( показывают руками )
Нам порою неизвестного ( пожимают плечами )
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья за дело !
В : - Ребята, сегодня нам принесли посылку, вам интересно узнать, что в ней? ( посылка стоит на подносе со скрепками )
- Интересно вам ? давайте прочитаем :
Письмо :
Дорогие ребята ! я нашел интересный камень, я не знаю как он называется, что он может принести – добро или зло, помогите мне разобраться и пришлите результаты ваших исследований Я знаю, что вы очень любознательные и умные, вот и я хотел вас попросить помочь сказочным героям, потому что я сейчас далеко отсюда и прошу вашей помощи, кроме вас мне не к кому обратится. Они очень ждут вашей помощи, согласны ? Если у вас получится помочь героям в конце путешествия вас жлет сюрприз .Прилагаю карту, по которой вам надо найти задания героев и постараться их выполнить.
- Попробуйте отгадать, что лежит в этой посылке, как вы думаете?( ответы )
- Если мы правильно отгадаем загадку ( приклеена на мешочек ), ответ на загадку мы найдем в мешочке :
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена ( магнит)
( Открывает мешочек и достает магнит )
Вот перед нами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит
В : - Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей и называют « Почемучками »
Песня Л. Труниной « Почемучки »
В : - Ребята, а вы знаете откуда появился магнит на нашей земле ? Существует много легенд появления магнита и я расскажу вам одну из них. Хотите узнать, рассаживайтесь поудобнее и слушайте
Легенда о появлении магнита
В давние времена, на горе Ида пастух по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял тогда сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил всех своих соседей. От имени пастуха и появилось название « Магнит » и до сих пор он нам необходим.
- Вот теперь мы узнали откуда появился магнит и пора спешить на помощь сказочным героям , согласно карте, который прислал нам Почемучкин
- Чтобы справиться с заданиями сказочных героев нужно обладать волшебными предметами или быть самим волшебниками.
Волшебные предметы у кого нибудь есть ? А какие вы знаете волшебные предметы ? ( клубок, волшебная палочка, ковер самолет, сапоги скороходы )
Ни у кого нет? Точно?
- А волшебники среди нас может быть есть ? ( нет )
Итак. Я знаю что делать ! Скажите каких людей называют волшебниками ? Говорят, что они творят чудеса как настоящие волшебники ?
- Правильно , ребята, таких людей называют учеными.
Ребята, я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие, в страну волшебства, где мы станем настоящими волшебниками, и в конце путешествия вы сами в этом убедитесь !Итак закроем глаза и скажем волшебные слова : « Крибле, крабле, бумс ! »
Итак поспешим на помощь нашим сказочным друзьям.
1задание мы найдем здесь (отгадывается место – книжный уголок ), нужно отгадать еще от кого задание :
Старательна, трудолюбива
Добра и очень красива
На бал она попала,
Но туфельку там потеряла.
Открываем конверт № 1( Золушка )
Письмо :Ребята, мне нужна ваша помощь, мне мачеха давала различную тяжелую работу, и как только я заканчивала, она высыпала мешки с крупой в одну большую кучу и заставляла отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала новое испытание : высыпала в фасоль скрепки. Я очень хочу попасть на бал во дворец, чтоб увидеться с принцем и боюсь не успеть, помогите мне пожалуйста..а в помощь вам высылаю помощницу
Игра « Волшебная рукавица »
У меня есть рукавица, с ней я просто мастерица
Повнимательней смотрите, за рукой моей следите
( Демонстрирует тарелку с крупой и металлическими предметами и
примагничивает скрепки )
- Попробуем разгадать это волшебство ?
-А я могу подсказать,эти предметы примагнитились, а помог нам в этом МАГНИТ
- Попробуйте сами помочь Золушке (магнитят скрепки )
- Какие предметы примагнитились? ( железные, металлические )
Этот предмет помог сделать первое волшебство. Молодцы. быстро справились с этой работой. Теперь Золушка успеет на бал, увидит своего принца и будет счастлива !
- А теперь превращаемся в волшебников – исследователей и рассмотрим 1 волшебное свойство магнита Мы с вами попали в волшебную комнату, там где работают ученые и называется научная лаборатория, где нам предстоит выполнить задания сказочных героев открыть тайны Великого магнита, сделать это мы сможем с помощью экспериментов с магнитом, я предлагаю вам стать маленькими исследователями и будем экспериментировать и изучать свойства волшебного магнита, и прежде вспомним некоторые правила безопасности в лаборатории ( рассматриваем карточки, ответы детей ), одеваем шапочки и вперед…
Подойдем к 1 столу :
Важное дело эксперимент
В нем интересен каждый момент
1 зксперимент
- Что вы тут видите? ( деревянные. стеклянные, пластмассовые, металлические, резиновые предметы и т.д. )
- Из чего сделаны предметы ?
- Как вы думаете, все ли предметы притянет магнит ?
Проверим притягивает ли магнит деревянные предметы и т. д
Сейчас нам все предметы нужно разложить по коробочкам с помощью магнита, те которые притягиваются в коробочку ( + ),которые нет( - )
- А теперь давайте отметим в схеме, из которой будет ясно, что магнит притягивает . а что нет.
Вывод :
Магнит притягивает металлические предметы, а неметаллические предметы ( вывешивается схема ) Свойство магнита притягивать предметы называется магнетизм.
Предметы, которые притягивает магнит называют магнетическими
( Вывешивается схема )
Путешествие продолжается – 2 задание мы найдем здесь ( театр ) и отгадайте от кого :
Открываем конверт №2 (Василиса )
Письмо :
Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает железные предметы, действует его сила через какую нибудь преграду?
- Что такое преграда знаете ? ( ответы детей )
- Как вы думаете будет ли действовать сила магнита через преграду -
картон ? Давайте проверим.
2 эксперемент
- Поиграем в « Автогонки » , « Бабочки », « Рыбки » ( картон с фоном трассы, неба, моря, рыбки, машинки, бабочки )
- Видите, они двигаются, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
- Отчего это происходит ? ( магнит притягивает скрепку )
- Совершенно верно, сила магнита , проходя через картон, притягивает скрепки и заставляет следовать за магнитом. Это значит, сила магнита действует через картон.
Вывод :
магнит действует через преграду – картон (вывешивается схема )
1 Динамическая пауза « Магнитит – не магнитит »
Выбирается водящий ( одевается шапочка – магнит ), остальные предметы (называет воспитатель - если железные прилипают, если нет просто двигаются .)
Продолжаем путь, 3 задание ( в изоуголке отгадайте от кого )
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
всюду нос сует длинный..
Кто же это ?
Открываем конверт № 3 ( Буратино )
Письмо :
Ребята, помогите пожалуйста мне в моей беде. Вот что случилось со мной : Карабас Барабас спрятал кукол в темном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка бросил в банку с водой. Нужно достать ключ не замочив рук, тогда я открою замок, и куклы будут свободны ,но у меня не получается, помогите мне пожалуйста!
- Внимание ! Задание на смекалку и сообразительность.
3 эксперемент
Перед вами стаканы с водой и скрепки – ключи, подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив рук. ( предположения детей )
- Моя подсказка : Если картон не является преградой для магнита, то может и стекло не будет являться преградой, возьмите стакан в руки и подумайте ( нужно приложить магнит к стеклу и медленно двигать вверх, пока скрепка не приблизится к поверхности воды и так можно достать скрепку. У всех получилось ?
- Вода мешает действию магнита ? ( нет )
- А стекло ? ( нет ) Правильно.
Вывод :
Сила магнита действует на металлические предметы через воду и стекло ( вывешиваеся схема )
Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет дверцы чулана , куклы окажутся на свободе и будут всех радовать новыми приключениями !
Динамическая пуза « Буратино »
Открываем конверт № 4 Задание( Черепаха Тортилла )
Загадка :
Черепахе 300 лет
Старше на всем свете нет
И на пруд, где много тины
К ней явился Буратино
Черепаха ключ хранила
А зовут ее ….. ( Тортилла )
Дорогие ребята ! я уже 300 лет живу в своем родном пруду, все было хорошо, но в последнее время мой пруд стал очень грязным, помогите мне его очистить, чтоб всем жителям в нем было радостно жить!
Командная игра « Очистим пруд »
Задание от Черепахи Тортиллы ( очистить пруд от мусора с помощью удочки с магнитом )
- Какой вывод можем сделать о свойстве магнита ?
Вывод : Сила магнита действует в воде
Итог занятия:
- Вот и подошло к концу наше занимательное и увлекательное путешествие, помогли сказочным героям , мы были с вами волшебниками и провели время с волшебным предметом, каким ? ( магнитом )
Стих : ( Настя )
Мы с мамой взяли магнит
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под давкой
И колечки, и булавку
Даже в щелях и пыли
Гайки папины нашли
Получился целый праздник
Вот такой магнит проказник
- Вам было интересно? Что мы сегодня делали ? Что было для вас трудным
- А что больше всего понравилось в нашем путешествии ?
- Кто нам помогал проходить испытания ? ( волшебный магнит )
- Какой магнит ? ( рассказ по алгоритму )
- А какими свойствами он обладает? притягивает железо ?действует в воде ? притягивает пластмассовые предметы ?действует через стекло ?действует через картон ?
- Вот видите, ребята мы с вами убедились, что магниту ни помеха ни вода, ни зерна, ни стекло. Он все равно не теряет своих свойств.
- Ребята, какое у вас настроение после встречи с удивительным магнитом?
- Мы вышлем Почемучке результаты исследований он их получит и узнает , что мы справились со всеми заданиями и помогли героям а еще подарочек
( Составить на магнитной доске букет цветов, или нарисовать на магнитных дощечках )
- А вы не забыли , что Почемучкин написал в письме, что если вы пройдете все испытания и поможете героям , вас ожидает сюрприз, как вы думаете мы справились с заданиями ? ( Воспитатель дарит сюрпризы - магниты )
- А вы любите играть с магнитными игрушками ? ( какие магнитные игры есть у нас в группе – можно подбежать )
- Почему магнит можем назвать волшебным камнем ? И волшебство его продолжается и в нашей жизни, приглашаю вас в любое время в наш мини музей посмотреть где мы можем встретить волшебные магниты.
Путешествие наше закончилось, до свидания, Друзья !
Комплексное занятие
в средней группе
« Волшебство магнита »
Составитель :
Зелинская О. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудеса магнита.
мастер-класс для родителей и педагогов по экспериментированию и памятка по познавательному экспериментированию....
Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"
Задачи приоритетной образовательной области:· «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...
Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"
Задачи приоритетной образовательной области:· «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)
В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....
Проект "Чудеса магнита"
Проект "Чудеса магнита"...
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования « Чудеса магнита»
Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком....
Познавательно - исследовательская деятельность "Чудеса магнита"
Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса магнита"....