Конспект ОД "Песня колокольчика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Марина Александровна

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolokolchik.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

 Тема: « Песня колокольчика».

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме

« Песня колокольчика»

Тип образовательной деятельности: интегрированная

Программные задачи:

Познавательные:

-сформировать знание о колоколах;

- познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

- познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;

-закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие (специальные):

- побуждать развитие фантазии,

 - формировать умение выражать свои мысли.

 Воспитательные:

-учить взаимодействовать друг с другом

-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация»

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме « Песня колокольчика», деревянные ложки, колокольчики

Ход занятия:

1.Организационный момент: 

Воспитатель: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?

Звенит еще громче.

Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.

Дети рассматривают колокольчик, звонят в него, рассматривают.

Ребята, из чего сделан этот колокольчик? 

(Ответы детей: из металла.) 

Почему колокольчики не делают из дерева?

 (Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты например, деревянные ложки)

 Дети играют на ложках. 

Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

(Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).

Воспитатель показывает детям стеклянный колокольчик. Воспитатель: Колокольчик – это предмет искусства.

Петрушка: Ребята,а вы знаете, когда  как впервые появились колокольчики,?

СЛАЙД 1

Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик.  Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, ещё в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

СЛАЙД 3

Звучат колокола

Воспитатель: Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? 

 (Ответы детей: Чтобы созывать народ).

СЛАЙД 4

Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов.  Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго….  Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).

Воспитатель: Для отливки колоколов,  нужны красная и зелёная медь,  олово. В глубокой яме стоит форма, туда  заливают колокольную медь.  Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали.  Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.

СЛАЙД 6

Воспитатель: Колокол словно живое существо.  Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня царя Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

СЛАЙД 7

Воспитатель: Сохранившиеся древние колокола - это самые исторические памятники Православия, письменности, декоративно- прикладного искусства, наконец, литейного мастерства.  Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?

 (Ответы детей: Царь- колокол). 

СЛАЙД 8

Воспитатель:  Как вы думаете, почему его так назвали? 

(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).

Воспитатель: Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы,  люди боясь, что колокол расплавится, Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями, деревянные леса загорелись, их стали заливать водою). Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.

СЛАЙД 9

Воспитатель:  Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).

Воспитатель: Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

СЛАЙД10

Воспитатель: Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай, когда в городах и деревнях начинались болезни, на всех колокольнях начинали звонить в колокола и болезнь отступала. В наше время учёные подтвердили целебные свойства колокольного звона, он лечит бессонницу и нервные болезни.

СЛАЙД11

Воспитатель: Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.  Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?(Ответы детей)

СЛАЙД 12

Воспитатель: Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь. 

СЛАЙД13

Воспитатель: Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа.

СЛАЙД 14

Итог занятия, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по инструментальному музицированию в средней группе «День рождения веселого Колокольчика».

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах: металлофон, трещетки, свистулька, маракас, барабан,колокольчик,треугольник, деревянные палочки,ложки,дудочка....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Новогодние колокольчики»

Новогодний праздник- радостное событие для детей и взрослых. Изготовление елочных игрушек из соленого теста подарит  детям не только радость творчества, но и гордость своими поделками, которыми о...

Конспект занятия "Колокола и колокольчики"

Воспитание любви к родному городу. умение понимать музыку. в том числе и колокольную, развивать ассоциативное мышление - основные направления данного мероприятия...

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками "Дили-дили, дили-дили - колокольчики звонили"

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками на развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма, координации движений...

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"Атор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Владимира "Детский сад №83 комбинир...

Кукла Колокольчик для педагогов.Семинар-практикум с элементами тренинга по куклотерапии для педагогов: «Кукла-колокольчик»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.Задачи тренинга:актуализировать процесс самоанализа сотрудников;научить пс...