Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми второй младшей группы «Маленькие фокусники»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Фофанова Любовь Владимировна

Конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы с целью развития навыков проведения первых опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_malenke_fokusniki.docx455.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Конспект

организации образовательной  деятельности

                                            по ознакомлению с окружающим

с детьми второй младшей группы

«Маленькие фокусники»

                                     

Составила:

воспитатель

Фофанова Л. В.

2022 г.

Тема НОД: «Маленькие фокусники»

Продолжительность: 15 минут.

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах) и ее значением для всего живого.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

2. Развивать навыки проведения первых опытов, мышление, речь, кругозор и любознательность детей.

3. Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

4. Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.

Предварительная работа: 

- беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода»; «Роль воды в жизни человека и живых существ»;

- проведение опытов с водой «Переливание воды», «Тонет- не тонет»;

     - рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

     - наблюдение в уголке природы за комнатными растениями (полив);

     - загадывание загадок;

     - заучивание потешки «Водичка-водичка».

   

  Демонстрационный материал: волшебный чемоданчик с приглашением, волшебная палочка, стакан воды, бутылки с теплой и холодной водой, краски,  кофе,  2 стакана воды -  в одном разведен картофельный крахмал, в другом стакане — несколько капель йода, небольшой резиновый мячик, резиновые и пластмассовые предметы, камушки, ватман.

Раздаточный материал: стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки, бутылочки с водой по количеству детей, на крышки которых нанесена краска внутри, кисточки по количеству детей.

  Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха, фокус, фокусник.

Индивидуальная работа: Кира К. - предложить напомнить детям, какие предметы в воде тонут, а какие плавают; Кирилл А., Дима Ф. - контроль за проведением опыта - добавлением краски в воду.

Этап; цели

        Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

Цель: создание положительной мотивации к экспериментальной деятельности.

Воспитатель обращается  к детям.

-  Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.

Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

- Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такой красивый чемоданчик и приглашение, хотите узнать от кого?

- «Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в волшебном чемоданчике лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.»

- Ну, что ребята отправимся в страну фокусов?

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник?

- А вы умеете показывать фокусы?

- Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель, просит закрыть глаза и сказать волшебные слова):

Поверчусь я, поверчусь,

Покручусь я, покручусь

С детками в стране фокусов я окажусь.

Дети стоят полукругом, здороваются, улыбаются друг другу.

- Да!

- Да!

Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.

2

Основная часть Цель: получение новых знаний, проведение экспериментальной деятельности.

 

- Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками- помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.

- Посмотрите ребята в волшебном чемоданчике есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю. (Достает стакан с водой).

- Как вы думаете, что в стакане?

- Правильно, вода.  Вы слыхали о воде?

- Говорят она везде!

   Вы в пруду ее найдете,

   И в сыром лесном болоте.

   В луже, в море, в океане

   И в водопроводном кране,

   Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

- Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой? Но прежде чем приступить к фокусам, давайте вспомним, какая вода (показывает воду в стакане). Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? А какой вода еще бывает?

Опыт «Какая бывает вода?»

- У меня есть бутылочки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете?

- Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.

- А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают.

Опыт «Тонет-плавает».

- Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим (Отпускает их в воду). Что происходит?

- А теперь возьмите в руки камушки. Какие камушки? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Отпускают камушки). Что случилось с камнями?

- Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.

- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему?

- Вода – волшебница: она может обернуться облаком, снегом, дождем! Вот это да! Ай да вода!

- Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.

Физкультминутка «Дождик»:

- Капля раз, капля два (прыжки на носочках, руки на поясе),

- Очень медленно сперва (прыжки медленно),

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (темп увеличивается).

Мы зонты свои раскрыли (вдох развести руки в стороны),

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).

- Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам!

Опыт «Прозрачная или не прозрачная».

- Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду?

- Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? 

- А сейчас мы с вами перейдем к следующему фокусу.

- Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться.  

 -Какая вода получилась у вас?

- Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно, значит вода не прозрачная стала.

 Опыт «Разноцветная водичка».

Для проведения фокуса необходимо взять бутылочки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В бутылочки заранее наливается вода. (Секрет фокуса - внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

- Ребята, как вы думаете, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову»? Давайте посмотрим. Я сейчас с помощью волшебной палочки и заклинания превращу бесцветную воду в разноцветную! А вы мне в этом поможете.

Показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:

- Была водичка простой, стань водичка цветной! Взмахивает волшебной палочкой.

- Подуйте на свои бутылочки, а теперь потрясите их.

- В какой цвет окрасилась водичка?

- Ребята, а как вы думаете можно простой водичкой рисовать? Попробуем?

- Не выходит!

Опыт «Превращение чая в краску».

- А хотите я при помощи молока и чая сделаю краску?

- Сейчас я вам покажу фокус «Превращение чая в краску». Посмотрите, в одном стакане у меня— «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал), в другом стакане — «чай» (несколько капель йода в полустакане воды). Переливаем все в один стакан и получаются «чернила». Ими даже можно писать на бумаге.

- Попробуйте нарисовать что-нибудь.

Опыт «Запах воды».

-  Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…Что же это? Это ребята волшебный порошок.

- Давайте возьмем стаканчик. Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ничем не пахнет, она не имеет запаха.

- А сейчас мы научимся еще одному фокусу, если в нее добавить волшебный порошок, она приобретет запах. Проверим?

- Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода сейчас пахнет? Чем?

- Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус?

- Да!

- Вода!

Дети отвечают на вопросы полным предложением, внимательно слушают воспитателя.

- Хотели!

- Теплая вода в стакане.

- Вода еще бывает холодной.

Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.

- Мячи плавают, не тонут.

-Тяжелые

- Они утонули, опустились на дно.

- Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы.

Дети правильно выполняют физкультминутку в соответствии со словесной инструкцией педагога и показом выполнения движений.

-Дети подходят к столам, садятся за столы,  на столах стоят стаканчики с водой, лежат ложки, гуашь на каждого ребенка.

- Да, видно!

- Прозрачная.

- Красная!

- Нет, не прозрачная.

- Не видно ложку.

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

- Нет!

Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет.

- В красный, желтый, зеленый, синий.

Дети высказывают свои предположения.

Дети берут кисточки и начинают рисовать на ватмане.

Дети высказывают свои мнения.

- Нет!

- Да!

- Нет!

- Да!

Дети высказывают свои предположения

- Да!

3

Заключительная часть

 Цель: «возвращение в детский сад»; анализ своей деятельности в процессе НОД.

 - Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг.

- Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? С кем бы вы хотели поделиться провести такие фокусы?

- А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок.

- Посмотрите у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А она имеет запах? А вода прозрачная или цветная?

- Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую и моя водичка превратится…. (коробку переворачивает и достает бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет и появился запах) в сок.

- Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:

Поверчусь я, поверчусь,

Покручусь я, покручусь

Шапочку сейчас сниму,

И в детский садик с детками я вернусь.

- Ну вот ребята мы опять с вами в нашем садике, пойдемте к нашим ребятам и угостим их соком.

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

- Вода.

- Нет!

- Прозрачная.

Дети  отвечают на вопросы полным предложением, дополняют друг друга.

Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем.

                

Литература

1. Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. ФГОС. – СПб: Детство-Пресс, 2018.

2. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в лес с куклой Машенькой»

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе....

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Интегрированное занятие. В ходе образовательной деятельности воспитанники объединяют понятия "дикие" и "домашние" животные, демонстриуют умение называть деревья и птиц, указанные на слайде; соотносят ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Сухопутная черепаха». Воспитатель: Чернизова Е.Ю.

Тема: ЧерепахаВид занятия: первичноеТип занятия: беседа-наблюдениеВремя 10-15 минЦель: дать первоначальное представление о животном -черепаха.Задачи:1....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Легковой и грузовой транспорт»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Легковой и грузовой транспорт»...