Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми второй младшей группы «Маленькие фокусники»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы с целью развития навыков проведения первых опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_malenke_fokusniki.docx | 455.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Конспект
организации образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
с детьми второй младшей группы
«Маленькие фокусники»
Составила:
воспитатель
Фофанова Л. В.
2022 г.
Тема НОД: «Маленькие фокусники»
Продолжительность: 15 минут.
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах) и ее значением для всего живого.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
2. Развивать навыки проведения первых опытов, мышление, речь, кругозор и любознательность детей.
3. Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
4. Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.
Предварительная работа:
- беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода»; «Роль воды в жизни человека и живых существ»;
- проведение опытов с водой «Переливание воды», «Тонет- не тонет»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- наблюдение в уголке природы за комнатными растениями (полив);
- загадывание загадок;
- заучивание потешки «Водичка-водичка».
Демонстрационный материал: волшебный чемоданчик с приглашением, волшебная палочка, стакан воды, бутылки с теплой и холодной водой, краски, кофе, 2 стакана воды - в одном разведен картофельный крахмал, в другом стакане — несколько капель йода, небольшой резиновый мячик, резиновые и пластмассовые предметы, камушки, ватман.
Раздаточный материал: стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки, бутылочки с водой по количеству детей, на крышки которых нанесена краска внутри, кисточки по количеству детей.
Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха, фокус, фокусник.
Индивидуальная работа: Кира К. - предложить напомнить детям, какие предметы в воде тонут, а какие плавают; Кирилл А., Дима Ф. - контроль за проведением опыта - добавлением краски в воду.
№ | Этап; цели | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Организационный момент Цель: создание положительной мотивации к экспериментальной деятельности. | Воспитатель обращается к детям. - Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. - Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такой красивый чемоданчик и приглашение, хотите узнать от кого? - «Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в волшебном чемоданчике лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.» - Ну, что ребята отправимся в страну фокусов? - Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? - А вы умеете показывать фокусы? - Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель, просит закрыть глаза и сказать волшебные слова): Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь С детками в стране фокусов я окажусь. | Дети стоят полукругом, здороваются, улыбаются друг другу. - Да! - Да! Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. |
2 | Основная часть Цель: получение новых знаний, проведение экспериментальной деятельности.
| - Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками- помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет. - Посмотрите ребята в волшебном чемоданчике есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю. (Достает стакан с водой). - Как вы думаете, что в стакане? - Правильно, вода. Вы слыхали о воде? - Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! - Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой? Но прежде чем приступить к фокусам, давайте вспомним, какая вода (показывает воду в стакане). Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? А какой вода еще бывает? Опыт «Какая бывает вода?» - У меня есть бутылочки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете? - Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая. - А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Опыт «Тонет-плавает». - Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим (Отпускает их в воду). Что происходит? - А теперь возьмите в руки камушки. Какие камушки? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Отпускают камушки). Что случилось с камнями? - Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно. - Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? - Вода – волшебница: она может обернуться облаком, снегом, дождем! Вот это да! Ай да вода! - Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем. Физкультминутка «Дождик»: - Капля раз, капля два (прыжки на носочках, руки на поясе), - Очень медленно сперва (прыжки медленно), А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом (темп увеличивается). Мы зонты свои раскрыли (вдох развести руки в стороны), От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом). - Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам! Опыт «Прозрачная или не прозрачная». - Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду? - Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? - А сейчас мы с вами перейдем к следующему фокусу. - Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. -Какая вода получилась у вас? - Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно, значит вода не прозрачная стала. Опыт «Разноцветная водичка». Для проведения фокуса необходимо взять бутылочки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В бутылочки заранее наливается вода. (Секрет фокуса - внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). - Ребята, как вы думаете, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову»? Давайте посмотрим. Я сейчас с помощью волшебной палочки и заклинания превращу бесцветную воду в разноцветную! А вы мне в этом поможете. Показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова: - Была водичка простой, стань водичка цветной! Взмахивает волшебной палочкой. - Подуйте на свои бутылочки, а теперь потрясите их. - В какой цвет окрасилась водичка? - Ребята, а как вы думаете можно простой водичкой рисовать? Попробуем? - Не выходит! Опыт «Превращение чая в краску». - А хотите я при помощи молока и чая сделаю краску? - Сейчас я вам покажу фокус «Превращение чая в краску». Посмотрите, в одном стакане у меня— «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал), в другом стакане — «чай» (несколько капель йода в полустакане воды). Переливаем все в один стакан и получаются «чернила». Ими даже можно писать на бумаге. - Попробуйте нарисовать что-нибудь. Опыт «Запах воды». - Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…Что же это? Это ребята волшебный порошок. - Давайте возьмем стаканчик. Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ничем не пахнет, она не имеет запаха. - А сейчас мы научимся еще одному фокусу, если в нее добавить волшебный порошок, она приобретет запах. Проверим? - Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода сейчас пахнет? Чем? - Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус? | - Да! - Вода! Дети отвечают на вопросы полным предложением, внимательно слушают воспитателя. - Хотели! - Теплая вода в стакане. - Вода еще бывает холодной. Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие. - Мячи плавают, не тонут. -Тяжелые - Они утонули, опустились на дно. - Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы. Дети правильно выполняют физкультминутку в соответствии со словесной инструкцией педагога и показом выполнения движений. -Дети подходят к столам, садятся за столы, на столах стоят стаканчики с водой, лежат ложки, гуашь на каждого ребенка. - Да, видно! - Прозрачная. - Красная! - Нет, не прозрачная. - Не видно ложку. Дети отвечают на вопросы полными предложениями. - Нет! Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет. - В красный, желтый, зеленый, синий. Дети высказывают свои предположения. Дети берут кисточки и начинают рисовать на ватмане. Дети высказывают свои мнения. - Нет! - Да! - Нет! - Да! Дети высказывают свои предположения - Да! |
3 | Заключительная часть Цель: «возвращение в детский сад»; анализ своей деятельности в процессе НОД. | - Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. - Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? С кем бы вы хотели поделиться провести такие фокусы? - А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок. - Посмотрите у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А она имеет запах? А вода прозрачная или цветная? - Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую и моя водичка превратится…. (коробку переворачивает и достает бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет и появился запах) в сок. - Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, Покручусь я, покручусь Шапочку сейчас сниму, И в детский садик с детками я вернусь. - Ну вот ребята мы опять с вами в нашем садике, пойдемте к нашим ребятам и угостим их соком. | Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. - Вода. - Нет! - Прозрачная. Дети отвечают на вопросы полным предложением, дополняют друг друга. Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем. |
Литература
1. Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. ФГОС. – СПб: Детство-Пресс, 2018.
2. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в лес с куклой Машенькой»
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе....
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
Интегрированное занятие. В ходе образовательной деятельности воспитанники объединяют понятия "дикие" и "домашние" животные, демонстриуют умение называть деревья и птиц, указанные на слайде; соотносят ...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Сухопутная черепаха». Воспитатель: Чернизова Е.Ю.
Тема: ЧерепахаВид занятия: первичноеТип занятия: беседа-наблюдениеВремя 10-15 минЦель: дать первоначальное представление о животном -черепаха.Задачи:1....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда».
Познакомить с родовым понятием «посуда»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие) Тема: «Легковой и грузовой транспорт»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с детьми второй младшей группы (3-4 года) в рамках ООД (ОО «Познавательное развитие)Тема: «Легковой и грузовой транспорт»...