Содержание. - Актуальность
- Цель проекта, задачи.
- Этапы проекта, предполагаемые результаты
- Значимость проекта
- Технология внедрения проекта
- Механизм реализации проекта
- Ресурсное обеспечение
- Результат проекта
- Литература
- Приложение
Актуальность темы. Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Экологический проект «Деревья нашего участка» развивает интерес у детей к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта уделяется внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Проект способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Донского края. Цель проекта: создание условий для формирования у детей представление о деревьях, как о живых организмах и их взаимосвязях в природе. Задачи проекта: - Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
- Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.
- Развивать воображение, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать
- Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
- Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять. Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.
- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Объект проектирования: процесс развития исследовательской деятельности. Предмет проектирования: организационно-педагогические условия, способствующие развитию исследовательской деятельности в живой природе у детей дошкольного возраста. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий, групповой, Продолжительность: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Методы и приёмы: наглядные (наблюдения, - рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц),
- игровые (игры)
- практические (экскурсии)
Предполагаемый результат: Педагоги: повышение профессионального уровня Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности. Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», посадка дерева на участке.
Этапы реализации проекта: - этап- организационный (разработка стратегии):
- этап-реализационный (реализация проекта);
- этап-результативно-аналитический (оформление полученных результатов)
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания). Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей. Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Донского края, к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива: В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ним. Технология внедрения проекта 1. Организационный этап. - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
- подготовка места на участке для посадки дерева.
II. Реализационный этап: 1. Беседы с детьми: - «Здравствуй, дерево!»
- «Какие деревья растут на участке»
- «Как деревья помогают человеку»
- «Как появляются деревья»
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой: Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка». 3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года и беседы по их содержанию; 4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. 5. Экскурсия: Рассматривание деревьев на участке. 6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: - рисование на тему «Дерево»
- аппликация «Дерево» из природного материала
7. Организованная образовательная деятельность: «Деревья – какие они?» Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев. 8. Дидактические игры: - «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
- «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
- «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
- «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
- «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
- Экспериментирование:
- Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
- Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
- Исследовательская деятельность:
- Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение коры различных деревьев». Цель: научить детей находить сходства и отличия коры деревьев
- Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян различных деревьев». Цель: научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев.
- Работа с родителями:
- Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
- Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
III. Результативно-аналитический этап (итоговый) Посадка саженца дерева, продолжение наблюдений за ростом и развитием дерева Механизм реализации проекта Этапы, сроки | Содержание этапов | Предполагаемый результат | I этап. 1 день 12.08.2022 | Педагоги 1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта. 3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед. | Подобрана литература, методический материал, художественная литература, музыкальные произведения, дидактические игры, разработано содержание бесед |
| Педагоги 1. Разработка рекомендаций для родителей. 2. Организация развивающей среды в группе. Родители 1. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику. Совместная работа педагогов и детей 1. Подготовка на участке места для посадки дерева. | Созданы условия для реализации основного этапа проекта. Подготовлен саженец дерева, место для посадки (вскопан, прорыхлен и полит грунт) | II этап. 2 день 15.08.2022 | Дети 1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!». 2. Чтение и обсуждение литературных произведений: О. Высоцкая «Наш сад». 3. Рассматривание репродукций картин 4. Опыт «Ветка березы в воде». Родители 1. Рекомендации для родителей: «Прогулки с детьми на природу». | Выяснены представления детей о деревьях, их отношение к ним. Изучены свойства и поведение ветки березы в воде. | 3 день 16.08.2022 | Дети 1. Беседа с детьми «Как появляются деревья». 2. Чтение и обсуждение литературных произведений: А. Прокофьев «Наш лесок». 3. ООД «Деревья – какие они?» 4. Рассматривание репродукций картин 5. Опыт «Деревянный брусочек». | Дети получили необходимые знания о строении деревьев, способах размножения. Изучены свойства дерева | 4 день 17.08.2022. | Дети 1. Рисование на тему «Дерево». 2.Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян различных деревьев» 2. Д/и «Что сначала, что потом». 3. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку». 4. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка». | Дети научились рисовать различные деревья в разное время года. Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности. Дети научились составлять небольшой рассказ о росте дерева. | 5 день 18.08.2022 | Дети 1. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке». 2. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке». 3. Аппликация «Дерево» из природного материала. 5. Д/и «Опиши, я отгадаю». 6 Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка». | Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении и внешнем виде. | 6 день 19.08.2022 | Дети 1.Беседа с детьми «Почему нужно беречь и охранять деревья». 2. Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение коры различных деревьев» 3.Д/и «С какого дерева листок». 4. Заучивание П. Воронько «Берёзка». 5. Прослушивание записи «Голоса леса». | Дети закрепили знания о деревьях; Закреплена схема «знакомства с деревом»: -Как зовут тебя дерево? -Какого ты роста? Какого роста ты будешь, когда встанешь взрослым? -Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов? -Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод? -Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая) У детей сформированы элементарные представления о жизни деревьев, системе жизнеобеспечения, об их красоте и пользе. Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности. | III этап. Итог | Дети и педагоги. Посадка саженца туи на подготовленный участок. Родители Рекомендация для родителей: «Радость общения с природой». | Закреплены знания о строении деревьев, правилах их посадки. Посадка саженца. |
Ресурсы проекта: информационный, методический. Результат проекта: проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов – развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. На групповом участке появилось новое дерево |