квест-игра по экологии
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Квест-игра по экологии для детей старшей группы «Сохраним мир вокруг себя».
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.
Задачи:
Образовательная: привлечь детей, через творческий подход, к познанию экологии, формировать любовь к природе и потребность в общении с ней.
Развивающая: способствовать развитию у дошкольников умений работать в группе, развивать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, фантазию.
Воспитательная: содействовать формированию здорового образа жизни, чувства сопереживания, воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.
Программное содержание:
расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по экологии, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным; принимать базовые ценности «игра», «команда», прививать познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата; определять правильность выполненного задания на основе образца,
уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, экспериментов, ставить проблему и решать ее;
уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Развивать мелкую моторику рук, пространственные отношения, физические способности.
Рекомендации по проведению игры:
1. Игра разбита на станции, каждая станция имеет свои опознавательные знаки (картинки с мусором, микробами, грязной водой, деревьями и животными).
2. Наглядные пособия к станция приготовлены заранее.
3. Подгруппы детей по станциям ходят вместе и получают различные задания.
В квест-игре упоминается несколько экологических проблем: распространение вирусов, накопление мусора, исчезновение растений и редких видов животных, загрязнение воды. Дети совместно с воспитателем находят способы решения этих экологических проблем.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает, как прекрасна наша планета (читает стихотворение ).
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Тут звучит стук в дверь и входит Профессор с посылкой (в которой перец, грязная вода, мусорный пакет). Воспитатель открывает посылку и демонстрирует детям содержимое.
-Здравствуйте, ребята! Я Профессор, пришел к вам за помощью. Меня просило передать письмо Говорящее дерево:
- Помогите, помогите. Погибаем, задыхаемся, умираем. Наша планета была раньше красивой зеленой цветущей. На ней было много лесов, цветов, морей и рек. Цвели цветы, жили разные животные, пели птицы. Но потом люди стали строить заводы, фабрики, вырубать лес, добывать из недр земли разные металлы. Грязная вода с фабрик сливалась в реки и все речные жители стали погибать. На нашей прекрасной планете стало так много дыма, что мы даже видим друг друга с трудом. Знаете, теперь наша планета похожа на огромную мусорку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случилось?
Ответы детей (дерево говорит о проблемах на планете).
Воспитатель: Ребята, давайте поможем очистить нашу планету. А для этого нам с вами предстоит поработать в экологической лаборатории и выполнить ряд заданий.
Дети проходят к первой станции.
Лаборатория № 1 «МИКРОБНАЯ» (картинка « микробы»)
Воспитатель: Ребята, в посылке есть флакончик с вирусами. Как их победить, чтобы обезопасить себя от заражения?
Ответы детей (соблюдать гигиену, мыть руки).
Воспитатель: Правильно, ведь микробы боятся чистоты, а значит мыло-это их главный враг. Мы сейчас это продемонстрируем.
Эксперимент 1
Оборудование и материал: тарелка с водой, перец, жидкое мыло, блюдце, бумажные салфетки.
Ход эксперимента: необходимо набрать в глубокую тарелку воду, насыпать черного перца. В блюдце налить немного жидкого мыла. Попросить ребят обмакнуть кончик указательного пальца в жидкое мыло и опустить в тарелку с водой и перцем. «Микробами» разбегутся в разные стороны.
Вывод делают ребята. Это первый шаг к спасению вашей планеты. Необходимо чаще мыть руки.
Воспитатель: Наша Земля очень красивая, на ней много лесов, морей рек и океанов. У нас много животных, птиц, рыб. И мы бережем нашу планету и стараемся делать все это так, чтобы Земля оставалась цветущей и прекрасной. (показ иллюстраций)
Профессор: Ребята, а как сохранить наш лес?
Ответы детей (не губить растения, сажать деревья и ухаживать за ними)
Профессор: Вот вам награда за выполненное задание (фрагмент изображения дерева)
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете названия деревьев нашего края.
Лаборатория № 2 «СЕКРЕТНАЯ»
Воспитатель: Это задание смогут выполнить настоящие знатоки леса, вам нужно отгадать загадки о деревьях.
- Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч
Не боюсь не гроз ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего что плод мой мелок. (дуб)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.(Береза)
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!(Елка)
Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится...(Сосна).
6. Во дворе белым-бело,
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились ... (Тополя)
Психогимнастика «Изобрази дерево»
Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились. Пойдем дальше.
Профессор: Молодцы, ребята! ( следующий фрагмент дерева)
Лаборатория № 3 «ВОДНАЯ»
Звучит звукозапись журчание воды.
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки?
Ответы детей (речка шумит).
Эксперимент 2
Цель: исследовать влияние на воду природного материала и узнать причины загрязнения воды.
Оборудование и материал: таз с водой, речной песок, камешки, листья, стакан с закрашенной водой, фантики от конфет.
Ход эксперимента:
Профессор: Ребята послушайте одну сказку. Жил-был один маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.
Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. Что стало с водой? (ответы детей)
Воспитатель: В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.
Бросьте в воду камешки и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки? Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталось ли вода прозрачной? Брось в воду листья. Что происходит с листьями в воде?
Профессор: Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки. Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.Бросьте в таз фантики от конфет и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду?
Воспитатель: Прудику сделалось плохо. От грязи вода в нем стала мутной, и он загрустил. Как правильно себя нужно вести на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?
Ответы детей (не бросать в воду мусор)
Воспитатель: А сейчас чем мы можем помочь Прудику, чтобы ему стало хорошо?
Ответы детей (надо убрать бумажки).
Воспитатель: Правильно. Да вот беда, вода то в нем грязная осталась. А мы ее с вами можем сейчас очистить. Пропустим воду через фильтр (фильтрация воды)
Профессор: Ребята, получите еще одну награду (фрагмент дерева)
Эксперимент 3
Звучит звукозапись «голоса животных».
Лаборатория № 4 «ЛЕСНАЯ»
На доске картинки животных, птиц и рыб.
Профессор: Дорогие ребята, животные на нашей планете, увы, тоже исчезают. Есть даже такие виды животных, которых осталось несколько десятков. И они занесены в Красную книгу, как вымирающие виды, находящиеся под охраной. А как можно сохранить жизнь животным?
Ответы детей (подкармливать, делать кормушки, открывать заповедники).
Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним названия животных нашей планеты.
Ребята, вам надо взять фишки. Если попалась зеленая фишка – нужно назвать животное, желтая-птицу, синяя-морских обитателей.
(дети выполняют задание)
Профессор: Молодцы, получите еще одну награду. (фрагмент изо)
На доске иллюстрации с изображением мусора.
Профессор: У нас осталась последняя станция, но к нему нужно пройти очень аккуратно. Можно испачкаться-это станция «мусорная» (дети проходят по мостику, делая вид как-бы не упасть)
Физминутка:
Верх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз-хлопок и вверх-хлопок.
Ноги-руки разминаем,
Точно знаем-будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
Станция № 5 «МУСОРНАЯ»
Профессор: На Земле есть еще одна проблема – огромные горы мусора. Что же делать нам с мусором на нашей любимой Родине?
Ответы детей (сортировать мусор, перерабатывать отходы).
Воспитатель: Правильно ребята, нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи.
Эксперимент 3
Цель: сортировка бумаги, пластмассы.
Оборудование и материал: две корзины, различные бумажные и пластмассовые предметы.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Ребята, нужно рассортировать по разным корзинам эти предметы.
Дети выполняют задание.
Профессор: Молодцы, хорошо справились с заданием. Все правильно сделали. ( дети получают еще один фрагмент изо)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились. И теперь, перейдем к сюрпризам. Что-же у нас получилось? Давайте соединим фрагменты изображения и посмотрим. Получилось красивое дерево!
Профессор: Что мы сегодня узнали?
Воспитатель вместе с детьми делают вывод : Ну вот, уважаемые друзья, теперь мы знаем, что для спасения нашей планеты мы должны посадить как можно больше деревьев, ухаживать за животными и подкармливать их. Беречь водоемы и не засорять их. Нужно сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные вещи. В общем, мы должны спасти свою планету, научить своих друзей бережно относится к природе.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Конец игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест - игра "Юный эколог" (игра для детей подготовительной группы, на участке детского сада)
Квест - игра "Юный эколог" проводится с детьми старшего дошкольного возраста на участке детского сада. Игра предусматривает 2 ведущих (педагога) и 2 команды детей. В начале игры дети делятся на ...
Конспект квест-игры по экологии для подготовительной группы
Закрепление знаний детей о природных зонах России....
Квест-игра по экологии
Квест-игра для детей среднего дошкольного возраста по экологии....
Квест - игра по экологии
Квест - игра по экологии в старшей группе (5-6 лет)...
Квест-игра по экологии с элементами логоритмики в подготовительной логопедической группе на татарском языке
Логоритмика элементлары кертелгән экология буенча туры белем бирү эшчәнлеге.Ашерапова Алсу Халитовна, Казан шәһәре 273нче балалар бакчасының укытучы-логопеды Ханафиева Лилия Вагизовна, Казан шәһәре 27...
Квест-игра "Правила экологии"
Сценарий квест -игры по экологии в подготовительной группе "Правила экологии"...
Квест-игра по экологии "Береги природу!" для детей старшего дошкольного возраста.
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...