Краткосрочный исследовательско – игровой проект в средней группе «Умные росточки».
проект по окружающему миру

Денисова Марина Геннадьевна

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста.Мы знакомим детей с окружающим миром,

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий коллективный

 исследовательско – игровой  проект «Эти крышки - волшебницы» в средней группе

Денисова Марина Геннадьевна воспитатель МБДОУ №8 “Василек” г.Бугульма

                                                             

Актуальность.

Проблема сбора и утилизации отходов потребления и производства является  актуальной и самой главной в обществе. Неконтролируемый вывоз отходов приводит к заваливанию ближайших оврагов, загрязнению поверхностных и подземных вод, размножению тараканов, крыс и распространению инфекционных болезней. Большие объёмы отходов оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, условия жизни населения и состояние здоровья.

Современное человечество пытается решать проблему санитарной очистки городов от мусора, отходов, их складирования и переработки.

К проблемам загрязнения окружающей среды необходимо привлечение внимания населения, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.                                                                                                                                                                                

Проблема:

Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы: охрана природы, решение «мусорной проблемы». Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.  

И ещё, в группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…

Групповая игрушка Лошарик  не понимает, для чего нужно так много разных видов крышек. Как их можно использовать и для чего?

Мотивация:

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Мы решили создать сенсорно-моторный центр «Крышкоград», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.  Мы внесли посильный труд в природоохранную деятельность.

Тип проекта: по методу творческий, исследовательско-игровой; по содержанию – коллективный, детско-взрослый.                                                                              

Цель  проекта:

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Поощрение детского экспериментирования, навыков исследовательской работы.

Задачи:                                                      

- Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, углубляя представления об окружающем мире, взаимосвязи природы и человека.

- Стимулировать интерес детей к исследовательской, познавательной деятельности, формируя представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

- Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами, способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

- Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

- Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты: Развитие творческого воображения (нестандартное использование бросового материала), культуры поведения (не разбрасывание крышек), пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием (дорожки здоровья).

Целевая группа проекта:  дети средней группы.

Срок реализации: Краткосрочный, творческий проект в течение 2-4 недель.

Ресурсы:

Материально-технические:

  • Технические средства обучения
  • Игровое оборудование
  • Материалы для детского творчества

Кадровые:

  • Воспитатели средней группы
  • Родители
  •  инструктор по ФИЗО

Объект исследования:

Крышки, их назначение, материалы из которых они изготовлены.

Предмет исследования:

Развитие общих познавательных способностей  дошкольников и педагогов.

Гипотеза исследования: 

Людям всегда будут нужны крышки, чтобы закрывать сосуды, емкости.

 Система проектных мероприятий.

  • Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к  формированию взаимодействия с окружающим миром.
  • Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
  • Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
  • Создание творческой группы из числа педагогов, родителей, инструктора по ФИЗО по разработке вариантов игр.
  • Убедить участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие, художественные, технические возможности.
  • Подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки,          иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

Способы (формы)  реализации проекта:

Занятия, наблюдения, экскурсии

  • Исследовательская деятельность, экспериментирование, опытно-поисковая работа
  • Моделирование
  • Игротека
  • Измерение, счёт, чтение худ. литературы
  • Театр, выставка, познавательная библиотека
  • Конструирование, рисование, коллаж
  • Волшебный сундучок

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка  о них материала.
  • Составление объявления для родителей.                                                                                                                                            
  • «Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем учёными, исследователями и экспериментаторами.
  • Учёными без специальной подготовки, конечно, не станешь, поэтому мы собираемся  многое узнать вместе с вами и воспитателями.
  • Нам нужна помощь: крышки, картинки, книжки, самоклейка, коробки… Ваши будущие учёные».
  • Рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, сухого бассейна и их описание.
  • Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
  • Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки.
  • Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества.
  • Провести семейный конкурс рисунков, игр «Занимательные крышки».

Основной этап.

  • Дети, играя, знакомить со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах.                                          
  • «Тонет – не тонет».
  • «Печатки».
  • «Чудесный сундучок».
  • «Собери по описанию, цвету и образцу».
  • Эстафетная игра «Собери цветок».
  • Провести цикл занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
  • Поиск,  подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д.

Заключительный этап.

  • Итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы».
  • Оформление альбома «Занималочки»;

Презентация проекта.

  • Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
  • Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
  • Открытый показ деятельности с крышками, участие в педагогических конкурсах.
  • Выступление на педагогическом совете, на ГМО.

Опыты. Изучение тайн крышек.

  • Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеет разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т.д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и  квадратные, прямоугольные и круглые.  
  • Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких  впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.
  • Возьмём весы и взвесим  две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.
  • Польём крышки из лейки (как будто прошел дождь). Предложить детям опять потрогать их, рассмотреть. Что произошло? Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – крышки стали мокрыми.
  • Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые  утонули. Почему? (имеют вес).  Замечаем, что во время потопления они булькают, слышен характерный звук. Вытаскивая из воды, отмечаем, что они стали скользкие.
  • Склон из доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т.д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.
  • Маятник. К катушке ниток привязать крышку, подтолкнуть, чтобы раскачать маятник и посчитать сколько раз качнётся. Затем удлинить нитку и снова сосчитать количество колебаний. Сравнить, сделать вывод.
  • На паралон добавить гуашь разных цветов. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и  получается интересный, сказочный, волшебный рисунок. Можно рисунки, которые получились, дорисовать кистью.
  • Вывод:
          Крышки  бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного  цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-144с

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.-1990.-160с.

6.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

7. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

8. Нурмухаметова А.Б. Играя, развиваем. Развивая обучаем.-1997.-80с.

9. Журналы: «Обруч», «Дошкольное воспитание», газеты «Дошкольное образование».

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»...

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы» в средней группе

Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы»в средней группе...

Исследовательско-игровой проект в средней группе. Экспериментирование в неживой природе

Целью данного проекта является развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, а также создание условий ...

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в средней группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в средней группе«Чудеса, фокусы, эксперименты»...

Краткосрочный познавательно-игровой ПРОЕКТ в средней группе «Краски лета»

в рациональной организации воспитательно-образовательного процесса в летний оздоровительный период; оптимальном для сохранения работоспособности детей сочетании психических и физических нагрузок, сохр...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Исследовательско-игровой проект в средне-старшей группе № 3 «Умные росточки»

Цель проекта: научить детей выделять пшеницу и рожь из видов злаковых культур, определять качественные характеристики зёрен (структура поверхности, форма, цвет), свойства, научить ухаживать за росткам...