Проект "Весна-красна пришла"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesna2022.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Долгосрочный,
познавательно-творческий
проект в старшей группе
«Весна-красна пришла!»
Руководитель проекта
Воспитатель Сайфиева Г.Н.
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца)
Сроки реализации: с 01.03.2022г. по 30.05.2022г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы.
Тематическое поле: познание
Предметная область: межпредметный (изодеятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы)
Цель проекта:
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях внедрения ФГОС.
Мир окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы: Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Дети очень наблюдательны. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Проблема: Весна — прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вся природа вокруг как будто оживает. Хотим проследить все этапы весны: от самого начала, до цветущих полей и лесов.
Задачи:
Расширять знания детей о весне, ее признаках и явлениях, с учетом региональных особенностей..
- Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
- Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
- Способствовать развитию памяти, восприятия.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию
Формы и методы реализации проекта
- непосредственно образовательная деятельность;
- наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- создание и просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы о природе, о временах года;
- утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
- индивидуальная работа с детьми;
- взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
- Расширится кругозор детей об особенностях растительного мира Кавказа, о мире живой природы и сезонных изменениях.
- Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта | Содержание | |
1 | Подготовительный |
|
2 | Практический |
|
3 | Итоговый |
|
Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т.д.
- Подборка художественной и методической литературы.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
1.Этапы проведения проекта
«Весна – красна пришла!»
№ | Этапы проекта | Участники |
I. | Подготовительный этап | |
1. | Диагностика по теме: «Что ты знаешь о весне?» | Воспитатели |
2. | Изучение методической литературы | Воспитатели |
3. | Знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы «Покажите мне весну!» | Воспитатели |
4. | Консультации в родительский уголок:
| Воспитатели |
II | Практический этап | |
1. |
| Воспитатели и родители |
2. | Непосредственно образовательная деятельность
| Воспитатели и дети |
3. | Экспериментирование
| Воспитатели и дети |
4. | Дидактические игры:
| Воспитатели и дети |
5. | Составление загадок с использованием символов | Воспитатели и дети |
6. | Наблюдения за деревьями и другими растениями. Экскурсия по участкам других групп. Ознакомление с новыми растениями других групп. | Воспитатели |
7. | Музыкальные тематические праздники. | Музыкальный руководитель |
3 | Итоговый этап | |
1. | Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – весна?» | Воспитатели |
2. | Мультимедийная презентация, «Какие деревья цветут весной» | Воспитатели, дети |
3. | Выставка веточек вербы и березы, тополя с распустившимися листочками | Родители, дети |
4. | Выставка творческих работ детей и родителей «Весна идет, весне дорогу!» | Воспитатели, родители, дети |
2.Предметно – развивающая среда
- Каталог развивающих дидактических игр
- Календарь наблюдений за погодой
- Календарь настольный
- Альбомы о природе, фотоальбомы
- Мультимедийные презентации, видеоролики
- Материал для художественной деятельности
- Художественная литература о природе (стихи, проза, рассказы)
- Деревья на участке ДОУ.
3.Работа с детьми
Работа | ||||
Образовательная область | Форма | Содержание | Место провед-я | Количество |
Познание | Наблюдения | «За деревьями», «Какие почки на деревьях» «Что происходит, когда вскрываются почки» «Какие листья на деревьях». «Рассмотрим кору». «Как расположены ветки у разных пород деревьев» | Участок ДОУ | систематически |
Непосредственно образовательная деятельность | «Растительный мир Ессентуков» «Тайны деревьев» | Группа | По плану | |
Дидактические игры | «Узнай дерево», «Собери дерево», «От какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Чем отличаются и чем похожи деревья?» «Загадай загадку» | Группа, участок ДОУ | систематически | |
Рассматривание альбомов, фотографий | «Деревья», «Цветущие сады» «Природа нашего края» | группа | систематически | |
Коммуникация | Речевые, пальчиковые, дидактические игры | Подбираются по теме проекта | группа | ежедневно |
Пересказ рассказа | Весна! Весна! И всё ей радо! Гоголь Н.В Весна Толстой Л.Н. | группа | По плану | |
Составление творческих, описательных рассказов | «Опиши дерево», «Опиши листок», «Моя весна» | Группа, участок ДОУ | По плану | |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворений | «Весной» Н.Гончаров «Весна» И.Токмакова «В апрельском лесу» Г.Ладонщиков «Май» С.Капутикян | группа | По плану |
Чтение стихов, загадок, рассказов | Подбираются по теме проекта | группа | По плану | |
Рассматривание иллюстраций | Подбираются по теме проекта | группа | По плану | |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка. | «Рисуем пейзаж», «Весенние мотивы», «Ветка вербы», «Пластилиновое дерево», «Яблоневый сад в цвету» «Подснежники» | группа | По плану |
Рассматривание репродукций пейзажей | Подбираются по теме проекта | группа | По плану | |
Музыка | Тематические праздники | Весенний праздник | Музыкальный зал | апрель |
Физкультура | Непосредственно образовательная деятельность, досуги, подвижные, хороводные игры. | Включение игр по теме Подвижная игра: «На полянке» - развивать умение быстро бегать, прыгать, упражняться в ловкости. Подвижная игра: «Ручеек». Цель: развитие игровой деятельности и сотрудничества в паре. Подвижная игра: «Мы – капельки» - развивать умение перестраиваться в две шеренги и широкий круг. | Участок детского сада. | По плану |
4.Экспериментирование «Распускание веток».
№ | Где быстрее распустятся листочки | Ветки тополя, березы | Ветки ивы |
1. | В светлом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
1. | В темном месте | Появились листочки светло – зеленого цвета за 10 дней | Появились листочки светло – зеленого цвета за 12 дней |
2 | В теплом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
2 | В холодном месте | Не появились листочки | Не появились листочки |
3 | В воде | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
3 | Без воды | Не появились листочки | Не появились листочки |
Дети ежедневно ведут наблюдение за веточками и отмечают в календаре наблюдений происходят ли изменения.
Вывод: В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей: чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и все равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни, с помощью которых они получают из земли питательные вещества. Также деревьям необходимо много света, солнечных лучей, в результате чего деревья растут.
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его) .
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся подснежник В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
5. Загадки, пословицы, поговорки, стихи о весне.
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(Весна)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
6. Пословицы, поговорки, приметы о весне
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.
Весна на тепло щедра, да скупа на время.
7. Приметы о весне
Весною день с ночью меряется, равняется.
Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
8. Рассказы для детей о весне, природе и животных весной.
Весна! Весна! И всё ей радо!
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..
Весна!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) в младшей группе «К нам гости пришли, Дорогие пришли…….»
Занятие по художественному творчеству в младшей группе....
Мини-газета "Пришла весна, ой пришла красна!"
Материал для родителей о весне...
Пришла весна - пришла Победа!
Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".
Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа» Ведущий: Праздник Побед...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Прошли морозы, холода, пришла весна, весна пришла!!!».
Игра-занятие с использованием дидактических игр....
НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...