Выступление на августовском педагогическом форуме 2022 Тема: «Проект «Эколята - Дошколята» как модель экологического образования детей»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Каменская Любовь Николаевна

С июля 2019 года наш детский сад  присоединился к природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята – Дошколята».

   Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

    Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

    Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в нашем детском саду постоянно. Данный проект «Эколята – Дошколята» -  модель экологического воспитания и образования детей.

ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1TQE4BhuntW...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kamenskoy_ekolyata.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Выступление на августовской педагогической конференции

Тема: «Проект «Эколята - Дошколята» как модель экологического образования детей»

Каменская Любовь Николаевна,

воспитатель МАДОУ МО «СГО» - д/с №10 «Чайка»

2 СЛАЙД (цель)

С июля 2019 года наш детский сад  присоединился к природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята – Дошколята».

   Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

    Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.

    Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в нашем детском саду постоянно. Данный проект «Эколята – Дошколята» -  модель экологического воспитания и образования детей.

3 СЛАЙД

    «Эколёнок» – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Наши ребята гордо носят звание "Эколята - дошколята".

   

4 СЛАЙД (фото героев)

Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогают детям весёлые сказочные герои «Эколята» – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольной образовательной организации с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Куклы – человечки оформлены в соответствии с образами сказочных героев авторского учебного пособия Т. В. Зотовой «Азбука природолюбия».

 

5,6 СЛАЙД (фото)

Для реализации данного проекта в группе оформлен  экологический центр, который служит площадкой для проведения с детьми различных тематических мероприятий.

 В ходе реализации проекта «Эколята-Дошколята» воспитанникам детского сада и их родителям (законным представителям) было предложено много интересных дел: игр, бесед, экологических акций и ситуаций, творческих мастерских, викторин и конкурсов, сезонных экскурсий подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Тематические занятия (дни) всесторонне способствовали формированию осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

7  СЛАЙД (фото мероприятия)

10  - 11 ноября 2021 года, ребята  детского сада № 10 «Чайка» приняли участие во Всероссийском  уроке «Эколята-молодые защитники природы» 2021,  на тему: «Живая и неживая природа», «Как помочь птицам?». 

Урок проходил в интерактивной, игровой  форме. Благодаря проведенному мероприятию у детей сформировался целостный взгляд на природу и место человека в ней. Расширились представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе. Сформировался познавательный интерес к изучению окружающего мира.

8 СЛАЙД (фото мероприятия)

В нашей группе прошла экологическая акция «Посади тюльпан и загадай желание!» Из глубокой древности к нам пришла легенда, о том, что в бутоне тюльпана заключено счастье. Многие хотели заполучить это счастье, но не могли, потому что цветок не раскрывал свой бутон перед ними. Но однажды, тюльпан взял в руки маленький мальчик, не собиравшийся открывать бутон. И цветок раскрылся сам перед его чистой душой и детским смехом. С тех пор считается, что тюльпаны приносят счастье, хорошее настроение и исполняют желания. И поэтому мы объявили акцию, в которой участвовали все дети и родители, чтобы тюльпаны посаженные детьми принесли счастье, радость, хорошее настроение и исполняли заветные желания наших детишек. Условиями акции было: прийти с хорошим настроением, принести луковицу тюльпаназагадать желаниепосадить вместе с ребенком.

        9  СЛАЙД (фото мероприятия)

В рамках  Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят – молодых защитников Природы» в нашей группе прошёл тематический день защиты морей и океанов.  У ребят сформировалось представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека. Расширился кругозор детей о флоре и фауне морского дна. В этот день «эколята» играли в различные настольные и подвижные игры, посмотрели познавательный фильм для детей «Катя и Эф. Рыбный день».

10 СЛАЙД (видео мероприятия)

4 видео - Ежегодно ребята нашей группы с родителями принимают участие во Всероссийском фестивале «Праздник Эколят – молодых защитников природы» - 2021. «Друзья Земли»». На фестиваль мы представили мастер класс экологические поделки  своими руками из шишек и природного материала Тема: «Осенняя сказка». Эко-поделки, сделанные детьми и родителями нашей группы, стали доказательством того, что рукоделие - один из лучших способов времяпровождения для ребенка, поскольку позволяет не только скоротать время, но и научиться чему-то новому.

        

11 СЛАЙД (фото)

В нашем «детском кинозале» стали любимыми просмотры игровых и познавательных презентаций, викторин и мультфильмов по ознакомлении дошкольников с природой.

12 СЛАЙД

Юные «эколята» нашей группы вместе с родителями ежегодно становятся победителями конкурсов различного уровня: муниципальных, областных и всероссийских.

Уважаемые коллеги, подробнее я бы хотела остановиться на проектной деятельности. Проектное обучение способствует:

- повышению личной уверенности ребенка; развивает “командный дух”, коммуникабельность и умение сотрудничать;

- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

- развивает исследовательские умения;

- вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

13,14 СЛАЙД (экологическая тропа фото)

 

 Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект «Путешествие в мир природы по экологической тропе», который реализовался в 2021-2022 учебном году.

«Экологическая тропа» – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

        На слайде представлена экологическая тропа в виде карты с условными обозначениями. Данная тропа расположена на прогулочном участке нашей группы.

            В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст.

15,16, 17, 18 СЛАЙДЫ  (фото «Сортировка мусора)

Первая остановка – видовая точка это  «Сортировка мусора».

Однажды,  во время прогулки, ребята  обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».

 

17, 18 СЛАЙДЫ  (фото пособий «Сортировка мусора)

           С помощью игр и пособий изготовленных совместно с родителями,  познакомились с видами бытового мусора. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.  Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».  У мусора тоже может быть «вторая жизнь». Данные пособия мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДОУ. Так же помогает в игровой форме познакомить детей с правилами сортировки мусора.

Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

         

19, 20, 21 СЛАЙДЫ

Следующая видовая точка «Огород на окне» помогает лучше познать растительную жизнь, способствует расширению представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

22,23 СЛАЙД

Видовые точки (Лиственные деревья, Хвойные деревья)

Наблюдение за Березой и Сосной. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке и на территории сада в разные времена года. Отмечать характерные признаки различия и сходства, умение описывать растения. Развивать способность наблюдать за живой природой.

24,25 СЛАЙД

Видовая точка «Цветы»

Разбивка клумбы, посадка растений на участке группы, уход за клумбой.

26 СЛАЙД

Видовая точка «Птицы»

Проведение акции «Покорми птиц зимой». Совместно с родителями  изготовили  кормушки для птиц. У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом. Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная подкормка птиц.

С ребятами был проведен мастер-класс «Как правильно изготовить корм для птиц». Проведена беседа «Что нельзя класть в кормушку?»

 Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

27 СЛАЙД

Видовая точка «Насекомые»

На слайде представлены насекомые, которых мы с ребятами видели у себя на участке во время прогулок: Божья коровка, майский жук, оса, гусеница бабочки Бражник, ящерица, Муха – ктырь – хищная муха, может прокусить кожу человека. Жук черный.

 

28 СЛАЙД итог

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

- позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми;

- один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач;

- получение знаний об объекте в разные сезоны года;

- интегрированный подход к экологическому воспитанию: свои впечатления об увиденном,  дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Закончить своё выступление хочу следующим. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе в рамках проекта "Эколята- дошколята"

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА»  НАПРАВЛЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ....

Выступление на августовской конференции педагогов с докладом на тему «Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»

Выступление на августовской конференции педагогов с докладом на тему «Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»...