Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
материал
Актуальность
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniya_zigangirova_na_2021-22.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Садко» г. Альметьевска
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «д/с №9 «Садко»
Комарова Н.А.
Индивидуальный план самообразования
тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
2021 – 2022 уч.год.
Составила воспитатель: Зигангирова. Е.Х.
воспитатель
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеобразовательного вида №9 «Садко»
г. Альметьевск, РТ
Актуальность Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей. Задачи:
Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, изо-деятельность. План работы на 2021 – 2022 год | ||||||||||
Раздел | Сроки реализации | Практические выходы | Содержание работы | |||||||
Изучение методической литературы | Сентябрь -май 2021-2022г. | 1.С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г. 2.А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». 2004г. З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» 2008г. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г. 4.А. И. Иванова «Живая экология» 2007г. 5.А.С. Ворох «Эксперименты со звуком, светом и водой» 2017г. Масленникова О. М., Филиппенко А. 7.«Экологические проекты в детском саду» 2017 | Анализ изученной литературы, повышение педагогической компетентности . | |||||||
Работа с детьми | Сентябрь 2021г. | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» Постановка целей и задач по данной теме. Мониторинг | Изученной литературы, подготовка к мониторингу. | |||||||
Октябрь 2021г. | Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем. Развивать познавательную активность в процессе познания окружающего мира. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Лепка грибов. | Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода». Провести опыт: «Чем пахнет вода». ОД «Путешествие в страну Осень» Выставка «Осенняя галерея» ОД «Тайны грибного царства»
| ||||||||
Ноябрь 2021г. | Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле. Рисование осенних деревьев. Показать детям, что деревья всасывают воду через корни. Наблюдение за синичками на участке. Изготовление синичников совместно с родителями. | Беседа «Деревья – наше богатство». Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились». ОД «Золотая осень». Д/и: «Найди дерево по описанию» Опыт: Всасывание. Проведение праздника «Синичкин день» | ||||||||
Декабрь 2021г. | Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах. Наблюдение за зимующими птицами на участке. Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. лепка "Птицы на кормушке". совместное изготовление птиц родителей и детей дома, украшение птицами группы. Изготовление кормушек совместно с родителями. В ходе опыта выяснить, все ли перышки способны летать. | Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение художественной литературы Г. Серебрецкий «Берегите птиц» Д/игра «Голоса птиц» ОД «День птиц» Опыт «Полет перышек» | ||||||||
Январь 2022г. | Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Расширить и уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей в зимнее время; о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов. Рассматривание иллюстраций "Животные в лесу" Рисование медведя по образцу. в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега. |
| ||||||||
Февраль 2022г. | «Растения в нашем уголке природы» Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Исследовательско – поисковая деятельность. «Определить состояние почвы». Дети сами определяют состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая) и, Что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет. Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода. | Беседа о комнатных растениях. Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду». Е. Серов «Фиалка». ОД «Мой любимый цветок». Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» | ||||||||
Март 2022г. | Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Рассматривание картин И. Левитана «Март» .Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц в весенний период. Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. Создать условия для развития у детей биологических представлений. | Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» И. Токмакова «Весна» ОД «Птицы весной» Опыт «Можно ли пить талую воду». Д/игра «Чей хвост». Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур» Наблюдение: «Выращиваем лук»
| ||||||||
апрель 2022г. | Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. Рисование одуванчика. Ознакомление с природой и природными явлениями на примере выращивания садовых растений. Наблюдение за растениями на участке. | Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» Беседа: «В природе все взаимосвязано». ОД «Путешествие семечка». Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение строения одуванчика» Д/игра «Садовник» | ||||||||
Май 2022г. | Высадка рассады цветов на участок детского сада. Формировать представления о том, что планета Земля - большом общий дом. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики | Акция «Красивый детский сад» ОД «22 апреля – День Земли». Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» Опыт: «Сравнение свойств песка, глины и камня. Д/игра «Узнай по звуку». | ||||||||
Работа с родителями | Сентябрь 2021г. | Выставка «Осенняя галерея» Конспект. Вывешивание синичников совместно с родителями на участке детского сада. | Анкетирование родителей по экологии. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» Памятка для родителей: «Синичкин день» и изготовление синичников. Консультация «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры». | |||||||
Декабрь 2021г. | Изготовление кормушек для зимующих птиц. Конспект | Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным». Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей» «Мастерская кормушек». | ||||||||
Март 2022г. | Выставка рисунков. Конспект | Акция «Берегите природу» (рисование рисунков в защиту природы). Консультация: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». Памятка: «Мы против мусора». | ||||||||
Апрель 2022г. | Конспект Фотоотчёт о проведение субботника. | Проведения субботника совместно с родителями «Сделаем наш участок чище». Памятка «День Земли». Консультация «Чистая планета Земля» | ||||||||
Предметно – развивающая среда | Пополнение центра экологии дидактическими играми, создание кормушки из палочек для мороженного, лэпбук по экологии. Папка-передвижка «Времена года». Пополнение центра природы природным материалом, пополнение центра экспериментирования. | Пополнение электронной и методической копилки педагога. | ||||||||
Самореализация | Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ, мастер – класс «Кормушка». Подготовка акции «Чистый город» и публикация акции в СМИ. Проведение праздника «Синичкин день». Участие в конкурсах. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». Экологическая акция «День Земли». Проект «Цветущий участок» | Образовательная деятельность, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом. | ||||||||
Работа с педагогами | Сентябрь 2021г. | Консультация для педагогов «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста» | Конспект. | |||||||
Октябрь 2021г. | Мастер – класс для педагогов «Кормушка» из палочек для мороженного. | Конспект. | ||||||||
Ноябрь 2021г. | Консультация для педагогов «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» | Конспект. | ||||||||
Декабрь 2021г. | Викторина для воспитателей по экологии. | Конспект. | ||||||||
Январь 2022г. | Консультация «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности» | Конспект. | ||||||||
Февраль 2022г. | Конкурс дидактических игр по экологии. Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» | Конспект. | ||||||||
Март 2022г. | Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ёжика!» | Сбор батареек. | ||||||||
Апрель 2022г. | Акция «День Земли» | Выставка рисунков. | ||||||||
Май 2022г. | Акция «Красивый детский сад» Консультация «Природа и её поэтический образ в воспитании нравственно – эстетических чувств». | Высадка рассады цветов на территории детского сада. Конспект. | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
Влияни познания природы на развитие познавательных прцессов в целом...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
....
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой....
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....
Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, обра...
Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН Р...