Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Тундру"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУНДРУ»
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействие живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным, развивать любознательность.
Оборудование: глобус, карта, иллюстрации животных и растений, Оборудование для проведения экспериментов: ведерки, наполненные землей, мерные стаканчики, ведерки с водой, палочки, настольная лампа, фигурки бабочек черного и белого цвета.
- Организационный момент
Дети стоят вокруг стола, на котором помещен глобус.
- Сегодня мы на специальном самолете полетим на далекий Север. Покажите океан, который находится на Севере (Дети показывают). Как он называется? (Северный ледовитый океан). Покажите сушу, которая прилегает к водам Северного ледовитого океана (переходят к карте и показывают океан и тундру).
- Давайте приготовим наш самолет к полету. Летчик знает маршрут? (Один из ребят встает впереди всех с «расправленными крыльями» (руки в стороны). Самолет летит к месту экспедиции (ходьба, затем легкий бег змейкой в колонне по одному).
- Наш самолет приземлился в тундре. Просьба к экипажу и пассажирам одеться в теплые комбинезоны (Дети имитируют движения).
- Беседы о тундре
- Что мы видим вдалеке? (Стадо оленей)
- А о чем говорит наличие в этих местах оленей? (О том, что в тундре есть растительность)
- А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода)
- Растительность в тундре скудная. Корни растений короткие, почему? Летом большая часть тундры покрыта болотами, почему?
В тундре мешает воде вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому и образуются болота.
- Почему у деревьев короткие корни? Как называют растения в тундре? Почему много болот в тундре?
- Д/игра «Зима – лето в тундре» ФИЗМИНУТКА
- Какая зима по продолжительности в тундре? (Долгая – руки в стороны).
- Какие снега бывают на Севере? (Глубокие – руки вверх, вставая на носочки). - Что можно сказать о ветре? (Дуют очень сильные ветра – дыхательные движения).
- Как называются природные явления, сопровождающиеся сильными ветрами? (Вьюга, пурга, метель). Изобразите вьюгу, пургу (махи руками: дети кружатся, приседая и снова поднимаясь).
- Какой мороз? (Сильный – дети обхватывают себя руками). К середине зимы солнце в тундре не показывается на горизонте. Наступает полярная ночь.
- Какое лето по продолжительности? (Короткое). Лето жаркое или прохладное? (Прохладное – дети обхватывают себя руками). Зато солнце светит круглые сутки – и день, и ночь – и не заходит за горизонт. Стоит полярный день.
- Беседа о животных
- И так, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? (травоядные).
Это северный олень, заяц. На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как называются эти животные? (хищники). Все они хорошо приспособились к жизни в суровых условиях.
- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают дать семена. Красиво летом в тундре! А сколько ягод! Клюква, морошка, голубика. Летом в тундре много насекомых, что из этого следует? Что огромное количество птиц прилетают сюда в это время. Бабочки в тундре все, в основном, темного цвета. Почему? Потому что темный цвет притягивает к себе лучи солнца и Сильнее нагревается Темный цвет.
- А так как в тундре солнечных дней мало, то бабочка с помощью темной окраски берет всевозможное тепло.
- Так почему насекомые в тундре имеют темный цвет?
- Подведение итогов
- Какие корни у растений в тундре? (Короткие). Почему? (Они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту).
- Какими же вырастут растения, если корни у них короткие? (Маленькими).
- А как сказать по другому? (Карликовые).
- Какие растения растут в тундре? (мхи, лишайники, карликовые березы, ивы, много цветов, ягод: клюква, морошка, голубика).
- Какие животные живут в тундре? (олени, зайцы, волки, песцы, совы, много птиц и насекомых).
- Почему бабочки темного цвета? (Чтобы быстрее согреться, ведь темный цвет быстрее нагревается).
- Когда солнце не поднимается над горизонтом? (Зимой).
- И что наступает? (Полярная ночь).
- Когда солнце светит круглые сутки? (Летом).
- Что наступает, когда солнце светит круглые сутки? (Полярный день).
- А сейчас возвращаемся назад .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...
План-конспект занятия по теме: "Путешествие в тундру"
План заняти к пособию "Здравствуй, мир!", часть 3....
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в Тундру»
обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра...
Конспект занятия по экологии "Осень в тундре"
Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в тундре. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при сборе ягод и грибов....
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Загадочная и неповторимая тундра».
Цель: расширить представления детей об особенностях природной зоны Земли – тундра, и её обитателями. ...
Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы на тему тундра.2023 год декабрь.
Методическая разработка....