Конспект НОД "Песочная страна"
методическая разработка по окружающему миру

Романенко Тамара Петровна

Конспект НОД "Песочная страна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_strana_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по познавательному развитию с исследовательской деятельностью для детей  старшего дошкольного возраста на тему: "Песочная страна"

 Воспитатель: Романенко Т.П.

Цель: Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о свойствах песка

Задачи:

1.Развивать     у     детей     познавательную     активность,

познавательный интерес в процессе экспериментирования.

2.Способствовать   накоплению   у   детей   конкретных

представлений о свойствах песка.

Песок сыпучий, рыхлый, способен пропускать воду.

3.Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику

рук ребенка.

4.Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Оборудование: мини – песочница   с сухим песком; кукла –

«Песочный   человек»; сырой   песок; дощечки   для   рисования

сухим   песком; банка   с   сухим   песком   с   трубочкой, банка   с

сырым песком и трубочкой.

Предварительная   работа: рассматривание   иллюстраций   на

тему «Строим дом», картин пустыни; слушание музыки ветра, шума дождя, игры с сухим бассейном.

Ход занятия

I.– Сегодня   у   нас   будет   возможность   совершить   увлекательное

путешествие   в   удивительную   и   интересную   страну.   Она

называется «Песочная страна». И живет в ней хранитель песка –

«Песочный   человек».   Он   очень   веселый,  знает   много   игр, историй, сказок, но поделится всем этим только с тем, кто будет соблюдать его правила.

II. «Вход» в Песочную страну

- Ребята, чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы  и взяться  за   руки.  Назовите   свои   имена (называют по очереди)

- Вытяните руки над песочницей ладонями вниз,

-  Закройте    глаза     и   произнесите   за   мной заклинание (звучит музыка):

В ладошки наши посмотри

В них доброту, любовь найди

Песочный человек, приди!

(Беру в руки куклу – Песочного человека)

-   Откройте глаза.  Это  –  Песочный  человек. Давайте знакомиться с ним. Послушаем, что он скажет. Говорит Песочный человек:

Я открою вам секреты

Только надо знать при этом

 Правила моей страны.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить: горы, реки и моря.

Никого не обижать

Ничего не разорять! Это мирная страна. Дети, поняли меня?!(Музыка   стихает   и   дети   повторяют   стихи   за   воспитателем начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться...»)

- Запомним это заклинание, правда, ребята?

- А теперь в добрый путь! Добро пожаловать в Песочную страну!

III. Пальчиковая гимнастика

- Присаживаемся возле песочницы.

- Поскользите ладошками по поверхности песка (дети выполняют прямые и круговые движения).

- Сжимаем и разжимаем песок в кулачке.

- Что чувствуют ваши ладошки?

- Пройдите по поверхности песка двумя пальцами одной руки,

затем двумя пальцами обеих рук.

- Какой песок?

- Попробуем пересыпать песок из кулачка в ладошку.

- Он сыпется. Песок сыпучий. Люди, используя это свойство песка, придумали песочные часы. Что происходит с песком?

 – Он сыпется.

Наблюдение – Песочные часы

Описать ощущения во время наблюдения.

IV. Дидактическая игра «Найди и разложи»

- Песочный человек немного раньше рассказал историю о том,  что   в   его   стране   пролетел   сильный   ветер,   песок «разлетался» в разные стороны. Потом ветер затих, песок осел, но под ним что то оказалось спрятанным. Поможем Песочному   человеку   отыскать   в   песке   вещи?   (камешки, ракушки..)

- В одном месте сложим камешки, а в другом – ракушки.

V. Опыт – наблюдение

-   В   Песочной   стране   много   всего   интересного,   и   мы путешествуем по ней дальше.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем

Ждут нас опыты, наблюдения!

-   Вы   теперь   будете   не   просто   ребята, а исследователи. Исследовать будем  песок.  (подходим к столу)

-   Банка   с   песком   закрыта   крышкой.   Сквозь   отверстие   в

крышке опущена трубка. Нужно  положить трубку на бок и подуть в нее. Наблюдаем, что происходит.

Песок разлетается в разные стороны под действием воздуха, затем оседает.

А теперь попробуем  подуть в  трубочку   , вставленную в банку   с   сырым   песком.   Что   вы   видите?   Почему   не разлетается сырой песок?

Вывод:   сухой   песок   летает   под   действием   ветра   или воздуха. А сырой песок не летает, он тяжелый.

VI. Рисуем сухим песком

- Будем сейчас рисовать на песке.

- В этих коробочках тоже сухой песок. И мы попробуем

рисовать песком все, что захотите.

- Песочный человек мне сказал, что ему тоже понравились ваши рисунки.

VII. Слышится  шум дождя?  (звучит мелодия)

- Как вы думаете, что это такое?

- Идет дождь. Что случится с песком?

- Он станет мокрым. Но мы не очень расстроимся, потому что и с мокрым песком умеем играть.

- Вот ящик с мокрым песком. Потрогайте его. Какой он? Что мы умеем делать из такого песка?

- Слепим сейчас куличики  на память Песочному человеку оставим отпечатки своих трудолюбивых ладошек.

Песочный человек прощается с детьми. Он благодарит ребят за подарки и дарит малышам свои подарки. Моем руки, вытираем. (можно влажными салфетками)

Выход из Песочной страны

-   Теперь, мои  милые  творцы,  прошу   подойти   к   песочнице, протянуть   руки  над  ней,   и   сделать   движения,   как   будто   вы скатываете шарик.

Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с

собой все интересное, чтобы было с нами все, чему мы сегодня научились.  Спасибо  тебе,  Песочный  человек,  за  путешествие  в твою страну. Мы к тебе еще придем».

VIII. Рефлексия

Присаживаемся на стулья.

- Вам понравилось путешествие по Песочной стране?

- Что понравилось делать Алене? Полине? Кириллу?

- Какой бывает песок? (сухой, мокрый, влажный, сыпучий) Дети делятся своими впечатлениями.

Комплексное занятие по познавательному развитию с исследовательской деятельностью детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.
  2. Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения.
  3. При поддержке со стороны педагога развитие умения формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности.
  4. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и умозаключений.

Предварительная работа: поставить блюдца с фруктами (свежие лимон, мандарин, банан), рассмотреть их с детьми.

Материал к занятию:

  • фрукты (лимон, мандарин, банан);
  • лакмусовая бумага, 2 пипетки, бинт;
  • бумажные салфетки;
  • семена фруктов на каждого ребёнка;
  • панно «Фрукты» (пазлы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, кто из вас когда-либо видел фруктовый сад? Расскажите, что вы там видели? (Дети рассказывают о своих наблюдениях.) Представьте себя фруктовым деревом со спелыми плодами, наливающимся на солнышке, покажите это. Миша, ты какое дерево? а Наташа, Алина? (Ответы детей.) Вот какой у нас разнообразный фруктовый сад.

Воспитатель: Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Воспитатель: Дети, скажите мне, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? (Ответы детей, и за каждый правильный ответ в ходе всего занятия, детям выдаётся часть пазла от панно.) Правильно, деревьям необходимы солнце, вода, хорошая земля.

Кто ухаживает за деревьями в саду? (Ответы детей: люди, садовник, человек.)

Что делает садовник? (Ответы детей.)

Воспитатель дополняет ответы: Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает фруктовые деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы у деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.

Воспитатель: Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

3. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) 
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

4. Игровая деятельность.

Воспитатель: Давайте поиграем: Я буду называть первое слово, а вы второе.

Сливовый ... (сок), яблочное ... (варенье), джем из абрикосов ... (абрикосовый), компот из сливы ... (сливовый).

Воспитатель: А теперь, встаньте в круг, я встану в его центре, а вы повернитесь ко мне спиной и поставьте руки за спину. Каждому из вас я положу в руки по семечку фрукта. Вам надо на ощупь угадать от какого фрукта это семечко и рассказать о нём. (Дети отгадывают и составляют короткие рассказы.)

5. Исследовательская деятельность.

Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?

Воспитатель: Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.)

Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура.

Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

Воспитатель: Неделю назад мы с вами рассматривали эти фрукты: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Воспитатель: Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Воспитатель: Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где?(В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)

Воспитатель: Вы у меня самые умные!

6. Итог занятия.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что ещё хотите узнать о фруктах? (Ответы и вопросы детей.)

После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты».

Конспект НОД в средней группе «Волшебная бумага»

Непосредственно-образовательная деятельность.

Цель: рассмотреть разные виды бумаги и ее свойства, рассказать о ее назначении и изготовлении.

Образовательные задачи.

Познакомить детей со свойствами бумаги: бумага мнется, легко рвется, намокает, легко скручивается. Учить детей проводить опыты с бумагой. Дать представление о назначении бумаги в жизни человека

Развивающие задачи:

Развивать познавательные способности и познавательное внимание детей по средствам поисковой деятельности; развивать словарь детей по данной теме; развивать мелкую моторику рук; закреплять умение конструировать из бумаги: сгибать квадрат по диагонали, совмещая стороны и углы;

Воспитательная задача:

Создавать детям хорошее настроение, воспитывать доброту, заботу об окружающем мире

Предварительная работа: рассматривание коллекции бумаги, загадывание загадок о предметах, выполненных из бумаги; беседа «Как изготавливают бумагу»

Материалы и оборудование: Таблица «Виды бумаги»

Листы бумаги на каждого ребенка

Емкости с водой, подносы

Схемы свойств бумаги

Оборудование для конструирования из бумаги.

 

Ход занятия.

1. Видеописьмо. Проблемная ситуация.

— Сегодня в детский сад пришло письмо – внутри диск (на диске видеозапись отрывка мультфильма «Бумажные истории» Аристотель, Тюк – тюк)

Видео: Аристотель и Тюк – тюк рассказывают свою историю:

-Они живут в бумажной стране, но ничего не знают о бумаге и ее свойствах.

— Поможем им ребята? А как? (расскажем и покажем)

2. Таблица «Виды бумаги». Игра «Определи на ощупь»

— В конверте еще что – то есть. Они нам прислали таблицу «Виды бумаги».

— Определим бумагу на ощупь. Какая она? (Дети по очереди называют: гладкая, шершавая, гофрированная, толстая, тонкая, мягкая, бархатная)

— Что же мы можем сказать жителям бумажной страны? (бумага бывает ….)

3. Физкультминутка «Изготовление бумаги»

— Откуда появилась бумага? Может она растет на грядке или на дереве?

— Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)

— Где ее делают? (На бумажной фабрике)

Давайте расскажем и покажем, как ее делают.

Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради

4. Д/и «Назови бумажный предмет»

Нас окружает множество бумажных предметов.

— Где еще может быть бумага? (В магазине: молоко, конфеты, печенья в коробках; в больнице доктор пишет справки, рецепты на бумаге; на почте продаются журналы, газеты, конверты…)

— Давайте посмотрим вокруг, сейчас каждый в группе найдет и принесет любой бумажный предмет ( Приносят предметы, встают в круг)

— Что сделано из бумаги? (перечисляют)

5. Опыты

— А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги?

— Могут ли быть бумажные дома? Почему?

— А почему не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт?

Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим.

Опыт 1. «Сминание бумаги»

— Возьмите бумагу и попробуйте ее смять. Получилось? Значит, что скажем о бумаге? – Она мнется. Схема.

Опыт 2. «Разрывание бумаги»

— Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? – Бумага рвется. Схема

Опыт 3. «Сворачивание бумаги».

— Возьмите карандаш, положите на бумагу и попробуйте его завернуть в бумагу.

Что получилось? Значит, бумага сворачивается. Схема.

Опыт 4. «Намокание бумаги»

— Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду. Что произошло?. – Бумага намокает. Схема.

— Ребята посмотрите на наши схемы. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, сворачивается, намокает.
Вывод: Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

6. Д/и «Бывает, не бывает».

— А сейчас поиграем в игру«Бывает, не бывает». Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

7. Складывание из бумаги

Давайте сделаем друзей Аристотелю и тюк – тюку. Складываем лисичку или собачку.

8. Рефлексия.

— Как вы думаете, помогли мы бумажным жителям?

-А что мы сделали?

— Что вам понравилось и запомнилось?

Сегодня вечером мы напишем письмо Аристотелю и тюк – тюку, в котором расскажем, как изготавливают бумагу, вложим схемы со свойствами бумаги и отправим друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия "Страна Неболейка"

• Закрепить простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание).• Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. •Познакомить с поговоркой.•Ввести в активный слова...

Конспект занятия "Страна Спортландию"

Конспект открытого занятия  по физкультуре в подготовительной к школе группы "Страна Спортландия". Которое помогаетобучать детей в играя, а так же формировать у детей умение выполнять  неско...

Конспект НОД "Страна Светофоров"

Конспект НОД раздел "Безопасность" Интеграция образовательных обрастей: "Художественное творчество","Художественная литература", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура", "Музыка"....

Конспект занятия "Страна Динозаврия"

Занятие по лепке с использование дополнительного нетрадиционного материала для детей подготовительной группы...

Конспект НОД "Страна восходящего солнца"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная....