Воспитание и развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание и развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность познавательно-исследовательской деятельности ребенка Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Цели и задачи познавательно- исследовательской деятельности Цель – способствовать развитию у детей познавательной активности через исследовательскую деятельность. Задачи формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы .
1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 2.Поиск и предложение возможных вариантов решения 3.Сбор материала 4. Обобщение полученных данных 5.Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет …) 6.Защита проекта Методика проведения исследований (Савенков А.И.)
Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности Наблюдения Трудовые поручения Эвристические беседы Дид.игры , игровые ситуации Постановка и решение проблемных ситуаций Опыты и эксперименты Использование художественного слова Фиксация результатов Проектная деятельность Моделирование Погружение в краски, звуки ,образы природы
Классификация экспериментов и опытов 1.По характеру объектов (опыты с растениями, опыты с животными ,…) 2 По месту проведения опытов (в групповой комнате ,на участке. в лесу) 3.По количеству детей ( индивидуальные, групповые, коллективные) 4.По продолжительности (кратковременные, длительные ) 5.По причине ( случайные, вопрос ребенка, запланированные)
Направления познавательно-исследовательской деятельности Живая природа (многообразие живых организмов) Человек ( человек-живой организм. человек-пользователь природы Рукотворный мир (материалы, предметы, сооружения…) Неживая природа ( вода,воздух,песок,природные явления… Физические явления ( цвет,звук,магнитизм,земное притяжение,электри-чество
Варианты экспериментальной деятельности Случайные наблюдения и эксперименты. Не требуют специальной подготовки .Однако это не значит, что случайные эксперименты проводят просто, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен сам обладать естественными научными знаниями. Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам, так и опираясь на опыт детей, их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществляемого НОД с детьми. Эксперименты ,как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем если работа не сложна она проводится как случайный эксперимент, если же требуется значительная подготовка. ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями.
Предметно –развивающая среда
Опыты
Дидактические игры Дидактические игры
Результаты проведенной работы показали, что познавательно –экспериментальная деятельность оказала влияние на: -расширение кругозора детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т.д.), о применении их человеком в своей деятельности. - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент); - развиваются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы; - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); - развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности , умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения); Переспектива : работа с родителями по написанию проектов познавательно-исследовательской деятельности, составить перспективный планработы на новый учебный год. Результаты
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. (В.А, Сухомлинский)
1Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /1 Сост. Н.В. Нищева . – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2.Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /2 Сост.. Н.В.Нищева . – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,. 3.Библиотека журнала «Дошкольная педагогика. ВОСПИТАТЕЛЬ Дошкольного Образовательного Учреждения. Практический журнал № 7 / 2010. 4.Опыты и эксперименты с веществами и материалами А.В.Висков. И.С. Батова . 5.Рессурсы интернета. Список используемой литературы Литература
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...
Консультация для родителей на тему : «Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности»
Консультация для родителей на тему "Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности"...
Презентация "Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности"
Презентация "Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности"...
Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это экспериментирование ...