Перспективное планирование" Неживая природа"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективное планирование по естественно-научной позновательной деятельности для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Естественнонаучная познавательная деятельность (неживая природа)
Подготовительная группа. 2020-2021 учебный год
Месяц | Разделы, основные темы | Занятия, совместная деятельность | Пополнение развивающей среды | Работа с родителями |
Сентябрь | ВОДА Тема №I 1. Свойства воды: прозрачная, не имеет запаха и вкуса, растворяет вещества; различные вещества ведут себя в воде по разному. | I. Проведение опыта: - Переливание воды из различных сосудов разной ёмкости: «Не разлей воду», «Фонтанчик», «Ураган в бутылке», «Водяные весы», «Почему не тонут корабли», «Реактивный кораблик», «Водяная карусель». - Смешивание красок в воде: «Разноцветные чудеса». - Растворение в воде различных веществ: песок, соль, сахар; «Солёная вода и простая», «Куда плывёт рыбка», «спиралька». Проблемные ситуации - Можно ли унести воду в решете? - Сравни на вкус: вода, минеральная вода, сок, молоко. - Почему вода в реках имеет разный цвет? Зарисовка опытов: «Разноцветные чудеса», «Фонтанчик», «Водяные весы», «Почему не тонут корабли?», «Куда плывёт рыбка?», «Спиралька» Рассматривание энциклопедии. Разделы:
Придумывание сказок об океанах, морях, реках. Игры с водой:
Рассматривание глобуса с целью определения, какую часть земного шара занимает вода |
| Обратить внимание детей на различные вкусовые качества жидкостей. |
Сентябрь | ВОЗДУХ Тема № 1 Свойства воздуха, прозрачность, способность занимать место, имеет вес. Тема №2 Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Тема №3 Воздух – это смесь газов. | №1. Проведение опытов: «Поймай воздух», «Воздух-невидимка», «Опыт с водой и соломинкой», «Со стаканом и тазиком с водой», «Опыт с губкой и водой», «Реактивные шары», «Сухим из воды», «Подводная лодка». №2. Опыт с бутылкой и шариком. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице. №3. Пламя загрязняет воздух. Проблемные ситуации:
Чтение энциклопедии: разделы «Африка», «Антарктида». Составление рассказа: «Что я увидел, путешествуя по Африке», «Что я увидел, путешествуя по Антарктиде». Подвижная игра «Где живёт животное?» Рассматривание картинок, иллюстраций, слайдов. | 1. Пополнить уголок экспериментирования: губки., соломинки, п/эт. пакеты. 2. Изготовление алгоритмов проведения экспериментов. 3. Оформить проблемные ситуации. 4. Оформление рассказов детей об Африке и Антарктике. 5. Оформление экологического плаката о загрязнении воды, воздуха. 6. Изготовление модели термометра. | Сбор иллюстраций о загрязнении воздуха. |
Сентябрь | ПЕСОК, ГЛИНА, КАМНИ Темы № 1 Состав песка, глины. Тема №2 Отличие мокрого песка от сырого (прилипает или не принимает форму сосуда). Темы №3 Свойства мокрой глины, как их использует человек. Тема №4 Как эти свойства использует человек. | Проведение опытов. №1. Из чего состоит песок – рассматривание через лупу. «Взвешиваем сухой и мокрый песок». «Следы на дорожках» (песок, глина). №2. Постройка песчаных строений, замков из песка. №3. Конкурс на самую красивую поделку из глины. №4. Рассматривание камней, сбор коллекций, выкладывание рисунков по схемам. Проблемные ситуации. 1. Что значит выражение «Строить замки из песка». 2. Где много песка? Чтение энциклопедии. Раздел «Пустыни». Зарисовки схем, по которым выкладывают узоры из камней (различные геометрические фигуры, буквы, цифры по замыслу детей). Наблюдения: следы на песке. Игры с песком: перетирание песка с цветными мелками; смешивание песка с другими сыпучими веществами. Рассматривание иллюстраций с изображением пустынь | 1. Пополнить уголок экспериментирования коллекцией камней. Изготовление песчаных и глиняных дорожек. 3. Изготовление модели Африканской пустыни. | Во время прогулки обратить внимание на постройки из песка. |
Сентябрь | ЗЕМЛЯ, ПЛАНЕТЫ. Тема №1 Земной шар на столе. Глобус. Тема №2 Портрет земли – карта Тема №3 Какая бывает земля. | Рассматриваем разнообразные способы изображения земной поверхности. №1. Глобус. Что изображено на нём и как. Передача вида глобуса в рисунке. №2. Карта – портрет земли. Рисуем план-карту нашего участка. Рассматриваем карту мира: что и где и при помощи чего на ней изображено. №3. Закрепление знаний о самых жарких и самых холодных местах на земле: Африка и Антарктика. Чтение энциклопедии. Разделы: 1. Африка, Антарктида, Арктика. 2. О прошлом нашей планеты: климат, растения, животные (до появления человека). Динозавры. Проблемные ситуации. Почему вымерли динозавры? Поведение конкурса рисунка на асфальте «Мой динозавр» | 1. Изготовление модели Африканской пустыни, Антарктиды и Арктики. 2. Создание уголка прошлого. 3. Оформление газеты «Мир прошлого» (уголок прошлого, конкурс рисунка на асфальте «Мой динозавр») | Пожелание посетить Зоологический музей. |
Октябрь | ВОДА Тема №2 Круговорот воды в природе. Знакомство с явлениями: испарение, конденсация. Туман, роса, дождь. Тема №3 Грозные явления природы, связанные с водой: ураган, наводнения. | Проведение опытов 1. «Туман», «Измеряем дождь», Куда делась вода?», «Откуда берётся вода». 2. «Ураган в бутылке», «Умная галка», «Наводнение в тазу». Зарисовка опытов: «Туман», «Измеряем дождь», Куда делась вода?», «Откуда берётся вода». «Ураган в бутылке», «Умная галка», «Наводнение в тазу». Проблемные ситуации. 1. Где дольше сохраняются лужи: на песке или не асфальте? Почему?. 2. Почему море не переполняется и не заливает сушу? 3. Для чего в крышках чайника делают отверстия? 4. Почему летом после дождя легче дышится? 5. Как люди защищаются от наводнения? Наблюдения. 1. Утренний туман. Когда он исчезает? 2. Когда бывает роса? Чтение энциклопедии. Раздел «Стихийные бедствия: ураганы, наводнения». А.С. Пушкин. «Медный всадник». Описания наводнения в Санкт-Петербурге. Рассказ о Ноевом ковчеге. Рисуем возможные способы предотвращения или спасения от стихийного бедствия: наводнения. Игры с водой. - капаем из пипеток и других ёмкостей воду: какого размера капли получаются; - совместно с муз. руководителем «Бегемотик, бегемотик…». Рассматривание картин, иллюстраций, слайдов: ураганы, наводнения. Сочинение «Определение круговорота воды в природе в стихотворной форме». | 1. Пополнение уголка экспериментирования мерками для воды. 2. Оформление схемы круговороты воды в природе. 3. Отличаем на карте места, где совсем недавно были стихийные бедствия. 4. Оформление плаката на тему проблемной ситуации 2Как люди защищаются от наводнения» | 1. Понаблюдать дома за кипящим чайником. 2. Обратить внимание на росу утром во время дороги в сад. 3. Просьба, принести вырезки из журналов и газет об ураганах и наводнениях. |
Октябрь | ВОЗДУХ Тема №4 Ветер – движение воздуха. Тема №5 Грозные явления природы, связанные с ветром: ураганный ветер, смерч, буря… | Проведение опытов: №4. «Где теплее?», «Ветер в комнате». №5. «Упрямый воздух» (1, 2). Зарисовки опытов: «Где теплее?», «Ветер в комнате», «Упрямый воздух». Проблемные ситуации: 1. Что такое «сквозняк»? 2. Когда от ветра польза, а когда вред? 3. Почему двигаются облака по небу? 4. Когда растениям помогает ветер? 5. Когда быстрее сохнет мокрое бельё? Чтение энциклопедии. Разделы «Стихийные бедствия». Сочинение «Определения ветра в стихотворной форме» | 1. Изготовление совместно с детьми вертушек, флюгеров, самолётиков. 2. Оформление материала на ковролине: ветер, ураганный ветер, буря. | Просьба принести вырезки из журналов об ураганном ветре , буре. |
ПЕСОК, ГЛИНА, КАМНИ. Тема №5 Такая разная земля (слои, которые по-разному пропускаю воду). Тема №6 Такие разные камни | Проведение опытов. №5. «Земля после дождя», «Какие слои земли пропускают воду, а какие нет», «Взаимодействие песка с водой», «Как река образует своё русло», «Песок путешествует по пустыне» №6. «Строим запруду». Рассматриваем коллекцию камней: гранит, малахит. Проблемные ситуации: 1. Откуда берётся грязь на обуви? 2. Рассматриваем различные виды Санкт-Петербурга и определяем, из каких камней из коллекции они могут быть сделаны. Чтение энциклопедии. Раздел «Породы и минералы». П. Бажов. «Малахитовая шкатулка». Зарисовки. Передай в рисунке узоры на камне. | 1. Отметить на карте России, где какие породы камней добывают. 2. Оформление таблицы «Что бы я изготовил из этого камня». 3. Создание моделей островов. | ||
Октябрь | ЗЕМЛЯ И ПЛАНЕТЫ. Тема №4 Место Земли в планетарной модели. Тема №5 Движение Земли вокруг своей оси и вокруг солнца. Смена дня и ночи, смена времён года. | Проведение опытов «Далеко-близко», «Чем ближе, тем быстрее». Рассматриваем планетарную модель. Зарисовываем: «Далеко-близко», «Чем ближе, тем быстрее». Проблемные ситуации: Что будет, если Земля будет вращаться вокруг своей оси и Солнца быстрее (медленнее). Чтение энциклопедии. Раздел «Космос». Рассказ о разных планетах Солнечной системы, происхождении их названий и отличительных особенностях. Игры: театрализованная «Мир планет» | 1. Создание планетарной модели. 2. Оформление выставки-конкурса «Космос далёкий и близкий». | 1. Просьба принести вырезки из журналов по солнечной системе. 2. На выходных посетить лекцию в планетарии о планетах Солнечной системы. |
ИЗМЕРЕНИЯ Тема №1 Время. Солнечные, песочные, механические, электронные часы. Тема №2 Измерение веса | №1. Проведение экспериментальных измерений времени: по песочным часам, солнечным часам, механическим и электронным. №2. Экспериментальное измерение веса различных материалов и предметов. Чтение энциклопедии. Раздел «Время». «Сказка о потерянном времени» (Е. Шварц). Составление схемы эволюции часов. Проблемные ситуации. 1. Для чего нужно человеку знать время? 2. Что бы было, если бы время остановилось? 3. Почему в космосе есть невесомость? 4. По каким признакам можно узнать, к какому времени относится изображение человека? | 1. Оформление схемы эволюции часов. 2. Подбор иллюстраций «Время». 3. Оформление режима дня для детей. 4. Расположение взвешиваемых предметов по мере увеличения их веса (в уголке экспериментирования). 5. Оформление проблемной ситуации «Признаки, по которым можно определить, к какому времени относится изображение человека». 6. Придумывание в стихотворной форме определения измерения. | Помощь родителей по пополнению уголка эксперимннтирования. | |
Ноябрь | ВОДА Тема №4 Вода может превратиться в лёд при понижении температуры ниже 00С. Тема №6 Изменение объёма жидкости при замерзании | Проведение опытов: №4. «Замерзание жидкостей: вода, масло, минеральная вода, сок». №6. «Изменение объёма жидкости», «Вода двигает камни». Зарисовка опытов. «Замерзание жидкостей: вода, масло, минеральная вода, сок», «Изменение объёма жидкости», «Вода двигает камни». Проведение конкурса на лучший узор из цветных льдинок. Решение проблемных ситуаций. 1. Можно ли удариться об воду? 2. Что получиться, если смешать снег и воду? 3. Почему в Антарктиде много льда и снега? 4. Чем опасны айсберги? Чтение энциклопедии. Раздел «Корабли» (Почему затонул «Титаник»), «Антарктида». Рассматривание картины и слайдов об Антарктиде (Царство снега и льда). Познавательные игры «Где живёт животное» | 1. Оформление конкурса на лучший узор из цветных льдинок. 2. Изготовление модели Антарктиды. 3. Приобрести иллюстрации Антарктиды, «Титаника». 4. Пополнить уголок экспериментирования формами для льда. | 1. Понаблюдать замерзание жидкостей дома в холодильнике. 2. Посетить в выходные музей Арктики и Антарктики, Зоологический музей. |
СВЕТ, ЦВЕТ Тема №1 Предметы, излучающие свет. Тема №2 Предметы, отражающие свет | №1. Показ детям предметов, которые сами излучают свет (картинки, реальные предметы). Солнце, свеча, лампочка, телевизор. №2. Проведение опытов. «Передача солнечного зайчика», «Разведчики». Рассказ об истории осветительных приборов (от свечи до лампочки). Чтение энциклопедии. Раздел «Тепло и свет». Придумывание определений в стихотворной форме об опытах со светом и цветом. Проблемные ситуации. - Почему на небе различные планеты светятся, хотя сами свет не излучают? Чтение отрывка из книги Л. Кэрролла «Алиса в зазеркалье» (Дом в зеркале). Игры «Нарисуй, что ты видишь в зеркале» Начинаем оформлять книгу с наиболее интересными, понравившимися детям явлениями. | 1. Оформление работ «Что я увидел в зеркале». 2. Оформление стихов об опытах со светом и цветом. 3. Подобрать картинки об истории со светом и цветом. 4. Оформление обложки книги (коллективная работа) | 1. Во время прогулки обратить внимание на звёзды. 2. Помощь в сборе картинок об осветительных приборах. | |
ЗВУК Тема №1 Передача звуков от источника на расстояние. Тема №2. Отражение звука. Тема №3 Распространение звука в разных средах Тема №4 Громкость звуков. Тембр (высокий, низкий) | Проведение опытов. № 1. «Как быстрее?», «Передай секрет», «Спичечный телефон». №2. «Где живёт эхо?». №3. «Звуки в воде», «Спичечный телефон». №4. Почему комар пищит, а шмель жужжит?», «поющая струна». Зарисовки опытов: «Как быстрее?», «звуки в воде», «Поющая струна». Проблемные ситуации. 1. Как видят летучие мыши. 2. Почему мы не слышим рыб? 3. Можно ли услышать эхо в пустой комнате? Под аркой дома? 4. Какие звуки благоприятны для человека, а какие нет. Чтение энциклопедии. Раздел «Изобретения. Телефон», «Строение человеческого уха». Рассказ Н. Носова «телефон». Прослушивание звучания различных музыкальных инструментов. Игры: - На каком музыкальном инструменте сыграли за ширмой? Сколько раз? - Что в звучащей банке? - Испорченный телефон. - Кто это говорит? (узнавать друг друга по голосу) - Узнай звук (слушать и узнавать звуки различных источников). | 1. Изготовление «звучащих банок». 2. Оформление стихов определения опытов о звуке. 3. оформление проблемной ситуации «Какие звуки благоприятны для человека, а какие – нет» | 1. Поиграть с детьми в игру «Что это за звук?» 2. Разные домашние животные: какие звуки они издают? | |
Декабрь | ВОДА Тема №7 Осадки зимой - снег | Проведение опытов. «Одеяло для земли». Рассматривание снежинок под лупой. Зарисовка опытов. Игры со снегом: - Смешивание снега с водой. - Раскрашивание снега различными красками. - Определение, при какой температуре тает снег. Проблемные ситуации. - Почему первый снег всегда тает? - Почему снег называют одеялом, шубой для земли? Проведение конкурса «Самая красивая снежинка». Чтение. Г-Х Андерсен «Снежная королева» Конкурс на самую лучшую постройку из снега. Коллективная работа «Царство Снежной королевы» (рваная аппликация + рисование). Чтение загадок о воде, снеге, льде. | 1. Оформление фотоматериалов на самую лучшую постройку из снега. 2. Оформление конкурса «Самая красивая снежинка». 3. оформление загадок о воде, снеге, льде. | 1. Обратить внимание детей на разнообразие снежинок. Закрепит умение вырезать снежинки из белой бумаги. |
ИЗМЕРЕНИЕ Тема №3 Определение сторон света по компасу. | 1. Знакомство со сторонами света: север, юг, восток, запад. Определение на карте, где находиться эти стороны света. 2. Рассматриваем карту и определяем, какие стран находятся на севере, на юге, на востоке и на севере нашей страны. 3. Знакомство с компасом (как по нему можно определять стороны света). Проблемные ситуации. - Почему цвету лучше растут на подоконнике с южной стороны. Чтение энциклопедии. Раздел «Мир людей» (страны, города) Путешествие по карте: на север от нашего города (и что мы там можем увидеть?); на юг, на восток, на запад. Наблюдения за Солнцем. Где оно встаёт, а где садится? Игры. «Найди клад» (Дети по заданным ориентирам должны найти спрятанную вещь) | 1. Оформление придуманных рассказов детей об их путешествии по карте в разные части света. 2. Оформление игры «Найди клад» (создание чертежей) | 1. Узнать у родителей, на какую сторону светы выходят окна квартиры: южную, северную, западную, восточную. 2. Пронаблюдать, где встаёт солнце, а где садиться. | |
Декабрь | СВЕТ, ЦВЕТ Тема №3 Из каких цветов состоит луч. Радуга Тема №4 Преломление света | Поведение опытов. №3. «Разноцветные огоньки», «Радуга на стене», «волшебный круг» (1, 2). Зарисовки опытов. №4 Рассматривание линз различных размеров и различных предметов через них. Проведение опыта «Рука на экране». Знакомство с приборами, в которых используют линзы: очки, бинокль, дверной глазок, диаскоп. Рисуем радугу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Игры: - С мыльными пузырями. Рассматриваем радужную поверхность мыльных пузырей. - С красками по смешению цветов. | 1. Оформление опыта «Рука на экране». 2. Оформление схемы расположения цветов солнечного спектра (радуги). Пополнение картинок различных приборов, в которых используют линзу. | 1. Поговорить с детьми на тему «Когда и где можно увидеть радугу? Из каких цветов она состоит?» |
МАГНИТ Тема №1 Знакомство с магнитом и его свойствами. Тема №2. Магнитные силы Земли | Проведение опытов №1. «Какие предметы притягиваются?», «Сколько скрепок притянет магнит?», «Действует ли магнит сквозь предметы?», «Действует ли магнит сквозь стекло? Находясь в воде?», «Может ли магнит передавать свои свойства другим предметам?». Зарисовка опытов. №2 «Земля – магнит», «Полярное сияние», «Необычная картина» Зарисовка опытов. Проблемные ситуации. - Почему спутники Земли не улетают в космос, а движутся по орбите вокруг неё? - Почему Луна движется вокруг Земли? - Как сделать компас? Чтение энциклопедии. Раздел «Планеты» Игры: «Магнитная рыбалка» Подвижная игра «Магнит и разнообразные материалы» (с мячом). Изготовление магнитного театра | 1. Оформление фотоматериала по проведению опытов с магнитом. 2. Оформление в стихотворной форме содержания опытов с магнитом. 3. Изготовление и оформление магнитного театра. | 1. Где в домашнем хозяйстве можно использовать магнит | |
Январь | ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Тема №1 Статическое электричество Тема №2 Проявление электричества в природе. Электрический ток. Тема №3 Материалы, которые проводят электрический ток. Материалы, не проводящие электрический ток. Тема №4 Электромагнит. Тема №5 Современные электроприборы. Правила техники безопасности при обращении с электроприборами | Проведение опытов. №1. «Волшебный шарик», «Щелчок», «Чудо-расчёска». Зарисовка опытов. №2. «Как увидеть молнию», «Почему лампочки светятся?» Зарисовка опытов. №3. Показ наглядного материала: проводники, диэлектрики. Объяснение этих понятий. №4. «Магнит на гвозде» - создание электромагнита. Зарисовка опыта. №5 Знакомство с современными электроприборами. В каких из них используется электромагнит: телевизоры, магнитолы; лазеры, компьютеры, видеомагнитофоны. Обязательные правила безопасности при обращении с ними. Рассматривание батареек разных видов. Чтение энциклопедии. Раздел «Наука и технология» (Электричество и магнетизм). История открытия электричества. Рассматриваем различные игрушки, работающие на батарейках. | 1. Оформление книжки–раскладушки «мир современной техники». 2. Оформление правил безопасности при обращении с электроприборами. 3. Пополнение уголка экспериментирования элементами электрооборудования: провода, батарейки. 4. Оформление определения опытов с электричеством в стихотворной форме. | 1. Обсудить дома с детьми, какие приборы домашнего пользования используют ток. |
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ. Тема №1 Все предмета и земное притяжение. Взаимосвязь | Проведение опытов. «Как увидеть притяжение?», «Выбери». Зарисовка опытов. Проблемные ситуации. - Земной шар круглый. Как и куда будут падать предметы в различных точках Земного шара. - Что Земля может притянуть к себе. Чтение энциклопедии. Раздел «Планеты и их спутники». Спутник Земли – Луна: какие явления на Земле связаны с их взаимодействие (приливы, отливы). Моделирование ситуации «Приливы, отливы». Знакомство с историей открытия закона всемирного тяготения учёным И. Ньютоном. | 1. Оформление фотоматериалов по опытам с притягиванием. 2. Оформление определения опытов по притяжению в стихотворной форме. | 1. Просьба, приносить разнообразные материалы для уголка экспериментирования. | |
Февраль | ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ. Тема №2 Что такое невесомость? | Проведение опытов. «Почему легче?» (1, 2, 3). «Как дождинки» Зарисовка опытов. Рассматриваем картинку с изображением космонавтов в невесомости. Чтение глав из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Определение, где здесь вымысел, а где – нет. Придумывание рассказа «Как я побывал в невесомости». Чтение энциклопедии. Раздел «Космос» | 1. Оформление рассказа «Как я побывал в невесомости» 2. Подбор иллюстраций о невесомости. | Предложить почитать дома с детьми книгу «Незнайка на Луне» |
ТЕПЛОТА Тема №1 Изменения объёма веществ в зависимости от их температуры Тема №2 Зависимость агрегатного состояния веществ от температуры. Тема №3 Теплопроводность | Проведение опытов. №1. «Горячо-холодно» (зарисовка). №2. «Волшебные превращения» (1; 2). №3. «Как не обжечься» (1-3) (зарисовка). Проблемные ситуации. - Почему нельзя сидеть на камне? Из какого материала лучше строить дом (металл, древесина, камень)? Почему? - Можно ли измерять воздух термометром? Воздух в Африке? Игры. «Кто быстрее?» (Детям раздаются бумажки с названиями известных материалов. Делятся на 2 команды. Затем определяют, какая команда быстрее передаст мяч (тепло)). Чтение энциклопедии. Раздел «Тепло и свет». Придумывание с детьми ситуаций, когда нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься | 1. Оформление шкалы материалов по степени теплопроводности (скорости). 2. Оформление ситуаций, когда нужно быть аккуратными, чтобы не обжечься. | В домашних условиях показать детям, какие предметы могут быть опасны: можно обжечься. | |
ИЗМЕРЕНИЯ Тема №4 Измерение глубины снежного покрова. Знакомство с линейкой и мерами длины (1 мм, 1 см, 1 м, 1 км) | 1. Знакомство с линейкой и мерами длины (1 мм, 1 см, 1 м, 1 км). 2. Проведение измерения глубины снежного покрова в разных местах участка. 3. Отмечаем на карте участка глубину снега. 4. Знакомство со станинными мерами длины (фут, дюйм, ярд) | 1. Оформление карты-плана, на котором отмечаем глубину снега. 2. Оформление старинных мер длины | Сосчитать, сколько шагов из дома до д/с | |
Март | Знакомство со свойствами различных материалов Тема №1 Мир ткани. Тема №2 Мир металлов. Тема №3 Мир пластмасс | №1. Знакомство с тканями: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж. Сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. Действуем по алгоритму: сминаемость – работа ножницами – разорвать – намочить. Оформление наглядного материала. Опыты с электрощипцами для завивки волос; с водой, нитками, тесьмой, шнурками (зарисовки) Из каких натуральных волокон делают одежду? Конкурс на лучшую куклу из ткани, рисунок на фланелеграфе. Чтение энциклопедии. Раздел «Материалы» Игра «Ателье». Что можно сшить из определённого вида ткани? №2 Знакомство с металлами (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро). Сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. Опыты с болтами, шурупами, гайками, пустыми жестяными банками (зарисовки). Действуем по алгоритму: степень металлического блеска – степень теплопроводности - твёрдость металла – ковкость. Конкурс на самое интересное изделие из металла: «Из какого металла что можно сделать?». №3. Учимся узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик зависят способы их применения. Опыты: с пустыми пластиковыми бутылками, пробками от пластмассовых бутылок, от дезодорантов, противомоскитной сеткой, футлярами от киндерсюрпризов, фотоплёнкой, п/эт пакетами. Зарисовка опытов. Конкурс на лучшего человечка из бутылки. Чтение энциклопедии. Раздел «Материалы» | 1. Оформление алгоритма работы с тканью, металлом, пластмассой. 2. Оформление сюжетно-ролевой игры «Ателье» 3. Оформление конкурсов на лучшую куклу из ткани, рисунок на фланелеграфе, интересного человечка из бутылки. 4. Оформление коллекций картинок с изображением предметов, изготовленных из различных материалов. | 1. Пожелание посетить Зоологический музей, экспозицию «Получение шёлковых нитей из коконов шелкопряда». 2. Дома попробовать изготовить лабиринты из бутылок. |
Апрель | Знакомство со свойствами различных материалов Тема №4 Мир древесины. Тема №5 Мир стекла. Тема №6 Мир Резины | №1. Учимся узнавать вещи, сделанные из древесины. Древесина каких деревьев используется и для чего. Что такое ДСП и где используется. Знакомство с производством бумаги. Какие сорта бумаги существуют. Эволюция листа бумаги (из древности до наших дней). Проблемные ситуации. - Как можно узнать возраст дерева? - Жилище человека в древности Игры. «К названному дереву беги!» (на прогулке) Чтение энциклопедии. Раздел «Материалы» №2. Узнавать, какие вещи сделаны из различных видов стекла (обычные бутылочное, керамика, фарфор, хрусталь). Из чего делают стекло, хрусталь. Алгоритм описания свойств стекла: прозрачность – изменение температуры стекла в зависимости от температуры воздуха – после взаимодействия с пламенем может изменять форму – хрупкость. Чтение энциклопедии. Раздел «Материалы». Конкурс «Что можно сделать из стекла?». №3. Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина и свойства: плотность, упругость, эластичность). Алгоритм описания свойств резины: растягивается – возвращается в исходное положение - хрупкость (при воздействии холода) – вязкость (при нагревании). Проблемная ситуация. - Что случится с резиновой игрушкой, если её оставить на сильном морозе на улице? Чтение энциклопедии. Раздел «Материалы». Конкурс «Что можно сделать из резины?» Игра: «Резина, дерево, стекло, пластмасса, металл» на закрепление знаний о том, какие вещи изготовляются из этих материалов (с мячом) | 1. оформление коллекции спилов различных деревьев. 2. Оформить «Эволюцию листа бумаги». 3. Оформление плаката «Из древесины каких деревьев что изготавливают». 4. Оформление конкурса «Что можно сделать из стекла». 5. Сделать игру «Резина, стекло, дерево, пластмасса, металл». 6. Творческое оформление жилища человека | 1. Посмотреть дома, что сделано из древесины (из какой?), из стекла (из какого?), резины. |
Май | Естественнонаучная экспериментальная деятельность в неживой природе. Тема Обобщение и закрепление опыта экспериментирования с объектами неживой природы | Проведение игр «Что? Где? Когда?» 2. Составление совместно с детьми плана вопросов для родителей (в форме кроссворда). 3. Дом, в котором я живу (сделать из подручного материала дом). 4. «Покорение космоса» (изготовление ракет из пластмассовых бутылок, планет из папье-маше) | 1. Оформление фотоматериалов по итоговым занятиям. 2. Оформить выставку домов. Подбор космических иллюстраций | Ответы родителей на вопросы кроссворда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы
Данный план работы адресован воспитателям ДОУ. Предназначен в качестве дополнительного материала к программе "Развитие" ...
Перспективное планирование по формированию у детей представлений о неживой природе во второй младшей группе
Перспективное планирование...
Перспективное планирование по формированию у детей представлений о живой природе в первой младшей группе
Перспективное планирование...
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...