Консультация «Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Консультация
«Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет»
Воспитатель
Халимова Н.Ф
Пгт Стройкерамика
Необходимость развития познавательной деятельности у детей 3-4 лет
К 3-4 годам дошколята средней группы чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В раннем возрасте он является главным способом понимания жизни.
Без наглядных опытов абстрактные понятия так и остаются иллюзией. Только практические наблюдения помогают ребёнку смоделировать картинку в своём сознании, установить взаимосвязи и закономерности.
Формы обучения по ФГОС
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования (ФГОС) педагогам дошкольного учреждения рекомендуется ежедневно моделировать ситуации, стимулирующие познавательную деятельность детсадовцев, изучать информационные карточки.
Формы развития исследовательской активности дошкольников:
- эксперимент;
- поисковая деятельность и исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
На грамотном сочетании форм и методов строятся опытно-экспериментальные занятия во второй младшей группе.
Безопасность проведения экспериментов
Экспериментирование в младшей группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это необходимое условие безопасности юных исследователей.
Ребёнку в этом возрасте свойственна увлечённость. Опыт может захватить его и заставить забыть об осторожности. Поэтому следить за процессом должен взрослый, особенно ранней весной и летом.
Правила безопасного поведения просты:
- Все манипуляции следует проводить не спеша, не разбрасывать и не разбрызгивать материалы.
- Ничего не толкать в рот, нос, уши, не тереть глаза грязными руками.
- Рабочее место должно быть в порядке.
- С оборудованием для опытов (микроскоп, зеркало, спиртовка, стеклянная посуда) нужно обращаться осторожно и работать только под руководством взрослых.
Регулярные занятия помогут деткам запомнить правила безопасного поведения.
Оформление уголка экспериментирования
ФГОС рекомендует педагогу поддерживать инициативу дошкольника и поощрять проявление самостоятельного мышления. Большим подспорьем в этом становится правильно организованный уголок для экспериментов.
Центр экспериментирования решает важные задачи:
- Формирует положительное ориентирование на исследовательскую деятельность.
- Способствует установлению товарищеских взаимоотношений среди одногруппников.
- Повышает интерес к коллективной деятельности.
- Развивает умение слушать, понимать задачу и выполнять поручения.
- Воспитывает усидчивость, аккуратность и ответственность.
Зона экспериментов располагается вдали от мест для шумных активных игр. Здесь должно быть тихо и спокойно. Оформление может быть классическим (столы, стульчики, набор материалов для опытов) или стилизованным под научную лабораторию или исследовательский центр.
Можно оформить уголок, используя героев любимых мультфильмов и сериалов («Лаборатория Лунтика», «В гостях у Фиксиков» или «Экпериментариум доктора Чудакова»).
Паспорт уголка экспериментирования
Каждый исследовательский уголок должен иметь паспорт. В документе указано, где находится эта мини-лаборатория, какие материалы хранятся, как оформлена и чем декорирована. Обозначаются цели, задачи и формы работы, прописываются игровые эксперименты, исследования и практические упражнения.
Паспорт содержит следующие сведения:
- название;
- группа, возраст;
- цели и задачи;
- мебель;
- набор материалов, инструментарий, приборы, их количественные характеристики;
- дидактический материал (плакаты, дневники наблюдений, таблицы, схемы);
- картотека опытов.
Что должно быть в уголке
Уголок должен быть удобный, хорошо освещённый, доступный и безопасный для малышей. В детской мини-лаборатории второй младшей группы располагаются:
- Дидактические материалы (книги с яркими иллюстрациями, справочники, энциклопедии), тематические альбомы, наборы для познавательных игр (большие конструкторы, кубики, комплексы для игр с песком и водой).
- Природный и подручный материал (шишки, деревяшки, жёлуди, разноцветные крышечки, палочки, большие пуговицы, катушки ниток, ткани), песок, глина, сахар, соль, краска, мыло, ватные диски.
- Ёмкости (тазики, стаканчики разного размера, формочки для льда) и подручный инструмент (совочки, грабли, ложки, решето, сачки).
- Приборы (ветряные вертушки, лупы, маленькие зеркальца, теневые фигурки, разноцветные линзы, безмен, бинокль).
Информация размещается на стендах. Эксперименты проводятся на демонстрационном столике или в рабочей зоне. Видео-презентации просматриваются на проекторе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР
Даны конспекты коррекционно-развивающих мероприятий для проведения занятий с детьми имеющими задержку психического развития, расчитанные на детей старшего дошкольного возраста с учетом задержки развит...
Развитие познавательной деятельности у детей через экспериментирование
Самым эффективным видом деятельности детей, которым положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога - по...
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
Из опыта работы....
Методическая разработка на тему:Развитие познавательной деятельности у детей подготовительной группы, с задержкой психического развития, по лексической теме "Посуда".
Конспект занятия на лексическую тему "Посуда" для подготовительной группы ЗПР....
Консультация для родителей: «Развитие познавательной деятельности у детей»
Консультация для родителей: «Развитие познавательной деятельности у детей»...
консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности у детей»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Консультация для родителей "Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей"
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в ...