Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Владимировна Болсун

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 Тема: «Путешествие в осенний лес»

Старший дошкольный возраст

    Подготовила: воспитатель Болсун Т.В.

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23,

корпус 2,

первая квалификационная категория

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:

1.  Закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.

2. Помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

3.Воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Материалы и оборудование: иллюстрации картин об осени,  иллюстрации деревьев (лиственные и хвойные), грибов, плакаты с изображением деревьев для коллективной аппликации, мнемотаблица по теме «Осень», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», песенка про автобус, музыка «Звуки леса»,  колокольчик,   репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», И,Шишкин «Осень», автобус (руль и фуражка для водителя), коврики,  магниты, билеты (с изображением листьев и веточек деревьев), круги - карточки: красные и зеленые, листики березы, дуба, клена.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Ход занятия

1. Организационный момент                              

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей)

 А на чём можно путешествовать?

Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.

Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на…, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус).                                          

Воспитатель: Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Все вокруг искрится, все переливается

Как же это чудо в природе называется? (осень)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.

Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).

Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).

Осенью часто идут … (дожди).

Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).

Осенью листья опадают, начинается … (листопад).

Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).

Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).

Осенью люди надевают … (тёплую одежду).

Осенью в домах топят …(печки).

– Ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.

Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса. (дети приобретают билеты).

А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.

Например: лист дуба (какой?) – дубовый и т.д.

Лист клёна – кленовый

Лист осины – осиновый

Лист ивы – ивовый

Лист каштаны – каштановый

Ветка рябина – рябиновая

Ветка сосны – сосновая

Ветка ели – еловая

Лист тополя – тополиный

(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка)

Воспитатель: Молодцы!

Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе)

Подготовим наш автобус.

Артик. Гимнастика.

Прокололась шина у машиныПроизнесение звука ш-ш-ш.

НасосПроизнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовойПроизнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Сигналит машинаПроизнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд).  А потом поедет быстро- куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгиваем на сиденьях.

(Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)

Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.

(запись звуки осеннего леса, слайд осенний лес)                    

Воспитатель: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Дети рассказывают стихотворение  об осени).                

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.(М. Ходякова)

Воспитатель: - А как называется последний месяц осени? (ноябрь)

- В каком месяце началась осень? (в сентябре)

- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (Три)

Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

 Воспитатель: Что вы видите на наших картинах?  (много деревьев в красивых золотых нарядах)

Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.

– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).                            

– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доске изображение лиственных деревьев.                

– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)

– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску выводится изображение хвойных деревьев.                                                            

– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску выводится изображение лиственницы.                            

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на картинки. Какие деревья изображены на них?

Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками, которые изображены на вашем билете.

 (Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»)

Воспитатель: Ребята, кажется, там впереди, под деревом кто-то кричит. (под «деревом» лежит зайчик со сломанной лапкой) Посмотрите скорее. Вот несчастье- зайка лапку сломал! Срочно надо отвезти его к кому?..

Воспитатель: Нам поможет Доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

 (медсестра оказывает пострадавшему первую помощь)

Девочка в маске зайчихи:

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!"

Айболит (мальчик в костюме доктора): 

"Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке".

Воспитатель: Ну вот и хорошо, зайчик здоров и может снова бежать по тропинке.

А нам пора вернуться на лесную полянку.

Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады

осенью – овощами и фруктами.                              

 А чем богат осенний лес?

Д е т и: Грибами и ягодами.                              

Игра «Съедобный – несъедобный»              

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква,            

волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята,

подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.

– Какие видите листики? 

- Мальчики будут собирать дуб, а девочки березу.

Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»

Коллективная аппликация – «Осеннее дерево»

Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки березы и дуба, нарисованных на большом ватмане.

Воспитатель: – Какие деревья у нас получились? (Береза –березовый, дуб – дубовое))

Посмотрите, какие красивые листики, какие нарядные осенние деревья. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить рассказ про осень, нам для этого поможет мнемотаблица. Рассмотрим, что мы видим. Какие предложения получим?

-Кто попробует собрать из предложенных предложений рассказ про осень.

- Молодцы.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.

(повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).

Воспитатель: вот мы и вернулись.

Итог занятия

Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.

Проводится игра «Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы ребята!

- Вам понравилась наше путешествие?

- Что понравилось больше всего?

- Вы все были большие молодцы!

- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...