Социокультурный проект "Кому нужна зима?"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель.
Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи.
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
Формировать знания о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта:
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komu_nuzhna_zima.docx | 138.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурный проект
«Кому нужна зима?»
Воспитатели: Шунина Л.В. Скородько Т.В.
Цель.
Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи.
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
Формировать знания о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность проекта:
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап .
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта.
Подбор методической литературы.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта .
Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.
Составление памяток, рекомендаций для родителей.
Оформление буклетов, листовок.
Консультация для родителей
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4-5 лет».
IV. Итоговый этап.
Фотовыставка «Познавать интересно».
Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Исполнители проекта и основные участники:
Воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Оформление папок-передвижек, консультации для родителей по теме «Зима».
Срок реализации: 01.12.21__- 28.02.22__г.
Литература.
1.Баркан, А.И. «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка».
2.Башорина Ю.В. «Развитие исследовательской деятельности у дошкольников».
3. «Детский сад и семья» / под ред. Т.А. Марковой.
4. Доронова, Т. «О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей».
5. Емельянова, Е. «Исследовательская деятельность детей»
6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. « Детское экспериментирование».
7. Паршукова, И.Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-
довательских занятий в детском саду»
8. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения».
9. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Перспективный план работы:
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
Наблюдения с детьми | Птицы зимой | Кормушка, корм | Воспитатели, дети | Декабрь, янв., февр. |
Деревья | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Декабрь | |
«Где зимуют почки? | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Декабрь | |
Деревья и кустарники | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Январь | |
Участок нашей группы зимой | Участок группы | Воспитатели, дети | Январь | |
«Зачем нам зима?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Февраль | |
Опыты, эксперименты, поиск | «Где прячутся листья?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Декабрь |
«Насекомые зимой» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Январь | |
«Какой бывает снег?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | Февраль | |
«Снег – вода – лед» | Тазик, банка, марля (или бинт), формочки | Воспитатели, дети | Февраль | |
Чтение произведений | «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Декабрь |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
«Поет зима, аукает…» С. Есенин | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Декабрь | |
«Зима» И. Суриков | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Январь | |
«Где зимуют почки?» Н. Павлова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Январь | |
«Лес зимой» В. Бианки. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Январь | |
«Под снегом на лугу» Н. Павлова | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Февраль | |
«Снег – что это такое?» З. Трофимова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | Февраль | |
Рассматривание иллюстраций, картин | Серия «Зимние забавы» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | Декабрь |
Серия «Зимние праздники» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | Декабрь | |
Серия «Звери зимой» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | Январь | |
Серия «Художники о зиме» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | Январь | |
«Зачем людям зима?» | Картины, иллюстраций | Воспитатели, дети | Февраль | |
«Зима в лесу» | Картины, иллюстраций | Воспитатели, дети | Февраль | |
Музыкальные произведения (слушание) | «Зимняя сказка» | аудиозапись | Воспитатели, дети | Декабрь |
«Кабы не было зимы..» | аудиозапись | Воспитатели, дети | Декабрь |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
Музыкальные произведения (слушание). | «Весёлая зима» | аудиозапись | Воспитатели, дети | Январь |
«Новогодний ветер» | аудиозапись | Воспитатели, дети | Январь | |
Раз морозною зимой» | аудиозапись | Воспитатели, дети | Февраль | |
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского | аудиозапись | Воспитатели, дети, муз. руководитель | Февраль | |
Творческая деятельность / задания. | Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа-размышление/ | Воспитатели, дети, родители | Декабрь | |
Запись рассказов «Приметы зимы» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | Январь | |
Запись рассказов «Кому нужна зима?» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | Февраль | |
Рисуем дома «Зима» | Рисунок | Воспитатели, дети, родители | Декабрь | |
Рисуем дома «Кому нужна зима?» | Воспитатели, дети, родители | Февраль | ||
Информацион. материал для родителей. | Консультация «Поисково-исследоват. деятельность детей 4-5 лет» | Воспитатели, родители | Декабрь | |
Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома» | Воспитатели, родители | Январь |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
Информацион. материал для родителей. | Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату юного исследователя» | Воспитатели, родители | Февраль |
Консультация для родителей.
Как обустроить комнату ребенка-исследователя.
Любые родители мечтают, чтобы у их ребенка с самого раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше - детская комната. К счастью, отдельная детская в наше время не редкость. Любящие папа и мама тщательно продумывают дизайн этой комнаты, долго и с любовью подбирают каждый предмет обстановки.
Почему-то многие родители считают, что в детской игрушек должно быть не просто много, а очень много. Самых разных, больших и ярких. Игрушки у ребенка должны быть, только не забывайте, что когда их слишком много, они перестают нести свою полезную функцию. Особо продвинутые родители стремятся к тому, чтобы в детской были и другие полезные для развития ребенка вещи: спортивная стенка, доска, иногда, даже, вместе с партой и т. д. В связи с этим, существует еще несколько интересных и функциональных идей, обеспечивающих в детской развивающую предметную среду, позволяющих ребенку более активно познавать окружающий мир.
Кто сказал, что зеркало в детской - вещь ненужная? Проходя мимо любых зеркальных поверхностей в квартире, вы обязательно бросаете взгляд на свое отражение. Любому человеку это важно, а детям, особенно дошкольного возраста - вдвойне. Так что предоставьте ребенку такую возможность.
Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно для формирования правильного представления о себе, для самооценки ребенка, прививания навыков опрятности.
Не ругайте малыша, если он подолгу вертится перед зеркалом - это только полезно: он "знакомится" с собой, познает себя со стороны, выносит свои суждения. А на полочку возле зеркала будет совсем не лишним поло-жить, как минимум, расческу, а еще лучше - набор детской косметики. И опять же не важно, кто у вас - мальчик или девочка, для мальчиков подобные наборы тоже существуют, ведь любой настоящий мужчина должен уметь следить за собой.
А еще в детской комнате было бы нелишне выделить место для... лаборатории. Да, да, это - серьезно! Любой ребенок - исследователь. А теперь вспомните свою реакцию, когда ваш сын с гордостью приносит показать вам разобранную до последнего колеса навороченную машину, которую вы только вчера, не жалея денег купили ему. Или дочка с увлечением делает стрижку ежиком своей красавице-кукле Барби. Дорогих игрушек, конечно, жалко. Но, это, как говорится, наши проблемы, а вот юного исследователя ругать не стоит. Ведь для него все предметы (а игрушки - тем более) далеко не только персонажи чинных игр: это было бы слишком скучно. Это еще и богатейший материал для исследования, для познавания жизни, если хотите. Как и из чего сделана машинка; почему часики все время тикают; а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Радуйтесь, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается.
Попробуйте направить познавательную активность вашего малыша в конструктивное русло: не пожалейте места для элементарной детской лаборатории. Тем более, что для этого и нужно-то всего пару ящиков или полок. Пусть там лежат всевозможные необходимые для удовлетворения детской любознательности предметы: магниты, уже не работающие телефоны, увеличительные стекла, бинокли, калькулятор, - да мало ли что еще, чего папе или маме не жалко. И обязательно примерно раз в две недели пополняйте лабораторию новыми предметами (не забывая убирать уже отслужившие, к которым ребенок потерял интерес), объясняя, как они используются, для чего
могут пригодиться.
Еще одна полезная и интересная вещь - "мешочек добрых дел". Эта идея принадлежит одному замечательному педагогу - психологу. Это, действительно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ребенком и украсить вышивкой или аппликацией) или яркая, опять же, сделанная собственными руками коробочка. Уже 2-3 летний малыш вполне способен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно.
"Мешочек добрых дел" поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пуговицы, или кубики, или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь - помыл!) - положите вместе с ним в мешочек светлую пуговицу; пожалел на улице собачку - еще одну. А если, например, ударил мальчика во дворе или не убрал за собой игрушки - в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, почему какой-то поступок считается хорошим, а какой - нет. Если он спорит с вами, не соглашается – выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важно не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действительно понял. Итоги заполнения "мешочка добрых дел" хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пуговицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, камешков или кубиков.
В повседневном воспитании, как вы догадываетесь, не бывает мелочей. Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, предложил иметь в детском уголке "шкаф находок". Что же это такое? Пусть даже не шкаф, пусть это будет специально отведенная полочка, на которую ребенок (а еще лучше - все члены семьи) будут приносить и складывать все необычное, что они нашли в окружающем мире, на природе
(камушек, корень дерева, красивый листочек, фантик и т. д.). Это необходимо для развития наблюдательности, фантазии, чувства прекрасного и речи детей. Разговоры вокруг находок можно повести в тот же день, а можно отвести для этого время в выходные дни, когда вся семья в сборе. Задайте ребенку вопросы: что тебе нравится в этом камешке, на что (или кого) он похож? Придумайте вместе волшебную историю этого камушка и назовите его как-нибудь интересно. А за самое интересное название или историю можно присудить приз.
Вас беспокоит, что ребенок вечно разбрасывает свои вещи, а потом не может их найти? И вы поняли, что нотации на него не действуют, проскальзывают мимо ушей? Тогда заведите в квартире "уголок потерянных вещей", он окажет вам неоценимую помощь в воспитании собранности (кстати, не только ребенка, но и вашей собственной!). В этот уголок все члены семьи относят все, что нашли лежащим не на месте. Не удивляйтесь, если там окажутся не только детские вещи, но и, например, папина ручка, дедушкины очки или мамины тапочки. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.
И это далеко не все, что может находиться в детской. Как видите, простору для вашей педагогической фантазии остается много. И не бойтесь, что ее ограничит размер помещения. Ведь почти все из вышеперечисленного много места не займет. В крайнем случае, можно потеснить емкости, доверху наполненные игрушками, которые далеко не всегда способны оказать такую же пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСТОКИ» И»ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» ТЕМА:«ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО»
В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводится работа с детьми по освоению социокультурной категории «Дружная семья». Дети знакомятся с социокультурной кат...
Социокультурный проект "Кому нужна зима?"
Социокультурный проект «Кому нужна зима?»...
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ»
Конспект ООД по программе СКИ "Светлый образ"...
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»
laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...