Методические разработки
методическая разработка по окружающему миру
Экологические игры - это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry.docx | 88.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД - №32
Конспект выступления на педагогическом совете
"Организация интеллектуальных игр по экологии со старшими дошкольниками"
Воспитатель высшей
категори Дряннова А.М.
20.03. 2018г
Игры с экологическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста
Игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неисчерпаемый источник познания для детей. С помощью этого вида деятельности дети быстрее и проще усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки, а также отрабатывают их на практике, что очень важно для реализации принципа цельности образования. Особенно ценна эта универсальность игр при работе с темами, имеющими колоссальное значение для воспитания гармоничной личности, живущей в мире с собой и природой. Именно к таким относятся вопросы, связанные с экологией.
Игры с экологическим содержанием органично вписываются в систему работы нашего детского сада. Они активно вплетаются во все образовательные области и виды деятельности и составляют с ними единое целое. Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Дошкольники учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.
С помощью игровых приёмов у детей:
- расширяется круг познавательных интересов;
- определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
- раскрываются творческие задатки.
Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.
Среди задач, решение которых помогает реализовывать поставленные цели, можно выделить: * создание стимула для проявления любознательности (из личного опыта замечу, что, например, в игре с предметами, в которой в роли черепахи выступает каштан, дети старшей группы с большим интересом рассматривают картинки с другими представителями земноводных в поисках сходств их силуэта с плодом);
* физическое развитие (к примеру, в подвижной игре «Ветер» дети подготовительной группы, выполняя движения по указанию водящего, совершенствуют ловкость, координацию движений, быстроту);
* практика речи (так, в подготовительной группе я предлагаю детям игру «Угадай, что за растение», в которой игроки по очереди описывают и угадывают разные деревья, цветы, животные);
* воспитание сочувствия живым существам (например, в старшей группе мы с воспитанниками проводим сюжетно-ролевую игру «Цветоводы», в которой дети осматривают комнатные цветы на картинках и определяют меры, необходимые для улучшения их состояния — полить, протереть листья от пыли, оборвать пожелтевшие листья и т. д.);
Игры с экологическим содержанием органично вписываются в систему работы нашего детского сада. Они активно вплетаются во все образовательные области и виды деятельности и составляют с ними единое целое
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы. Дети любят играть, они с удовольствием много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Виды дидактических игр:
1. Игры с природным материалом
2. Настольно-печатные игры
3. Словесные игры
1. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.
2. Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
3. Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В ДОУ
При проведении дидактических игр следует учитывать ряд моментов:
- Наличие правил; - Заранее обозначенный результат (например, при складывании пазлов с изображениями животных, малыши должны до начала работы знать, что именно получится в конце); - чётко описанные игровые действия.
Деловые и интеллектуальные игры
В своей практике в подготовительной группе я провожу деловую игру «Незнайка — друг леса?». Сюжет заключается в том, что однажды Незнайка с друзьями отправился в лес, где они разжигали костёр, кушали, играли, несмотря на заметные тучки на небе. Но когда полил дождь, быстренько побежали обратно, ничего не убрав за собой. Детям предстояло выяснить, можно ли так поступать
Опыты
Экспериментальная деятельность в детском саду занимает особое место в ряду игровых методических приёмов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости природосообразного поведения в повседневной жизни.
Игры и опыты с водой — самый доступный и зрелищный вид экспериментов
Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему
В играх этого вида дети действуют исходя из личного социального опыта, не руководствуясь игровыми правилами. При этом игровые взаимодействия проецируются на игрушки или сверстников в подходящих под сюжет образах.
Экологическая тема в театрализованных играх В ДОУ используются 2 формы театрализованных игр: - драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»; - режиссёрские постановки, где малыши принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Чтобы реализовать образовательные цели проведения экологических игр, педагог комбинирует 3 вида приёмов.
1. Группа словесных приёмов
Слово играет ключевую роль в развитии речи детей, становления их языковых представлений. Очень важно, чтобы звучащая речь сопровождала любой вид деятельности малышей, а тем более такой принципиально важный для дошкольников, как игра.
2.Объяснение
Объяснение педагога желательно сопровождать наглядными средствами Загадки и стихотворения Дети с удовольствием включаются в отгадывание загадок и повтор рифмовок, поэтому загадки и стихотворения обычно используются для мотивации малышей. К тому же неоспоримым преимуществом этих словесных приёмов является то, что для работы с ними не требуется много времени.
Короткие рассказы. Такие истории, придуманные под конкретную тему игры, также могут использоваться в качестве мотивационного приёма. В старших группах эти сказки — ещё один способ отработать навык ответа на проблемные вопросы. Чтение. Тексты для чтения не должны быть слишком большими, это могут быть краткие сведения об особенностях флоры и фауны, факты из Красной книги, то есть подходящий под тему и сюжет игры материал. Отрывки для чтения должны быть максимально короткими, до двух предложений
3.Наглядные приёмы
Дети познают мир через образы, поэтому наглядность в любом виде деятельности, и в играх в том числе, должна быть представлена в:
Организация экологических игр
Методика проведения экологических игр основана на игровой деятельности и интересе дошкольников.
Прежде чем начинать игру, необходимо вызвать интерес у детей к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.
Таким образом, проведение игр на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников позволяет сформировать комплекс знаний о природе у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....