Проект "Огород на подоконнике"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Познавательно - исследовательский проект
в средней группе общеразвивающей направленности №5
«Огород на подоконнике»
Воспитатели:
Устьянова А.А.
Сыч Е.Ю.
2022 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....7
6. План мероприятий ………………………………………………………..……7
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
Весна – прекрасное время года. Интересно наблюдать за изменениями в природе. Постепенно исчезает снег, журчат ручьи, птицы возвращаются из тёплых стран. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В.А. Сухомлинский
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Одной из основных задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о необходимых условиях для роста растений, о том где они растут; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, научатся отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего "лечения". Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
Одной из главных целей образования в детском саду является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Огород на подоконнике». Предварительный мониторинг показал, что 80% родителей имеют садовые участки, но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о растениях, нет четкого представления о витаминах для нормального функционирования организма, не сформированы знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством, овощеводством и садоводством, не сформированы целостные представления о здоровой пище. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области трудового воспитания и обучения детей.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки. Цель проекта: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками культуры здорового питания и развития свободной, творческой личности ребенка.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «культурное растение» через различные виды деятельности.
2. Сформировать понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
2. Познакомить с витаминами и их наличие в овощах.
3. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.
4. Обобщить и систематизировать полученные знания о культурных растениях.
5. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
6. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
7. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.
2. Сформированы представления о культурных растениях, об их уходе, о росте растений в комнатных условиях.
3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Выставка рисунков и поделок "Витамины в нашем огороде". Совместная детско-родительская высадка огородных культур в огород на улице.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 10 недель: с 29.03.2022г. по 03.06.2022г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о культурных растениях. Подбор литературы о чистоте, здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков. | 29.03 -30.03 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство» | 31.03 - 06.06 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов: высадка огородных культур | 01.06 |
4. | Презентация проекта | Организация выставки семейного фотоальбома «Простые рецепты для правильного питания» | 03.06 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Игра-хоровод «Огородник и воробей», «Овощи», «Сортируем овощи», «Собери урожай», «Что сажают в огороде» «У Лариски две редиски», «Апельсин», «Огород», "Овощи", " Фрукты", " В нашем огороде", "Салат", " На базар ходили мы", "Репка", "Капуста" Цель: развитие мелкой моторики рук. | Подвижные игры Пальчиковые игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
«Таблетки растут на грядке» Цель: формирование знаний об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. «Что необходимо роста растений», «Об овощах и фруктах», «Неизвестная Морковь», Правило ухода за овощами» Цель: Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи. | Беседы |
«Картинки-загадки», «Разрезные картинки», Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. «Фруктовый сад» Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром. "Вершки-корешки" (разрезные картинки), «Овощи», Лото «Фрукты-овощи», Домино «Огород» Цель: развивать внимание, память, логическое мышление. | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
«Картинки-загадки» Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. «Варим суп, компот, борщ» Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром. «Кто чем питается?» Цель: развитие мелкой моторики рук , познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления. «Кто чем питается?» Цель: Закреплять представления детей о пище животных. «Детки на ветке» Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Дидактическая игра «Какое время года?» Цель :учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Дидактическая игра «Где что можно делать?» Цель : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
«Повар», «Летнее кафе» Цель: формировать у детей представление о профессии повара. Познакомить с профессией повар, со значением труда повара, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Обогащать знания о столовой посуде. Развивать память, связную речь, логическое мышление, творческие способности детей Воспитывать уважение к труду и результатам труда повара. «Овощной магазин», «Обед для для кукол» Цель: формирование представлений о правильном здоровом питании для нормальной жизнедеятельности организма, о культуре питания; о профессии продавца и связи между профессией и здоровом образе жизни. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
«Огород на окне» Цель: Формировать представления детей о разнообразии растений и способах их посадки. | НОД | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП Тема: «Овощи и фрукты» Цель:совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры ,независимо от их размера. Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Овощи с грядки» Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей средней группы (4-5 лет). | НОД |
Экспериментальная деятельность «В почве есть воздух» Цель: показать, что в почве есть воздух. «Хитрые семена» Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян. «Что внутри» Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям. «Живой кусочек» Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. «Сад душистых трав» Материал: керамические горшки, земля, растения шалфея, базилика, розмарина, мяты, луковичной травы, совок, лейка. «Посадкой лука Материал: три одинаковые баночки для посадки луковиц ( старые непроливайки) и три луковицы. «Ветка в вазе» Цель: показать значение воды в жизни растений. | НОД | ||
Конструирование Тема: «Здоровей-ка» Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме. Тема: «Морковка для зайчика», Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Тема: «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, как о витаминосодержащих продуктах питания. Тема: «Полезная еда» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище. Разучивание песни «Есть у нас огород», пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах. «Составление рассказов об овощах по моделям», «Как я помогаю на огороде» Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке» Рассказывание детей по картине «Огород» Викторина «Загадки с грядки» | НОД |
Чтение художественной литературы Пересказ сказки «Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук Цель: учить детей пересказывать небольшое по обьему произведение; добиваться последовательности в изложении содержания. Чтение: «Капуста» А. Ивойлова, «Как у бабушки на грядке» Л. Громова, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С.В.Михалков «Овощи»; В.Коркин «Что растёт у нас на грядке», А.Прокофьева «Огород»; русская народная сказка «Вершки и корешки», А. Барто «Морковный сок», И. Токмакова «Купите лук», украинская сказка «Колосок», Э Успенский «Как капусту растили» А.Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали” Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, о труде людей на огороде. Придумывание сказок про овощи. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка (из соленого теста) 1. Тема: «Морковка для зайки» Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. «Овощи на тарелке» Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. | НОД
|
Аппликация Тема: «Овощи в магазинной тележке», Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы. Тема: «Консервирование овощей» Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы. | НОД | ||
Рисование «Наш лучок» (нетрадиционное) Цель: Освоение нового способа рисования, нетрадиционное рисование методом «тычка». ««Овощной суп» Цель: Познакомить с многообразием овощей, местом их выращивания, обогащать словарь по теме «Овощи», умение различать их по внешнему виду, цвету. | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова
- Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
- Ресурсы сети Интернет
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-zdorovoe-pitanie-zalog-zdorovya-918231.html
- https://www.babyblog.ru/library/article/ppitanie-vnbspdetskom-sadup
- https://pitanierebenka.ru/zdorovoe-pitanie-v-detskom-sadu
- https://mbdou-52.ru/wp-content/uploads/2019/05/Proekt-Ogord-na-podokonnike.pdf
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Антонов Ю.Е. Истоки социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» //Медработник дошкольного образовательного учреждения №1 /2009
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
4.Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.
5. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /под ред. Ю.Е. Антонова и др. М., 2003
7. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
8. Монтиньяк М.А. Секреты здорового питания детей / М.: Оникс, 2006.
9. Фолькер Г.С. Энциклопедия правильного и здорового питания / М.:Зебра Е, 2008.
10. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....