Проект "Космические дали"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кобченко Татьяна Михайловна

К 60-ти летию полёта первого космонавта Ю.А.Гагарина посвещается...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmicheskie_dali.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 79

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

ПРОЕКТ

«Космические дали»

подготовительная к школе группа

(6-7 лет).

                                                                      Выполнила:    воспитатель

 Кобченко Татьяна Михайловна  

2021 г.

Ведущая педагогическая идея:

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Л. С. Выготский.

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:

 - обучающий,

 - исследовательский,

 - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2-3 недели).

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта: способствовать элементарному пониманию значения «космос», создать условия для режиссёрской игры «Космические путешествия к звёздам».

Задачи:

  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
  •  Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей. Совершенствовать стиль партнёрских взаимоотношений между ДОУ и семьёй;
  • Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, своей Родине.

Содержание проекта.

Я верю, друзья,

Караваны ракет

Помчат нас вперёд

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далёких планет

Останутся наши следы.

В. Войнович.

1.Обоснование актуальности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи - от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммутативные качества, любознательность. Главное отличие – нет зрителей, здесь есть только участники, причём все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

2.Проблема.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

3.Принципы обучения.

принцип активности и сознательности, требующий всемерной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и внимания;

принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;

принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»

принцип природосообразности ставит задачи художественно-творческого развития детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)

4. Гипотеза.

Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.

 5. Основные методы, приемы.

Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, научиться «плавать» в нем, использую в своей работе компьютер, так как он позволяет воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Работа с компьютером - важное направление познавательной деятельности детей методы и приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • эвристический (развитие находчивости и активности)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.

Подготовительный этап.

  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Приготовить материалы и игрушки для создания  условий возникновения режиссёрской игры.
  • Довести до сведения родителей важности этой проблемы.

Практический этап.

Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:

Перспективное планирование проектной деятельности:

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада

Космокинозал

  • Просмотр электронных презентаций:

1.«Космос в картинках» (книга);

2.«Земля в иллюминаторе» (клип);

3.«Звёздный полёт» (клип);

4.«Космическое путешествие с Незнайкой»;

5.«Как человек покорял космос»;

6.«О космосе».

  • Просмотр мультфильмов:

«Тайна третей планеты»;

«Белка и Стрелка».

  • Просмотр с родителями мультфильмов (на выбор):

1."Тайна красной планеты". 2."Загадочная планета".

3."Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 (Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце-концов тот благополучно возвращается на Землю.).

4."Возвращение со звезд" /СССР: Союзмультфильм, (Звездолет возвращается на Землю из дальней экспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды...).

5."Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966

6."Мурзилка на спутнике "СССР: Союзмультфильм, 1960. (Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж.).

7."Незнайка на Луне"

8."Новеллы о космосе" /СССР: Союзмультфильм, 1973.

Читальный зал

  • Просмотр электронной презентации:

«Космос в картинках» (книга).

  • Чтение произведений с детьми о космосе:

1.Фантастическая сказка Уэллса Гордона  «Звездочёт  и обезьянка Микки» (см. 1, с. 66);

2.Рассказ Ю.М. Нагибина «В школу» (см. 1, с. 76);

3.Отрывок из повести В.А. Бороздина «Звездолётчики» (см. 1, с. 78);

4.Отрывок из повести Ю.А. Гагарина «Дорога в космос» (см. 1, с. 86);

5.Отрывок из повести А.Т. Гагариной «Память сердца» «12 апреля 1961 года» (см. 1, с. 96).

  • Поэтическая гостиная:

Чтение стихотворений о космосе  «На звёздных и земных орбитах» (см. 1, с. 99-124).

1.Чтение родителей с детьми произведений (на выбор);

2.Заучивание дома с детьми с детьми стихотворений о космосе.

Беседы, познавательные занятия

  • Беседы:

1.Представления о Земле и небесах (см. 1, с.4-6);

2.Голубая планета – Земля (см. 1, с.7-13);

3. Солнце – источник жизни на Земле. Луна – спутник Земли (см. 1, с. 14-18);

4.Семья планет. Звёзды и созвездия (см. 1, с.19-30);

5.Освоение космоса (см. 1, с. 31-38).

  • Познавательные занятия и досуги:

1.Удивительный мир космоса (познавательное занятие, посвящённое Дню космонавтики) (см. 1, с. 52-57);

2.Полёт на космическом корабле (математический досуг) (см. 1, с. 57-62).

1.Обсуждение детей и родителей, что нового узнали дети в детском саду по данной теме. Дополнение родителями рассказов детей из личного опыта;

2.Подборка иллюстраций и фотографий по теме «Космос».

Космическая лаборатория

1.Опыт «Как происходит смена дня и ночи».

  • Экспериментирование с предметами:

1.Опыт «Земля – магнит» - помочь выявить действия магнитных сил земли (см. 2, с. 310);

2.Опыт «Полярное сияние» - помочь понять, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли (см. 2, с. 315);

3.Опыт «Покорение космоса» - учить самостоятельно определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами (см. 2, с. 324).

  • Экспериментирование с солнечным светом:

1.Опыт «Передача солнечного зайчика» - помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. там, где его недолжно быть видно (см. 2, с. 326);

2.Опыт «Радуга на стене» - познакомить с механизмом образования цветов (см. 2, с. 328).

Наблюдение созвездий вечером.

Космическая мастерская

1.Лепка «Быстрые ракеты, спутники и летающие тарелки» (см. 3, с. 186-187; см. 4);

2.Лепка «Пришельцы из космоса» (см. 3, с. 184-185; см. 4);

3.Аппликация коллективная «Солнечная система» (использование бросового материала) (см. 2, с. 324);

4.Аппликация с элементами рисования (коллективная) «Знаки зодиака»;

5.Рисование «Пришельцы из космоса» (см. 3, с. 184-185; см. 4);

6.Конкурс «Ловкий карандашик» - раскраски о космосе.

1.Конкурс совместной поделки детей и родителей «Инопланетяне»  (природный или бросовый материал);

2.Организация выставки домашние зарисовки о космосе «Далёкий космос».

Космический спортзал

1.Физкультурное занятие «Готовлюсь в космонавты»;

2.Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь да солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землёю

Ей передаём привет.

Играем дома в игры, способствующие развитию коммуникации.

  • Чтение родителей с детьми произведений о космосе (на выбор).

Космическая игральдия

1.Дидактические игры «Космические»;

2.Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – другие планеты);

3.Складывание созвездий из мозаики;

4.Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром»;

- из пластмассовых конструкторов «Космический корабль»;

5.Режиссёрская игра «Космические путешествия к звёздам» (на основе конструктивных игр и полей, выполненных совместно с детьми)

Подбор мелких игрушек доя режиссёрской игры «Космические путешествия к звёздам».

Космическая музыка

  • Старые советские песни:

1."На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина);

2."Мы в космос улетаем на работу...";

3."И на Марсе будут яблони цвести";

4.Родина слышит, Родина знает (в исполнении Дмитрия Хворостовского, хотя песня скорее про лётчиков).

  • Саундтреки:

1.Тайм-аут - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной");

2.Александр Зацепин - Тайна третьей планеты;

3.Ксения Ларионова - Ключ на старт (из игры "Космические Рейнджеры 2");

4.Светлана Светикова - Свет любви (из мультфильма "День рождения Алисы").

  • Рок-попса:

1.Земляне - Трава у дома;

2.Баллада о сгоревшей звезде (К. Батенко, муз.М.Выборов).        

  • На музыкальном занятии:

1.Прослушивание и разучивание детских песен про космос и космонавтов.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1.Знания детей о космосе, космонавтах;

2.Выставка работ (лепка, рисунки, коллективные работы по аппликации);

3.Создание условий для новой режиссёрской игры «Космические путешествия к звёздам».

1.Создание  альбома из иллюстраций и фотографий о космосе;

2.Интерес родителей к занятиям детей.

        

Презентация проекта.

1. Выставка работ в группе.

2. Выступление воспитателя с презентацией.

Конечный результат.

1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».

2. Позитивные изменения в поведении детей.

3. Обобщение и распространение опыта.

Список литературы:

  1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / авт.-сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М, Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа./ М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.
  4. И.А. Лыкова. Лепим космос / «Мастерилка» 02.2012, М.: ИД «Карапуз», 2012.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Училище воспитало меня, дало путёвку в большую жизнь.

Воспоминания о студенческих годах......

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Стенд для родителей "КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ"

Предлагаюсвою работу начинающим воспитателям,для аттестации,сделан из ненужных материалов,можно разместить в приёмной,менять информацию,для родителей будет интересно узнавать что-то новое о космосе....

К космическим далям - вперёд!

Познакомить детей с космосом как неизведанным объектом, который предстоит изучать многим поколениям россиян....