«Мой друг -воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
.Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи :
Обобщающие:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- поощрять выдвижение гипотез.
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nash_drug-vozduh1.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему:
"Наш друг- воздух"
Ход занятия:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуйте!
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся
и подарим свою восхитительную улыбку.
Воспитатель: Ребята, я вас хочу спросить, а что же нас вокруг окружает?
О. д.: Природа.
Воспитатель: А, что такое природа?
О. д.: Деревья, цветы, животные, насекомые, птицы, растения, горы и т.д.
Воспитатель: А, что нужно природе, чтобы она процветала?
О. Д.: Вода, солнце, воздух.
Воспитатель: Ребята, а нам нужен воздух?
О. д.: Да.
Воспитатель: Да, ребята воздух нам не обходим.
Давайте попробуем вдохнуть глубоко воздух и задержать дыхание, вот видите, как сложно нам без воздуха, без воздуха человек может продержаться 2-3 минуты. Ребята я предлагаю нам с вами поговорить о воздухе, но не как дети, а как настоящие учёные экологи, экологи – это люди, занимающиеся изучением природы. Наша группа сегодня превращается в лабораторию, проходите за столы и занимайте места.
Воспитатель: А, кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
Опыт 1. Как обнаружить воздух.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Что в нём?
Плоский, маленький в пакете ничего нет, он пустой.
Давайте поймаем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Воздух занял всё место в пакете.
О. д. : Пакет надулся, стал упругий. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Ребята, как вы думаете. Что еще можно надуть воздухом? (шарик, спасательный круг, мяч, шину колеса)
Посмотрите, имеет ли воздух цвет? он бесцветный, прозрачный
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
О. д. В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Все учёные мира результаты своих опытов записывают, а мы с вами будем результаты наших опытов обозначать символами. Вывешиваем на мольберт символы, палитра (не имеет цвета), глаз(невидимый).
Опыт №2 "Имеет ли воздух запах?"
Давайте вдохнем воздух (дышим глубоко), имеет ли воздух запах? Правильно – сам воздух не имеет запаха. Но может его переносить. Он хорошо присваивает чужие запахи, во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями, грибами, цветами, в булочной пахнет хлебом.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться.
В баночках были вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
О. д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Отметим на мольберте что воздух не имеет запаха.
Символ (перечёркнутый нос).
Опыт №3 "Можно ли услышать воздух?"
Воспитатель: Возьмите дудочки. подуйте в них. Что мы слышим?
О. д: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Воспитатель: Подуйте в них сначала слабо, потом сильнее. Чем отличается звучание?
Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать. Чем сильнее мы дуем, тем громче звук. Звуки распространяются по воздуху. Выставляем на мольберт символ (ухо).
Опыт №4 «Воздух есть внутри нас».
Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте в неё, подставьте с другой стороны ладошку, чувствуете воздух?
О.Д.: Да
Воспитатель: Внутри нас есть воздух, а хотите его увидеть?
О. д.: Да.
Опустите трубочку в стакан и подуйте, мы видим пузырьки воздуха, воздух выдувается через трубочку, и в виде пузырьков поднимается на поверхность, если мы будем очень сильно дуть в трубочку, то в стакане будет целая буря.
Вывод: внутри нас есть воздух. Выставляем на мольберт символ (мальчик)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздух может двигаться, хотите в этом убедиться?
О.Д.: Да!
Воспитатель: Возьмите веера и помашите на себя, что вы чувствуете?
О.Д.: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это движение воздуха, если воздух движется сильно, получается ветер.
Ребята, так что же такое ветер? (это движение воздуха)
А давайте поразмышляем. Как вы думаете, ветер - это хорошо или плохо?
Игра-дискуссия "Хорошо-плохо"
Ветер - это хорошо. Почему? (в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Ветер вращает ветряные мельницы. Когда есть ветер, можно кататься на парусных яхтах. Можно запускать воздушного змея. Ветер переносит семена растений).
Ветер - это плохо. Почему? (Когда дует ветер - холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть, Сильный ветер может снести крышу дачного дома, от сильного ветра
можно простудиться и заболеть.
Да, ребята ветер бывает тихий и ласковый, а бывает порывистый и злой.
Пластический этюд «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентами. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок
Ребята вы хотите узнать ещё одно свойство воздуха?
О.Д.: Да!
Опыт №5 "Воздух легче, чем вода"
«Дрессированные изюминки»
Воспитатель: Перед вами стакан с газированной водой, а вы положите в него несколько изюминок. Изюминки упали на дно...
Вначале изюминки тонут, т. к. они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из газированной воды (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки, и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность. Выставляем на мольберт символ (стакан с изюминками).
Опыт № 6 «Ракета»
Воспитатель: а сейчас мы узнаем ещё одну тайну воздуха. Как вы думаете воздух может двигать предметы?
Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
О. д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет ракету двигаться в перёд, такой же принцип используется в реактивных двигателях
Вывод: Воздух может двигать предметы. Выставляем на мольберт символ (ракета из воздушного шарика).
Итог занятия
А сейчас давайте вспомним всё, что мы с вами узнали сегодня о воздухе.
Он бесцветный, невидимый, не имеет запаха, воздух можно услышать, воздух есть в нас с вами, воздух легче воды, может двигать предметы и что без воздуха не может существовать ничто живое на земле.
Ребята вы сегодня были настоящими исследователями, и я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу. И подарить вам подарки. Они тоже связаны с воздухом (воздушные шарики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....
"Наш друг воздух"
Формирование предсталений о воздухе и его свойствах. Экспериментальная деятельность....
Конспект педагогического мероприятия "Воздух - добрый друг" (с элементами экспериментирования)
Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования предназначен для детей старшей группы детского сада. В игровой форме с детьми ставятся опыты по обнару...
Сценарий праздника на свежем воздухе «Подари улыбку другу» для детей дошкольного возраста
формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе....
«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о зн...
Конспект НОД "Наш друг воздух"
Цель: Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.Задачи:развивать процесс познавательно-исследовательской деятель...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Наш друг - воздух"
Конспект занятия "Наш друг - воздух" предназначен для занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....