«Мой друг -воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Азизова Татьяна Алексеевна

.Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

Обобщающие:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

 - воспитывать аккуратность при работе с водой;

- поощрять выдвижение гипотез.

Развивающие:

 - развивать навыки проведения опытов;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nash_drug-vozduh1.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему:

"Наш друг- воздух"

Ход занятия:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро!

Здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте!

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся

и подарим свою восхитительную улыбку.

Воспитатель: Ребята, я вас хочу спросить, а что же нас вокруг окружает?

О. д.: Природа.

Воспитатель: А, что такое природа?

О. д.: Деревья, цветы, животные, насекомые, птицы, растения, горы и т.д.

Воспитатель: А, что нужно природе, чтобы она процветала?

О. Д.: Вода, солнце, воздух.

Воспитатель: Ребята, а нам нужен воздух?

О. д.: Да.

Воспитатель: Да, ребята воздух нам не обходим.

 Давайте попробуем вдохнуть глубоко воздух и задержать дыхание, вот видите, как сложно нам без воздуха, без воздуха человек может продержаться 2-3 минуты. Ребята я предлагаю нам с вами поговорить о воздухе, но не как дети, а как настоящие учёные экологи, экологи – это люди, занимающиеся изучением природы. Наша группа сегодня превращается в лабораторию, проходите за столы и занимайте места.

Воспитатель: А, кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Опыт 1. Как обнаружить воздух.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Что в нём?

Плоский, маленький в пакете ничего нет, он пустой.

Давайте поймаем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Воздух занял всё место в пакете.

О. д. : Пакет надулся, стал  упругий. Он полон воздуха, и похож на подушку.

 Ребята, как вы думаете. Что еще можно надуть воздухом? (шарик, спасательный круг, мяч, шину колеса)

Посмотрите, имеет ли воздух цвет?  он бесцветный, прозрачный

Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

О. д. В нём нет воздуха, он весь вышел.

Воспитатель: Все учёные мира результаты своих опытов записывают, а мы с вами будем результаты наших опытов обозначать символами. Вывешиваем на мольберт символы, палитра (не имеет цвета), глаз(невидимый).

Опыт №2 "Имеет ли воздух запах?"

Давайте вдохнем воздух (дышим глубоко), имеет ли воздух запах? Правильно – сам воздух не имеет запаха. Но может его переносить. Он хорошо присваивает чужие запахи, во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями, грибами, цветами, в булочной пахнет хлебом.

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться.

В баночках были вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

О. д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: Отметим на мольберте что воздух не имеет запаха.

 Символ (перечёркнутый нос).

Опыт №3 "Можно ли услышать воздух?"

Воспитатель: Возьмите дудочки. подуйте в них. Что мы слышим?

О. д: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Воспитатель: Подуйте в них сначала слабо, потом сильнее. Чем отличается звучание?

Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать. Чем сильнее мы дуем, тем громче звук. Звуки распространяются по воздуху.  Выставляем на мольберт символ (ухо).

Опыт №4 «Воздух есть внутри нас».

Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте в неё, подставьте с другой стороны ладошку, чувствуете воздух?

О.Д.: Да

Воспитатель: Внутри нас есть воздух, а хотите его увидеть?

О. д.: Да.

 Опустите трубочку в стакан и подуйте, мы видим пузырьки воздуха, воздух выдувается через трубочку, и в виде пузырьков поднимается на поверхность, если мы будем очень сильно дуть в трубочку, то в стакане будет целая буря.

Вывод: внутри нас есть воздух. Выставляем на мольберт символ (мальчик)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздух может двигаться, хотите в этом убедиться?

О.Д.: Да!

Воспитатель: Возьмите веера и помашите на себя, что вы чувствуете?

О.Д.: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это движение воздуха, если воздух движется сильно, получается ветер.

Ребята, так что же такое ветер? (это движение воздуха)

А давайте поразмышляем. Как вы думаете, ветер - это хорошо или плохо?

Игра-дискуссия "Хорошо-плохо"

Ветер - это хорошо. Почему? (в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Ветер вращает ветряные мельницы. Когда есть ветер, можно кататься на парусных яхтах. Можно запускать воздушного змея.  Ветер переносит семена растений).

Ветер - это плохо. Почему? (Когда дует ветер - холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть, Сильный ветер может снести крышу дачного дома, от сильного ветра

можно простудиться и заболеть.

Да, ребята ветер бывает тихий и ласковый, а бывает порывистый и злой.

Пластический этюд «Ветерок»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентами. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок

Ребята вы хотите узнать ещё одно свойство воздуха?

О.Д.: Да!

Опыт №5 "Воздух легче, чем вода"

«Дрессированные изюминки»

Воспитатель: Перед вами стакан с газированной водой, а вы положите в него несколько изюминок. Изюминки упали на дно...

Вначале изюминки тонут, т. к. они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из газированной воды (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки, и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность. Выставляем на мольберт символ (стакан с изюминками).

Опыт № 6 «Ракета»

Воспитатель: а сейчас мы узнаем ещё одну тайну воздуха. Как вы думаете воздух может двигать предметы?

Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

О. д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет ракету двигаться в перёд, такой же принцип используется в реактивных двигателях

Вывод: Воздух может двигать предметы. Выставляем на мольберт символ (ракета из воздушного шарика).

Итог занятия

А сейчас давайте вспомним всё, что мы с вами узнали сегодня о воздухе.

Он бесцветный, невидимый, не имеет запаха, воздух можно услышать, воздух есть в нас с вами, воздух легче воды, может двигать предметы и что без воздуха не может существовать ничто живое на земле.

Ребята вы сегодня были настоящими исследователями, и я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу. И подарить вам подарки. Они тоже связаны с воздухом (воздушные шарики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы на тему: «ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Цель НОД: Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха.Познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования....

"Наш друг воздух"

Формирование предсталений о воздухе и его свойствах. Экспериментальная деятельность....

Конспект педагогического мероприятия "Воздух - добрый друг" (с элементами экспериментирования)

Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования предназначен для детей старшей группы детского сада. В игровой форме с детьми ставятся опыты по обнару...

Сценарий праздника на свежем воздухе «Подари улыбку другу» для детей дошкольного возраста

формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе....

«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире;  Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о зн...

Конспект НОД "Наш друг воздух"

Цель: Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.Задачи:развивать процесс познавательно-исследовательской деятель...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Наш друг - воздух"

Конспект занятия "Наш друг - воздух" предназначен для занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....