Проект «Новосибирск – моя малая Родина»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кулешова Анна Геннадьевна

«Заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десятилетий.

Так учитель должен заботиться о воспитании

 у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

 

 

В.А. Сухомлинский

 

 

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует ее острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение.

 

В словаре С.И. Ожегова понятие «патриотизм» объясняется как «преданность своему Отечеству, своему народу». Это уважение к защитникам отчизны, государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Понятие «Родина» свято для русского народа. Это не просто сведения, которые должны знать дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать их чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_-_kopiya.docx906.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 20 «Сказка» комбинированного вида»

Юридический адрес: Калининский район, 630075, г. Новосибирск,

ул. Александра Невского д. 1

Контактные данные: тел. 271-59-12, e-mail: MDOU20@rambler.ru

Педагогический проект

«Новосибирск – моя малая Родина»

Номинация Педагогический проект

«Новосибирск – моя малая Родина»

Автор проекта:

Кулешова Анна Геннадьевна

воспитатель

                                                          первой квалификационной категории

«Заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десятилетий.

Так учитель должен заботиться о воспитании

 у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует ее острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость, восхищение.

В словаре С.И. Ожегова понятие «патриотизм» объясняется как «преданность своему Отечеству, своему народу». Это уважение к защитникам отчизны, государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Понятие «Родина» свято для русского народа. Это не просто сведения, которые должны знать дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать их чувства.

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Поэтому для меня, как воспитателя, важно выстроить систему последовательного и систематического патриотического воспитания дошкольников, создать базовый этап для формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе и районе.

Обоснование актуальности проблемы

В ходе проведенного мной анкетирования родителей, я обратила внимание, что большинство родителей, отвечая на вопрос: «Назовите здания, улицы, парки в Калининском районе, которые, на ваш взгляд, нуждаются в реконструкции?», уклонилось от ответа. Это можно объяснить тем, что многие приезжают в наш сад из других микрорайонов – «Снегири», «Родники», «Стрижи». Родителям не всегда хватает времени объяснить своим детям, что все эти районы объединяет один Калининский район. А наш детский сад расположен на улице Александра Невского и это тоже - Калининский район.

Я выяснила, что мои родители имеют недостаточно знаний о своем городе и районе, не всегда уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, поэтому и дети не владеют достаточно достоверной информацией.

Время, которое отводится для общения ребенка и родителя становится ценным, важным. Зачастую наши воспитанники лишены пеших неторопливых прогулок, во время которых они могли мы узнать много интересного об улице, районе, городе. Чаще всего они слышат слова: «Малыш, мы опаздываем, сегодня нам нужно быстрее добраться без пробок домой…»

Знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития.

Воспитание будущего гражданина – маленького патриота своей страны – становится актуальным и особенно трудным, в сложившейся ситуации, требует большого такта и терпения, творческих усилий и педагогических поисков.

В связи с этим, цель своего педагогического проекта, я вижу в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе Новосибирске и Калининском районе, изучении его исторического и культурного прошлого и настоящего.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у старших дошкольников представлений о Калининском районе, как части Новосибирска, и о Новосибирске, как столице сибирского края со своим гербом и гимном.
  2. Рассказать о замечательных людях, прославивших свой край.
  3. Развивать желание интересоваться происхождением города Новосибирска (Новониколаевска).
  4. Воспитывать патриотическое чувство к своей малой Родине, памятникам своего города и района, к людям и природе.
  5. Создать творческую группу проекта, которая помогла бы подобрать материал (книги, иллюстрации, открытки, календари, видеоматериалы).
  6. Адаптировать материал о Новосибирске для детей старшего дошкольного возраста.
  7. Разработать систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников, которая бы стала базовой основой для работы над проектом «Новосибирск – моя малая Родина» на следующий учебный год.

Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных, дефицитных в обществе нравственно-патриотических чувств у детей: любви к своей малой родине и уважения к людям, которые нас окружают, (в том числе героев войны, писателей и других известных выдающихся личностей в городе Новосибирске).

Участники проекта: старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники групп и их родители (или законные представители).

По доминирующей деятельности: познавательный.

По количеству участников: коллективный.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный (3 месяца).

Социальные партнёры проекта: сотрудники районной библиотеки Д.С. Лихачева и сотрудники музея Калининского района.

Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о Новосибирске, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности.

Описание проекта

Работа над проектом предусматривает взаимодействие педагогов ДОУ, родителей и социальных партнеров в вопросах получения знаний о г. Новосибирске и Калининском районе через проведение различных мероприятий и акций.

Работа над проектом ведется поэтапно:

I этап - «Подготовка к реализации проекта»: разработка проекта, установление связи с социальными партнерами и выявление их потребностей в создании информационного поля о г. Новосибирске, создание мотива к проектной деятельности у детей и родителей.

IIэтап - «Реализация проекта»: рассматривание открыток и иллюстраций, проведение НОД, просмотр видеофильмов, экскурсии, целевые прогулки, игры различного содержания.

III этап – «Презентация проекта», создание альбома «Мой Новосибирск», проведение игры-путешествия (совместно с родителями) «В царстве Обинушки и Городовичка», проведение акции «Маршруты Городовичка»

IVэтап – «Выявление эффективности проекта».

Основные этапы реализации (шаги проекта)

Организационный (1 марта-15 марта) 2018 года

Разрабатывая свой проект, я использовала методику трех вопросов:

Что мы знаем о Новосибирске?

Что мы знаем о Калининском районе?

«Мы родились тут…», «Это наша родина…», «Про Калининский район ничего не знаю…», «наш город кажется очень большой», «в нашем городе есть цирк и зоопарк».

Что мы хотим узнать?

«Что еще есть интересного в нашем городе?», «Какая река у нас есть, кажется Обь?», «Кто придумал наш город?», «Что было на месте нашего города давно давно?» «Какой на самом деле наш город, большой или не очень?»

С помощью чего узнаем?

«Спросим у родителей, воспитателя». «Спросим у бабушек и дедушек». «Посмотрим энциклопедию, мультфильм».

Форма работы

Содержание

Сроки

Результат

Беседа

Для создания мотивации (желании участвовать в проектной деятельности), предложить дошкольникам побеседовать на тему знаю ли я свой адрес (улицу, номер дома). См. (Приложение №1)

1-7 марта

Дошкольники проявили интерес к предложенной теме – «Мой адрес», «Моя улица», «Мой район», «Мой город».

«Методика трех вопросов»

Выяснение базовых знаний детей по данной проблеме.

1-7 марта

Воспитанники ответили на вопросы проекта, отметили что знают и что хотят узнать, в каких источниках можно взять информацию.

Анкетирование родителей

Родителям была предложена анкета с вопросами:

Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес и название города?

Варианта ответов:

  • Да, знает.
  • Не уверены, что знает.
  • Нет, не знает.

1-7 марта

Проверили, какое количество родителей в процентном соотношении уверены в том, что их ребенок знает домашний адрес. В ходе проведенного анкетирования с родителями, выяснилось, что только 35% человек уверены, что их ребенок знает свой домашний адрес, район и название нашего города, 40% - ответило, чтоне уверены в знаниях своих детей и 25% человек отказались участвовать в анкетировании.

Опрос родителей

Проводя опрос среди родителей – хотят ли они, чтобы дети получили информацию о городе Новосибирске и его достопримечательностях, большинство ответило положительно.

1-7 марта

Выяснили, хотят ли родители совместно с воспитателями группы участвовать в проекте, получать информацию о г. Новосибирске, Калининском районе.

Сбор материалов, сведений о городе Новосибирске и Калининском районе

Поэтому, получив положительный отклик родителей на существующую проблему, было предложено обогатить предметно-развивающую среду в группе различными материалами: открытками, календарями, альбомами с иллюстрациями, брошюрами, газетами, фотографиями, видеоматериалами.

12-15 марта

Родители привнесут в группу открытки о г. Новосибирске, интересные фотографии, календари и другие материалы по данной теме. В группе будет выделено место, где разместится минимузей г. Новосибирска и Калининского района.

Установление связи с социальными партнерами проекта – сотрудниками библиотеки Д.С. Лихачева.

Планирование экскурсии и целевых прогулок

Запланированы экскурсии:

В библиотеку Д.С. Лихачева.

В «Материнский сквер» Калининского района.

В «Павловский сквер» Калининского района.

Привлечение родителей как сопровождающих во время экскурсии.

12-15 марта

Известна точная дата экскурсии – 21 марта, 10.00 утра.

Второй этап (15 марта-15 мая) 2018 года

Форма работы

Содержание

Сроки

Результат

  1. Проведение НОД «Мой Новосибирск в картинках». «Городовичок» и «Обинушка» -

(Приложение №2)

Использование книги

Квашин А.В. «Новосибирск для детей» - Детские путеводители.

Создание условий для знакомства старших дошкольников с гербом и памятными местами Новосибирска. памятными местами города Новосибирска и его сказочными героями: Обинушкой и Городовичком.

15 марта

Дошкольники познакомятся со сказочными героями: Городовичком и Обинушкой, которые расскажут им о памятниках Новосибирска. Наглядный материал –

(Приложение №3)

«История рождения Городовичка…» (Приложение №4)

  1. Экскурсия в районную библиотеку Д.С. Лихачева.

Знакомство с библиотекой. Участие в викторине «Мой Новосибирск»

21 марта

Получение впечатлений о бибиблиотеке, закрепление знаний по теме «Памятники Новосибирска».

  1. Выставка книг детского писателя Юрия Магалифа.

(Приложение №5) – Слово о детском писателе.

Знакомство с творчеством детского писателя, который родился в  Новосибирске. Чтение сказок Ю. Магалифа

  1. марта

Дошкольники будут иметь первичные представления о творчестве известного новосибирского детского писателя – Юрие  Магалифе и его детских произведениях.

  1. НОД  Художественное творчество

Рисование на тему «Моя улица» «Мой детский сад». Почему улица, на которой находится наш детский сад называется А. Невского? (Приложение №6) Сочинение школьницы об улице А. Невского.

5 апреля

Воспитанники запомнят название улицы, на которой расположен детский сад и своей «родной» улицы.

  1. Показ презентации по теме «А.И. Покрышкин – наш Новосибирец – трижды герой Советского союза. Слово о летчике-герое и его детстве.

(Приложение №7)

Показ слайдов с изображением летчика-героя.

25 апреля

Ребята получат знания об известном летчике-герое, будут понимать, что в честь него названа улица и установлен памятник.

  1. Целевая прогулка в Павловский сквер к памятнику неизвестного солдата.

Рассказать детям, почему сквер называется «Павловским». (Приложение №8)

Воспитание патриотических чувств к героям ВОВ.

3 мая

Дети научаться узнавать и называть

памятники и достопримечат. Калининского района.

  1. Просмотр Мульти Россия Новосибирская область.

Закрепление знаний о Новосибирске как о городе России.

14 мая

Дошкольники будут разбираться в понятиях «Страна» и «город».

  1. Игра-«ходилка».

Развитие умения играть сообща, самостоятельно выбирать ведущего игрока.

15 мая

Дети будут знать смогут называть достоприм. г. Новосибирска: Зоопарк, Кукольный театр, Цирк, Планетарий, Театр Глобус, Театр Оперы и Балета)

Третий этап (15-31 мая) 2018 года

Форма работы

Содержание

Сроки

Результат

Выставка творческих работ – иллюстраций для альбома «Мой Новосибирск».

Тема творческой работы «Мой Новосибирск» Совместная работа воспитанника и родителя. Оформляется на листе формата А4. Выбирается любимое место в г. Новосибирске, Калининском районе. Составляется небольшой рассказ, который дополняется иллюстрацией или фотографией.

15-25 мая

Обогащение творческого опыта детей по изготовлению странички для альбома «Мой Новосибирск».

Проведение игры –путешествия (совместно с родителями) путешествия «В царстве Обинушки и Городовичка».

Вспомнить достопримечательности г. Новосибирска и Калининского района.

Доставить радость взаимодействия в игре (Развитие творческого потенциала группы родителям и детям).

23 мая

Дошкольники научатся дружески взаимодействовать в процессе игры-путешествия. Укрепят свои знания по теме «Достопримечательности Новосибирска»

Акция в нашем детском саду «Маршруты Городовичка».

Городовичок советует посетить самые популярные места для детей в нашем городе и районе.

28-29 мая

Поделиться опытом познания с другими группами детского сада, предложить детские маршруты по городу Новосибирску и Калининскому району.

Четвертый этап – «Оценка эффективности реализации проекта».

Мы будем считать наш проект успешно реализованным, при условии, что:

  1. Не менее 80% родителей отметят важность реализованного проекта.
  2. Не менее 70% детей и родителей примут участие в создании альбома «Мой Новосибирск», станут участниками игры-путешествия «В царстве Обинушки и Городовичка», будут активными соучастниками проведения акции «Маршруты Городовичка».
  3. Не менее 70% дошкольников научаться проявлять патриотические чувства к малой Родине и людям, которые живут рядом с ними.

Возможные риски:

  1. В силу личностных качеств некоторые родители не захотят участвовать в проекте.
  2. Собранная информация о Новосибирске окажется не по возрасту сложной для детей старшей группы.

При условии успешной реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:

  1. У дошкольников будет сформировано элементарное представление об истории происхождения города Новосибирска, образовании Калининского района.
  2. У воспитанников сложится представление о Калининском районе как части Новосибирска и Новосибирске как столице сибирского края со своим гербом и гимном.
  3. Дошкольники расширят свои представления о замечательных людях, прославивших свой край.
  4. У дошкольников и родителей будет сформирован интерес к познанию.
  5. Старшие дошкольники повысят свой социо-культурный уровень, научатся вести себя в общественных местах (библиотеке, музее).
  6. Старшие дошкольники будут внимательными и заботливыми по отношению к людям, природе, памятникам своего города и района.
  7. Новые формы работы творческой группы повысят статус ДОУ в глазах родителей, увеличат степень их участия в жизни дошкольного учреждения.
  8. Работа по проекту «Моя малая Родина» повысит эффективность работы по патриотическому воспитанию в условиях нашего детского сада.
  9. Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников будет разработана, подготовлен и адаптирован дидактический материл о Новосибирске.

Продукты проекта: методические разработки для воспитателей, памятки, консультации, картотеки, фотоальбом, конспекты НОД, акция «Маршруты Городовичка»).

Результат реализации проекта на 6 марта 2018 года. Мониторинг проекта показал, что поставленные цели были полностью достигнуты. Важность проекта отметили 85 % семей и выразили готовность участвовать в его реализации.

Большинство детей, участвующих в проекте, по наблюдениям педагогов, стали заинтересованы в получении и нахождении информации о г. Новосибирске.

Дальнейшее развитие проекта

Надеюсь, что мой проект вызовет положительный отклик участников и общественности. Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители и социальные партнеры будут продолжать работу над проектом в следующем учебном году.

Планируется:

  1. Продолжать поддерживать взаимодействие творческой группы проекта (выпуск листовок, буклетов, проведение акции и мероприятий на базе ДОУ).
  2. Расширить круг социальных партнеров проекта.
  3. Разработать и провести творческую акцию на базе ДОУ: «Мой любимый Новосибирск» с применением ИКТ.

Трансляция педагогического опыта будет осуществляться через:

  1. Размещение информации о проекте на сайте детского сада.
  2. Публикацию статьи о проекте на Образовательном портале Департамента образования города Новосибирска.
  3. Участие творческой группы в общих родительских собраниях.
  4. Участие педагога проекта в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Список литературы:

  1. Гамалей Т.Ю. Нескучный путеводитель по Новосибирску. Новосибирск: Сибпринт 2015г.
  2. Квашин А.В. «Новосибирск для детей» Детские путеводители. Издательство: Эксмо, 2017.
  3. Магалиф Ю.М. «Приключения городовичка» – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство.1993.
  4. Магалиф Ю.М. «Сказки» – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство.1991.
  5. Мейсак А.Н. Фотоальбом «Земля Новосибирская» - М.: Издательство «Советская Россия», 1983
  6. На берегах Оби широкой: Литературная антология Новосибирской области (сост. Э.А. Алискина, Т.В. Пендюрина, И.И. Тарасова) – Новосибирск: Ред.-изд. Центр правления Новосибирской областной организации общества книголюбов, 1997.
  7. Нищева Н.В. «Растим патриотов России» – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  8. Памятники Новосибирской области/ Сост. Л.М. Горюшкин, Б.И. Семко. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989
  9. Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска) Новосибирск 2008.
  10. Шамов В.В. «Новосибирские сказки» – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 2001.

Приложение №1

Текст беседы «Создание игровой проблемной ситуации, в ходе которой воспитанники вовлекаются в познавательную деятельность»

Воспитатель предлагает разрешить проблемную ситуацию: говорит детям о том, что «…Однажды шла по улице и встретила плачущего мальчика. Когда поговорила с ним, то узнала, что мальчик потерялся».

-Как бы вы помогли незнакомцу?

Предполагаемые ответы детей:

-Отвели в милицию

-Спросили бы его адрес

-Расспросили бы мальчика, где он был до того, как потерялся

-Позвали бы взрослых на помощь.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, как чувствовал себя наш незнакомец?

Предполагаемые ответы детей:

-Плакал

-Он был очень растерян

-Подавлен

Воспитатель: -Посмотрите, сколько придумал пословиц русский народ про нашу родину.

-Человек без родины – что птица без гнезда.

-Также и о нашем мальчике мы можем сказать.

-А скажите, пожалуйста, в каком мы городе живем, в каком районе?

-Назовите свой адрес?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: -А хотите больше узнать о нашем городе и районе?

-Да

Приложение №2

Конспект «Мой родной Новосибирск» (старшая группа)

Цель: Создать условия для развития у старших дошкольников представлений о Калининском районе как части Новосибирска и Новосибирске как столице сибирского края со своим гербом и гимном.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историй родного города.
  2. Закреплять знания о геральдике, символах города.
  3. Напомнить детям о достопримечательностях родного города.
  4. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Оборудование: Макет реки Обь (из бумаги), макет моста (конструктор), образцы грунта (почва, земля, песок болотистая почва, гранит), веселый городок (конструктор), плакат с корзиной, цветы из липкой бумаги, письмо от Городовичка, конверты с заданиями, песни о Новосибирске (фонограмма).

Звучит музыка, дети входят в группу.

1 этап – организационный (активизация внимания детей и включение в работу) Приветствие. – Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Скажите, пожалуйста, какое у вас настроение? Как вы себя чувствуете?

2 этап – мотивационный - Сегодня утром почтальон принес письмо. Письмо адресовано нашей группе. Давайте раскроем его и посмотрим, что внутри (письмо и картинки героев).

В письме написано: Г. Новосибирск Ул. А. Невского 1 Детский сад № 20 «Сказка» Детям группы «Золотой ключик».

Письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Я –Городовичок, приглашаю вас в путешествие по удивительному и чудесному городу Новосибирску. Выполните все мои задания, отгадайте мои загадки, и вы многое узнаете о своем родном городе. А так же вы сможете подготовить подарок ко дню рождения города. В добрый путь!» Городовичок. 

Воспитатель: Ребята, а вы готовы выполнить задания Городовичка?

Ну, тогда начнем!

3 этап – основной

Открываем конверт с заданием №1

Задание №1 Собрать разрезные картинки (флаги, гербы) -А вы знаете, что у каждого города есть свой символ, свой флаг и герб. -Мы с вами знаем, что есть флаг и герб у нашей страны России, главного города Москвы. -Давайте вспомним, что на них изображено? -А как вы думаете, есть ли флаг и герб у нашего города? -Что может быть изображено на нашем флаге? (рассматривание флага после детских ответов)

-Зеленое поле – это здоровье, природа Сибири. -Белое – чистота, снег. -Голубая волнистая лента – это наша река Обь. -В центре герба – щит, который повторяет рисунок нашего флага, держат его соболя, под соболями находятся лук и стрелы, и длинная лента трех цветов символизирующая Российский флаг – Россию, тянется через весь герб.

Задание № 2 Загадка: Бегу, бегу, не выбегу. Теку, теку, не вытеку (река). -Дети отгадывают загадку. Воспитатель достает макет реки. -А как, называется река, которая протекает в нашем городе? (Обь). -Ребята, давайте подойдем к карте. -Что, может рассказать нам карта о реке? Работа у карты. -Обь берет начало в горах Алтая, там ее исток и впадает она в Северный – Ледовитый океан. -Обь является одной из самых длинных рек в стране. Ее длина составляет 5410 километров.

Отгадайте загадку:

Стоит тот город над рекой, над чистой Обью,

Большой небосвод освещает огнями

Встречает людей путями железной дорогой,

Метромостом шумом авто, ночной тишиной.

Снегом зимой, летом дождями цирком, театрами и церквями.

Задание № 3 Загадка: Я над рекой лежу, оба берега держу. (Мост) Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: -А для чего нужен мост?

Д/И «Мы строители».

Ребята, 125лет назад на месте нашего города был маленький поселок.

Детям предлагается поставить на берегу реки несколько деревянных домиков.

-И вот однажды на берег реки прибыли строители, инженеры.

-И среди них был Гарин – Михайловский, человек которого заслуженно считают основателем города.

-И решили они построить мост. Для этого нужно было выбрать место и исследовать грунт.

Дети получают образцы грунта (песок, глина, земля, гранит) и решают, что можно использовать для строительства моста. Делают вывод: мост нужно строить из гранита. Кладут гранитные камешки вместо опор, на них мост. Вопрос:

-Кто такие архитекторы?

Д/И «Мы архитекторы»

Затем дети берут кубики из набора «Веселый город» и строят мосты. Детям предлагаются карточки с контурными схемами, и дается задание выложить изображение моста.

Задание № 4

Загадка: -Все меня топчут, а я все лучше (дорога). Подходят к столу, на котором лежит сделанная дорога.

Воспитатель:

-Как называется главная улица нашего города?

-Красный проспект. Почему, ее так называют? Красная, то есть красивая.

Д/И «Скажи наоборот» Эта улица широкая, а эта (узкая). Это дорога длинная, а эта (короткая). Эта речка мелкая, а  эта (глубокая). Этот мост высокий, а этот низкий.

Задание № 5«Отгадай загадки» «Продолжи стихотворение».

Я в любое время года, и в любую непогоду.

Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)

 Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город.

А дома с народом тут вдоль по улицам бегут. (Метро)

Город в сплетенье дорог и мостов,

Новосибирск наш, огромный и светлый.

Мчится стремительно поезд метро по площадям и под Красным проспектом.

Скоро давнишняя наша мечта в бег поездов воплотиться.

Будет подземных дворцов красоты в ночь и мороз согревать и светиться. Площадь Калинина… Красный проспект… и метромост над раздольною Обью, трассы метро ускоряют разбег города, ставшего нашей любовью.

Рассматривание схемы метро, беседа с детьми.

Дети называют станции метро.

Д/И: «Посмотри и назови». Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с видами достопримечательностей города. Это железнодорожный вокзал, оперный театр, театр «Глобус», цирк, Храм Александра Невского, Вознесенский собор, Часовня Святого Николая. Дети рассказывают все, что знают об этих зданиях.

Задание №6 Выкладывание разрезных картинок с изображением театров. В Новосибирске очень много разных театров, давайте их с вами назовем, те которые знаем. Загадки: Вход в театр. Рядом – ниши. В них наклеены (афиши). Задержались мы в буфете. Говорю, подружке Свете: «Поспешим на третий акт, скоро кончится» (антракт).

Задание № 7 Викторина «Что я знаю о Новосибирске»? На доске пустая корзина. Дети отвечают на вопросы о городе и за правильный ответ получают цветок, который приклеивают к корзине.

  1. Как называется наша страна?
  2. Столица нашей страны?
  3. В каком городе мы с вами живем?
  4. Как раньше назывался Новосибирск?
  5. Кто считается основателем нашего города?
  6. Как называются люди, проживающие в городе Новосибирске?
  7. Как называется река, которая протекает в Новосибирске?
  8. Продолжи фразу: «Обь – одна из самых … рек в России».
  9. Как называется главная улица нашего города?
  10. Как называется главная площадь нашего города?
  11. В каком районе расположен наш детский сад?
  12. На какой улице вы живете?

Воспитатель читает стихотворение о г. Новосибирске:

Новосибирск, большой ты и сказочно красивый.

Будь чистым, как в Оби вода,

Пусть каждый житель будет здесь счастливый,

И пусть сияет над тобой звезда!

Звезда удачи, счастья и добра!

Воспитатель: Дети мы справились со всеми заданиями Городовичка, а теперь нас ждет сюрприз.

Игра «Волшебный мешочек».

Вкусные и сладкие,

 Не растут на ветке.

Любят нас и взрослые.

И маленькие детки.

Дети отгадывают загадку и их угощают конфетами Новосибирской шоколадной фабрики.

Приложение №3

Наглядный материал - «Городовичок» и «Обинушка»

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/4291048/inx960x640.jpg

Приложение №4

«История рождения Городовичка…»

Я рассказал ему то, что хочу поведать и вам. Историю о том, как появился на свет Городовичок. Конечно же, он родился вместе с городом и жил в нем всегда. Наша же задача была познакомить с ним жителей города. Само время подбирало удобный случай. 4 октября 1988 года Новосибирск впервые отмечал свой праздник – День города. Он получился веселый и многолюдный, хотя было немного холодновато. Усталые, но довольные возвращались домой его организаторы, в числе коих был и я. Вот тогда-то, в ту волшебную ночь, и пришла мне в голову счастливая мысль познакомить вас с Городовичком и Обинушкой, хозяйкой реки Оби. Правда, даже в следующий праздник этого не удалось осуществить, хотя он и проводился в более теплое время - первое воскресенье июня. Однако мне везет на хороших людей, я познакомился с замечательным художником, удивительно увлеченным человеком, Александром Таировым. Он своей волшебной кистью смог разгадать очертания Городовичка, который был прекрасен, но молчал, и, только когда кисть нашла последние детали его облика, Городовичок вдруг улыбнулся и сказал: «Вот теперь все в порядке. Молодцы».

Всмотритесь, ребята, в этот образ. На голове у него шапочка, точь-в- точь как купол оперного театра. На нем коротенькие штанишки и рубашонка, так как еще ни одному портному не удалось сшить на него костюм впору. Один, кажется, английский королевский портной умудрился это сделать за одну секунду. Но Городовичок и за это время вырос. Дело в том, что Городовичок унаследовал все черты нашего города, а Новосибирск самый быстрорастущий город на земном шаре. До своего миллионного жителя он дорос всего за 67 лет, ближайший конкурент, Чикаго, - за 75 лет, остальные города шли веками к такому числу жителей. Может быть, и цвет волос у Городовичка рыжий поэтому. Экий крепкий характерец надо иметь, чтобы растолкать локтями города-гиганты и прошмыгнуть в лидеры. Несмотря на юный возраст, наш Городовичок в очках. Это тоже неспроста. В городе 3 академии наук, около 200 научно-исследовательских институтов, 16 высших учебных заведений, самая большая за Уралом библиотека. Как тут не станешь «Знайкой». А какой же «Знайка» без очков? Фасон одежды - элегантный комбинезон. Долгое время на плакатах рисовали современного рабочего в голубом комбинезоне, мечтая о новой жизни. Вот эти мечты и индустриальную поступь Новосибирска зафиксировал в своей одежде Городовичок. На ногах валенки с галошами. А как же, ведь Городовичок-сибирячок. И говорит он, конечно же, употребляя наше сибирское «чо». Вы встречаете Городовичка на празднике День города, он приходит в ваши дворы на полиэтиленовых пакетах, школьных расписаниях, он улыбается Вам с Вашего распорядка дня, у многих из Вас он любимая игрушка, а взрослые носят спортивные майки с портретом Городовичка, на новогодних елках сияют шары с любимым образом и, конечно же, Вы с нетерпением ждете, когда покажут мультик о веселых приключениях новосибирского забияки.

Из книги Юрия Магалифа «Сказка-повесть»

Приложение №5

Слово о детском писателе

Юрий Михайлович Магалиф (1918–2001)

Детский писатель, поэт, член Союза писателей СССР, обладатель литературной премии имени Н. Г. Гарина-Михайловского. Наибольшую известность Магалифприобрёл после публикации сказки «Приключения Жакони». Книга многократно переиздавалась и переводилась на иностранные языки, на её основе создавались театральные и радиопостановки. Всего в творческом наследии Юрия Михайловича 36 произведений для детей. Юрий Магалиф похоронен на Заельцовском кладбище Новосибирска. На могиле писателя установлен надгробный памятник, который изображает добродушного мужчину с прижавшейся к нему обезьянкой. Крохотная обезьянка Жаконя, полюбившаяся всем советским детям, была игрушкой-оберегом Ирины Михайловны, супруги писателя. Стала она и домашним талисманом, семейной реликвией, символом заботы и любви.

Памятник Юрию Магалифу

Приложение №6

Сочинение школьницы об улице Александра Невского

Моя улица – Александра Невского. Находится в Калининском районе города Новосибирска. Существует она уже много времени, а именно – более 60 лет. Название улицы рассказывает о том, в честь кого она названа. Она названа в честь великого князя Владимирского, великого князя Киевского, великого князя Новгородского, знаменитого русского полководца – Александра Невского. Улицу никогда не переименовывали. Раньше на месте этой улицы был непроходимый лес, в основном состоящий из сосен и берёз. Сюда люди ходили за пропитанием: за грибами, ягодами, охотились. Так же сюда ходили за дровами, а в реке Ельцовке рыбаки ловили рыбу. Это было дикое место. Здесь обитали дикие утки, белки, много видов птиц, животных и т.д. Некоторые виды до сих пор сохранились здесь. На месте леса, в годы второй мировой войны, пленные немцы строили детские сады, больницы, жилые дома. Практически все сооружения стоят до сих пор. Ранее, на территории от бассейна «Нептун» до ДК им. Горького находился завод по производству железобетонных изделий. И до сих пор дети, играющие на площадках, могут найти кусочки железа. По улице раньше могли ездить только служебные машины скорой помощи, но сейчас из-за загруженности соседних улиц движение открыто для любых машин. Улица очень спокойная, проживают вежливые люди (в основном здесь проживают пожилые семейные пары), чистая, очень зелёная и красивая. Ночью улица хорошо освещена, а зимой всё сияет и переливается (улицу красиво украшают гирлядами). В новогоднюю ночь, небо окрашивается в разные цвета. Отсюда можно увидеть фейерверк, который устраивают около оперного театра, около ЛДС «Сибирь» и вообще в каждом соседнем дворе. Александра Невского – улица, за пределы которой можно даже не уходить и всё для хорошей жизни тут есть.

Я живу здесь с самого моего рождения. Каждый уголок мне знаком. Здесь и детский сад, где я росла, и школа, где я училась, и родной дом. Так же тут есть городская клиническая больница №25, в которой спасли уже много жизней, областная стоматология, детские площадки, магазины, аптеки, ПКИО «Сосновый бор», центральная аварийно-диспетчерская служба по Калининскому району и станция скорой помощи Калининского района. А рядом с поликлиникой стоит памятник ветеранам ЦМСЧ-25. На соседних улицах есть всё для того, чтобы провести своё свободное время культурно: Дворец культуры им. Горького, Павловский сквер, ЛДС «Сибирь», универмаги, кафе, бассейн «Нептун». Ежегодно проходят осенние ярмарки, рядом есть озеро, в котором водятся раки и караси, а вокруг летают стрекозы и создаётся ощущение спокойствия и умиротворения. Близость улицы Александра Невского к большому лесному массиву является фактором, который благотворно влияет на экологическую обстановку. Богатству природы здесь могут позавидовать люди, живущие в других районах города. В ПКИО «Сосновый бор» находится конный клуб, где можно прокатиться на очень умных и ухоженных лошадках. В планах на ближайшее десятилетие назвать квартал, в котором я живу «Сосновый бор» и построить центр для детей с ограниченными возможностями в ПКИО «Сосновый бор». Я несказанно рада, что живу на улице Александра Невского и горжусь этим. Я люблю свою улицу!

Сочинение Пакуш Елизаветы, ученицы 6 «Г» класса

Библиотека сибирского краеведения

http://bsk.nios.ru/content/ulica-aleksandra-nevskogo

Приложение №7

Слово о летчике-герое А.И. Покрышкине

Выдающийся российский летчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (Новосибирске). У его родителей – Ивана Петровича и Ксении Степановны, выходцев из Вятской губернии, было семеро детей.   Единственной дочерью была Мария, остальные –сыновья. До войны семья жила на улице Лескова 43-а в Закаменке. Дом состоял из одной комнаты 15 кв. метров, кухни и веранды. Семья имела корову, благодаря которой и выжила во время войны.Бытует легенда, что Александр был до войны хулиганом и «грозой Закаменки». Это не совсем так. По словам матери Ксении Степановны, самым задиристым из братьев был третий по счету – Петр. Во время войны он героически погиб на Карельском перешейке, прикрывая отход своих однополчан вместе с группой смельчаков. Ни один из них не остался в живых. Что касается довоенных «подвигов» Петра, то потом, уже после войны, новосибирская молва приписала их старшему брату – Александру. Все же помыслы и желания Александра Покрышкина были сосредоточены на учебе и авиации. Существует еще один любопытный факт, связанный с жизнью семьи в Закаменке. В 1944 г. в Новосибирске пролетом, по пути в США через Аляску, остановился вице-президент Джонстон. К тому времени Америка уже знала о нашем прославленном летчике, так что понятен был интерес американцев к тому, как живет семья национального героя России… Тем более, к этому времени Александр Иванович был уже награжден медалью конгресса США «За особые заслуги». Но несмотря на просьбы американцев, встреча с семьей на улице Лескова не состоялась. Накануне в Закаменку приехали работники обкома партии, посмотрели, в каких условиях живет семья Покрышкиных, и решили не рисковать и не выставлять на обозрениеветхий дом семьи Героя. Американским гостям было сказано, что семья уехала на дачу и не сможет принять гостей.После этой истории власти города переселили семью из-за реки Каменки  в центр Новосибирска. Семье был выделен красивый уютный дом по улице Державина, 20. Дом состоял из трех комнат и кухни. Этот дом снесли, когда он вошел в зону строительства корпусов Западно-Сибирского филиала АН СССР.

http://dosaafnso.ru/auth/New%20Folder/A_I_Pokrishkin.jpeg

http://www.rodnoe-slovo.org/sites/default/files/resize/2-V-15610-400x320.jpg

Приложение №8

Слово о Павловском сквере

Проект Павловского сквера был одобрен и утвержден в 1947 году во время застройки жилого района «Красная горка». Естественный массив крупномерных деревьев был сохранен. Название Павловский сквер получил относительно недавно, в 2001-м году, в честь Павла Семеновича Власова, Героя Социалистического Труда и бывшего директора (в 1956-75 гг.) Новосибирского завода химконцентратов. Воинский мемориал в Павловском сквере создан на деньги, собранные заводчанами НЗХК, и памятник солдатам Великой Отечественной установлен в начале 1980-х годов, автор - скульптор М. И. Меньшиков. На металлических конструкциях возвышаются увеличенные копии наград и орденов советского времени. Павел Семенович Власов директор ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» в период с 1956 по 1975 гг. Под его личным руководством на НЗХК производство ТВЭЛ для ПУГР было оснащено автоматизированными поточными линиями, в результате чего производительность увеличилась в 20 раз, а себестоимость снизилась в 14 раз. П. С. Власов удостоен звания Героя социалистического труда, награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Трудового Красного знамени и многими другими наградами. Сегодня в г. Новосибирске в честь П. С. Власова открыта мемориальная доска на доме, где он жил, названа улица в Калининском районе на территории Городской клиническая больница № 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новосибирск моя малая родина" старшая группа

Презентация "Новосибирск моя малая родина" старшая группа...

Проект «Новосибирск – моя малая Родина»

Проект «Новосибирск – моя малая Родина»Выполнили воспитатели 2 группы:Малова Ася Александровна - первой квалификационной категории,Газизова Анна Михайловна-первой квалификационной ка...

Проект "Новосибирск - моя малая Родина"

Данный проект выполнен в рамках нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, целью которого является привить любовь к Родине, своей стране, своему краю и любимой семье через все сфе...

Сокровища Богдашки - в рамках проекта "Новосибирск - моя малая Родина"

Во дворах улицы Богдана Хмельницкого прячутся фонтаны, машина времени и гигантские игральные карты… Чтобы стать такой, ей понадобились не только симпатичные дома и липовая аллея, но и уютные дв...

Фотоотчет в рамках проекта «Новосибирск – моя малая родина»

Материал представлен в виде презентации, которую можно полностью посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/GC0V7XUIQnjyAg...

Педагогический проект «Новосибирск – Моя малая Родина»

Педагогический проект «Новосибирск – Моя малая Родина»...

ПРОЕКТ «Новосибирск - моя малая Родина»

Проектная деятельность помогает нам реализовать основные принципы:- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;- Подде...