История и культура Донского края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Наталья Юрьевна

В занятии отображается культура, быт, занятия донских казаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в  подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «История и культура Донского края»

Подготовила воспитатель: Колесникова Н.Ю.

Цель:

Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей об истории своей малой Родины.

Приобщать дошкольников к культуре Донского края.

Расширять представления детей о традициях, быте казаков в далеком прошлом.

Развивающие

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

Воспитательные

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Предварительная работа:

  • Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
  • выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
  • ознакомление с символикой страны, области, города;
  • разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;
  • Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.
  • Беседа о том, как жили казаки в старину.
  •  Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

 Ход занятия:

Слайд 1а. Музыка, звучат слова:

Голубые просторы, туманы.

Ковыли, да полынь, да бурьяны

Ширь земли, да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Необъятное дикое поле

Донская вольная степь!

Горница:   стол, лавки, прялка

В горнице хлопочет казачка ( замешивает тесто)

Подходят дети, стучат в дверь.

Казачка: (радостно) Внучата пришли! Гости на порог -хозяину радость. Здорово дневали! Здоровы ли казачата?

Дети: Здоровеньки! Здравствуйте! Доброго Вам здоровья!

Казачка: Прошу в курень. Красному гостю - красное место.

Казачка:  Казачата, мои дорогие, знаю, знаю зачем ко мне пришли. Хотите еще один сказ мой послушать?

 Ну что же! Дедуня ноне ушел на казачий круг. Они там решают как ярмарку проводить. А я вот тесто замесила, вареники затеяла. Пока суть да дело, мы посидим, да погутарим о нашем благодатном  Донском крае, о нашей родной земле. Казаку всегда мила родная сторона. Послушайте, что случилось с одним казаком.

"Уехал казак на чужбину и долго не возвращался - полюбились ему заморские края. Послали за ним гонца станичники:" Расскажите ему, как красивы стали наши девушки. Выслушал их казак головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: Спой ему наши песни..Не вернулся казак и в этот раз. Послали тогда третьего гонца с пучком травы донской. Душистей чем чабрец цветка в степи нет. В нем вся степь раздольная ( предложить ребятам понюхать чабрец )Понюхал казак чабрец и вспомнил, как пахнет родная степь. Заскучал по родному краю и стал собираться в дорогу. В своей дорожной сумке он нашел расшитый мешочек. Взялся казак за голову: как , как он мог забыть. Дала ему этот кисет матушка родимая, когда в дорогу провожала. Поспешил казак домой. " 

Казачка: Ой   детки, казачата мои дорогие. Мне пора идти вареники варить. А вам я предлагаю пока подумать, что же было у казака в том расшитом кисете.  А как о казаке все узнаете, к делу приступайте, к ярмарке готовьтесь.

Воспитатель:

- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.

- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)

- Это не просто земля – это наша родная земля.

«Своя земля и в горсти мила»

Слайд2- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)

Слайд 3- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?

Слайд4(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Дон -Иванович,    Тихий Дон).

- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.

- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.

Игра «Найди флаг»

Воспитатель:

- Что означают цвета на флаге?

«Сверху – неба синева

Середина – цвет пшеницы

Вместе с рожью колосится

Самый нижний – красный цвет

Цвет сражений и побед!»

Слайд 5

Слайд 6- Как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»(вольные)

(сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)

Кто управлял казаками? Слайд 7

 Кто командовал казаками ? (атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)Слайд8

Слайд 9- А как называли свои дома казаки? (курень)Слайд 9,10,11

- Что означает слово «курень»(круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)

Слайд12 Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
Дети: Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_b411f38bf809c3a5ac043bf19a7582a3.jpg


Воспитатель: А для чего казаки строили балясины.
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым? Слайд 13

Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»? Слайд 14

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_99b5c0a158fde8feb3f01a051f83fc5b.jpg


Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду. Слайд 15

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_15ff984e9130201d0e9ba6ebae4466be.jpg


Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.
 Слайд 16 Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Искать.
Ребенок: Шукать.
 
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник,, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.
Воспитатель.: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?

Слайд17:Это  Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы ее слушаются во всем. Без её родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие важные дела.

Слайд18: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице  самое почитаемое место - это святой угол.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_07ce941dfc83264963251806481429d3.jpg


Слайд19 А еще казаки  бережно хранят фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь  деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_d8b766f6b00ccf4c86e506b0e574fddb.jpg


Слайд20,21 Вот и муж Аксиньи - Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на хозяйке.
Слайд 22 У казаков  не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы увидим  подготовку  к ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят.

Слайд23 Иван, сын Аксиньи: Я плету из камыша, прутьев: корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на ярмарке не сыщешь.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_8cf56aa060f1f93365fca52786e30b8c.jpg


Слайд24 Семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает.

 Слайд 25,26 Дочки  начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Пряжу прядут, будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_b1b7620ad1b22b4a0f03ac759bda19ad.jpg


Слайд 27 Казачки  умеют половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать.

https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_e4c771ea6240238e121a4d71bee78b0f.jpg                   https://kladraz.ru/upload/blogs/4606_36c278c2ad65438b9a8f0c049e23a698.jpg 

Слайд 28Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.

    У девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.


 Слайд 29   А теперь живо все за работу, к ярмарке должно быть все готово! (аппликация лоскутного одеяла / подковать коня)
  Воспитатель: Вот какие искусные мастера в нашем детском саду. Такой товар не стыдно и на ярмарку отвезти.

Игра " Горшки"

Слайд 30 Воспитатель: Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе.


Воспитатель:  Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день казачей семьи.
Слайд 31,32 Давайте все вместе поможем нашим казачьим умельцам поскорее подготовиться к  ярмарке. Ведь, когда вся семья за дело берется, и песня звонче льется, и дело спорится. ( звучит музыка).

         Ребятами исполняется песня "Тихий Дон"


Воспитатель; Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции.

Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции мы  с вами берегли!

Казачка: Всех за стол мы приглашаем.

               Варениками угощаем.

               Ну а узвар у нас

               Это просто высший класс!!!

Приятного аппетита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края

Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края...

Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...