История и культура Донского края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В занятии отображается культура, быт, занятия донских казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое интегрированное занятие "История и культура Донского края" | 623.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «История и культура Донского края»
Подготовила воспитатель: Колесникова Н.Ю.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.
Задачи:
Обучающие
Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
Расширять представления детей о традициях, быте казаков в далеком прошлом.
Развивающие
Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
Воспитательные
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа:
- Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
- выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
- ознакомление с символикой страны, области, города;
- разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;
- Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.
- Беседа о том, как жили казаки в старину.
- Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Ход занятия:
Слайд 1а. Музыка, звучат слова:
Голубые просторы, туманы.
Ковыли, да полынь, да бурьяны
Ширь земли, да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Необъятное дикое поле
Донская вольная степь!
Горница: стол, лавки, прялка
В горнице хлопочет казачка ( замешивает тесто)
Подходят дети, стучат в дверь.
Казачка: (радостно) Внучата пришли! Гости на порог -хозяину радость. Здорово дневали! Здоровы ли казачата?
Дети: Здоровеньки! Здравствуйте! Доброго Вам здоровья!
Казачка: Прошу в курень. Красному гостю - красное место.
Казачка: Казачата, мои дорогие, знаю, знаю зачем ко мне пришли. Хотите еще один сказ мой послушать?
Ну что же! Дедуня ноне ушел на казачий круг. Они там решают как ярмарку проводить. А я вот тесто замесила, вареники затеяла. Пока суть да дело, мы посидим, да погутарим о нашем благодатном Донском крае, о нашей родной земле. Казаку всегда мила родная сторона. Послушайте, что случилось с одним казаком.
"Уехал казак на чужбину и долго не возвращался - полюбились ему заморские края. Послали за ним гонца станичники:" Расскажите ему, как красивы стали наши девушки. Выслушал их казак головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: Спой ему наши песни..Не вернулся казак и в этот раз. Послали тогда третьего гонца с пучком травы донской. Душистей чем чабрец цветка в степи нет. В нем вся степь раздольная ( предложить ребятам понюхать чабрец )Понюхал казак чабрец и вспомнил, как пахнет родная степь. Заскучал по родному краю и стал собираться в дорогу. В своей дорожной сумке он нашел расшитый мешочек. Взялся казак за голову: как , как он мог забыть. Дала ему этот кисет матушка родимая, когда в дорогу провожала. Поспешил казак домой. "
Казачка: Ой детки, казачата мои дорогие. Мне пора идти вареники варить. А вам я предлагаю пока подумать, что же было у казака в том расшитом кисете. А как о казаке все узнаете, к делу приступайте, к ярмарке готовьтесь.
Воспитатель:
- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.
- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)
- Это не просто земля – это наша родная земля.
«Своя земля и в горсти мила»
Слайд2- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
Слайд 3- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?
Слайд4(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Дон -Иванович, Тихий Дон).
- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.
Игра «Найди флаг»
Воспитатель:
- Что означают цвета на флаге?
«Сверху – неба синева
Середина – цвет пшеницы
Вместе с рожью колосится
Самый нижний – красный цвет
Цвет сражений и побед!»
Слайд 5
Слайд 6- Как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»? (вольные)
(сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)
Кто управлял казаками? Слайд 7
Кто командовал казаками ? (атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)Слайд8
Слайд 9- А как называли свои дома казаки? (курень)Слайд 9,10,11
- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)
Слайд12 Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
Дети: Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.
Воспитатель: А для чего казаки строили балясины.
Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым? Слайд 13
Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»? Слайд 14
Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду. Слайд 15
Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.
Слайд 16 Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Искать.
Ребенок: Шукать.
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник,, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.
Воспитатель.: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?
Слайд17:Это Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы ее слушаются во всем. Без её родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие важные дела.
Слайд18: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице самое почитаемое место - это святой угол.
Слайд19 А еще казаки бережно хранят фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.
Слайд20,21 Вот и муж Аксиньи - Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на хозяйке.
Слайд 22 У казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы увидим подготовку к ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят.
Слайд23 Иван, сын Аксиньи: Я плету из камыша, прутьев: корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на ярмарке не сыщешь.
Слайд24 Семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает.
Слайд 25,26 Дочки начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Пряжу прядут, будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.
Слайд 27 Казачки умеют половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать.
Слайд 28Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.
У девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать.
Слайд 29 А теперь живо все за работу, к ярмарке должно быть все готово! (аппликация лоскутного одеяла / подковать коня)
Воспитатель: Вот какие искусные мастера в нашем детском саду. Такой товар не стыдно и на ярмарку отвезти.
Игра " Горшки"
Слайд 30 Воспитатель: Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе.
Воспитатель: Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день казачей семьи.
Слайд 31,32 Давайте все вместе поможем нашим казачьим умельцам поскорее подготовиться к ярмарке. Ведь, когда вся семья за дело берется, и песня звонче льется, и дело спорится. ( звучит музыка).
Ребятами исполняется песня "Тихий Дон"
Воспитатель; Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции мы с вами берегли!
Казачка: Всех за стол мы приглашаем.
Варениками угощаем.
Ну а узвар у нас
Это просто высший класс!!!
Приятного аппетита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края
Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края...
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»
Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».
Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган, был присвоен статус «казачий». ...
Ознакомление с историей и культурой донских казаков в старшей группе.
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....
Конспект ООД по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в группе раннего возраста
Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом...
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...