"Экологическая тропа в ДОУ"
проект по окружающему миру
Всем очень интересно путешествовать по нашему экологическому маршруту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 747.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна»
Паспорт экологической тропы
Разработала: Шилко Ю.Н.
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
МБДОУ детский сад «Весна»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Весна» - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления, об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
ФОРМЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ:
- экологические беседы;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические конкурсы;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- клуб исследователей природы;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение календарей природы;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- день (неделя) экологического творчества;
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождения : территория МБДОУ детский сад «Весна»
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года
Краткое описание границ маршрута:
начало маршрута от «Колодец», рядом с которым живет Белочка -хозяйка тропы, затем движение по территории детского сада: «Береза», «Ёлочка и её подружки», «Птичья столовая», « Метеостанция». «Туи и можжевельники», «Дуб могучий», «Розарий», «Водоем», «Огород»,
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- развитие восприятия красоты;
- заложение этических и нравственных основ;
- расширение кругозора;
- развитие творческого потенциала;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование двигательной активности;
- развитие внимания, воображения, фантазии.
СТРУКТУРА:
Экологическая тропа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
- познавательная деятельность;
- развитие художественно-эстетической культуры;
- организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним - двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Белочки, который предлагает решить какую-то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.
Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса, только тогда экологические знания будут усвоены детьми.
Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр. Например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки». На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка - зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.
Т.о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
1.«Хозяин тропы»
Педагог обращает внимание детей на колодец, разные цветы рядом с колодцем, фигурку белочки. Рассказывает детям, что белочка является хозяйкой экологической тропы.
2.«Русская берёзка»
Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.
3.«Ёлочка и её подружки»
Цель. Знакомство детей с такими растениями, как: ель, можжевельник, барбарис, самшит. Учить бережному отношению к растениям.
4. «Птичья столовая»
ЦЕЛЬ: продолжать наблюдать за зимующими птицами, обобщать полученные знания, вызывать интерес к живой природе.
5. «Метеостанция».
«Метеостанция» - площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, - все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Дождемер - прибор для измерения количества осадков.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра
6.«Розарий»
Характеристика объекта
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
7. «Дуб могучий»
Цель: Способствовать формированию представлений детей о дубе. Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
8. «Туи и можжевельники»
Знакомство с вечнозелеными растениями. Приучать детей к посильному труду (полив). Учить заботится о зеленых друзьях.
9. «Водоем»
Формировать знания детей о водоемах. Воспитывать интерес к воде.
10. «Огородик»
На территории детского сада есть объект - «Огородик».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....