Конспект занятия по теме " Герб Тюльганского района"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: « Герб Тюльганского района»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarovaya_o_i_konspekt_zanyatiya_gerb_tyulganskogo_rayona.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетной дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Аленка» п Тюльган
Занятие
(старшая группа)
Тема: «Герб Тюльганского района»
Автор:
Яровая Олеся Игоревна
Воспитатель МБДОУ «Д/С «Аленка» п Тюльган
Тюльган -2021г
Тема: « Герб Тюльганского района»
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине через изучение герба Тюльганского района.
Задачи:
1.Расширять представления детей о малой Родине через изучение истории посёлка и района, природных достопримечательностей, промышленности и сельского хозяйства района.
2.Развивать и обогащать речь детей.
3. Воспитывать активную гражданскую позицию, моральные и нравственные ценности: уважение к людям труда, гордость за малую Родину, бережное отношение к природным ресурсам Тюльганского района.
Форма проведения: тематическое занятие
Категория участников: старший дошкольный возраст
Данную методическую разработку могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрация с изображением герба Тюльганского района, образец бурого угля, письмо.
Ход мероприятия
I.Организационный этап.2 слайд.
Воспитатель:Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубой,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
Воспитатель: Ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения.
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» муз.Д. Кобалевского, сл. А. Пришельца)
- Ребята, вам знакома эта песня? О чём она?
- Какие чувства вы испытали, прослушав данное произведение?
- Как называется наша Родина? Что вы знаете о России?
(ответы детей)
II. Основной этап 3 слайд.
Воспитатель :- У нас с вами есть одна большая Родина- это Россия.
4 слайд.
Воспитатель:Велики просторы нашей родной страны, разнообразны ее природа и климат. В нашей стране живут люди разных национальностей.
- Ребята, скажите, а к какой национальности принадлежите вы? Назовите их.(ответыдетей)
5 слайд.
Воспитатель: После прослушивания песни в начале занятия я попросила вас рассказать о своей Родине, вы сначала задумались, выбирая, о чем рассказать вначале и, о чём бы, не забыть рассказать потом. Но если вспомните любимый уголок малой Родины, то слова сразу найдутся!
6 слайд.
Воспитатель: Я, к примеру, люблю вспоминать свое детство.Милые родные места нашего поселка, где я, когда была маленькая, любила гулять со своими подружками. Наш уютный дворик, где всегда было много ребятишек. Красиво цвели клумбы с цветами, которые сажали наши родители. Эти цветники до сих пор цветут в моем дворе из детства. Весной мы любили пускать по ручейкам кораблики.Люблю вспоминать красивые кусты сирени под окном. То есть у каждого из нас есть свой любимый уголок большой Родины, который называют малой Родиной. Прозвучавшая песня рассказывает об этой малой Родине. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове «Родина» вспоминает и представляет что-то очень близкое, родное.
7 слайд.
-Ребята, что мы называем малой Родиной ?(Дети:Место, где родился и вырос)
- Как называется наш поселок? (Тюльган)
8 слайд.
-А кто из вас может рассказать о Тюльгане? Почему он так называется? (Ответы детей)
-А где можно подробно узнать об истории Тюльгана?(родители, архив, библиотека, Интернет-источник)
- А как называют жителей нашего поселка? (тюльганцы)
Физминутка.
Ну что ж, мои маленькие тюльганцы, давайте заявим о себе:
Здравствуй, мир (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит(рука с раскрытой ладонью вверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть руки вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть руки в стороны)
Очень любим мы тебя.
III. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)
- Ребята, мне сегодня пришло письмо.Прочитаем, что там написано?
(чтение письма)
«Ребята, меня зовут Виктория, я живу в Германии. Обращаюсь к вам с большой просьбой. Я увидела герб Тюльганского района. Только мне не понятно, что он обозначает? Прошу Вас помочь мне разобраться, что обозначено на Вашем гербе и какие тайны он скрывает?»
- Ребята, поможем девочке? Но сначала нам самим надо знать, как выглядит герб и что он обозначает.
- А знаете ли вы, что такое герб? (Ответы детей)
9 слайд.
- У каждой страны, города, района и поселка есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. Герб - это один из символов. Вот сегодня мы найдем объяснение: что означает герб нашего района? 10 слайд.
-Давайте сейчас посмотрим историю появления герба.
(видео об истории появления герба)
11 слайд.
-Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Чаще всего герб имеет вид щита. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, на зданиях, где работает правительство.
-Давайте рассмотрим герб Тюльганского района. Что на нём изображено?Чтобы помочь девочке из Германии узнать, что означает герб Тюльганского района и самим больше узнать о нашей малой родине, предлагаю вам, отправится в виртуальное историческое путешествие.
IV. Практическая работа.
Воспитатель: Давайте узнаем, что обозначает желтый цвет на гербе? Ребята, у вас есть какие-либо предположения?
Отгадайте загадку:
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!
Что это? (колоски пшеницы)
12 слайд.
- Действительно в Тюльганском районе плодородная земля, поэтому здесь сеют и выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь, ячмень, другими словами выращивают хлеб. Поэтому испокон веков жёлтый цвет или цвет золото пшеничного поля означал плодородие и богатство Тюльганской земли. (Прикрепляем на макет к бесцветному гербу желтый цвет.)
Продолжаем путешествие дальше.
13 слайд.
-Ребята, как вы думаете, что означает зеленый цвет на гербе Тюльганского района?
- В Тюльганском районе, на хребте Малый Накас, находится самая высокая точка Оренбургской области, о чём свидетельствует изображение в гербе склона горы. Зелёный цвет или цвет изумруд-символизирует богатство животного и растительного мира - здесь обитают многочисленные животные, птицы, в лесах растёт более 80 видов лечебных трав.
-Ребята, чтобы вы запомнили, как называется наша гора, я вам подскажу, как легко и быстро запомнить его.
Ра-ра-ра-ра - здесь высокая гора,
Ас-ас-ас -ас - называется Накас.
Ре-ре-ре-ре - есть и уголь в той горе,
Ан-ан-ан-ан - это всё наш Тюльган!
-Вот мы ещё открыли часть герба (прикрепляем зелёную часть на гербе)
(Дети рассматривают на доске силуэты птиц: голубь, воробей, сорока, синица, коршун, ворона).
-Ребята, каких птиц вы узнали?
-Какие из них вы видели у нас в посёлке?
-Вот в этом конверте есть ответ на следующее задание, но открыть мы его сможем только после того, как подберём к нему силуэт «птицы-ключа». Кто возьмётся подобрать «птицу-ключ»? Нужно взять силуэт птицы и наложить на конверт, если контуры совпали – значит, мы узнаем, что написано про следующий элемент герба Тюльганского района.
14 слайд.
(Дети по очереди подбирают «птицу-ключ».Этим ключом становится коршун).
- Правильно, ребята, это птица коршун - в переводе с башкирского языка слово "тюйлюгэн" означает коршун, это центральная и главная фигура герба. Черный цвет или чернь обозначает символ мудрости. Силу и мощь коршуна подчёркивают глаза, клюв и лапы, выделенные серебром.
(Размещаем коршуна на гербе).
-Ребята, как вы думаете, что коршун на гербе держит в своих лапах? (Ответы детей)
15 слайд.
-А правильный ответ прячется в загадке:
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Уголь)
Воспитатель:Уголь – полезное ископаемое. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.
16 слайд.
- Когда на нашей планете Земля жили динозавры, погода всегда была очень теплой и влажной. Огромные деревья старели, умирали и нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливались все больше и больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превращались в уголь (показать уголь, похожий на кусок дерева и обычный бурый уголь).
17 слайд.
- Ребята, вот мы с вами нашли последний символ герба - бурый уголь.(Размещаем уголь на гербе.)
Воспитатель:Посёлок Тюльган был построен в связи с началом освоения месторождений бурого угля. Камень, изображённый на гербе созвучен цвету бурого угля. Выемка на склоне горы подчёркивает, что основой экономики района, является добыча бурого угля открытым способом. А цвет пурпурный, потому что добыча угля- главное достоинство района. Чем можем мы гордиться.
V.Заключительный этап.
-Ребята! Вот и закончилось наше путешествие по нашему Тюльганскому району. Теперь вы сами сможете объяснить девочке Виктории из Германии, что означает наш герб Тюльганского района. Давайте напишем ей ответ.
-Что означает желтый цвет ( цвет золото) на гербе?
-Зеленый (цвет изумруд) цвет?
- Почему изображен коршун?
-Что в лапах коршуна? Почему именно уголь?
VI. Рефлексия.
- Ребята сегодня вы узнали много нового и интересного. Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? (когда приедут гости, я могу их познакомить с нашим посёлком)
-Что вам понравилось больше всего из истории создания герба Тюльганского района?
- Захотелось ли вам рассказать своим родителям о нашем путешествии по родному краю?( Да/Нет)
- У вас на столах есть разноцветные ладошки, выберите себе ладошку:.
Все знаю и могу рассказать другим-зеленая ладошка.
Знаю, но рассказать затрудняюсь- желтая ладошка.
Ничего не запомнил и не понял- красная ладошка.
Воспитатель: А наше путешествие по Тюлганскому району мы продолжим на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме «Герб»
Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением, как в прошлом, так и в современной жизни....
Конспект занятия по теме "Герб города Перми"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием презентации "Герб города Перми"Программа "Пермячок. ru. Обучение с увлечением"Модуль «Properm: Прогулки п...
Конспект занятия на тему "Герб семьи"
Конспект занятия на тему "Герб семьи" во второй младшей группе ...
КОНСПЕКТ занятия на тему: «Эти страшные годы войны…», посвященного Дню освобождения Веселовского района от немецко-фашистских захватчиков.
Конспект ООД в подготовительной группе...
Конспект занятия: "Квест-игра Герб России"
Цель: Формировать у детей чувства патриотизма, уважения и любви к своей Родине.Задачи:Обобщить представления детей о государственном празднике «День России», о символах страны ...
Конспект занятия «День государственного герба Российской федерации»
Герб - официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с Государственный флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации, подчеркивает независимость и историч...
Конспект занятия на тему «Символы России: Герб Российской Федерации»
Цель занятия: формирование гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России детей старшего дошкольного возраста....