Комплексное занятие "Если очень захотеть, можно к звездам полететь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие в старшей группе «Звездочка»
«Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Автор составитель: Снигирева Н.Ф.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
-Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
-Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
-При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
-Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».
-Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающих ракеты.
Чтение: Бороздин В. «Первый в космосе»,
Иванова И. «Необыкновенные приключения Пети в космосе,"
Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".
Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
Беседы: «Голубая планета - Земля», «Луна - спутник Земли», «Ю. Гагарин», «Солнце - источник жизни на Земле».
Ход:
-Здравствуйте, ребята.
Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
- Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки.
–А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2
- Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей)
- А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей)
- Почему кажется маленьким? (Ответы детей)
- Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3
- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое). Слайд №4
- А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5
- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)
- Подведём итог: Солнце - источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
- Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
(Сопровождаю свой показ словами)
- Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.
А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»
- Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.
(Повторяем с детьми несколько раз.)
- Если Солнце - это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
- Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
Слайд №6
- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Опыт: «Звезды светят постоянно»
Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) - дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
- А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
- Что вам это напоминает? (Ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
-Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
- На чем мы полетим? (Ответы детей)
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Ракетой в облаках.
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Конструирование из бумаги «Ракета» (в технике оригами)
1 Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.
2 Получившийся квадрат складываем "косыночкой".
3 Развернули, потом снова сложили "Косыночкой", наметив линии диагоналей.
4 Развернули наш квадрат и сложили его пополам.
5 Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник"
6 Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и, с другой стороны.
7 Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх)
8 Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.
9 Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность
10 Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое, с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.
11 Потом рисуем (или приклеиваем) иллюминатор, а на него приклеиваем свое фото и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»
-Наша ракета готова к полёту.
- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
-Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире. Слайд №7
- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.
Я хочу стать космонавтом
Надеваю я скафандр
Полечу я на ракете
И открою все планеты.
-Давайте займём свои места.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
- Ракета набирает скорость.
- Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно тоже самое происходит с ракетой.
Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8
- Перед вами макет ракеты. (Слайд 9).
Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.
-Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10
- Посмотрим в иллюминаторы.
Перед нами космическое пространство или - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а, следовательно, человек может дышать только, находясь в скафандре. (Слайд №11,12)
-Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, -наша Земля. (Слайд №13)
- Какая она по форме? (Ответы детей)
- Какого она цвета? (Ответы детей)
- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. (Слайд №14)
-Красивая наша Земля? (Ответы детей) (Слайд №15)
- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?
Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. (Слайд №16)
-Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
- У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. (Слайд №17)
Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека - невесомость, чувство опасности и изоляция.
Профессия космонавт очень сложная и опасная. (Слайд №18)
Динамическая пауза.
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Обобщение имеющихся знаний у детей.
- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
- 3 – 2 – 1- … пуск.
- Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей)
- Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)
-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете. (Слайд №19)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В небе виден желтый круг И лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже ученый – Знаю, то - не круг, а шар, Сильно раскаленный. ( солнце )
Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете. Солнце — это огромный, горячий, газовый шар, который горит уже в 4,6 миллиарда лет. Расстояние от Солнца до Земли около 150 миллионов километров . Масса — в 327 тысяч раз больше массы Земли. Солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд.
Польза Солнца :Дает свет,помогает расти всему живому.Согревает и вырабатывает энергию.Убивает болезнетворные бактерии.Способствует повышению гемоглабина и витамина «Д» в организме.Способствует улучшению настроения,зрения и слуха.
Если в безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет картина звездного неба. Звезды, которые мы наблюдаем, различаются как по цвету, так и по яркости свечения. Яркость звезды зависит от ее массы и от расстояния до нее. А цвет свечения зависит от температуры на ее поверхности. Самые «холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие – голубоватый оттенок. Подсчитать количество звезд невозможно. Под действием сил взаимного притяжения молекулы водорода притягиваются друг к другу. Образуется газовое облако. При дальнейшем притяжении в центре такого облака начинает повышаться температура . Так образуется звезда-это раскаленный шар. Свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
Перед нами космическое пространство или - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре .
Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.
Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.
У космонавтов, работающих на орбитальных станциях, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни.
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» г.о . Балашиха Мацелевич Н.А. ПоП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-физкультурный досуг для детей подготовительной группы, посвященный дню космонавтики: «Если сильно захотеть, можно к звездам полететь!»
Тематический музыкально-физкультурный досуг, посвященный 50-летию космонавтики....
Если очень захотеть, можно к звездам полететь.
Развлечение проводится для того, чтобы познакомить детей с историей создания первого космического спутника, об изобретателе космического корабля С. П. Королеве, об основателе науки космонавтики ...
Музыкально-физкультурный досуг для детей подготовительной группы, посвященный дню космонавтики: «Если сильно захотеть, можно к звездам полететь!»
формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - формирование музыкальности, выразительности, эмоциональности и синхронности в танцевальных движениях и...
Музыкально-физкультурный досуг : «Если сильно захотеть, можно к звездам полететь!»
Досуг посвященный космосу...
Комплексное занятие в подготовительной группе «Если очень захотеть, можно в космос полететь».
Цель:Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах.Задачи:-Вызвать познавательный интерес к космосу, космичес...
Комплексное занятие "Если очень захотеть, можно к звездам полететь"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....