творческо-исследовательский проект "Мое любимое село" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гусейнова Ольга Семёновна

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о своем селе, необычных профессиях нашего села, его истории, красотах и достопримечательностей; воспитание любви к родному краю, поселку, чувства гордости за поселок, в котором живем.

Задачи:

  1. дать знания детям об истории села: первый житель, традиции, труд и быт;
  2. расширить знания детям о родном селе: достопримечательности, река  и другие  объекты;
  3.  дать представление детям о таких профессиях как: работники архива, сельского совета, художник, фотограф, работник музея;
  4. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
  5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

 

Планируемые результаты:

  1. Дети называют первого жителя и причину его поселения в нашем крае
  2. Знают и называют название села, улицы, номер дома, историю улицы, название реки
  3. Имеют представление о достопримечательностях села
  4. Знают профессии, которые сохраняют историю села и запечатляют его красоты
  5. Имеют представление о богатстве и изобилии родного края
  6. Могут рассказать о своем селе и  семье с опорой на алгоритм и генеалогическое древо семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moe_selo.docx122.65 КБ

Предварительный просмотр:

Вид: творческо-исследовательский

Сроки: 8 дней (14 ноября – 24 ноября), краткосрочный

Участники: дети старшей группы «Почемучки», воспитатель, родители

Приоритетная о/о: Познавательное развитие

Интеграция о/о: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие,  Художественно-эстетическое развитие

Актуальность: во время беседы о малой Родине я стала рассказывать детям о достопримечательностях села и об интересных людях, живущих в нем.  Тимофей В. (очень обиженно) сказал, что ничего не знает о селе, а про интересных людей и места вообще никогда не слышал. Так возникла идея у детей узнать про родное село.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о своем селе, необычных профессиях нашего села, его истории, красотах и достопримечательностей; воспитание любви к родному краю, поселку, чувства гордости за поселок, в котором живем.

Задачи:

  1. дать знания детям об истории села: первый житель, традиции, труд и быт;
  2. расширить знания детям о родном селе: достопримечательности, река  и другие  объекты;
  3.  дать представление детям о таких профессиях как: работники архива, сельского совета, художник, фотограф, работник музея;
  4. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
  5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

Планируемые результаты:

  1. Дети называют первого жителя и причину его поселения в нашем крае
  2. Знают и называют название села, улицы, номер дома, историю улицы, название реки
  3. Имеют представление о достопримечательностях села
  4. Знают профессии, которые сохраняют историю села и запечатляют его красоты
  5. Имеют представление о богатстве и изобилии родного края
  6. Могут рассказать о своем селе и  семье с опорой на алгоритм и генеалогическое древо семьи.

1.Организационный

1)Выбор темы (тема недели)

2)Создание проблемной ситуации: как помочь Тимофею узнать много нового и интересного о своем селе?

3)Составление плана работы с детьми: подбор материала для бесед, НОД и игр, экскурсий

4) Составление плана работы с родителями: анкетирование, консультация, выставка «Древо семьи», фотоальбом «Достопримечательности села».

2. Планирование

Модель трех вопросов

ФИ ребенка

Что мы знаем о селе?

Что хотим узнать?

Что делать, чтобы узнать?

Саша А.

Правильно называть наше село – Северное! Например, знаю нашу речку. Только как называется - не знаю.

Как называется наша речка, например, хочу узнать.

У человека можно узнать. Например, у мамы и папы.

Паша Б.

Я точно знаю, что я на нем живу.

Хочу узнать, как я живу, еще хочу узнать, например, что у нас есть где-то.

Давай ты мне расскажешь, я подумаю и скажу тебе потом.

Вита С.

Это село Северное. У нас есть «Магнит».

Хотела бы узнать, какие будут дома, когда я вырасту.

Спросить у бабы, в книжке прочитать.

Таня  С.

У нас есть много интересных жителей.

Кто работает здесь? Много ли есть улиц здесь?

У близких можно узнать.

Алена   С.

Называется село Северное.

Ничего.

Ничего.

Даша Е.

Я знаю, что в нашем селе есть клуб, электростанция, «Магнит».

Что еще есть в нашем селе, что я не знаю?

Если только сходить везде и посмотреть.

Даня С.

Я знаю, что есть магазины, дома, садик и еще ДО-РО-ГА.

Как жили далеко назад люди?

В Российском музее.

Анна Х.

Я знаю, что мы в нем живем.

Как называется? что у него есть?

У воспитателя, у родителей.

Тимофей В.

Много растений… как называется я не знаю.

Что в нем интересного?

Это радость узнать.

Ирина П.

Это Северное. Всегда зима.

Все что-нибудь хочу узнать.

В домах разных, в книгах из библиотеки.

Руслана В.

Я знаю, что у нас есть деревья, и дома, и садик. И это село Северное.

Я бы хотела узнать какое село было давненько?

Может, сходим куда-нибудь?

Иван З.

Ничего не знаю. Вот!

Хочу сходить в интересные места всякие.

Давай я у мамы спрошу и у бабы Светы.

Рамиль Г.

Я знаю, что буду здесь жить.

Я хочу узнать, что в нем есть.

Узнать у мамы и у брата.

Кира Т.

Я знаю, что это Северное. Есть места интересные – это достоинства. Природа-то она какая!

Я всегда хотела и думала – откуда такое село выросло?

Я только у волшебника могу спросить.

3. Реализация проекта

План реализации проекта

Дата

Тема и цель мероприятия

Вид деятельности

Форма организации

Самостоятельная деятельность детей

Организация ППРС для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

14.11

1.Познавательное развитие:  НОД «Посёлок, в котором я живу»

Цель: развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

2.Развитие речи: чтение стихотворений на тему «Родина моя»

Цель: активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать желание участвовать в беседе, обогатить словарный запас.

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора

Групповая

Групповая

Рассматривание фотоальбома «Село»

Рассматривание энциклопедии «Путешествие по городам России»

Плакат «Город. Село»

Уголок патриотического воспитания «Россия-родина моя»

Анкетирование на начало проекта,

ознакомление с моделью «Три вопроса»

15.11

1.беседа «Что такое музей?»

Цель: дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего села

2.экскурсия в краеведческий музей села

Цель: ознакомление детей с историей родного края;

стремление хранить и приумножать его историю.

Коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора

Познавательно-исследовательская

Групповая

Групповая

Рассматривание иллюстраций по теме

Рассматривание  музейных экспонатов «Русская изба»

Просмотр видео презентации «Прикосновение к истокам»

Пособие  «Славянская семья»

Презентация  «Прошлое нашего села»

Консультация «Растим патриотов»

16.11.

1.ХЭР:  рисование «Первый житель села»

Цель: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывалиУпражнять в рисовании цветными восковыми мелками, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.

 

2.Развитие речи: чтение рассказов на тему «Родина моя»

Цель: активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать желание участвовать в беседе, обогатить словарный запас, развивать связную речь, творческое рассказывание, фантазию, умение слушать собеседника, воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Изобразительная

игровая    

 

Коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора

Индивидуальная  

Групповая

Рассматривание плаката из пособия «Славянская семья»

 

Рассматривание энциклопедии «Путешествие по городам России»

Пособие  «Славянская семья»

Пополнение центра литературы детскими энциклопедиями и книгами о России и ее природе

Изготовление фотоальбома «Достопримечательности села»

17.11

1.экскурсия в сельский совет

Цель:  ознакомление детей с историей родного края;

стремление хранить и приумножать его историю.

Продолжать расширять представление детей о многообразии профессий. Рассказать детям об интересных фактах и событиях из прошлого села. Дать детям представления о величине села, улицах, рассмотреть карту села и ее обозначения. Уточнить знания о собственном адресе проживания.

2.Коллективное изображение карты села Северного

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Групповая

Групповая

Рассматривание карты России.

Рассматривание карты России.

Глобус, карта Росси

Глобус, карта Росси

Фотография улицы и дома, история названия улицы для создания альбома

21.11

1.беседа «Профессии»

Цель:вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание значения труда людей разных профессий и ценить результаты труда

2.Познавательное развитие: Экскурсия «Встреча с художником»

Цель: развивать познавательный интерес по теме проекта, расширить и уточнить знания о профессии художник, приобщать детей к социокультурным нормам, расширить кругозор детей

Мастер-класс от художника с детьми

Коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Групповая

Групповая

Индивидуально-

подгрупповая

Рассматривание  карточек по теме «Профессии», энциклопедий «Великие художники»

Рассматривание картин, инструментов

Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке: рисование, лепка

карточки по теме «Профессии»,

Атрибуты для рисование: кисти, белила, колер, фартуки, нарукавники

Атрибуты для рисование: кисти, краски, гуашь

Фотовыставка «Древо моей семьи»

22.11

1.Познавательное развитие: Экскурсия «Встреча с фотографом»

Цель: развивать познавательный интерес по теме проекта, расширить и уточнить знания о профессии фотограф, приобщать детей к социокультурным нормам, расширить кругозор детей

2.ХЭР:  аппликация «Река Тартас»

Цель: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Закреплять умение работать с бумагой, клеем, кистью. Радоваться красивым и разнообразным поделкам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.

3.СКР: сюжетная игра «Кем я хочу быть» Цель: воспитывать любознательность, активизировать словарь. Формировать умения выполнять несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой, действовать слаженно, в команде.

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Игровая

Групповая

Групповая

Подгрупповая, индивидуальная

Рассматривание  фотографий «Красоты села»

Просмотр видео презентаций

Рассматривание фотографий реки Тартасс

Рассматривание карточек «Профессии»

Книги, иллюстрации о природе России

Видео презентация «Хозяин тайги», «Река Тартасс»

Фото и видео аппаратура прошлых лет и современная

Альбом «Достопримечательности села»

Атрибуты  для игр: фотоаппарат, карточки.

Составление рассказа о селе и своей семье по алгоритму

23.11

24.11.

1.дидактические игры «Прошлое и настоящее»

Цель: уточнить и систематизировать знания о профессиях разных времен, учить сравнивать, анализировать.

2.Речевое развитие: отгадывание загадок о профессиях, чтение пословиц и поговорок о труде

Цель: активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать желание участвовать в беседе, обогатить словарный запас, развивать связную речь, творческое рассказывание, фантазию, умение слушать собеседника

3.ХЭР рисование  тема «Интересные профессии»

Цель: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Закреплять умение работать с карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что на них изображено больше всего понравилось.

1.ХЭР:рисование по теме «Дом моей мечты»

Цель: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы. Учить доводить начатое дело до конца.

2.Завершение проекта: творческое рассказывание детьми по теме «Мое село. Моя улица. Моя семья» Цель: уточнение и углубление знаний воспитанников о своем селе, своей улице, своей семье через выставку рисунков, фотоматериалов, картинок.

Игровая

Коммуникативная, чтение художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Изобразительная

Познавательно-исследовательская

Подгрупповая, индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Групповая, индивидуальная

Групповая, индивидуальная

Индивидуальная, групповая

Рассматривание  карточек по теме «Профессии», «Профессии прошлых лет»

Отгадывание загадок о профессиях

Рассматривание  карточек по теме «Профессии», «Профессии прошлых лет»

Рассматривание иллюстраций по теме «Виды домов»

Рассматривание рисунков по теме проекта, карточек, фотография «Древо моей семьи», алгоритм рассказывания «Моя малая Родина»

карточки по теме «Профессии», «Профессии прошлых лет»,

Плакат «Старославянская семья»

загадки о профессиях

карточки по теме «Профессии»,

карточки по теме

рисунки  по теме проекта, карточки, фотографии «Древо моей семьи», алгоритм рассказывания «Моя малая Родина»

Анкетирование на конец проекта.

4.Презентация проекта

- презентация детьми «Мое село. Моя улица. Моя семья»

- презентация проекта

5.Рефлексия

ФИ ребенка

Что вас удивило?

Какая деятельность вам понравилась больше всего?

Что бы вы хотели узнать еще?

1.Саша А.

Что это Новосибирская область, что первый житель жил один на берегу реки Тартас, которая – выдра.

Понравилось узнавать и рассказывать о своей улице. А еще,  когда дрон летал.

Хотел бы по всем-всем улицам походить.

2.Вита С.

Меня музей удивил и что у нас так много достопримечательностей.

Понравилось рисовать дом своей мечты.

Сходить хочу на стройку, где что-то строят для нас.

3.Таня С.

Меня удивил поход в музей, еще удивило, что мы так легко нарисовали у художника красивую картину.

Понравилось с мамой составлять рассказ о селе, про Дорофея, про свою улицу. А потом в группе для всех ребят рассказывать.

Я бы еще раз сходила в совет, там подарки давали. Вообще, по Северному везде еще бы походила.

4.Паша Б.

Меня удивили истории про улицы.

Понравилось про первого жителя узнавать, а потом еще и рисовать его. Как в мультике.

Хочу сходить на аэропорт.

5.Руся В.

Оказывается, у нас есть аэропорт! И дом, где погоду узнают. Я не могу его высказать. Станция.

Мне понравилось, как мы с фотографом встречались.

Хотела бы посмотреть на тех, кто где погоду узнает.

6.Ира П.

Такое все разное.

Все понравилось. Ну все-все.

Я везде еще пойду.

7.Иван З.

Моя улица самая главная, представляешь!

Понравилось,  как мы в клубе встречались с разными людьми. Интересно так!

Давай еще сходим, посмотрим, что-нибудь узнаем.

8.Тима В.

Удивило дерево про семью. Да много интересного, я даже устал.

В музее мне понравилось, много там чего есть.

Хотел бы в лес сходить, найти место, где Дорофей жил.

9.Алена С.

Я не поняла,  почему так быстро.

Понравилось,  как летательный самолетик нас снимал, и мы дома в компьютере потом смотрели на себя.

Везде еще походить.

Риски в ходе реализации проекта:  смена количества и состава  участников  на начало и завершение проекта.

Карта наблюдения за детьми в ходе реализации проекта (педагогом)

ФИ ребенка

Имеет начальное представление об истории села: первый житель и т.д.

Знает и называет свой адрес (село, улица, дом), историю улицы.

Знает и называет достопримечательности села, название реки

Может рассказать о своем селе, своей семье по алгоритму и древу семьи

Н.п

К.п

Н.п

К.п

Н.п

К.п

Н.п

К.п

1. Саша А

НФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

2. Паша Б.

НФ

С

СФ

С

НФ

С

НФ

С

3. Вита С.

НФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

4. Таня С.

НФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

5. Алена С.

НФ

СФ

СФ

С

НФ

СФ

НФ

СФ

6. Руся В.

НФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

7. Тим В.

НФ

С

НФ

С

НФ

СФ

НФ

С

8.Ира П.

НФ

С

СФ

С

СФ

С

НФ

С

9.Иван З.

НФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

Карта наблюдения за детьми в ходе реализации проекта (родителями)

ФИ ребенка

Может назвать свое ФИО, ФИО своих родителей, бабушки, дедушки

Знает и называет свой адрес (село, улица, дом),

Знает и называет достопримечательности села, название реки, название детского сада

Знает и называет профессии родителей

Н.п

К.п

Н.п

К.п

Н.п

К.п

Н.п

К.п

1. Саша А

СФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

2. Паша Б.

НФ

С

НФ

С

НФ

С

СФ

С

3. Вита С.

С

С

С

С

СФ

С

СФ

С

4. Таня С.

С

С

С

С

СФ

С

С

С

5. Алена С.

СФ

С

СФ

С

СФ

С

СФ

С

6. Руся В.

СФ

СФ

С

С

НФ

С

НФ

С

7. Тим В.

СФ

СФ

С

С

НФ

С

СФ

С

8.Ира П.

СФ

С

СФ

С

НФ

С

СФ

С

9.Иван З.

НФ

С

НФ

С

НФ

С

СФ

С

Приложение №2

1.Познавательное развитие:  НОД «Посёлок, в котором я живу»

Цель: развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные: формировать элементарные понятия о большой и малой Родине (модель “Малая и большая Родина”) ;

Развивающие: развивать интерес к прошлому (знакомство с историей возникновения села) , развивать диалогическую речь (через беседу);

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к малой Родине, воспитывать бережное и заботливое отношение к родному краю, желание сделать село ещё краше (беседа, совершенствование макета детского сада) ;

Ход занятия.

- Сейчас я расскажу вам одно стихотворение, а вы внимательно вслушивайтесь в его слова.

(Стихотворение И. Мазнина «У каждого листочка»)

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете

Есть Родина своя!

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя!

- Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина. Для ивушки – это (реченька) , для берёзки –(опушка) , для листочка – (ветка) , а откуда берётся ручей, что можно назвать его Родиной?

- А для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)

- А наше село вы можете назвать своей Родиной? Почему?

- А Россию можно назвать нашей Родиной? (Да, можно.) А почему?

Россия, является Родиной для многих и многих миллионов людей. В России мы все друг друга понимаем, несмотря на то, что мы люди разных национальностей, потому что говорим на одном языке.

-Наше село – это малая часть России, поэтому наше село для нас – это малая Родина, а Россия – это большая Родина.

- Мы с вами знаем пословицы и поговорки о Родине. Сейчас поиграем в игру “Продолжи пословицу”. Я начинаю, а вы продолжайте.

Нет ничего краше, … чем Родина наша. ”

Всякому мила … своя сторона. ”

Где родился … там и пригодился. ”

Родина любимая – как мать родимая. ”

Береги землю родимую, как мать любимую. ”

Живёшь на стороне, а своё село на уме. ”

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

-У каждого из нас есть имя, а у села – название.

(Объяснения детей.)

- В нашем селе много улиц и переулков. Начали застраивать ещё одну. Придумаем ей название, например, если бы эта улица располагалась у озера, она называлась–(Озёрная) ; по улице высажено много красивых цветов–(Цветочная) , высажены берёзы–(Берёзовая) .А вы бы как назвали?

- Я принесла фотографии с видами нашего села. Поиграем в игру “Что это и где находится”.

Фотографии: школа, администрация села, дом культуры, универмаг. обелиск героям революционерам, аллея славы. Дети называют, что это и на какой улице располагается.

- Как вы думаете, почему так много учреждений находится в одном месте, рядом, на одной улице? (Потому что это центр села.)

- А какие ещё есть улицы в нашем селе?

- Ребята, наше село небольшое, но очень красивое. И в этом заслуга всех его жителей, в том числе и ваших родителей. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы наше село стал еще краше? (Не ломать ветки, не разбрасывать мусор. Стараться, чтобы было кругом чисто. Помогать бабушкам, дедушкам, не сориться, не обижать маленьких. Нужно высаживать цветы и за ними ухаживать, чтобы было красиво.)

- Родители делают для села, а мы для детского сада.

- Что мы можем изменить, чтобы сделать территорию детского сада красивее и удобнее?(Мы могли бы посадить деревья.)

2.Развитие речи: чтение стихотворений на тему «Родина моя»

Цель: активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать желание участвовать в беседе, обогатить словарный запас.

Ход занятия.

-Как называется наша страна?

-Россия.

Посмотрите на карту нашей страны.

-Какая она, наша Россия?

Дети. Большая, огромная, сильная, любимая, красивая, богатая.

-Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.

Воспитатель читает рассказ из книги Н.Ф. Виноградовой «Что такое родина?».

-О России мы узнаём не только из рассказов. Послушайте отрывок из песни «С чего начинается родина?».

-Что же такое Родина? С чего она начинается? (с родного дома, улицы, парка, города, столицы нашего государства и т.д. – всё это Родина.

-Послушайте, как (имя ребёнка) расскажет о Родине. (Ребёнок читает стихотворение «Моя Родина» М.Лисянского).

Воспитатель. Как ласково называют Россию русские люди? (Россия-матушка). А почему? (Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережёт от врагов).

-Как можно ещё назвать Россию? Какая она? (Дорогая, любимая, единственная, родная…).

-Воспитатель. Народ придумал много пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Родина любимая – мать родная».

-Как вы понимаете смысл этой фразы? (мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине).

-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша» (смысл объясняют дети).

-Воспитатель. Часто нашу Родину называют славной. Как это понять?

Символы России.

-Воспитатель. У каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.

 -Воспитатель показывает плакат с изображением герба России, рассказывает стихотворение В. Степанова «Герб России».

-Воспитатель. Герб России представляет темно-красный щит, на котором изображён двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва  - столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит. Щит – это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости (из дерева, металла, кожи) для предохранения от ударов, стрел.

-Воспитатель. Я думаю, что вам всем знаком российский флаг. Посмотрите на него, чтение  стихотворения В Степанова «Флаг России» и рассказывает об особенностях флага России).

-Нам посчастливилось жить в замечательной стране, в мире больше нет такой. Не случайно о ней сложено много стихов. Послушайте стихотворение Н. Забила «Наша Родина».

Мы много говорили сегодня о России, о нашей родине.

-А как надо относиться к родине?

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О. Фокина

-Занятие окончено. Вы молодцы! Вы очень хорошо работали. Звучит музыка песни «С чего начинается Родина?».

Д\и «Подскажи словечко»(родина, отчизна, отечество).

Знакомство с пословицами.

Человек без Родины-соловей без песни.

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить-Родине служить.

Литература.

  1. Т.И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ, стр.55.
  2. О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, стр.73.
  3. Н.Г. Зеленова «Мы живём в России», стр.70.

Литературный материал к занятию.

«Моя Родина». М. Лисянский.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Герб России. В. Степанов.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Флаг России.   В. Степанов

Белый цвет-берёзка,

Синий-неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Наша Родина.  Н. Забила.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

Что такое Родина?  Н.Ф. Виноградова.

Каждый, услышав слово «родина», представляет что-то своё, самое родное и близкое. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники, и если это необходимо, защищают свою Родину от врагов.

 Беседы с детьми о музее

Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея

Задачи:

1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.

3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Беседа «Что такое музей»

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

- О музее

- Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

- Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

- Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)

- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

- Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

- Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

- А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

- Их профессия называется археолог.

- А еще экспонаты в музеи дарят люди.

- Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

- Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

- В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.

- А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог беседы:

-Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?

Беседа «музейные профессии».

Цель этой беседы - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.

Ход беседы

Ребята вы уже знаете что такое музей. Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

Воспитатель знакомит детей с профессиями людей,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)

Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты

Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках

Эксперт - оценщик Оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции

Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.

Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,

Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

Экскурсанты - Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

Беседа правила поведения в общественных местах- музее.

Ход беседы:

Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?

Ответы детей.

Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?

Ответы детей

-Воспитатель. Чтобы сохранить здоровье и безопасность свою и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах.

Вспомните, какие из этих правил вы знаете.

Ответы детей.

Всё названное вами – правила поведения или этикет.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.

А теперь серьёзное дадим определение.

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».

И так мы с вами отправляемся в музей. Какие же нам с вами нужно знать правила.

Куртку, шапку иль пальто,

Не мешало, чтоб оно,

Не ходить, чтоб нам в развалку,

Отнесем мы в … раздевалку (гардероб).

О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?

Ответы детей.

-Правило: сдай вещи в гардероб.

Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.

-Правило: будь всегда опрятен и вежлив.

В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.

Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.

- Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода

Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,

находясь на экскурсии, – сохранить их впервозданном виде. Поэтому строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

- Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.

После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке

Правила поведения в музее.

• Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.

• По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.

• Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

• Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

• Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Беседа с детьми в старшей группе.

Тема «Профессии».

Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание значения труда людей разных профессий и ценить результаты труда; закреплять знания о профессиях родителей; обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, и сказать о чём оно.

Нужно сшить – зови портного,

Модельера пригласи.

Хочешь есть – поможет повар,

Блюдо у него проси.

Если хочешь быть красивым,

К парикмахеру иди.

Украшение на праздник

Ювелиру закажи.

Туфли подобьёт сапожник,

Разрисует всё художник.

И цветочница цветы

Срежет вам для красоты.

Часовщик часы починит,

Массажист усталость снимет,

Врач больного исцелит,

Словно доктор «Айболит».

Тренер сильным стать поможет,

Вас заснять фотограф может.

А кондитер вкусный торт

К дню рожденья испечёт.

Почту вовремя доставит

Самый быстрый почтальон.

И таксист домчит вас быстро,

Все дороги знает он.

Чтобы людям всем помочь,

Трудятся они и день и ночь.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях).

– Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд,
которому человек посвящает свою жизнь. У ваших родителей разные профессии. Давайте расскажем, друг другу о том кем работают ваши мамы и папы. Но не забывайте, что отвечать нужно полным предложением: «моя мама работает…» или «мой папа работает…»

Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей. При необходимости воспитатель помогает ребенку с ответом.

– Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.

Врач людей… (лечит).

Учитель детей… (учит).

Пожарный пожар… (тушит).

Повар обед… (варит, готовит).

Парикмахер волосы… (стрижет, укладывает, причёсывает).

Полицейский за порядком… (следит).

Портниха одежду… (шьет, чинит).

Пекарь хлеб… (печет).

Писатель книги… (пишет, сочиняет).

Доярка коров… (доит, кормит).

Тракторист в поле… (пашет).

Строитель дома… (строит).

Фотограф людей… (фотографирует).

Продавец в магазине… (продает).

– Очень хорошо вы поиграли и правильно отвечали. Я думаю, вы готовы для более серьёзных заданий, потому что вы знаете много разных профессий.  Мы поделимся на две команды, и проведем викторину «Я знаю профессии».

– Задание номер один. Посмотрите, какие я вам покажу картинки. На них изображены люди разных профессий. Каждая команда по очереди будет называть профессию. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Воспитатель показывает изображения представителей разных профессий (10-16 картинок). Команды по очереди дают ответы.

– Задание номер два. Вы будете отгадывать загадки. Правила те же: каждая команда по очереди отгадывает загадку. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

  • Причесываю, стригу,

Модную прическу сделать могу. (Парикмахер.)

  • Целый день кручу баранку,

Чтоб людей всех развезти.

Нужно их доставить быстро,

Адрес правильно найти. (Таксист.)

  • Веду отважно самолёт.

Людей и груз беру на борт. (Пилот.)

  • На границе я служу.

Службой очень дорожу. (Пограничник.)

  • Вам продам любой товар,

Упакую в целлофан.

О товаре расскажу,

Что купить вам предложу. (Продавец.)

  • Шить умею и кроить

И заплатку прикрепить. (Портной.)

  • Я работаю в саду, но не где деревья.

Я всему детей учу. Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)

  • Почему меня боятся Взрослые и дети?

Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит! (Стоматолог.)

  • Учу я детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

  • Встаем мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

  • С огнем бороться мы должны –

С водою мы напарники.

В беде мы людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные.)

  • Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки обеды? (Повар.)

– Вот и закончилась наша викторина. Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект в первой младшей группе «Осень, осень, в гости просим!»

Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ег...

Авторская разработка. Творческо-исследовательский проект с детьми средней группы «Медведи»

Авторская разработка. Творческо-исследовательский  проект с детьми средней группы  «Медведи»...

Творческий исследовательский проект во второй младшей группе на тему "овощи"

—Расширение  и обобщение знания  детей об овощах – через разные виды деятельности....

Презентация творческо-исследовательского проекта в первой младшей группе "Осень, осень, в гости просим!"

Познакомить малышей с темой "Осень" используя различные виды деятельности, привлекая родителей к данной тематике....

Творческо – исследовательский проект для средне–старшей группы «Мы - маленькие огородники!»

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Поскольку мы работаем с детьми средне – ...

Творческо-исследовательский проект для детей старшей группы «Что? Где? Когда? Или извержение вулкана»

Расширять представления об экологических местах мира, развивать речь, познавательную активность, логическое мышление, любознательность и воображение              ...

Творческо-исследовательский проект "Моя любимая книга"

Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интере...