Проект "Загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Марикова Татьяна Олеговна

Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, через STEAM-технологии, что даст возможность создать благоприятные условия для приобщения детей к научно техническому творчеству. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.  Благодаря STEAM подходу, дети изучат мир космоса системно и тем самым смогут выработать в себе любознательность, инженерный стиль мышления и умения выходить из критических ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx509.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Детский сад «Ёлочка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка - детский сада «Светлячок»

 

 

 

Проект

 «Загадочный космос»

для детей старшего дошкольного возраста

 https://documents.infourok.ru/f452dabc-faa0-4d01-b635-41ad3ecd63f9/0/image001.jpg

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

                              Воспитатели: Марикова Т.О

                                                          

 

 

 

п. Комсомольский, 2022г.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, игровой и исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. В настоящее время наблюдается техническая революция. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины, с помощью инновационной технике. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, через STEAM-технологии, что даст возможность создать благоприятные условия для приобщения детей к научно техническому творчеству. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности. Благодаря STEAM подходу, дети изучат мир космоса системно и тем самым смогут выработать в себе любознательность, инженерный стиль мышления и умения выходить из критических ситуаций.

Цель проекта: Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе, с применением политехнического и полихудожественного обучения.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей исследовательские и инженерные навыки; умение анализировать результаты проведенных мероприятий.

2. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

3. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

4. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

8. Воспитать чувство горсти за свою родину, патриотизма.

Этапы реализации проекта:

I.      Подготовительный этап.

1)    Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2)    Информация родителей о предстоящей деятельности.

3)    Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.

II.   Практический этап.

1)    Беседы с детьми. ООД .

2)    Художественно-продуктивная деятельность: Лепка,  рисование («Предметы космоса», «Космос», «Забавные инопланетяне», «Путь к звёздам»).

3)    Работа с родителями по заданной теме.

4)    Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

5) Занятия с использованием  STEAM-технологий: «Космическое путешествие » и «Космические опыты и эксперименты».

6)Конструирование.

7)Познавательно-исследовательская деятельность.

III. Итоговый этап

1)    Организация выставки «Космос глазами детей» (совместная работа детей и родителей).

2)    Коллективное изготовление планет солнечной системы.

3)    Интегрированные занятия «Посылка в космос» и «Путешествие на разноцветную планету».

Ожидаемые результаты:

- сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;

- сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире;

- умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т.д.;

- умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;

- овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;

- созданы условия для работы образовательных модулей STEAM-технологии: «LEGO конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование живой и не живой природы», «Робототехника».

Содержание проекта:

Предварительная работа:

    - создание развивающей предметно -пространственной среды;

- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;

- атрибутов к сюжетно-ролевой игры

- Выставка совместных работ детей и родителей на тему Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.

Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.

Подбор мультфильмов на тему космоса.

Подбор фонотеки.

Разработка конспектов ООД.

Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.

Подготовка музыкального развлечения.

ООД:

Познавательное развитие «Посылка в космос».

 ФЭМП «Космическое путешествие»

Художественно эстетическое развитие:

- Рисование: «Загадочный космос».

-Аппликация/лепка: «Забавные инопланетяне», «Ракеты», «Планеты солнечной системы».

 

Беседы с использованием презентаций.

1)    Беседа «Что такое Космос»;

2)    Беседа «Первый космонавт»;

3)    Беседа «Планеты Солнечной системы».

Конструирование
Тема: «Ракеты и космические корабли».

Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Возвращение в луноход», «Невесомость», «Космонавты»,  «Ждут нас быстрые ракеты»,  «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты»«Путешествие на Луну»«Строители» сюжет «Строим космодром».

Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Добавь словечко», «Найди пару», «Космос», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»;

- В. Кащенко «Созвездие драконов»;

- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;

- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»;

- Н.Носов « Незнайка на луне»;

- стихотворения о космосе;

- загадки о космосе.

          Робототехника:

- набор WEDO 2.0 «движущийся спутник» и «робот шпион»;

- робомышь «Мышка - Космонавт». 

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);
- собирание пазл (тема «Космические пазлы»);
- выкладывание картинок из счетных палочек «Ракета», «Инопланетянин»;
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”.

 Просмотр электронных презентаций: «Планеты Солнечной системы»; «Животные в космосе»; «Освоение космоса»

 Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин»; «Первый полёт»; «Экскурсия по МКС». Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Результаты проекта:

Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», с применением политехнического и полихудожественного обучения. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности:

• Познавательно-трудовая деятельность;

• Продуктивно-трудовая деятельность;

• Коммуникативно-познавательная деятельность;

• Литературно-коммуникативная деятельность;

• Познавательно-игровая деятельность;

• Коммуникативно-игровая деятельность;

• Познавательно-двигательная деятельность;

• Литературно-познавательная деятельность;

• Музыкально-познавательная деятельность;

• Исследовательская деятельность.

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект STEAM-технологии, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Открытое занятие по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий «Посылка в космос».

Цель: Развитие познавательной сферы дошкольников посредством STEM-технологий.

Задачи:

1. Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;

2. Овладеть предпосылками технических и технологических компетенций;

3. Учить навыкам коммуникации и межличностного общения. Умения работать в команде;

4. Развитие зрительного анализа;

5. Формирование предпосылок логического мышления;

6. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели;

7. Поощрять стремление высказывать свои мысли

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую посылку мне прислала моя бабушка (Показывает большую коробку). Там, наверное, очень много разных конфет, давайте откроем и посмотрим? Педагог-психолог открывает посылку и с удивлением вытаскивает из коробки тюбики с надписями «Котлеты» и «Борщ», большую открытую бутылку с надписью «Кислород».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это вовсе не похоже на посылку от бабушки. Как вы думаете, что случилось? (ответы детей) А чью посылку нам прислали, кто обедает борщом из тюбика и кому необходим баллон с кислородом? (ответы детей)

  1. Основная часть

Воспитатель: Наверное, посылку из Звездного Городка по ошибке прислали нам. Это получается, что космонавты останутся без провизии и воздуха? Что делать (ответы детей) Да, ребята, мы можем постараться сами отправить посылку космонавтам. Для этого нам нужно знать индекс и адрес. Но посылка у нас необычная и индекс на ней записан тоже необычно. Посмотрите (обращает внимание детей на боковую часть посылки, там изображены циферблаты часов). Давайте сядем за столы и попробуем разгадать индекс нашей посылки

Дети садятся за столы по двое, на каждый стол раздается карточка с изображением двух циферблатов. Педагог у доски показывает время на демонстрационных часах и просит детей сказать, сколько часов и сколько минут на каждом циферблате. В конце из комбинации цифр составляется индекс.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Индекс нам известен, но теперь нужно узнать адрес, а он у нас, как назло, почти стёрся. Давайте позовём на помощь нашу Чудо-Мышку! Она знает ответ на любой вопрос. Вот только робомышка не умеет разговаривать, зато умеет загадывать загадки, отгадав их, мы поймём какой адрес на нашей посылке.

Дети поделятся на две команды, каждая команда подходит к столу, на котором лежит поле, карточки для программирования и карточки с заданиями. Для каждой команды приготовлена карточка «4-й лишний». Правильно ответив на вопрос, объяснив ответ, дети находят лишнюю картинку и программируют путь робомыши до нее. В итоге получается две картинки: красный круг и ракета. Картинки дублируются на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Мышка нам загадала такой адрес: красное, круглое и туда можно долететь только на ракете. Как вы думаете, какой адрес (Ответы детей) Космонавты отправились в экспедицию на Марс. Теперь, когда мы знаем адрес, нам нужно придумать, на чём же мы отправим нашу посылку (ответы детей) А давайте каждый из вас придумает свою ракету и построит ее макет из конструктора? Дети строят свои макеты ракет. Педагог эмоционально поддерживает воспитанников. Отдельно отмечает каждую работу.

Воспитатель: макеты построены, но для запуска ракеты нужна слаженная дружная команда. Я предлагаю нам сейчас поиграть в игру, которая сделает нас самой дружной и крепкой командой.

Физкультминутка

Проводится игра «Солнце и планеты»

После игры дети вновь делятся на две команды и встают около столов, на которых приготовлены наборы для экспериментирования.

Опыт «Свойства воздуха»

Воспитатель: Ребята, ракеты мы с вами придумали. Но мы совсем забыли, что когда доставали баллон с кислородом из посылки, он был открыт (показывает открытый баллон). Мы же не можем оставить наших космонавтов без воздуха. Давайте наберем для них в наши колбы чистого Земного воздуха (дети берут колбы, зачерпывают воздух и закрывают их).

Воспитатель: Но как мы можем понять, что внутри колбы воздух? У него нет ни запаха, ни цвета. (предложения детей).

Воспитатель: Ребята, помочь нам в этом может вода.

Ход эксперимента. Необходимо колбу медленно опустить в емкость с водой. Важно обратить внимание, что колбу нужно держать ровно. Обращаем внимание детей, что колба не заполнилась водой до конца. Почему (она заполнена воздухом и он не пускает воду) Детям предлагается немного наклонить колбу, что появляется в воде (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из колбы, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, но может заполнять собой любое пространство

Дети проводят эксперимент. Убедившись, что в колбе есть воздух, дети вынимают ее из воды, протирают салфеткой и вновь зачерпывают воздух. Все колбы собираются в посылку

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Теперь у космонавтов хватит воздуха даже для самой долгой экспедиции. Адрес и индекс на известны, ракеты построены, воздух упакован. Теперь нам нужно придумать, как же наша ракета полетит в космос. Я предлагаю сделать инструкцию! А поможет нам в этом наша интерективная песочница.

Дети подходят к столу и рисуют полет в космос.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы настоящая команда! А теперь пришло время отправлять нашу посылку в космос (выносится большую картонную ракету, прячет посылку). Ребята, давайте начнем обратный отсчёт и запустим нашу ракету в космос! Только нам нужно будет всем закрыть глаза, чтобы в них не попала пыль.

Дети считают«3,2,1.» и закрывают глаза. В это время педагог уносит ракету и лопает воздушный шар. Дети открывают глаза. Эмоционально обыгрывается запуск ракеты.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и отправили посылку космонавтам на Марс. Интересно, долетела она или нет. Затем стук в дверь. Входит почтальон и отдает другую посылку и письмо педагогу

Воспитатель: Ребята, а вот и наша посылка! Космонавты прислали нам ее с Марса! Давайте же посмотрим, что там внутри! Воспитатель: и дети открывают посылку и находят подарки от космонавтов. Воспитатель вместе с детьми проводит анализ занятия:

-Ребята, мы с вами сегодня помогли космонавтам получить посылку с Земли!Это очень доброе и благородное дело!

-Какое задание было самое трудное?

-Какие задания вам показались самыми интересными? Ребята, вы сегодня молодцы, вы показали себя, как настоящая дружная команда! Я предлагаю нам взяться за руки и сказать«Всем-всем спасибо! Всем-всем до свидания!»

Интегрированное занятие с использованием STEM-технологий «Путешествие на Разноцветную планету»

Цель: Обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в исследовательской деятельности посредством развития моторики и тактильной чувствительности детей.

Задачи:

  • уточнить и расширить знания детей о космосе;
  • закрепить знания детей о планетах Солнечной системы, о первом космонавте;
  • расширять представления о строении песка и сахара, их свойствах в процессе экспериментирования.
  • развивать общую, мелкую моторику;
  • активизировать словарный запас по теме "Космос";
  • создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи;
  • воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы получили письмо от Разноцветика. Он живет на Разноцветной планете. Давайте прочтем его «Ребята, я приглашаю вас в путешествие на «Разноцветную планету».

- Разноцветик увлекается астрономией.

- А что это за наука астрономия (ответы детей).

- Правильно. Эта наука о небесных объектах (таких как звезды, планеты, кометы и галактики) и феноменах, которые происходят за пределами атмосферы Земли (таких как, солнечное сияние и космическая радиация).

- Ребята, хотите побывать на «Разноцветной планете»? (ответы детей).

- Но чтобы попасть туда, нужно пройти подготовку как настоящие космонавты.

- А знаете ли вы, где готовят космонавтов? (ответы детей - В центре подготовки космонавтов).

- Правильно в центре подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина. А почему этот центр назван в честь Ю.А.Гагарина? ( Гагарин – первый в мире человек, который полетел в космос.).

- Правильно. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли, его полет вошел в историю всего человечества, потому что он был первым.

Итак, вы готовы к испытаниям? Тогда начинаем.

  1. Основная часть

А вот и первое испытание.    

Посмотрите на изображение поля Солнечной системы. Все планеты сошли со своих орбит. Что же может произойти? (ответы детей).

Давайте расставим планеты на свои места, а в этом нам поможет робомышь. Каждый ребенок берет планету, рассказывает о ней, кладет планету на мышь и программирует робомышь до нужной цифры.

А поможет вспомнить нам порядок расположения планет в Солнечной системе стихотворение.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь – Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Итак, располагаем планеты в Солнечной системе. Первая планета …..

Молодцы, вы правильно расставили все планеты. Справились с испытанием.

Конструирование модели ракеты из разных видов конструктора.

Продолжаем подготовку  к полету.

- А на чем мы полетим на «Разноцветную планету»? (ответы детей - На ракете.).

- Хорошо. Предлагаю приступить к конструированию ракеты.

На выполнение задания у вас всего три минуты. Поэтому надо работать слаженно, дружно, как одному экипажу.

Задание понятно? Приступайте к выполнению. Помните о времени.

- Итак, ракеты готовы.

Проверяем результат работы.

Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием.

Физминутка

Теперь мы можем отправляться на Разноцветную планету.(Дети садяться на стульчики и находятся в макете ракеты из мягких модулей.)

- Внимание! Внимание! Космический корабль отправляется к Разноцветной планете, прошу экипаж занять свои места (дети садятся на стульчики).

- Экипаж к полёту готов? (Готов)

- Начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2.1, пуск!
При отрыве от Земли (откидываются назад)
Возникают перегрузки (прижимаются к спинке стула)
Раз-два – скорость света,
Три-четыре – мы летим.
На далёкую планету
Поскорей попасть хотим!
Отрыв произошёл,
Невесомость наступает,
Всё кружится и летает (изображают невесомость)

- Наш звездолёт совершил посадку на Разноцветную планету. 

Дидактическая игра «Планеты солнечной системы - парочки»

-Ребята, Разноцветная планета, не так проста и чтобы попасть туда нам нужно найти пару солнечной системы.

Исследовательская деятельность

- Наша задача взять на этой планете грунт для исследования в нашей лаборатории.
(на полу в ёмкостях лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар, ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата)

Космонавт-исследователь:

Дети (с закрытыми глазами) разными способами дотрагиваются до грунта и исследуют его:

  • Пальцами рук
  • Ладошкой
  • Тыльной стороной руки
  • Легко сжать кулаки с грунтом

- Расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают, какой грунт: мягкий, твёрдый, холодный, колючий, острый, сыпучий и т.д.)

- Итак, мы исследовали грунт Разноцветной планеты. Молодцы, ребята.

- Ребята, как вы думайте какой житель Разноцветной планеты? (ответы детей).

-Давайте его изобразим с помощью разноцветных палочек.

Появляется инопланетянин.

Разноцветик: Здравствуйте, ребята. Как красиво вы меня все изобразили Это я, Разноцветик. Это я написал вам письмо и пригласил в гости на мою планету.  Я рад, что вы прилетели. Скажите, пожалуйста, вы умеете тайны разгадывать? (ответы детей - Да.).

- Тогда помогите мне разгадать тайну Разноцветной планеты, какой песок на моей планете сладкий.

Воспитатель: Хорошо, Разноцветик, мы поможем разгадать тебе эту тайну, но нам для этого нужно взять образцы вашего грунта (беру грунт)
Мы приглашаем тебя в нашу лабораторию.

- Ребята, мы возвращаемся в ракету, в нашу лабораторию.

Дети садятся за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики с песком и сахаром, стаканчики с водой, лупы, салфетки, ложки)

- Ребята, Разноцветик предложил раскрыть тайну планеты и узнать где сладкий песок. Но сначала давайте повторим правила работы с песком: не рассыпать его, не брать в рот, не кидаться друг в друга, работать аккуратно с песком.

- Как вы думаете, сладкий песок – это что? (сахар)

- Как мы можем отличить сахар от песка? (по цвету, сахар растворяется в воде, состоит из песчинок)

Предположим, что сахар растворится в воде, а песок не растворится.

Опыт №1. Сравнить сахар и песок, чем они похожи, почему сахар называют песком. Дети берут ложкой песок и сыплют его над стаканчиком, тоже проделывают с сахаром. Вывод – и песок и сахар сыплется.

Кладут песок на салфетку и рассматривают через лупу. Из чего состоит песок? Из песчинок. Возьмите песчинки, положите на ладошку, покрутите пальчиком песчинки, какие они? Твёрдые, а песок, какой – мягкий. Почему?

Аналогично проделывают с сахаром. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? Да.

Вывод: и песчинки сахара, и песчинки песка – твёрдые.

Опыт №2. С песком

Дети берут чайную ложку песка, опускают в стакан с водой и размешивают.

  • Дают смеси отстояться.
  • Изменилась ли прозрачность воды? (вода стала мутной)
  • Изменился цвет воды? (нет)
  • Исчезли ли песчинки? (нет, они опустились на дно)

Песок не растворился.

Опыт №3. С сахарным песком

Дети берут чайную ложку сахарного песка, опускают в стакан с водой и размешивают.

  • Изменилась ли прозрачность воды? (нет)
  • Изменился ли цвет воды? (нет)
  • Изменился ли вкус воды? (да, вода стала сладкой)
  • Можно ли сказать, что сахар исчез? (нет, он стал невидимым, вода его растворила)

Этот песок растворился, вода стала сладкой, значит это сахар.

Вывод: Сахар в воде растворяется, а песок нет.

Разноцветик: Спасибо, ребята, вы помогли мне разгадать тайну Разноцветной планеты. До свидания, друзья. Ждите меня к себе в гости.

- Ребята, нам тоже пора возвращаться на нашу планету (дети снимают фартуки, занимают места в звездолёте)

  1. Заключительная часть

- Внимание! Внимание! Звездолет к полету готов, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск!

Раз-два – скорость света, (откидываются на стульях)
Три-четыре – мы летим
На родную нам планету
Мы попасть скорей хотим.
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)

Вот мы с вами и вернулись на планету Земля в наш детский сад.

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- А что мы делали на Разноцветной планете?

- Изучали грунт.

- А как мы это делали?

- Рассматривали через лупу, пробовали на ощупь, растворяли в воде, сравнивали между собой.

- Молодцы, ребята! Наше космическое путешествие на Разноцветную планету окончено. До новых приключений!

Непосредственная образовательная деятельность по математике с элементами моделирования  «Космическое путешествие»

Цель: обобщить полученные знания о космосе; закрепить знания ориентировки в пространстве и на плоскости; продолжить формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру из 6 фигур, изображенных ниже черты;
  • Упражнять детей в доказательстве решения;
  • Упражнять в классифицирование объектов, выделяя множества по присущим им признакам;
  • Выявить знания геометрических фигур и их свойств; закреплять навык выкладывания из геометрических фигур изображения, опираясь на схему;
  • Повторить количественный и порядковый счет, обратный счет, знание цифр;
  • Упражнять в согласовании числительного с существительным, активизировать словарь детей по теме «Космос»;
  • Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, умение анализировать, внимание.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Совсем недавно в нашей стране  отмечался необычный день—День космонавтики. Наши космонавты очень мужественные, сильные, умные люди, много полезного и интересного было открыто ими на орбите. Сейчас в космос можно полететь даже туристу, при условии, что он абсолютно здоров и готов выполнять работу на орбитальной станции.

Но мы с вами ещё малы. Тем не менее, я приглашаю вас  в небольшое космическое путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала отгадайте загадку:

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд,

Наш народ построил эту

Межпланетную …….( ракету)

  1. Основная часть

https://kssovushka.ru/uploads/images/2859%D0%9F1.%D0%91.2016.4-1.png

Чтобы собрать для полета ракету, необходимо соединить по порядку цифры на планшетах, что лежат перед вами.

Дети выполняют задание, первый, кто выполнит, вызывается к мольберту и выполняет задание на нем для того, чтобы дети могли проверить себя самостоятельно.

Воспитатель: Молодцы! Ракету собрали, теперь необходимо подключить бортовой компьютер. Ведь мы пока не умеем рассчитывать траекторию полета космического корабля. Для подключения необходимо правильно заполнить настроечную таблицу: вставить недостающую фигуру.

https://kssovushka.ru/uploads/images/2859%D0%9F1.%D0%91.2016.4-2.pnghttps://kssovushka.ru/uploads/images/2859%D0%9F1.%D0%91.2016.4-3.png

Дети рассуждают, анализируя  форму корпуса и крыльев ракет, количество иллюминаторов и раскраску крыльев. Выбирают ракету №1. На экране модели компьютера появляется изображение звездной галактики.

Воспитатель: Хорошо, наш компьютер подключился, программа запуска заработала. Можно начинать обратный отсчет времени до старта нашей ракеты.

Дети ( все вместе): 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск!

Звучит запись старта ракеты.

Воспитатель: Вот мы и в космическом пространстве. Для начала необходимо осмотреться, что вы видите в иллюминаторах ракеты?(ориентирует детей на макет солнечной системы)

Дети: Мы видим разные планеты, нашу Землю, Луну, Солнце.(Появляется инопланетяне, с заданием «Расставь правильно цифры»)

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего планет?( всего 9 планет) Сколько больших звезд?(1 звезда, наше Солнце) Посчитайте, какой по счету от Солнца будет наша Земля? Какой по счету Сатурн? Юпитер? Марс? Венера? Плутон? Какая планета ближе к Солнцу?  Какая дальше? (Дети отвечают).

Звучит вступление песни «Компьютерный вирус»

Воспитатель: Ребята, что это за звук? На наш компьютер напал вирус. Все системы отключились. Искусственная гравитация тоже. (Звучит музыка «Зодиак») На нашем корабле невесомость. Давайте воспользуемся этим и немного полетаем.

Физминутка «Невесомость»: Дети, стоя на одной ноге, раскинув руки в стороны, « парят» в невесомости под музыку «Зодиак»

Воспитатель: Внимание, гравитация включена! (под музыку появляется Робот на экране) Интересно, как Робот смог проникнуть на наш корабль? И для чего он здесь?

Робот:  Я робот-уборщик. Не могу самостоятельно справиться с космическим мусором в вашем секторе. Прошу помощи у землян.

Воспитатель: Ребята, поможем роботу?

Дети: Да!

Воспитатель: Выходить за пределы ракеты можно только в космическом скафандре, у нас на борту два скафандра, поэтому я предлагаю работать в парах по очереди.

Дети становятся парами, одевают «скафандры» и собирают «космический мусор»( блоки Дьенеша).

Воспитатель: Молодцы! А теперь рассортируйте мусор по трем контейнерам, только будьте внимательны! Контейнеры обозначены тремя обручами: синим, красным и зеленым. В синий обруч поместите синие фигуры, в красный обруч—все маленькие фигуры, в зеленый обруч—все большие фигуры, а на пересечении всех обручей—только цилиндры.

Дети выполняют задание .

Воспитатель: Ребята, мы помогли роботу, а он все равно грустит. В чем дело?(дети высказывают предположения) Верно, мы улетим, а он останется один. Давайте подарим ему друзей- роботов, а чтоб не ошибиться в сборке, я предлагаю  воспользо-ваться схемой. 

https://kssovushka.ru/uploads/images/2859%D0%9F1.%D0%91.2016.4-4.png

Схема помещается на магнитную доску, дети выкладывают из «Кубиков Дьеныша» или счетных палочек роботов.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы создали много друзей для робота, теперь ему не будет одиноко.

(звучит музыка «Зодиак») А теперь пора возвра-щаться на Землю, начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!

Воспитатель: Вот мы и дома, понравилось вам наше космическое путешествие? А чем мы с вами занимались на орбите? (выслушивает ответы детей) Я рада, что мы с пользой провели время.

Непосредственно образовательная деятельность « Космические опыты и эксперименты»

 Цель:   уточнить и расширить представления детей о космосе через   проведение опытов и экспериментов.

Задачи:

- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.  

- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

  1. Вводная часть

 —   Воспитатель: Ребята,  сегодня наше занятие мы проведем в лаборатории. Мы будем говорить о космосе, будем проводить опыты и эксперименты. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Можно задавать вопросы слушать, смотреть, трогать руками, но только с разрешения взрослого. Нельзя пробовать на вкус, громко кричать, разговаривать, нужно быть аккуратными, чтобы ничего не разбить. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о космосе. Подойдите все ко мне. Что вы видите перед собой?

Совершенно верно пазлы. А, что вы  видите на пазлах?  

-Космос.      

- Что такое космос? Это планеты, звезды.  Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная! Молодцы!

  1. Основная часть

 На экране появляется картинка с изображением планеты Земля

- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появилась наша Земля?( Ответы детей)

- Миллиарды лет назад Солнце было огромным раскаленным   шаром. Однажды произошел мощный   взрыв и от  Солнца   откололись  огромные куски. Эти куски стали называть планетами. Сначала наша планета тоже была горячей, но постепенно она остывала.  с вами проведем опыт и посмотрим,  как это было. Подходите все к столу. ( опыт Горячая планета).

- Посмотрите,  у меня есть термос с горячей водой. Давайте представим, что это наша горячая планета Земля. Я открываю крышку и « наша планета» начинает остывать, Что при этом происходит? Мы видим, что вода начинает испаряться, В холодном воздухе пар снова  превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом зеркало. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды? Совершенно верно, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю. Так образовался первый океан, а в нем возникла жизнь.

—  Ребята, что мы видим? На экране появляется изображение Луны.

- Совершенно верно, это Луна. — Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник? (Ответы детей).

— Спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело. Ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было? Давайте пройдем к следующему столу.

Опыт  (Метеоритные кратеры)

 -   Ребята, посмотрите, перед вами чаша с манкой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти камешки   – метеориты. Как можно устроить атаку метеоритов на лунную поверхность? (ответы детей). Дети бросают «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети бросают    в чашу с манкой камни с разной высоты.
— Что происходит с манкой?  Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров? А глубина ямки? Ответы детей.

— Правильно ребята, чем выше   от поверхности  камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую? Ответы детей.

—  Ребята, посмотрите, что это? Ответы детей.

-Солнце – это планета или звезда? (звезда)

-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)

-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

Воспитатель:  Ребята, Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем опыт.

Для этого пройдите за эти столы.

Опыт «День - ночь»

На столе стоит  настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.

 Воспитатель: Ребята, а где Солнце находиться в космосе. Давайте проведем опыт.

Физкультминутка.

Я планета ( 2раза) полетела в космос ( 2 раза)

раз стыковка, два стыковка,

а вокруг планеты - Солнце и Луна. ( 2 раза)

Опыт «Космос в тарелке»

Воспитатель: Ребята,  а я  предлагаю вам в нашей лаборатории  создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?
Ответы детей.
— Ребята, подходим к столам, садимся и внимательно слушаем .    
—  У каждого на столе стоит стакан с водой, краситель. Выливаем в большую прозрачную тарелку воду и краситель все смешиваем. Берем пустой стакан переворачиваем его и погружаем в воде. И находим все оставшиеся планеты. (Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим) -Ребята красиво? Что у нас получилось? ( Ответы детей).

  1. Заключительная часть

 — Ребята,   наше занятие заканчивается.     Понравилось  вам наше занятие?  
Ответы детей.

 — Какие планеты солнечной системы нам удалось увидеть из космоса?
Ответы детей.

 — Почему среди всех планет солнечной системы, планета Земля является самой уникальной?  

 — Чем мы занимались в лаборатории ? Ответы детей.

— Интересное занятие у нас получилось. Мне очень понравилось  работать с такими замечательными ребятами, как вы!

— Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно!  До свидания ребята!

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...