Царство Нептуна
материал по окружающему миру (старшая группа)
Расширить знания детей о реке, море и их обитателях, закрепить представления о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-konspekt_tsarstvo_neptuna.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный СП Детский сад №22 «Берёзка»
Красноярского района Самарской области
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Царство Нептуна»
Выполнила:
Воспитатель
Аширова Фяридя Зарифовна
2022г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».
Задачи:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания, понимания того, что рыбам и другим обитателям для жизни нужна чистая вода. («Познание»);
-формировать коммуникативные качества («Социализация»);
-расширить знания детей о реке, море и их обитателях, закрепить представления о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела («Познание»);
-закрепить понятие: хищные рыбы, морские, рыбы, речные рыбы («Познание»);
-активизировать в речи детей названия рыб, живущих в различных водоемах, морских обитателей («Коммуникация»);
-формировать потребность контролировать свои движения, эмоции в соответствии со словесным описанием образа, уровнем громкости музыкального сопровождения («Музыка»);
-формировать умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи различного характера («Познание»);
-создание безопасных условий для проведения опытов («Безопасность»);
-приобщать детей к удивительному миру искусства через создание совместной композиции в соответствии с замыслом, используя для этого нетрадиционные изобразительные техники («Художественное творчество»);
развивать координацию движений руки и глаза при вырезывании рыб. Приучать добиваться отчётливой формы, развивать эстетические чувства («Художественное творчество»);
- развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание («Познание»);
- развивать мелкую моторику пальцев рук («Физическая культура»)
Методы и приёмы:
- практические: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, рисование, аппликация, конструирование, игры;
-наглядные: рассматривание картинок с изображением рыб, глобус, аквариум, изображение реки и моря;
словесные: стихи, загадки, вопросы, беседа, скороговорки,
Материалы и оборудование:
картинки с изображением рыб, тематический материал: море, река, аквариум, волны, рыбки, водоросли, улитка, ракушка, удочка с магнитом, рыбки с магнитом.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика: «Рыбки», «Пруд», п/и: Караси и щука», «Ходят волны на просторе», «Что видела золотая рыбка» |
Игровая | Игра: «Поймай рыбку», «Где живут рыбки», |
Продуктивная | Рисование: «Рыбки в аквариуме», аппликация «Красивые рыбки» |
Познавательно-исследовательская | Опыты с водой. Рассматривание иллюстраций из альбома: «Морские рыбы», просмотр фрагмента фильма о рыбах |
Коммуникативная | отгадывание загадок, вопросы, чтение стихотворения, скороговорки, д/у: «Назови ласково» |
Чтение х/л | Загадки, восприятие стихотворения И. Токмакова: «Где спит рыбка» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат | |
1 | Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «Пруд» (см. прил) | Дети выполняют движения под слова | Включены в образовательную деятельность | |
2 | Воспитатель задаёт вопросы: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течёт-течёт-не вытечет, бежит-бежит не выбежит» (вода.) Какая в подводном царстве вода? (прозрачная, чистая,тёплая) | Дети отвечают на вопросы: Если бы вода была грязной, то её жители бы погибли или заболели | Сформированы экологические представления | |
3 | Воспитатель показывает глобус и предлагает рассмотреть его | Дети рассматривают его и отмечают каким цветом обозначена вода, а вода это-море, река, океан, лужа, болото. Отвечают на вопрос: Кого больше всего в подводном царстве? отгадывают, кто это- «у родителей и деток вся одежда из монеток» (рыбки). Где живут рыбы? Почему им хорошо в водичке? Что они там делают? (плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок. Кто ещё умеет плавать? (люди, корабли, животные). Чему мы посвящаем наше занятие? | Сформировано представление о жителях подводного царства (рыбы, лягушки, раки, улитки), умение обобщать | |
4 | Воспитатель предлагает картинки с изображением морских и речных рыб, рассказывает | Дети рассматривают, отмечают, что все рыбы разные, общее у них глаза, тело напоминает капельку, жабры, плавники, хвост и все живут в воде и покрыты чешуёй. Рыба-живое существо она дышит-в воде есть воздух, ест, растёт, у неё появляются дети из икры (мальки), спит | Закреплены представления детей о жизни рыбы, строении тела | |
5 | Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка» (см. приложение) | Дети слушают стихотворение Вопросы к детям, где спит рыба? Как спит (застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век), ничего не видит | Пробужден интерес к художественной литературе | |
Воспитатель вносит тазик с пластмассовыми рыбками и удочками, проводит игру: «Поймай рыбку» | Дети ловят рыб на магнитную удочку и называют их | Развиты крупная и мелкая моторика рук | ||
6 | Воспитатель вносит журналы и книги, предлагает рассмотреть иллюстрации на тему: | Дети рассматривают иллюстрации из книги, журнала, задают вопросы воспитателю | Сформировано представление о водоёмах, интерес к познавательной литературе | |
7 | Воспитатель вносит аквариум с рыбками и предлагает рассмотреть | Дети рассматривают и отвечают, что видят в аквариуме (водоросли, камешки, рыбы), называют их | Закреплен умение делать выводы: вода в аквариуме, как и в море, реке, озере-чистая | |
8 | Воспитатель организует подвижную игру: «Что видела золотая рыбка» (см. приложение) | Дети играют: Рыбонька-рыбка, золотой хвостик! Где ты бывала, что ты видала?» Плавала в речке, плавала в пруду, Видела я камешки, тинушку-траву. Видела улиток, водоросль-траву. И красивых рыбок, лилии в пруду! | Сформировано умение координировать речь с движением | |
9 | Воспитатель проводит д/у: «Назови ласково» | Дети называют ласково: рыба-рыбонька…, икра, сом, река, лягушка, хвост, вода, улитка и т.д | Сформировано умение называть слова в уменьшительно-ласкательной форме | |
10 | Воспитатель вносит 2 банки и проводит опыт с водой (на прозрачность) | Дети рассматривают банку с чистой водой и банку с мутной водой (грязной), затем опускают предметы в обе банки и сравнивают, отмечая в какой банке видны предметы. Прозрачна ли вода в кране? (чистая), что было бы если текла грязная вода? | Сформировано умение обобщать: чистая вода- прозрачная, грязная- мутная | |
11 | Рефлексия | Дети отметили: чтобы рыбкам жилось хорошо, везде должна быть чистая вода-в реке, океане, озере, море и аквариуме | Сформировано умение делать выводы, умозаключения | |
12 | Воспитатель организует п / игру: «Ходят волны на просторе» (см. приложение) | Дети играют, выполняя движения под слова | Снято мышечное и эмоциональное напряжение | |
13 | Воспитатель вносит цветную бумагу и предлагает сделать аппликацию «Красивые рыбки» | Дети выполняют аппликацию | Развито чувство композиции, умение подобрать бумагу красивых цветов, закреплены приёмы вырезывания | |
14 | Воспитатель проводит п/г: «В аквариуме» | Дети играют: Плавает в аквариуме рыбка золотая, Посмотрите на неё- Красивая какая (ладошки складывают вместе, выполняют волнообразные движения. | Развита мелкая моторика рук и речь детей | |
15 | Рефлексия | Дети любуются композицией | Самооценка своей деятельности | |
16 | Воспитатель загадывает загадки (см.приложение) | Дети отгадывают | Закреплено умение анализировать по признакам | |
17 | Воспитатель проводит игру: «Где живут рыбки», устанавливая на мольберте изображение моря и реки | Дети находят картинки и размещают рыб там, где они живут | Развито внимание, закреплены знания о среде обитания рыб | |
18 | Воспитатель вносит акварельные краски и простой карандаш, предлагает нарисовать «Рыбки в аквариуме» | Дети рисуют рыбок, изображают водоросли, камни, улиток | Сформировано умение передавать особенности внешнего вида рыб, простые движения, умение рисовать контур простым карандашом | |
19 | Рефлексия | Дети любуются красивыми рыбками | Самооценка своей деятельности | |
20 | Воспитатель показывает фрагмент фильма о рыбах: | Дети смотрят фильм | Создана ситуация успеха | |
22 | Воспитатель читает скороговорки | Дети проговаривают скороговорки вместе с воспитателем и пожеланию: В реке у Поликарпа 3 карася, 3 карпа. Карл украл у Поликарпа пол карася, пол карпа. Отвечают на вопросы: чем питаются карась и карп? Каких рыб называют хищными? В нашей реке есть такие? Называют их | Сформировано умение воспринимать смысл скороговорок, чётко проговаривать их | |
23 | И/у «Сосчитай рыбок в пруду» | Дети считают и показывают на карточках рыбок | Закреплён порядковый счёт в пределах 10, названия рыб | |
24 | Подвижная игра: Караси и щука» (под музыку) (см. прил) | Дети играют, на весёлую музыку плавают караси, а на тревожную прячутся за камни | Сформировано умение действовать по правилам | |
25 | Выставка: «Красивые рыбки» |
Приложение:
. П/г: «Пруд»
На закате дремлет пруд. (Руки, сложенные вместе, кладут под щёку.)
По воде круги плывут- (Рисуют на столе пальцами круги.)
Это маленькие рыбки (Складывают руки вместе и делают рыбку.)
Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают кулаки.)
И. Токмакова «Где спит рыбка»
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе, след собачий к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу, мышкин-к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
п/и: «Что видела золотая рыбка»
Рыбонька-рыбка, золотой хвостик! (Плывут по кругу.)
Где ты бывала, что ты видала?
Плавала в речке, плавала в пруду,
Видела я камешки, тинушку-траву. (Приседают и стучат по полу кулачками.)
Видела улиток, водоросль-траву. ( Сначала идут на корточках, затем медленно
встают и качаются, словно водоросли.)
И красивых рыбок, лилии в пруду! (Плавают по группе.)
п/и: «Ходят волны на просторе»
Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут руками.)
Вы узнали? Это-море.
Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)
То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.)
Загадки о рыбах:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. Ответ (Аквариум)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. Ответ (Щука)
В реке большая драка:
Поссорились два ...
Ответ (рака)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Ответ (Рыбка)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ (Сом)
Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй.
Ответ (Рак)
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Ответ (Аквариум)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
Ответ (Акула)
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест. Ответ (Акула)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник в бассейне "В царстве Нептуна"
Конспект спортивного празника на воде, разработан для детей старшего дошкольного возраста....
« Путешествие в царство Нептуна »
Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования....
Конспект занятия по ИЗО "В царстве Нептуна"
Конспект занятия по ИЗО со старшей группой...
Конспект НОД в области "художественное творчество" для детей старшего дошкольного возраста "Царство Нептуна"
Продолжать знакомство с обитателями моря. Познакомить с новыми способами рисования....
«В подводном царстве Нептуна»
Конспект занятия по рисованию...
Царство Нептуна
Цель: Способствовать развитию и популяризации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, пропаганде здорового образа жизни, привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом д...
Спортивное развлечение в бассейне для средних групп «В царстве Нептуна»
Праздник проходит в детском саду...