Царство Нептуна
материал по окружающему миру (старшая группа)

Аширова Фяридя Зарифовна

Расширить знания детей о реке, море и их обитателях, закрепить представления о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_tsarstvo_neptuna.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный СП Детский сад №22 «Берёзка»

Красноярского района Самарской области

План – конспект

непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Царство Нептуна»

                                                                               

                                                                               Выполнила:

                                                                           Воспитатель

                                                                                Аширова Фяридя Зарифовна

2022г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

Задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания, понимания того, что рыбам и другим обитателям для жизни нужна чистая вода.  («Познание»);

-формировать коммуникативные качества («Социализация»);

-расширить знания детей о реке, море и их обитателях,    закрепить представления о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела («Познание»);                                                                                                                

 -закрепить понятие: хищные рыбы, морские, рыбы, речные рыбы («Познание»);

-активизировать в речи детей названия рыб, живущих в различных водоемах, морских обитателей («Коммуникация»);

-формировать потребность контролировать свои движения, эмоции в соответствии со словесным описанием образа, уровнем громкости музыкального сопровождения («Музыка»);

-формировать умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи различного характера («Познание»);

-создание безопасных условий для проведения опытов («Безопасность»);

-приобщать детей к удивительному миру искусства через создание совместной композиции в соответствии с замыслом, используя для этого нетрадиционные изобразительные техники («Художественное творчество»);

развивать координацию движений руки и глаза при вырезывании рыб. Приучать добиваться отчётливой формы, развивать эстетические чувства («Художественное творчество»);

- развивать логическое  мышление, память, слуховое и зрительное внимание («Познание»);

- развивать мелкую моторику пальцев рук («Физическая культура»)

Методы и приёмы:

- практические: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, рисование, аппликация, конструирование, игры;

-наглядные: рассматривание картинок с изображением рыб, глобус, аквариум, изображение реки и моря;  

словесные: стихи, загадки, вопросы, беседа, скороговорки,                                                              

Материалы и оборудование:

картинки с изображением рыб, тематический материал: море, река, аквариум, волны, рыбки, водоросли, улитка, ракушка, удочка с магнитом, рыбки с магнитом.

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика: «Рыбки», «Пруд»,  п/и: Караси и щука», «Ходят волны на просторе», «Что видела золотая рыбка»  

Игровая

Игра: «Поймай рыбку», «Где живут рыбки»,

Продуктивная

Рисование: «Рыбки в аквариуме», аппликация «Красивые рыбки»

Познавательно-исследовательская

Опыты с водой.             Рассматривание иллюстраций из альбома: «Морские рыбы», просмотр фрагмента фильма о рыбах

Коммуникативная

отгадывание загадок, вопросы, чтение стихотворения,   скороговорки, д/у: «Назови ласково»

Чтение х/л

Загадки, восприятие стихотворения И. Токмакова: «Где спит рыбка»

             

               Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

1

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «Пруд» (см. прил)

Дети выполняют движения под слова

Включены в образовательную деятельность

2

Воспитатель задаёт вопросы: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течёт-течёт-не вытечет, бежит-бежит не выбежит» (вода.) Какая в подводном царстве вода? (прозрачная, чистая,тёплая)

Дети отвечают на вопросы: Если бы вода была грязной, то её жители бы погибли или заболели

Сформированы экологические представления

3

Воспитатель показывает глобус и предлагает рассмотреть его

Дети рассматривают его и отмечают каким цветом обозначена вода, а вода это-море, река, океан, лужа, болото. Отвечают на вопрос: Кого больше всего в подводном царстве? отгадывают, кто это- «у родителей и деток вся одежда из монеток» (рыбки). Где живут рыбы? Почему им хорошо в водичке? Что они там делают? (плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок. Кто ещё умеет плавать? (люди, корабли, животные). Чему мы посвящаем наше занятие?

Сформировано представление о жителях подводного царства (рыбы, лягушки, раки, улитки), умение обобщать

4

Воспитатель предлагает картинки с изображением морских и речных рыб, рассказывает

Дети рассматривают, отмечают, что все рыбы разные, общее у них глаза, тело напоминает капельку,  жабры, плавники, хвост и все живут в воде и покрыты чешуёй. Рыба-живое существо она дышит-в воде есть воздух, ест, растёт, у неё появляются дети из икры (мальки), спит

Закреплены представления детей  о жизни рыбы, строении тела

5

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка» (см. приложение)

Дети слушают стихотворение Вопросы к детям, где спит рыба? Как спит (застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век), ничего не видит

Пробужден интерес к художественной литературе

Воспитатель вносит тазик с пластмассовыми рыбками и удочками, проводит игру: «Поймай рыбку»

Дети ловят рыб на магнитную удочку и называют их

Развиты крупная и мелкая моторика рук

6

 Воспитатель вносит журналы и книги, предлагает рассмотреть иллюстрации на тему:

Дети рассматривают иллюстрации из книги, журнала, задают вопросы воспитателю

Сформировано представление о водоёмах, интерес к познавательной литературе

7

Воспитатель вносит аквариум с рыбками и предлагает рассмотреть

Дети рассматривают и отвечают, что видят в аквариуме (водоросли, камешки, рыбы), называют их

Закреплен умение делать выводы: вода в аквариуме, как и в море, реке, озере-чистая

8

Воспитатель организует подвижную игру: «Что видела золотая рыбка»

(см. приложение)

Дети играют: Рыбонька-рыбка, золотой хвостик! Где ты бывала, что ты видала?» Плавала в речке, плавала в пруду, Видела я камешки, тинушку-траву. Видела улиток, водоросль-траву. И красивых рыбок, лилии в пруду!

Сформировано умение  координировать речь с движением

9

Воспитатель проводит д/у: «Назови ласково»

Дети называют ласково: рыба-рыбонька…, икра, сом, река, лягушка, хвост, вода, улитка и т.д

Сформировано умение называть слова в уменьшительно-ласкательной форме

10

Воспитатель вносит 2 банки и проводит опыт с водой  (на прозрачность)

Дети рассматривают банку с чистой водой и банку с мутной водой (грязной), затем опускают предметы в обе банки и сравнивают, отмечая в какой банке видны предметы.

Прозрачна ли вода в кране? (чистая),  что было бы если текла грязная вода?

Сформировано умение обобщать: чистая вода- прозрачная, грязная- мутная

11

Рефлексия

Дети отметили: чтобы рыбкам жилось хорошо, везде должна быть чистая вода-в реке, океане, озере, море и аквариуме

Сформировано умение делать выводы, умозаключения

12

Воспитатель организует п  / игру: «Ходят волны на просторе» (см. приложение)

Дети играют, выполняя движения под слова

Снято мышечное и эмоциональное напряжение

13

Воспитатель вносит цветную бумагу и предлагает сделать аппликацию «Красивые рыбки»

Дети выполняют аппликацию

Развито чувство композиции, умение подобрать бумагу красивых цветов, закреплены приёмы вырезывания

14

Воспитатель проводит п/г: «В аквариуме»

Дети играют: Плавает в аквариуме рыбка золотая, Посмотрите на неё-

Красивая какая (ладошки складывают вместе, выполняют волнообразные движения.

Развита мелкая моторика рук и речь детей

15

Рефлексия

Дети любуются композицией

Самооценка своей деятельности

16

Воспитатель загадывает загадки (см.приложение)

Дети отгадывают

Закреплено умение анализировать по признакам

17

Воспитатель проводит игру: «Где живут рыбки», устанавливая на мольберте изображение моря и реки

Дети находят картинки и размещают рыб там, где они живут

Развито внимание, закреплены знания о среде обитания рыб

18

Воспитатель вносит акварельные краски и простой карандаш, предлагает нарисовать «Рыбки в аквариуме»

Дети рисуют рыбок, изображают водоросли, камни, улиток

Сформировано умение передавать особенности внешнего вида рыб, простые движения, умение рисовать контур простым карандашом

19

Рефлексия

Дети любуются красивыми рыбками

Самооценка своей деятельности

20

Воспитатель показывает фрагмент фильма о рыбах:

Дети смотрят фильм

Создана ситуация успеха

22

Воспитатель читает скороговорки

Дети проговаривают скороговорки вместе с воспитателем и пожеланию: В реке у Поликарпа 3 карася, 3 карпа. Карл украл у Поликарпа пол  карася, пол карпа. Отвечают на вопросы: чем питаются карась и карп? Каких рыб называют хищными? В нашей реке есть такие? Называют их

Сформировано умение воспринимать смысл скороговорок, чётко проговаривать их

23

И/у «Сосчитай рыбок в пруду»

Дети считают и показывают на карточках рыбок

Закреплён порядковый счёт в пределах 10, названия рыб

24

Подвижная игра: Караси и щука»

(под музыку) (см. прил)

Дети играют, на весёлую музыку плавают караси, а на тревожную прячутся за камни

Сформировано умение действовать по правилам

25

Выставка: «Красивые рыбки»

Приложение:

. П/г: «Пруд»

На закате дремлет пруд.   (Руки, сложенные вместе, кладут под щёку.)

По воде круги плывут-      (Рисуют на столе пальцами круги.)

Это маленькие рыбки     (Складывают руки вместе и делают рыбку.)

Разыгрались там и тут.     (Сжимают и разжимают кулаки.)

И. Токмакова «Где спит рыбка»

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе, след собачий к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу, мышкин-к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

п/и: «Что видела золотая рыбка»

Рыбонька-рыбка, золотой хвостик!       (Плывут по кругу.)

Где ты бывала, что ты видала?

Плавала в речке, плавала в пруду,

Видела я камешки,    тинушку-траву.     (Приседают и стучат по полу кулачками.)

Видела улиток, водоросль-траву.     ( Сначала идут на корточках, затем медленно

         встают и качаются, словно водоросли.)  

И красивых рыбок, лилии в пруду!     (Плавают по группе.)

п/и: «Ходят волны на просторе»

Ходят волны на просторе.     (Идут по кругу, плавно машут руками.)

Вы узнали? Это-море.

Рыбки весело резвятся            (Делают произвольные движения.)

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,      (Приседают и встают.)

То зароются в песке.         (Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.)

Загадки о рыбах: 

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.  
Ответ (Аквариум)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
Ответ (Щука)

В реке большая драка:
Поссорились два ...

Ответ (рака)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

Ответ (Рыбка)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.

Ответ (Сом)

Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй.

Ответ (Рак)

Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Ответ (Аквариум)

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
Ответ (Акула)

В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест

Жертву любопытства съест. Ответ (Акула)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник в бассейне "В царстве Нептуна"

Конспект спортивного празника на воде, разработан для детей старшего дошкольного возраста....

« Путешествие в царство Нептуна »

Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования....

Конспект занятия по ИЗО "В царстве Нептуна"

Конспект занятия по ИЗО со старшей группой...

Конспект НОД в области "художественное творчество" для детей старшего дошкольного возраста "Царство Нептуна"

Продолжать знакомство с обитателями моря. Познакомить с новыми способами рисования....

«В подводном царстве Нептуна»

Конспект занятия по рисованию...

Царство Нептуна

Цель: Способствовать развитию и популяризации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, пропаганде здорового образа жизни, привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом д...