Интегрированное занятие-эксперимент "Вулкан"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Знакомство с особенностями природного поведения вулкана, наглядная демонстрация извержения вулкана в действии, воспитывать внимательность к явлениям природы, быть бдительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_vulkan_sr._gr.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад №22 «Березка» ГБОУ СОШ пгт Мирный
Интегрированное занятие-эксперимент
по познавательному развитию в средней группе
Тема: Вулкан.
Аширова Фяридя Зарифовна
Воспитатель
первой квалификационной категории
п.г.т. Мирный
2022г
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование детей среднего дошкольного возраста представления о природных явлениях - вулкан, образование магматической лавы.
Задачи:
Образовательные: 1. Дать первоначальное представление о явлении природы - вулкан
2. Познакомить с особенностями природного поведения вулкана
3. Наглядно продемонстрировать извержение вулкана в действии
Воспитательная: Воспитывать внимательность к явлениям природы, быть бдительными.
Развивающие 1.Развивать словарный запас средних дошкольников
2. Развивать способность детей к рассуждению и анализу увиденного
Планируемый результат: Познакомить детей с явлением природы - вулканом, с особенностями природного поведения вулкана, наглядно продемонстрировать извержение вулкана в действии. Обогатить словарный запас детей и практиковать их умение рассуждать и анализировать увиденное и услышанное
Словарная работа: вулкан, кратер, лава, жерло.
Методы и приемы: Словесные методы- описание, беседа, анализ; наглядные методы - метод иллюстраций, метод демонстраций; практические методы- эксперимент.
Подготовительная работа: заранее изготовленный макет вулкана, подготовка картинок или слайдов с изображениями реальных существующих вулканов на Земле, виды вулканов, рисунок-схема вулкана в разрезе. Готовится ребенок, который будет изображать вулкан: костюм - длинная черная мантия и шапочка с горящими языками извергающейся лавы. Ребенок к занятию учит два стихотворения.
Оборудование: картинки с изображением различных вулканов на Земле; макет вулкана для практического занятия, поддон, 1 столовая ложка соды, 1 столовая ложка моющего средства (жидкое мыло); пищевой краситель красного цвета, 50 мл. уксус 3-9%. Репродукция картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Технологическая карта познавательного занятия в ДОУ
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Содержание занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | Вводная часть Организацион-ный момент | Здравствуйте, ребята! Хочу, чтобы вы все успокоились и были готовы к занятию. | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность | Дети рассаживаются на свои места и готовы слушать воспитателя. |
2. | Мотивация. Постановка и принятие детьми цели занятия. | (Раздается стук в дверь) Ребята, давайте посмотрим, кто к нам сегодня пришел на занятие. (Открывается дверь, входит заранее подготовленный ребенок, переодетый вулканом) Вулкан: Я черный страшный великан, Что делать мне - решаю сам: Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать. А ну, попробуй угадать, Как же вам меня назвать? В: Ребята отгадайте, кто же наш гость. Правильно ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Вулканы». Мы узнаем много нового и интересного, что это за явление природы и что с ними может происходить. | Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): Приходит в гости Вулкан. Проблемная ситуация: Пришедшим героем задается загадка, которую нужно отгадать ребятам. Воспитатель выслушивает ответы детей, акцентирует внимание, в случае необходимости, на специфических чертах главного героя из загадки. Подталкивает к нахождению правильного ответа. В результате воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. | Ребята отгадывают, кто же главный герой, пришедший к ним в гости. |
3а | Основная часть. А) Теорети-ческая часть. Начало выполнения действий по задачам | А) Вводная беседа. Послушайте, какая есть легенда о происхождении этого загадочного названия. Я предлагаю нашему гостю, Вулкану, тоже присесть и присоединиться ко всем ребятам итак слушайте. (Читает текст) Правда красива история?! Б) Строение вулкана. Ребята, посмотрите, я вам приготовила картинки вулканов, которые существуют на Земле. (Идет демонстрация 3 слайдов) Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Конечно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Кто-нибудь знает, как называется эта часть вулкана? Да, действительно. огромная чаша с крутыми склонами -это кратер вулкана, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Демонстрируется рисунок-схема вулкана в разрезе. Отмечаются все элементы, изображенные на рисунке) в) Виды вулканов: Ребята, мы выяснили, что вулканы похожи на пирамиду. На первый взгляд, это обычная гора, но она может оказаться спящим вулканом. Как вы думаете, почему возникло такое название «спящий вулкан»? Правильно. А это та же самая гора, но только уже с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом – это действующий вулкан. А вулкан, из которого вся лава же вышла на поверхность земли и со временем остыла, как вы думаете, как называется? Да, такие вулканы называются действующими. Вы все молодцы. На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы, навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко, один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают претворяться спящими, они дымят, не переставая, и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава. | Создание ситуации (чтение текста), в которой возникает интерес к получению новых представлений, понятий. Воспитатель с помощью наглядных пособий, наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, подводит детей к запоминанию и воспроизведению информации, необходимой для успешного усвоения. нового материала, новых терминов. | Дети внимательно слушают текст, рассматривают изображения на слайдах, отвечают на поставленные вопросы, анализируют увиденное и услышанное. Это ведет к освоению новыми терминами. |
4 | «Закрепление» детьми новых знаний | Итак, подведем промежуточный итог, что же мы нового узнали про вулканы: (показывается рисунок-схема вулкана в разрезе) - с какими элементами вулканов мы сегодня познакомились. Прошу их назвать и дать характеристику. | Воспитатель с помощью вопросов организует закрепление нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. | Вспоминают, обобщают увиденное и услышанное на занятии. Отвечают на вопросы воспитателя |
3б | Основная часть. Б) Практиче-ская часть. Проектирование решения, актуализация знаний | а) Эксперимент Спасибо нашему Вулкану, мы все сейчас повеселились и попрыгали, а теперь нас ждет еще более увлекательное занятие. Я предлагаю вам превратиться в настоящих экспериментаторов и самостоятельно, общими силами, запустить вулкан, помочь ему проснуться. Вы видите, что передо мной, на столе, на подносе стоит макет вулкана. Прошу вас сейчас встать вокруг стола. Вам необходимо разбиться на пары и у каждой пары будет свое действие для того, чтоб в итоге вулкан заработал. (Воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.) б) Беседа-рассуждение. Ребята, а как вам кажется, когда лава вытекает из кратера вулкана это опасно или нет? Я прошу вас подумать, почему это может быть опасно. Какой вред приносит извержение вулкана? Да, конечно. Лава очень-очень горячая, она даже кипит и потому убивает все живое, что попадается ей на пути. Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». Только спустя несколько лет, ученым-археологам удалось раскопать этот погибший город. Ребята, а кто такие археологи? Да, это очень мужественные люди и только благодаря их работе до нас с вами доходит информация как жили люди в древности и что с ними происходило. Так от город Помпею археологи раскопали из-под пепла лавы. | Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата | Учувствуют в проведении эксперимента: Первая пара: всыпает в бокал с водой, две чайные ложки соды и тщательно размешать. Вторая пара: наливают отдельно полстакана воды и добавляют в нее кофейную ложку пищевого красителя красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. Третья пара: в третью чашку с водой добавить 5 капель моющего средства (жидкого мыла), перемешивают. Четвёртая пара: соединяют раствор с содой и воду с красным цветом, смешивают. Пятая пара: соединяют красно-содовый раствор с мыльной раствор. Затем ребята рассуждают об увиденном извержении, переносят увиденное во время эксперимента на реальную действительность, обобщают свои знания, знакомятся с картиной художника К.Блюллова, рассматривают ее, делают выводы. |
5. | «Закрепление» детьми новых знаний | В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее, и жители могут покинуть города и спастись. А как вы думаете, ребята, есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Вот такое интересное и опасное природное явление - вулкан. | Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. Воспитатель предлагает дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям. | Рассуждают над поставленными вопросами воспитателя. |
6. | Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний. | Ребята, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Какую фигуру напоминает вулкан? Что извергается из вулкана? Чем опасны вулканы? | Подведение итогов новых знаний: воспитатель совместно с детьми фиксирует новые знания в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью ряда вопросов. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, систематизируя свои знания. Еще раз повторяют пройденный материал. |
7. | Рефлексия | Молодцы, все запомнили, все понравилось, а сейчас я предлагаю вам нарисовать вулкан. | Для среднего дошкольного возраста идет рефлексия настроения, которое воспитатель предлагает выразить через рисунок природного явления | Дети рисуют изображение вулкана по своему желанию (действующий/спящий; гора/ в разрезе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)
данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...
Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное
Интегрированное занятие по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...