Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
добро пожаловать в экологию, старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Добро пожаловать в экологию. Старшая группа | 56.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать различные подходы к образованию в области окружающей среды. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда знания преподносятся в увлекательной и доступной форме. В этом возрасте ребёнок уже выделяет себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему его миру.
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя выработку гуманного отношения к природе, системное её строение, осознанного поведения в природе. Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать новые подходы к образованию в области окружающей среды. Вот высказывание доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Верным помощником в данном процессе является игра. Она учит ребёнка правильно воспринимать окружающий мир, увлекает его, ведёт его в свой заманчивый мир. В игре каждый ребёнок раскрывает свои возможности и способности.
Каждый ребёнок сам по себе – маленький исследователь, поэтому участвуя в проектной деятельности, он получает удовлетворение в познавательной активности, в развитии творческих способностей, в средствах самовыражения.
Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, русские народные традиции, обычаи.
Основная цель работы.
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.
Использование данного перспективного плана решает основные задачи экологического воспитания дошкольника.
- Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.
- Показать единство живой и неживой природы.
- Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Приобщать ребёнка к миру природы.
- Помочь осознать единство человека и природы как основы экологического сознания.
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, исследовательской и трудовой деятельности.
Обучение проводится в различной форме: НОД; исследовательская деятельность; игра-путешествие.
Формы подведения итогов по проделанной работе.
- Проведение мониторинга по проделанной работе.
- Организация выставки детских работ, фотовыставки.
- Проведение открытых занятий, праздников, игровых конкурсов, викторин.
Работа с родителями: посещение занятий родителями; индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, выставок совместной деятельности родителей и детей.
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Имеется большой багаж представлений о природе.
- Бережное отношение ко всей природе, живой и не живой.
- Умение восхищаться её красотой.
- Осознание того, что мы, люди, часть природы, и без всего того, что есть в ней, нам просто не выжить…
- Правильное взаимодействие с окружающей природой.
- Доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.
- Умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
- Знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .
Успех реализации программы обеспечивается условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
- постоянным общением детей с природой;
- подготовкой экологически развивающей среды;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
ФГБДОУ Центр развития ребёнка,
Детский сад 1387 УДП РФ
Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы, репродукции картин известных русских художников)
Группа №4 Старшая
Выполнила: Борисова Юлия Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Москва 2019
Перспективное планирование в старшей группе
- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Сентябрь | Неделя 1 | Занятие №1 Наблюдение за черепахой. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6лет Цветные карандаши Коллаж «Что нам осень принесла?» | Задание в рабочей тетради №2. Цель: уточнить представление детей о черепахе, как о живом существе. Рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Дид.игра «Черепаха» Пальчиковая гимнастика «Черепаха» | Стр.58 |
Неделя 2 | Занятие №2 Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. | Мнемотаблица «Осень». Рабочая тетрадь №1. Для детей 5-6 лет. Цветные карандаши. | Задание в рабочей тетради № 3. Мнемотаблица «Осень» Цель: Обобщить представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать умение составлять описательный рассказ. Дид.игра «Угадай по описанию» | 61 | |
Неделя 3 | Занятие №3 Беседа о домашних животных. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши. Демонстрационная картина и динамические модели. | Задание в рабочей тетради №9 Демонстрационная картина «Домашние животные» Цель: Развивать у детей умение составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать логическое и ассоциативное мышление на основе нахождения признаков сходства домашних животных с другими объектами. Экологическая игра «Покорми животных» Цель; Обогащать и уточнять знания детей о животных и о том, чем они питаются. | Стр. 61 | |
Неделя 4 | Занятие №4 Беседа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» | Репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка» Портрет В.М.Васнецова | Репродукция В.М.Васнецова «Алёнушка» Цель: Познакомить детей с творчеством В.М.Васнецова и его картине «Алёнушка». Расширять представления детей об изменениях в природе в конце лета-начале осени Эксперимент «Кто живёт в воде» Цель: Выделить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Октябрь | Неделя 1 | Занятие №5 Рассматривание злаковых растений. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши | Задания в рабочей тетради № 8. Цель: Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый и чёрный хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям. | Стр.64 |
Неделя 2 | Занятие №6 «Чудесное яблоко» или «Зеркало нашей души» | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши | Задание в рабочей тетради №4 Дид.игра «Хитрый платочек» Цель: Развитие ловкости, ориентировки в пространстве. Загадки о глазах. | Стр.66 | |
Неделя 3 | Занятие №7 Речка, реченька, река. | Демонстрационные картины «Речка, реченька, река» | Демонстрационные картины «Речка, реченька, река». Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Учить составлять описательный рассказ о знакомых реках.Развивать умение сравнивать и находить различия между горной и равнинной реками. Пальчиковая гимнастика «Речка и рыбка» | Стр. 67 | |
Неделя 4 | Занятие №8 Беседа по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» | Репродукция картины В.Д.Поленова «Московский дворик» | Репродукция картины В.Д.Поленова «Московский дворик» Цель:Познакомить детей с картиной В.Д.Поленова «Московский дворик». Формировать представление детей о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Ноябрь | Неделя 1 | Занятие №9 Рассматривание и сравнение лисы и собаки. | Иллюстрации с изображением лисы и собаки. Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши | Задание в рабочей тетради № 12 Рассматривание иллюстраций, беседа. Цель: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисицы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных. Развивать умение сравнивать объекты природы. | Стр.69 |
Неделя 2 | Занятие №10 Рассматривание и сравнение комнатных растений. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Иллюстрации комнатных растений. | Рассматривание комнатных растений. Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Эксперименты: «Как растения пьют воду?», «Нужна ли растениям почва?», «Как растёт растение?». Экологическая игра «Найди комнатное растение» Цель: развивать сосредоточенность внимания, наблюдательность. Закреплять знания названий комнатных растений. | Стр.70 | |
Неделя 3 | Занятие №11 Рассказ о слухе. Самая быстрая улитка в мире. | Аудиозапись звуков природы. Детские музыкальные инструменты. | Дидактические экологические игры: «Угадай что звучит» Цель:развивать сосредоточенность внимания, умение соотносить звуки с окружающим миром. «Узнай по голосу» Цель: Развивать слуховое внимание. Закреплять умение узнавать сверстников по голосу. «Определи по звуку» Цель: формировать умение угадывать звуки, издаваемые различными предметами и музыкальными инструментами. | Стр. 72 | |
Неделя 4 | Занятие №12 Беседа по картине И.И.Шишкина «Дорожка в лесу» | Репродукция картины И.И.Шишкина «Дорожка в лесу» | Беседа по картине И.И.Шишкина «Дорожка в лесу» Цель: Закрепить представление детей о сезонных изменениях в летний период. Развивать умение внимательно и последовательно рассматривать живописные изображения. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Декабрь | Неделя 1 | Занятие №13 Кто живёт в реке и озере? | Демонстрационная картина « кто живёт в реке и озере?» Картинки с изображением обитателей рек и озёр. | Рассматривание картины «Кто живёт в реке и озере?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о различных видах рыб. Вспомнить правила поведения у водоёма. Дид.игра «Что изменилось?» Цель: закреплять умение узнавать разные виды пресноводных рыб. Пальчиковая игра «Рыбки» | Стр.76 |
Неделя 2 | Занятие №14 Знакомство с волком. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационная картина «Знакомство с волком» | Задание в рабочей тетради №18 Демонстрационная картина «Знакомство с волком» Цель: обобщить знания о волке, как о диком звере, Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать доказательную речь. | Стр.77 | |
Неделя 3 | Занятие №15 Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Иллюстрации с изображением комнатных растений. | Задание в рабочей тетради №22 Беседа «Знакомство с новыми комнатными растениями» Цель: Развивать познавательный интерес детей к природе. Желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы. Дид.игра «Кому,что нужно?» Цель: закрепить знания детей о частях растения и его функциях Дид.игра «Четвёртый-лишний» Цель: Закреплять знания названий комнатных растений. | Стр. 79 | |
Неделя 4 | Занятие №16 Беседа по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | Репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | Рассматривание картины В.М.Васнецова «Снегурочка» Цель: Продолжать знакомить детей с жанром живописи-пейзажем, учить воспринимать содержание пейзажной картины. Понимать красоту природы. Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Снегурочка». Учить описывать картину, развивать умение видеть крупные и мелкие детали. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Январь | Неделя 1 | Занятие №17 Беседа о снеге. (Часть 1) | Коллаж «Наши развлечения зимой» Мнемотаблица «Зима» | Коллаж «Наши развлечения зимой» Цель:Закрепить представления детей о зимних развлечениях на свежем воздухе. Развивать связную речь. Мнемотаблица «Зима» Цель: Закрепить у детей представления о зимних изменениях в природе, развивать связную речь | Стр.81 |
Неделя 2 | Занятие №18 Беседа о снеге (Часть 2) | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационная картина «Что случилось зимой на реке?» | Задание в рабочей тетради №19, 20, 21, 24. Демонстрационная картина «Что случилось зимой на реке?» Цель: Продолжать учить внимательно рассматривать картину, составлять короткий рассказ. Развивать связную речь. | Стр.82 | |
Неделя 3 | Занятие №19 Экологическая викторина «Знатоки природы» | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6лет Цветные карандаши Коллаж «О чём рассказывает красная книга природы» | Задание в рабочей тетради №16 Коллаж «О чём рассказывает красная книга природы» Цель: Сформировать у детей представление о красной книге природы, её назначении. Развивать связную речь, внимание. Воспитывать экологическое сознание. | Стр. 83 |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Февраль | Неделя 1 | Занятие №20 Зимой в лесу | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины «Зимой в лесу» | Задание в рабочей тетради №23 Демонстрационная картина «Зимой в лесу» Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями в зимний период. Как живёт лес зимой. Развивать связную речь. Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Дид.игра «Помоги малышам найти маму» Цель: Закреплять знания диких животных и их детенышей. | Стр.83 |
Неделя 2 | Занятие №21 Для чего человеку нос. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши | Задание в рабочей тетради № 30 Эксперимент «Есть ли запах у воздуха?» Цель: Определить, есть ли у воздуха запах. | Стр.85 | |
Неделя 3 | Занятие №22 Знакомство детей с животными жарких и холодных стран | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационная картина | Задание в рабочей тетради №30 Демонстрационная картина «Животные жарких и холодных стран» Цель: закрепить и расширять у детей представления о животных жарких и холодных стран, о приспособлении к жизни в среде их обитания, развивать наблюдательность, связную речь. | Стр. 86 | |
Неделя 4 | Занятие №23 Беседа по картине А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу» | Репродукция картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу». | Репродукция картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу» Цель: Закрепить знания о волке, формировать пространственные представления у детей в ходе рассматривания картины А.С.Степанова «Волки в зимнем лесу» Развивать связную речь. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 5-6 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Март | Неделя 1 | Занятие №24 Растение как живое существо. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины и динамические модели. | Задание в рабочей тетради №27, 29 Демонстрационная картина и динамические модели. Цель: расширение первичных естественно-научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растений. Дид.игра «Ботаническое лото» Цель: Уточнять и закреплять знания растений, используя дидактический материал. Дид.игра «Узнай растение по описанию» Цель: закрепить представления о внешних признаках растений. | Стр.88 |
Неделя 2 | Занятие №25 Наши умные помощники-органы чувств. | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины | Задания в рабочей тетради № 30 Цель: Обобщить представления детей оборганах чувств, их функциональное назначение. Развивать логическое мышление, внимание, связную речь Дид.игра «Угадай кто позвал» Цель: развивать слуховое внимание. Словесная игра «Доскажи словечко» Цель: Закреплять знания детей о том, что такое органы чувств.
| Стр.89 | |
Неделя 3 | Занятие №26 Как много интересного бывает зимой. | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Коллаж «Наши развлечения зимой» | Задание в рабочей тетради №5 Коллаж «Наши развлечения зимой» Цель: закрепить представления детей о зимних развлечениях на свежем воздухе. Развивать связную речь. Эксперимент «Растут ли растения зимой» Цель: выявить, как живёт растение зимой, понять как влияет на жизнь растения снег. | Стр. 90 | |
Неделя 4 | Занятие №27 Беседа по картине П.А.Брюллова «Весна» | Репродукция картины П.А.Брюллова «Весна» | Репродукция картины П.А.Брюллова «Весна» Цель: закреплять знания о признаках весны. Уточнять и закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к природе, художественный вкус, желание рассматривать произведения искусства. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Апрель | Неделя 1 | Занятие №28 У нас в гостях животные | Рабочая тетрадь №1. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины и динамические модели. | Задания в рабочей тетради № 28 Демонстрационные картины и динамические модели Цель: сформировать представления детей о животных, развивать логическое мышление, связную речь. | Стр.91 |
Неделя 2 | Занятие №29 Что и как человек ест. | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины | Задание в рабочей тетради № 3 Цель: выявить различие в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Совершенствовать культуру еды, умение правильно сервировать стол. Пальчиковая гимнастика «Продукты питания» | Стр.91 | |
Неделя 3 | Занятие №30 Муравьи-санитары леса | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационная картина и динамические модели. | Задания в рабочей тетради № 4,6 Демонстрационная картина и динамические модели. Цель: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Воспитыать бережное отношение к муровьям. Эксперимент « Как муравьи находят пищу» Цель: выяснить, что муравьи в поисках пищи ориентируются по запаху. | Стр. 94 | |
Неделя 4 | Занятие №31 Беседа по картине И.И.Левитана «Цветущие яблони» | Репродукция картины И.И.Левитана «Цветущие яблони» | Беседа по картине И.И.Левитана «Цветущие яблони» Цель: Продолжать формировать представления детей о пейзажной живописи, познакомить их с картиной И.И.Левитана «Цветущие яблони». Формировать представления детей о взаимосвязи изменений в жизни природы весной. . | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 4-5 лет |
месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы, цель | Литература | |
Май | Неделя 1 | Занятие № 32 Экологическая сказка «Ручеёк» | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Коллаж «Пробуждение природы» | Задания в рабочей тетради № 7 Коллаж «Пробуждение природы» Цель: развивать наблюдательность, умение выделять характерные признаки пробуждения неживой природы. Находить изменения в жизни растений, животных и человека. Отгадывание загадок о ручейках. | Стр.95 |
Неделя 2 | Занятие № 33 Доктора леса | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Демонстрационные картины Коллаж «Доктора леса» | Задание в рабочей тетради № 9 Коллаж «Доктора леса» Цель: закрепить знания детей о птицах, которые помагают защитить лес от насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Пальчиковая гимнастика «Птичка» | Стр.99 | |
Неделя 3 | Занятие № 34 Заключительная беседа о весне | Рабочая тетрадь №2. для детей 5-6 лет Цветные карандаши Коллаж «Люблю грозу в начале мая» | Задания в рабочей тетради № 10, 11, 12 Коллаж «Люблю грозу в начале мая» Цель: обобщить представления у детей об основных признаках заключительного периода весны. Воспитывать познавательный интерес к природе. Эксперимент « Что необходимо растению для роста» Цель: выяснить, что растение не сможет расти без света, воздуха, воды. | Стр. 100 | |
Неделя 4 | Занятие № 35 Беседа по картине К.Маковского «Дети бегущие от грозы» | Репродукция картины К. Маковского «Дети бегущие от грозы» | Беседа по картине К.Маковского «Дети бегущие от грозы» Цель: закреплять представления у детей о таком природном явлении как гроза, способствовать обогащению опыта восприятия выразительных образов природы в картине. Формировать представления об опасных для человека ситуациях во время грозы и вариантах правильного поведения. | О.А.Воронкевич «Беседы по картинам известных русских художников» для детей 5-6 лет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Формирование у детей элементов экологического сознания к природе....
Индивидуальный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» на 2021-2022 учебный год
Цели и задачи: Формирование у детей элементов экологического сознания к природе.- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;- Показать красоту ...
План самообразования на тему: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Формирование основ экологического мировоззрения....