Проект " Насекомые"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_proekt.docx | 69.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «НАСЕКОМЫЕ»
для детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Цель проекта:
Создание условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В мире насекомых».
Задачи проекта.
Образовательные задачи: Уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов;Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Развивающие задачи:
Развивать умение искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы;
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой;
Данный проект:
По составу участников – групповой (23 ч.)
По содержанию – интегративный(художественно – эстетическое, речевое, познавательное, физическое развитие)
По продолжительности – краткосрочный (1 неделя)
По доминирующему виду проектной деятельности –
Информационный - исследовательский
Методы и формы:
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения;
игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, игра – драматизация
Ожидаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья и т.д.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Предварительный этап
дата | Фамилия имя ребёнка | владеет обобщающим понятием «насекомые»; | знает и называет насекомых | имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида | имеет представления, где и как зимуют насекомые; | имеет простейшие представления о способах передвижения | находит сходства и различия; | составляет описательный рассказ о насекомом | знает о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям насекомые; | имеет представления об издаваемых звуках. | составляет описательный рассказ о насекомом |
Критерии результативности проекта
Сформирован: Полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив его без ошибок.
Частично сформирован: Отвечает на вопросы с помощью воспитателя.
Не сформирован: Знания поверхностны, неустойчивы или отсутствуют.
Сформирован | красный |
Частично сформирован | зелёный |
Не сформирован | синий |
Литература:
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 199
Предварительная работа:
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• оформление НОД ,схем развития
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр(лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых
Основной этап
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Познавательно-речевое развитие. Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения. 2. Коммуникация Тема: Мы в лесок пойдём Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения. Центр литературы: Художественное слово, загадки. Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых. Художественно-эстетическое развитие. 1.Рисование Тема: Бабочки и стрекозы на полянке. Цель: развивать точность движения и мелкую моторику Центр природы: Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки».«Найди ошибку художника».«Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок». Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Центр физического воспитания: Подвижные игры 1. «Медведь и пчелы». 5. «Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость. Развлечения: Игра драматизация по сказке «Муха - Цокотуха» Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь. Викторина: «Что мы знаем о насекомых» Цель: закрепление знаний детей о насекомых | «Путешествие в мир насекомых» - Памятка для родителей желающих участвовать в проекте. Совместная творческая деятельность: - Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр. - Выставка детских работ: Конкурс рисунков любимого насекомого с рассказом о нем «Милые букашечки». Цель: поощрять совместное участие детей и родителей в конкурсах. - Консультация родителей «Значение насекомых в природе». Помощь родителей: | Лото, пазлы; Создание картотеки – игр: дидактических, подвижных, пальчиковой гимнастики; Подбор книг для мини-библиотеки; энциклопедий, журналов о насекомых
пособия; |
ИТОГ
В ходе проекта у детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы экологическим проектом «Кто живёт рядом с нами?» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы:
Литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подвижные игры на тему «Насекомые» | |
Игра «Мотылек» Цель: закрепление умения действовать по сигналу, быстро и ловко | Цель: закрепление умения действовать по сигналу, быстро и ловко. |
«Поймай комара». Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места Ход игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!». | «Паук». Цель: закрепление умения действовать по сигналу, быстро и ловко Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети –насекомые. Паук говорит слова: Паутину-сеть плету, Насекомых всех ловлю: Мошек, бабочек, жуков, Комаров и мотыльков. Дети отвечают: Ты паук нас не пугай, А, попробуй, запятнай! Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего. |
«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» Цель: Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь. «Горячо – холодно» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание. Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика. | «День и ночь» («Дневные и ночные бабочки») Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры. Дети свободно двигаются по участку.По сигналу замирают и не двигаются. |
"Насекомые" | Медведи и пчелы Цель: закрепление умения действовать по сигналу, быстро и ловко Игровые правила: детям из команды «пчелы» нужно по сигналу быстро вернуться в свой домик и если застают там детей из команды «медведи» ,то дотрагиваются (жалят) до того кто не успел убежать, а дети из команды «медведи» должны быстро убежать, чтобы не быть «ужаленными». Те дети до кого дотронулись выбывают из игры. Игровые действия: когда воспитатель (ведущий) скажет «утро» пчелы летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется. |
Пальчиковые игры на тему: «Насекомые» | |
Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному) Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам) Пожужжали, полетали, (машут ладошками) От усталости упали(уронить ладони на стол) | Божья коровушка, (пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем) Полети на облачко. Принеси нам к осени, Мы тебя попросим: В огород – бобы, (раскрывать пальцы, начиная с указательного пальца) В лес – ягоды, грибы, В родник – водицу, В поле – пшеницу. |
На ромашке – две букашки, (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук) А на лютике – жучок, В колокольчике – кузнечик, На гвоздике – паучок. А на маке-то – пчела, (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит) Собирает мед она. | У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы) Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу) Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить) Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить на кулак) |
«Пчела» Прилетела к нам вчера - машут ладошками. Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого И веселый мотылек, загибают один пальчик. Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и Как фонарики глаза - подносят к глазам Пожужжали, полетали, - машут ладошками. От усталости упали - роняют ладони на стол. | Божьи коровки. |
Стихи о насекомых | ||
Бабочка На цветке сидит цветок. | Божья коровка Посмотри скорее, Вовка! | Пчела Вокруг цветка жужжанье – |
Стрекоза Над ромашкою лесной, | Комар Что за маленькие злюки, | Муравей Долго дом из хворостинок, |
Оса Мы - маленькие осы. | Светлячок Он в саду ночном блуждает, | Шмель С первым солнцем шмель проснулся, |
Насекомых разных много, | На лугу трещит кузнечик, | У кого две пары крыльев, |
Их разновидностей не счесть, | Гусеница. | Посмотри скорей вокруг - |
Сороконожка Гляди – сороконожка, | В лесах, деревнях, городах, Среди людей живут всегда, Нектаром голод утоляют, И урожаи истребляют. Их птицы кушать обожают, Животный мир не уважает, И почему-то говорят, Всех насекомых не сосчитать! | Урожай, в саду снимая Насекомых вспоминая, Им спасибо говорим, И за всё благодарим. Ведь с утра до поздней ночи, Опыляли все цветочки, Крылья, лапки не жалели, Помогали, как умели! |
Загадки о насекомых | ||
Целый день летает, всем надоедает, | Шевелились у цветка | Прыгает пружинка — |
Яркий мини вертолет | От цветка на цветок | В лесу у пня -суетня, беготня: |
Хоть они и жалят больно, | Красненькие крылышки, черные горошки. | На стене в углу мохнач, |
Может в яблоко залезть, | Жу-жу, жу-жу, | Встреча с ней — одна беда, |
Вдруг зажегся на травинке | Народ рабочий | Целый день он спать не прочь. |
Дидактические игры и упражнения, дыхательная гимнастика | |
Медведь и пчёлы Цель: формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста. Ход:В ясный, солнечный денёк, Весело порхая, Собирает мёд Пчёлка полевая. У пчелы полно забот: Над цветком пчела кружит, Добывать ей надо мёд, Про дела свои жужжит –Жу-жу-жу-жу. Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.ж-ж-ж, Дружно песенку запели ж-ж-ж: - Я устали не знаю – ж-ж-ж, Среди цветков летаю – ж-ж-ж, И мёд там собираю – ж-ж-ж. - Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает. Здесь медведь за ёлкой.В улей улетайте И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают. Пчёлки и ласточка Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах. «Пчёлы» (летая на поляне, напевают) Пчёлки летают, медок собирают!Зум, зум, зум! Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».) Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении. «Собери цветок» Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками») Пчелка трудится весь день И работать ей не лень. От цветка летит к цветку, Клеит на брюшко пыльцу. Хоботком нектар сосет, За день много соберет. Унесет нектар тот в улей И назад вернется пулей. В сотах утрамбует мед, Скоро вед зима придет. Будет пчелкам, чем питаться. Летом надо им стараться. Дети руками обрисовывают перед собой круг. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. Ритмично размахивают руками крылышками. Совершают круговые движения ладонью по животу. Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится. Раскрывают перед собой все пальцы. Обрисовывают в воздухе треугольник. Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед. Топают ногами.Ежатся.Имитируют движения ложкой. Имитируют накладывание меда в соты. | Упражнение «Насекомые над лугом» Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым. Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны, Я лечу издалека.ритмично помахивают руками. Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед. Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами. Шмель пыхтит, - пыльцу повез. Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки. Я любого разбужу. |
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке» 1. «Понюхай цветок» Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок». 2. «Летят пчелы». Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз) 3. «Подуй на бабочку» А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз. Физкультурная минутка. Муравей нашел былинку Много было с ней хлопот. Как бревно, взвалив на спинку, Он домой ее несет… Он сгибается под ношей, Он ползет уже с трудом. Но зато, какой хороший Муравьи возводят дом. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.
Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....
Проект "Насекомые"
Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...
проект "Насекомые"
Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...
Проект :Насекомые"
Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...
Проект "Насекомые"
Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.Продолжительность проекта: 1 неделя...
Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...
Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...