Проект "Насекомые"
проект (подготовительная группа) по теме

Рытикова Ольга Алексеевна

http://album.foto.ru/photos/pr0/323693/3075265.jpg

Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: экологическое воспитание. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: во время экскурсии по территории детского сада, были замечены божьи коровки. Часть детей заинтересовал внешний вид насекомого, а другие остались равнодушны.  В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить  творческие способности и  поисковую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, божья коровка, кузнечик), их строении, способах передвижения;

 -воспитывать бережное отношение;                                                                               
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-продолжить знакомство детей с живой природой, насекомыми;
-обеспечить познавательную активность;
-развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;
-обогатить словарь детей новыми словами;

-здоровьесберегающие задачи: создание комфортного психолого-эмоционального состояния;

 -формировать навыки исследовательской  деятельности.
 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- подбор  иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился»  К.Ушинский   «Капустная белянка», С.Михалков «Академия наук», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых Ф.Грубин «Божья коровка», М.Моравская «Два жука», Т.Собакакин «Дом для муравьёв», А.Барто «Комары», Б.Заходер «Муха-чистюха», И.Мордовина «Кузнечик», загадывание загадок;
- прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
- прослушивание сказки  «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом».
 

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЁЙ: 
- Консультации «Как провести выходной день с ребёнком»,

- «Первая помощь при укусах насекомых» ( папка- передвижка).
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ о каком-либо насекомом по схеме,  история записанная родителями с детскими иллюстрациями, фотографиями, дидактические игры,  коллективная работа «Жучки-  паучки», поделки из природного материала, выставка рисунков «Наши букашечки».

 

«ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

УТРО: Вспомнить изменения погоды по приметам: 
С утра,пока еще практически нет солнца и на улице прохладно, божьих коровок невидно. Жуки, пауки спрятались глубже в землю,  кару деревьев с приходом осени (природа засыпает).

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Насекомые»

Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.
Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвёртый лишний». Обводки с изображением насекомых; корона для феи и волшебная палочка; цветная бумага, ножницы, клей, магнитофон, кассета с записью.  
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми  во время прогулки, на клумбе; рассматривание иллюстраций.
Ход:
Воспитатель предлагает отправиться в лес на поезде. Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много осенних цветов.
Беседа: «Что мы видим вокруг?»
– Назовите осенние  цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
–  Для чего нужны цветам насекомые?
– По каким признакам можно определить, что это насекомое?
Загадки
– Угадайте, о каких насекомых я буду говорить.
ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».
1) заяц, ёж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8)  стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9)  лягушка, комар, жук, бабочка.
ИГРА В СЛОВА.
А сейчас я хочу поиграть ещё в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят божьей коровке (шмелю…пчеле…таракану).
СЛОВАРЬ: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красненькая спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
ПРЕВРАЩЕНИЯ.
Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети – насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле(«ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО».
Представите, мы отдохнули на полянке, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.
И ещё фея просит ответить: «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и  птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
«Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».
Творческая работа
Дети на поезде возвращаются в детский сад. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек под музыку Р.Клайдермана «Времена года», а потом с ними играют.
Спеть песни о насекомых.

ПРОГУЛКА:
Цель
: Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания); учить детей бережно относиться ко всему живому.
ХОД ПРОГУЛКИ.
Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает их внимание что,не смотря  на то, что сегодня солнце светит и пригревает, на календаре осень: «Это осень золотая к нам пришла. Кругом красиво: желтая  травка, цветы. Птицы собирают свои стаи на юг. Небо серое, а солнце улыбается, но не так  греет всех, как летом  . Посмотрите, как(обращает внимание детей одежду, ботинки) – лето осень к нам пришла».
Воспитатель подводит детей к цветочной клумбе. Подойдя, отмечает, какая красивая она стала осенью, вся в осенних цветах. Осень  красная пришла, всё разукрасила. Уточняет знания детей о названиях цветов.
Прилетела божья коровка.  Дети радуются ей. Воспитатель спрашивает, какого цвета она. Предупреждает: трогать её нужно аккуратно, чтобы на раздавить ее(хрупкая). Воспитатель читает стихотворение - загадку «Я нашел жука в цветке».
Я нашел жука в цветке

Я держу его в руке

Жук такой хорошенький,

Спинка вся в горошинку.

 

ВЕЧЕР:
Чтение художественных произведений о насекомых: В.Бианки «Приключение муравьишки», К.И.Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе». 
Просмотр мультфильмов, презентации о насекомых.
Игры детей с насекомыми (игрушками).

 

Визитная карточка проекта «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

Автор  проекта

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида (с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков речевого развития детей) второй категории № 33 «Солнышко»

 

Рытикова Ольга Алексеевна, воспитатель

 

Вид проекта:

 

Исследовательский.

Основная проблема проекта:

 

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам

Цель проекта

Развитие познавательной активности детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры

Задачи проекта:

 

- расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, божья коровка, кузнечик), их строении, способах передвижения;                                                                             
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-продолжить знакомство детей с живой природой, насекомыми;
-обеспечить познавательную активность;
-развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;
-обогатить словарь детей новыми словами;

-здоровьесберегающие задачи: создание комфортного психолого-эмоционального состояния;

 -формировать навыки исследовательской  деятельности.

Какие компетенции формирует проект:

 

·         Навык самостоятельной поисковой деятельности

·         Теоретическое мышление (умение находить причинно-следственные связи)

·         Новый тип мышления бережного отношения к природе в семье и детском саду

·         Повышение уровня культуры взаимодействия педагога-родителя-ребенка

·         Художественный и эстетический вкус

Гипотеза:

 

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

·         накоплению у детей представлений о многообразии насекомых

·         формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним

·         развитию речи у детей, активации словаря

·         развитию у них умения рассуждать, наблюдать

·         формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности

·        а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

предполагаемый результат: 
 

·         - дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

·          иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев),

·         способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

·         знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

·         находить сходства и различия;

·          владеть обобщающим понятием «насекомые»;

 

Оформление результатов проекта:

 

Презентация, прослушивание аудио записей различных голосов  птиц, выставка.

 

Литература:

 

1.      Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

2.      О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

3.      Интернет ресурсы