проект "Насекомые"
проект (средняя группа) по теме

Русая Елена Анатольевна

 

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают нас в повседневной жизни, но обычно мы не обращаем на них внимания. Это насекомые – самая многочисленная группа животных на Земле. Они одни из самых древних представителей животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx244.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №35 Каневской район

Проект

«Насекомые»

Русая Елена Анатольевна

МБДОУ ДСОВ№35   воспитатель    

        Ст. Челбасская                          

                2012г.

                       

 Насеко́мые (лат. InsectaInsecta-EctognathaEctognatha) — класс (по другой классификации — надкласс) беспозвоночных членистоногих животных. Вместе с многоножками относятся к подтипу трахейных. Обладают наибольшим разнообразием  среди всех остальных животных на Земле включают бабочекжуковмухмуравьёвпчёл и других. Наука, изучающая насекомых, называется  энтомологией.

 Введение.

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза  летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.

 Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы.   К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных.  Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомых достигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов.  Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

 Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.

 Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их   можно встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни.    

 Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.

 Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.

 По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов.  Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое.

 Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.

Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.

Актуальность проблемы.

 Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

 Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.  

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.

 Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды  деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. 
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

*  Большинство современных детей редко общается с природой.    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой  станице, деревне, городе,   можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

*  Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.

 Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

 А для чего нам насекомые?

В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.

 Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.

 Так кто же они - друзья или враги?

Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.

И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

 Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

 

 Обоснование актуальности.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

 Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
 Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической деятельности.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

 Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

 Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

 Главная задача экологического образования  дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

  Краткая аннотация проекта.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Мною был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по насекомым, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация) и развлечения. Эти материалы представлены в приложении к проекту. В основу работы с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а только позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

  Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания, я решила разработать проект экологического воспитания  дошкольников -  познакомить с миром насекомых. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

  Для ознакомления детей и освоения правильного отношения их с природой я разработала проект, рассчитанный на дошкольников 4-5 лет (средняя группа) месячный цикл обучения.

 Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.

 Тип проекта.

Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.

Длительность работы над проектом:1 месяц.

Продуктом проекта  является  (презентация).

Участники проекта.

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель,  психолог)

Образовательная область: экологическое воспитание.

Цель проекта.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

 Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных насекомых.    
8.   У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить  насекомых    на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 Ребёнок будет уметь:

  1. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  2. находить сходства и различия;
  3. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  4. воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность,                      усидчивость, инициативность, уверенность.

 Предварительная работа:

  1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  2. знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  3. разучивание стихов о насекомых кубанских поэтов «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;
  4. прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
  5. просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

 Взаимодействие со специалистами:

  1. Эколого – психологический тренинг
  2. Музыкальный досуг «На полянке».

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В организации знакомства с насекомыми  широко используются практические методы обучения:  проблемные вопросы, самостоятельное  и  коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность.  Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

 Продукт проектной деятельности

Рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ  «Милые букашечки », консультация для родителей, консультация для воспитателей.

План реализации проекта:

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Формы регистрации результата

Взаимодействие с

семьями

1.Эколого – психологический тренинг

Формирование, развитие экологических установок у детей,  например, нет «вредных» и «полезных» насекомых.    Расширение индивидуального экологического пространства ребёнка,

например, живые не только я, мама, папа, но и бабочка, гусеница, кузнечик.

Конспект бесед

Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу

2.  Наблюдения за насекомыми

Расширение кругозора и экологических представлений

Конспекты наблюдений

Консультация родителей

«Значение насекомых в природе»  ,

«Здоровье от пчелы»

3. Беседы «Таинственный мир насекомых»

Знания о насекомых

Конспекты бесед

4.  Через знание о природе к художественному образу

Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа,  создавать объемные образы насекомого. Закреплять знание правил поведения на природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

Конспект

5.  Выставка детских работ «Милые букашечки»

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

Изготовление   поделок из солёного теста и природного материала, рисунков.

6. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

Представления детей об окружающем мире

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о насекомых.

7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,

«Медведь и пчёлы»  Комплекс утренней гимнастики «Лунтик и его друзья».

Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Описание игр

Конспект утр.

гимнастики

Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр

8. Объект исследования- насекомые.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения

Конспект

Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые, которые нам досаждают».

9.Занятие «В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять

знания об их строении

Конспект

Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом

10.Музыкальный досуг

«На полянке».

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости.

Фотографии

11.Игра – драматизация   «Друзья Мухи-Цокотухи»

Учить узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Обратить внимание на внешние признаки и отличительные особенности насекомых. Формировать умение группировать и классифицировать  предметы.

Конспект

Изготовление атрибутов к игре - драматизации

12. Консультация для воспитателей  «Наблюдение за насекомыми  на прогулке»

Конспект

 В ходе проекта.

В своей работе, основной  упор делала на родителей и детей – взаимоотношение и понимание сохранения насекомых в природе, их польза. Проведение таких встреч позволили повысить экологический уровень знаний детей и родителей.

 Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых;  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. 
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

 Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

  1. познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
  2. дети готовы охранять и защищать насекомых;
  3. у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные      отношения к насекомым и их среде обитания.

 В заключение работы экологическим проектом «Кто живёт рядом с нами?» следует сделать вывод:

  1. для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
  2. работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

 Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Литература.

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст)  Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. -  М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  7. Компанцева Л.В.  «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
  8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  9.   Саморукова Т.Г.  «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
  10. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  11. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
  12. http//vospitatel.com.ua
  13. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Интернет- ресурсы:

http://wudao.narod.ru/

http://nasekomiy-mir.ru/

http://bio.1september.ru/

http://macroclub.ru

www.youtube.ru

www.youtube.com

Приложение №1

Непосредственно – образовательная деятельность в средней группе.

                                    Тема: «В гости к хозяйке луга».

Задачи:

  1. закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;
  2. развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;
  3. учить отгадывать загадки о насекомых;
  4. воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Материал:

Игрушки -насекомые: бабочка, божья коровка, комар, муравей, жук, стрекоза, кузнечик, оса, листы цветного картона, наборы картинок «Насекомые», «Животные», «Птицы», зелёная скатерть.

 

Ход

 -Мальчишки и девчонки, давайте мы сегодня отправимся  на солнечную полянку, на праздник насекомых!

Дети подходят к столу, накрытому зелёной скатертью – импровизированная полянка. Их встречает хозяйка луга.

Х.л. Доброе утро, дорогие дети. Как я рада, что вы меня сегодня навестили. Вы, наверно, хотели поиграть  на  нашей весенней полянке с моими друзьями?  К сожалению, веселье придётся отложить. Посмотрите, моя полянка опустела.  

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница  и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки. 

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

Модница крылатая,
 Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, 
Укусит — будет плохо.
                                      ( Оса).

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

                          (Бабочка)

Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.

                           (Божья коровка)

 Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …

                              (кузнечик)

Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

                                                      (жук)
Х.л. 
Какие вы молодцы!  Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Х.л. Ребята,  злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать.  Собрала   всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.

 Ребята,  ведь мы с вами не сдадимся?

 Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.  

 У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

 Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)

-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них  есть и лапки.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы!

( Дети выбирают из предложенных картинок только насекомых.)

Х.л.  Какие вы молодцы! А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Х.л.  Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

 Воспитатель выкладывает на стол угаданных игрушечных  насекомых.

Х.л. Маленькие жители благодарны вам за спасение и  хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик?

 (Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т.д.)

Х.л.  Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Х.л. А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)    

Х.л. А от кого они прячутся? (ответ)

Х.л. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

 Х.л. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Х.л.  А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель. Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой  солнечной полянки.  Мы от всей души  благодарим гостеприимную хозяйку  луга.

 

   

 Приложение №2

Дидактические игры и упражнения

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

***

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.

                                              ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –

                                             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

                                 

Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

 

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра  «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели:
 развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.


Подвижная игра
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, 
ловкость.

 Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют 
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела. 
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и 
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.


Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей, 
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

 1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

 2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

 3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Подвижная  игра «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.


Подвижная игра  «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).


Дидактическая игра
«Собери цветок» 
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Считалки, стихи, скороговорки, загадки.

                 ***

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

        Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

-Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

-Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

-Начнём сначала!

                                     Варвара  Бардадым

        Антошка и комар

-Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко-

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой

Комаришку- хлоп!

Не кусался чтоб!

                                    Любовь  Мирошникова

             Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

-Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

-А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

-Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

                          В. Нестеренко

                                 

               Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее  и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

                              В.Степанов        

                ***

-Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

 ***

Чок, чок, чок!

 На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

               ***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.

                                       А. Кондратьев

               ***

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

                                           (Гусеница.)

 Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

                                                (Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

                                               (Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

                                             (Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

                                             (Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

                                                (Светлячок.)

Насекомые

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с 
пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.

   1.В лугах без устали

 Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)

                          2.Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).

                            3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка – 
Зеленая спинка.
(кузнечик)


   Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)
 

Пчелка трудится весь день 
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед, 
Скоро вед зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.
Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично размахивают руками крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.
Раскрывают перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.