Проект "Явления природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект призван сформировать у детей интерес к наблюдению явлений природы в летний период, развитию когнитивных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yavdeniya_prirody.docx | 446.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию «Явления природы» воспитатель Фирсова С.С.
Познавательно – исследовательский, творческий проект
«Явления природы»
для детей подготовительной группы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: Познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Срок проведения: с …. июня по ….. июня 2022 г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы
- воспитатели
- родители.
Проблема:
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и решению их уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе часто безграмотная, расточительная, говорит о том, что человек не знает природу, не понимает значимости процессов, происходящих в ней, не умеет с ней общаться. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери «все мы родом из детства», поэтому и воспитание нужно начинать ещё в раннем детстве. Культура поведения в природе должна стать неотъемлемой потребностью маленького гражданина.
Актуальность:
Наш Тульский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше начинаем любить его. Познание природы развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес изучать, постигать её тайны, заставляет бережно относиться, любить её.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
- Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
- Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
- Совершенствовать изобразительные умения детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Конкурс рисунков «Природа родного края».
Предполагаемый результат:
- сформированность представлений детей о явлениях природы
- появление интереса изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой
- пополнение активного словаря детей
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Взаимодействие с родителями:
- Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями
- Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы»
Методы и приёмы:
- наглядный (наблюдение, показ, демонстрация)
- словесный (рассказ, чтение, беседа)
- практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты)
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детских рисунков «Природа родного края»
- Игра-забава «На что похоже облако?»
Материалы к проекту:
- Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»
- Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях
- Картины, иллюстрации на тему «Красоты родного края» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики»
- Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поёт зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень»
План реализации проекта:
Понедельник
1. Познавательная беседа «Интересная наука – метеорология»
2. П\игра «Солнышко и дождик»
3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Задачи:
- Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
- Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.)
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Вторник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование
«Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Задачи:
- Развивать любознательность
- Обогащать активный словарь детей
- Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека.
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Настольная игра «Времена года»
Задачи:
- Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы
- Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Четверг
1. Чтение художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»
Задачи:
- Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями
- Развивать любознательность
- Обогащать активный словарь детей
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
- Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
- Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
1. Беседа «У природы нет плохой погоды»
2. Наблюдение в природе: осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика
Задачи:
- Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Задачи:
- Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
- Развивать воображение.
- Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
1. День отгадывания загадок (см. приложение)
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. Наблюдение за облаками, солнцем.
4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»
Задачи:
- Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений
- Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде
- Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.
- Развивать наблюдательность
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
1. Изодеятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
2. П/игра «Солнышко и дождик»
Здачи:
- Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
- Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
- Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Конкурс рисунков «Природа родного края»
Приложение 1
Сказка о трёх друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим - на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? ( Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь)
- Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Капли первые упали
Пауков перепугали
Дождик застучал сильней
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает
Гром гремит - не затихает
Дождь прошел и снова солнце
Засеяло нам в оконце
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки
Приметы о погодных явлениях
СНЕГ
Первый снег всегда тает.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко - будет дождь.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.
Утром сухо, нет росы - жди дождя.
Растения - синоптики
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
- Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
- Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
- В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
- Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
- По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
- Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.
- Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
Ю. Теплов
Пословицы и поговорки о погоде
• Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
• Серенькое утро — красный денек.
• Сбежалися тучки в одну кучку — быть ненастью.
• Сиди у моря да жди погоды.
• С погодой не поспоришь.
Загадки о явлениях природы, погоде
Ревнул вол
за сто сел,
за сто речек.
(Гром)
Конь бежит
земля дрожит.
(Гром)
Летит орлица
по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(Облако)
Крашеное коромысло
через реку повисло.
(Радуга)
Рассыпался горох
на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет.
(Град)
Шёл долговяз,
в землю увяз.
(Дождь)
Заря-зоренька
ключи потеряла.
Месяц пошёл -
не нашёл,
Солнце пошло -
ключи нашло.
(Роса)
Бежал по улице,
на другую перешёл,
а по третьей полетел.
(Ветер)
Без рук, без ног,
под окном стучится, в избу просится.
(Ветер)
Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(Ветер)
Белые мухи
на поле сели.
(Снег)
Белая скатерть
все поле укрыла.
(Снег)
Летит - молчит,
лежит - молчит,
когда умрет,
тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал,
да в речку побежал.
(Снег)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)
Гуляет в поле -
да не конь.
Летает на воле -
да не птица.
(Метель)
Дедушка мост мостит
без топора и без клиньев.
(Мороз)
Старик у ворот
тепло уволок,
сам не бежит
и стоять не велит.
(Мороз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...