Проект "Первое знакомство с насекомыми". Младший дошкольный возраст.
проект (младшая группа)

Боровок Лариса Евгеньевна

Лето- удивительное время! Дети гуляют на улице, делают массу интересных открытий!

Можно посчитать точечки на спинке у божьей коровки, посмотреть, куда летит стрекозка, и много ещё интересного.

В стандарте ФГОС ДО прописано, что «…познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира..»

Мы с ребятами много беседуем во время прогулок, делимся знаниями и впечатлениями. Мной было выяснено, что у детей очень мало знаний о насекомых, об их особенностях. Дети бояться насекомых и при любой возможности стараются поймать их, или наступить на них.

 

Участие детей в данном проекте обогатит знания детей об окружающих их насекомых, позволит им более детально познакомиться с ними и  уточнить пользу и вред маленьких жителей нашей планеты для каждого из нас.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Первое знакомство с насекомыми»

Младший дошкольный возраст.

Автор проекта: Боровок Лариса Евгеньевна, воспитатель детского сада «Росинка», город  Нижняя Салда.

Тип проекта: познавательно – творческий, экологический.

Вид проекта: по  продолжительности : краткосрочный – три недели.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность:

Лето- удивительное время! Дети гуляют на улице, делают массу интересных открытий!

Можно посчитать точечки на спинке у божьей коровки, посмотреть, куда летит стрекозка, и много ещё интересного.

В стандарте ФГОС ДО прописано, что «…познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира..»

Мы с ребятами много беседуем во время прогулок, делимся знаниями и впечатлениями. Мной было выяснено, что у детей очень мало знаний о насекомых, об их особенностях. Дети бояться насекомых и при любой возможности стараются поймать их, или наступить на них.

Участие детей в данном проекте обогатит знания детей об окружающих их насекомых, позволит им более детально познакомиться с ними и  уточнить пользу и вред маленьких жителей нашей планеты для каждого из нас.

Цель проекта: познакомить детей с миром насекомых, развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, божья коровка, комар, муха, стрекоза, паук, сверчок, муравей, гусеница, чела, улитка, шмель);

- развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материалы: экран, ноутбук, презентация «Насекомые», пластилин, досочки, салфетки, гуашь, листы бумаги А4, цветная бумага, клей, листы картона, маски насекомых, художественная литература для чтения, иллюстративный материал.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- знают и называют насекомых (бабочка, божья коровка, комар, муха, стрекоза, паук, сверчок, муравей, гусеница, чела, улитка, шмель), их отличительные особенности и особенности;

- имеют представлению о звуках, которые издают насекомые, внешнем виде, о способе  передвижения;

- знают о пользе и вреде насекомых для человека.

Родители:

- обогащение родительского опыта, как воспитать в ребенке любовь и бережное отношение к природе;

- желание принимать участие в жизни группы детского сада.

Предварительная работа.

1. Определение цели и задачи проекта, его содержание.

2.  Обсуждение  с родителями цели проекта, его актуальности, определение содержания деятельности всех участников проектной деятельности.

3. Изучение литературы, подбор произведений для чтения и стихотворений для разучивания с детьми.

4. Подбор иллюстративного материала для успешной работы по реализации проекта.

5. Составление презентации «Насекомые».

6. Фотофиксация «Насекомые». (Родители и дети)

7. Изготовление масок для подвижных игр. (Совместно с родителями)

8. Подбор информации и оформление консультаций для родителей.

Формы работы  в процессе  реализацией проекта:

- беседы,

- наблюдения за насекомыми во время прогулки,

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- пальчиковая гимнастика,

- отгадывание загадок,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихотворений,

- рисование,

- лепка,

- аппликация.

Реализация проекта.

1 неделя работы над проектом.

- Рассматривание иллюстраций «Насекомые» - познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки.

- Беседы: «Здравствуйте, насекомые», «Кто как жужжит».

- Чтение художественной литературы: Г К. Чуковский «Муха-цокотуха»;

- Отгадывание загадок о насекомых (Приложение 2);

- Нетрадиционное рисование: «Пчёлка»;

- Пальчиковая гимнастика «Пчела» (Приложение 3);

- Подвижные игры: «Бабочки и кузнечики», «Медведь и пчёлы».

- Консультация для родителей «Сбережём природу вместе».

2 неделя работы над проектом:

- Наблюдение за насекомыми на прогулке.

- Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Под грибом», Б. Заходер «Муха –чистюха».

- Аппликация: «Божья коровка»;- Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» (Приложение 3);

- Беседы: «Зачем нужны насекомые?», «Как появляются бабочки»;  -

- Заучивание несложных стихотворений (Приложение 1);

- Отгадывание загадок. - Подвижные игры: «Поймай комара», «Бабочки».

3 неделя работы над проектом:

- Наблюдение за насекомыми на территории детского сада;

- Чтение художественно литературы: стихи о насекомых;

- Заучивание несложных стихотворений (Приложение 1);

- Лепка: «Жучок»;

- Составление мини- рассказов о насекомых («-3 предложения) с опорой на картинку;

- Пальчиковая гимнастика «Жучок» (Приложение 3);

- Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».

Продукт проектной деятельности:

- Выставка «Удивительный мир насекомых»;

Альбом для рассматривания «Насекомые»;

- Развлечение «Первая встреча с насекомыми»

Итог проектной деятельности.

Удалось создать благоприятные условия для познавательного развития детей. Благодаря реализации проекта у детей расширились представления о насекомых, пополнился словарный запас, дети познакомились с художественными произведениями по теме, стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия.

Приложение 1.

Стихотворения для заучивания  детьми.

Бабочка

Бабочка проснулась,

Солнцу улыбнулась,

Села на цветок, выпить сладкий сок.

Муравей

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи.

Не жалея ног и спинок

Непоседы-муравьи.

Божья коровка.

А у Божьей у Коровки,

Крылья – пёстрые обновки.

На спине у модных крошек

Видим чёрные горошки.

Кузнечик.

Вот кузнечик молодец, ловко скачет удалец.

С травки на былинку, выпрямляя спинку.

Скачет по лугам, хохочет,

Громко, звонко он стрекочет.

Гусеница.

У гусениц девиз простой:

«Лист дожевал, так жуй второй!»

Им больше делать нечего

Жуют с утра до вечера.

Комар.

Вот комарик-пискунок,

Очень звонкий голосок.

Он над нами пролетит,

Громко, громко запищит.

Ты, комар, нас не кусай,

Ночью спать нам не мешай!

Пчёлы

Пчёлы готовят отличный

Липовый мёд и горчичный.

Трудятся целое лето!

Пчёлам спасибо за это!

Шмель.

С первым солнцем шмель проснулся,

Встрепенулся, отряхнулся.

Лепестков открытие

Для шмелей событие!

Улитка.

А ты знаешь, что я улитка,

Не способна бегать прытко.

Только ползать, не спеша,

Тихо листьями шурша.

Стрекоза.

Что за чудо – стрекоза!

Только крылья и глаза.

В воздухе трепещет,

И на солнце блещет!

Светлячок.

Он в саду ночном блуждает,

Путь-дорожку освещает.

Светит, словно маячок.

Кто же это? Светлячок!

Сороконожка.

У сороконожки заболели ножки,

Видишь на дорожке снятые сапожки.

Сверчок.

Сверчок за печкою живёт,

И тихо песенки поёт.

Про то, что за окном темно,

О том, что спать пора давно.

Комарик.

Сел комарик мне на ладошку.

Погляди, какая крошка!

Глазки грустные, за то

Крылья есть и хоботок.

Муха.

Увидишь муху –  прочь гони!

Грязнули страшные они!

Паук.

В природе всем известен ткач –

Паук затейник и ловкач.

Поймает в сетку мошку,

И ну, качать в крошку.

Лето.

Лето звонкое пришло

Много ягод принесло,

Бабочек и мотыльков

И цветочков и грибков.

Оса.

Залетела в дом оса.

И жужжит, летает.

Жёлто-чёрною окраской

Нас она пугает.

Жук.

Жук в пеньке устроил дом.

И живёт отлично в нём.

Под трухлявою корой

Хорошо и в дождь и в зной.

Жук.

Подарю жучку травинку.

Почешу тихонько спинку.

Отнесу его на луг.

- Мне пора. До встречи друг!

Приложение 2.

Загадки о насекомых.

• Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (Бабочка).

• Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (Стрекоза)

• Кто в лесу без топоров строит избу без углов (Муравей)

• Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык,

шесть ног без копыт;

летит - воет, падёт - землю роет. (Жук)

• Не зверь, не птица.

Нос как спица.

Летит-пищит, сядет-молчит.

Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар)

• Над нами - Вверх ногами,

Ходит - не страшится,

Никого не боится. (Муха)

• Пришли мужики без топоров,

Срубили избы без углов. (Муравьи)

• Ниток много-много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук)

• Нос-то долог,

Голос-то звонок,

Пищит тоненько,

Кусается больненько. (Комар)

• Кто выше себя скачет?

(Блоха)

• Что за пуля – летит и жужжит? (Жук)

• Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает. (Бабочка)

• Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

• Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Там, где садится,

Может кровь пролиться. (Комар)

• Сам всех обижает,

А летает на всех жалуется. (Комар)

• С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)

• Черен, да не ворон,

Рогат, а не бык,

Летает, а не птица. (Жук)

• Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца. (Кузнечик)

• Кто там, около криницы,

Дом построил из иглицы? (Муравьи)

• Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а как обидишь – ужалят. (Осы)

• С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу-кружу, мед вожу. (Пчела)

• Маленькая собачка

Не лает, не бает,

А больно кусает. (Пчела)

• В темной темнице

Работящие девицы

Без ниток, без спицы

Вяжут рукавицы. (Пчелы)

• Не солнце, не огонь, не лампочка,

А ночью светится. (Светлячок)

Приложение 3.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

«Пчела»

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.                                 машут ладошками.

А за нею шмель-шмелек                    на каждое название насекомого,

И веселый мотылек                            загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза,                         делают очки из пальцев

Пожужжали, полетали,                     машут ладошками.

От усталости упали.                           роняют ладони на стол.

Божья коровка

Пальчиковая гимнастика

По цветку ползет букашка,     (рука в кулаке, два пальца вверх – «коровка»)

На ней красная рубашка.        (накрыть коровку другой рукой)

Маленькая крошка,                 (рукой погладить божью коровку)

На спине горошки.                  (указательным пальцем  «ставить»

                                                   точки на спинке «коровки» )

Жук

Пальчиковая гимнастика

Я веселый майский жук.            (сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.               (указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,              (развести в стороны — «усы»)

А зовут меня Жу-Жу.                 (шевелить пальцами-усами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее экологическое развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши друзья"

Музыкальное развлечение на экологическую тему, с элементами математики....

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:" Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством"...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устнным творчеством"...

Конспект развлечение на тему «Мир насекомых». Младший дошкольный возраст.

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Расширять представления детей о разнообразии насекомых, об их характерных ...

Знакомство с улицей младший дошкольный возраст

Знакомство с улицей   младший дошкольный возраст...

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста. план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать ...