ООД "Подводное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Саунина Светлана Николаевна

Цель.  Продолжать знакомить детей с обитателями  водоёмов. Учить создавать образ рыбки. 

Задачи.

Образовательные.Расширить представления детей о многообразии подводного мира, в частности о рыбах. Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Учить детей классификации рыб, в зависимости от среды их обитания. Активизировать словарь (аквариумные,  речные, морские, океаническая, чешуя, жабры). Закрепить приемы работы с бумагой; отрабатывать умения создавать чешую из салфеток; умение работать индивидуально и в коллективе. Поощрять навыки поисковой деятельности, обогащать речь детей;

Развивающие. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,  мелкую моторику рук, познавательные, творческие способности, интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные.Воспитывать внимательность, навыки аккуратной работы, усидчивость. Бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood._podvodnoe_tsarstvo.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

ООД

Тема.Подводное царство.

Цель.  Продолжать знакомить детей с обитателями  водоёмов. Учить создавать образ рыбки. 

Задачи.

Образовательные.Расширить представления детей о многообразии подводного мира, в частности о рыбах. Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Учить детей классификации рыб, в зависимости от среды их обитания. Активизировать словарь (аквариумные,  речные, морские, океаническая, чешуя, жабры). Закрепить приемы работы с бумагой; отрабатывать умения создавать чешую из салфеток; умение работать индивидуально и в коллективе. Поощрять навыки поисковой деятельности, обогащать речь детей;

Развивающие. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,  мелкую моторику рук, познавательные, творческие способности, интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные.Воспитывать внимательность, навыки аккуратной работы, усидчивость. Бережное отношение ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование. Аквариум с рыбками и водорослями. Лист ватмана, тонированный акварелью. Картинки с изображением рыб. Игрушечная рыбка. Силуэты рыбок. Рыбки разных видов, вырезанные из бумаги. Фломастеры,  цветные салфетки, тарелка,  белая гуашь,  широкая кисть, клей, клеенка – на каждого ребенка.

Предварительная работа. Посещение выставки « Экзотические рыбы». Изготовление силуэтов рыб. Тонирование листа ватмана, наклеивание на него « камешков» (смятых кусочков цветной бумаги), рисование водорослей.

Ход ООД

Воспитатель. 1.Организационный момент.

Необычный день у нас

Гости все собрались враз.

Что мы скажем им сейчас?

Мы очень рады видеть вас!

Говорят, как день начнёшь, так его и проведёшь. Давайте начнём сегодняшний день с улыбки, улыбнёмся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и с таким настроением проведём наше занятие.

Ребята, вы любите загадки? ( Да).

Тогда отгадайте, о ком и о чем мы сегодня будем говорить.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

( Рыбы).

Слайд 1

А кто же такие рыбы?

Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй.

Рассмотрите внимательно рыбку и скажите, из каких частей она состоит? Слайд 2

Правильно,  (с указкой) у всех рыб есть…. (голова). На голове расположены… (глаза, рот, жабры). Голова плавно переходит в… (туловище). Чем покрыто тело рыбы? ( Чешуей). На конце туловища у рыб… (хвост). У всех рыб на хвосте, спине, брюхе есть… (плавники). С их помощью рыбы… (плавают).

Слайд 3

А ещё при помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

Слайд 4

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Слайд 5

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало питаются. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

Воспитатель.  Скажите, а где  живут рыбы? ( В реках, озерах, в морях и океанах).Давайте познакомимся с обитателями водоемов поближе.

Слайд 6«Река»

Воспитатель. Как вы думаете, о каких видах рыб у нас с вами сейчас пойдёт речь.

Дети. - О речных.

Слайд 7

Щука - хищная рыба. Она очень прожорлива.Питается в основном рыбой, лягушками, насекомыми. Ее называют речным санитаром.  Она  нападает на больных и слабых рыбешек, но может утащить под воду и утенка. Смотрите, какие у нее острые зубы.

Слайд 8

А это карась. Карась – речная рыба, размером от 30 до 50 см.  Он неприхотлив: ест все подряд. Бывает золотой и серебряныйкараси.

Воспитатель.О каких рыбах, по месту обитания мы с вами говорили? (О речных). Правильно, молодцы.

Слайд 9 «Море»

Воспитатель.А теперь поговорим об обитателях морей и океанов.

Отгадайте загадку.

Словно под прессом долго была
Плоская рыба, что звать…(Камбала)

Слайд 10

Воспитатель. Плоская, как блин, камбала предпочитает лежать на дне. Отыскать ее очень трудно: она умеет менять окраску, маскируется под цвет песка.

Следующая загадка.

Надвое волну рассечь,
Попыталась рыба - (Меч)

Слайд 11

А это крупный хищник - рыба-меч. Ударом своего носа-меча она может пробить шлюпку.

Воспитатель. Скажите, о каких видах рыб мы сейчас поговорили?  (О морских).

Воспитатель.Вы знаете, ребята, рыбы могут жить не только в реках, морях и океанах, а ещё где могут жить рыбы, вы узнаете, если отгадаете ещё одну загадку.

Этот дом не деревянный,

Он прозрачный, он стеклянный,

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы-

Знаменитые пловцы. ( Аквариум).

 Слайд 12. Появляется аквариум.

Воспитатель. Ребята, а что такое аквариум. Рассмотрите, что в нём находится. Как мы назовём рыбок, которые живут в аквариуме?  (Аквариумные)

Каких аквариумных рыб вы знаете?

Слайд 13. Аквариумные рыбки.

Воспитатель.Посмотрите, какие они все разные, яркие, красивые. Давайте поговорим о некоторых из них.

Слайд 14.Меченосец.

Воспитатель. Как называется эта рыбка? Почему он получил такое название?

Ребенок. У меченосца хвост похож на меч. Поэтому его назвали меченосцем.

Слайд 15. Петушки.

Воспитатель.  кто знает, как называются эти рыбки. Правильно Петушки. Расскажите, за что они получили такое название.

Ребенок. У этих рыбок красивые пышные хвосты и плавники. Они очень яркие: красные, синие, желтые. Очень часто дерутся.

Воспитатель.Мы с вами много интересного  узнали о рыбках. Давайте превратимся в веселых рыбок и немного поиграем.  

Физминутка«Морская дискотека»

(дети садятся за столы.)

Звучит аудиозапись «Шум моря».

Воспитатель. Вы так резвились, что даже море разволновалось.

Входит «Золотая рыбка»(2 часть переход к аппликации)

Золотая рыбка. Кто меня разбудил?

Воспитатель.

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Эта рыбка не простая.

Рыбка эта… (золотая).

Что с тобой, Золотая рыбка? Почему ты сердишься?

Золотая рыбка. Не привыкла я к шуму. Пусто стало в моем подводном царстве. Многих моих друзей рыбаки переловили, некоторых в аквариум поместили.

Воспитатель. Не печалься, мы что-нибудь придумаем. Ребята вы хотите помочь Золотой рыбке? Как мы можем это сделать?

Воспитатель. Давайте сделаем для нашей гостьи обитателей подводного царства.

Слайд 16. Силуэт рыбки.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает этой рыбке? ( Нет жабр, глаз и плавников.) Чтобы рыбки ожили, их надо дорисовать. (Чтобы рыбки смогли дышать, мы нарисуем жабры, они как граница между головой и туловищем.На голове изобразим круглые глаза, затем прорисуем плавники)

Воспитатель.Чем покрыто тело рыбы?Как вы думаете, для чего нужна чешуя рыбам? Чешуйки у нас будут не обычные, из кусочков смятых салфеток. Чтобы рыбка хорошо была защищена, чешуйки надо наклеивать плотно друг к другу. А потом мы отпустим всех рыбок в синее море.  Прежде, чем приступить к работе сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.«Рыбка»

Перед  работой  разомнем свои пальчики.

Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать! (медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула, (показать, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла, (сделать хватательное движение пальцами)

Рыбка хвостиком махнула, (снова показать, как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Приступаем к работе.

(Рисуют маркерами глаза, жабры и плавники, чешую).

Музыка

(Дети наклеивают уже готовые «чешуйки-комочки» из салфеток, стараясь, расположить их как можно ближе друг к другу.)

Воспитатель. (Воспитатель крепит лист ватмана на стене).

Рыбок можно отпустить в синее море. Надо разместить их на листе так, чтобы они плыли в разные стороны, не мешая друг другу резвиться в теплой воде. (Дети наклеивают готовые работы на лист ватмана).

Воспитатель (обращается к Золотой рыбке). Нравятся тебе эти рыбки?

Золотая рыбка. Нравятся, только, как рыбки дышать будут? Нужно нарисовать пузырьки воздуха, а то они погибнут.

Воспитатель. Нарисовать несложно, но кисточек- то у нас нет.

Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно изобразить пузырьки воздуха? (Дети предлагают использовать прием рисования пальцами или штампом из скомканного кусочка салфетки, затем рисуют пузырьки).

Воспитатель. Золотая рыбка, тебе нравится это подводное царство?

Золотая рыбка. Очень. Спасибо вам.

Воспитатель.  Какие подружки-рыбки тебе нравятся больше всего?

Золотая рыбка. Чья это рыбка? (Лизина). Молодец, Лиза! Все чешуйки плотно наклеила.

Воспитатель. Лиза, а тебе какая рыбка больше всего нравится? ( Рыбка Кирилла). Почему? Ребята, какие рыбки у нас получились? Что они могут делать?

Воспитатель.  А теперь мы все вместе можем поиграть.

(д/и на закрепление материала)

«Ты плыви Золотая рыбка…»

(Ты плыви, Золотая рыбка быстро, быстро по волнам, у кого Золотая рыбка, тот сейчас ответит нам…)

Дети садятся на места.

Воспитатель. Мы все хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо, а за что тут нужно подумать всем вместе. (Помогли Золотой рыбке, теперь у неё много подружек.)

Золотая рыбка. Я хочу вас отблагодарить. Закройте глаза, сейчас будет сюрприз. (Дети закрывают глаза. Под аудиозапись сказочной музыки воспитатель пересыпает конфеты (морские камешки) из пакета в тарелку. Дети открывают глаза).

Золотая рыбка. Я с морского дна принесла вам угощение - камешки. Это камешки-сюрпризы!

(Дети благодарят рыбку, прощаются с ней Золотая рыбка уходит под шум моря.)

Воспитатель. Мы сегодня многое узнали о рыбах. Но на этом разговор о рыбах у нас  с вами не заканчивается. Завтра вас ждет сказка  "Русалочка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

Проект «Царство речных рыб».

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...

"Царство лекарственных растений" игровое развлечение

Викторина для детей подготовительной группы....

Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"

В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Весна в Берендеевом царстве

Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...