Проект "Зимушка - зима!"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Грунина Дарья Васильевна

Краткосрочный проект во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Дружба»

Проект

Тема: «Зимушка - зима!»

Руководитель:

Грунина Д.В.

Качканар 2021 г

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Непоседы»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Сроки реализации:  декабрь.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. 

Цель проекта. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Учить видеть и называть предметы и действия в жизни, на картине, находить причинно-следственные связи. Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге.
Задачи: 
1. Формировать у детей представление о временах года: зиме и зимних забавах; 
2. Знакомство со свойствами снега; 
3. Развитие логического мышления; 
4. Формировать у воспитанников умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

5. Развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; 
6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности.

7. Формировать у детей представления о жизни птиц зимой, о необходимости помогать пернатым в зимнее время года.

Ожидаемые результаты проекта: 
- Сформировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе 
- Умение отражать полученные знания в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек. 
- Замечать красоту зимней природы

-Участвовать в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с горки); 
- Организовать выставку детских работ.

I. Подготовительный этап.
Предварительная работа: 
1. Подбор материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр. 
2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. 
Работа с родителями: 
- Информация в приемной:

Консультации для родителей :

- В кругу семьи «Учим любить зиму»;

  • «Зима без травм»;
  • «Часто болеющие дети»
    II. Основной этап..
    1.Создать развивающую среду: 
    - Картины для рассматривания «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», «Нарядим ёлочку на праздник»
    - Дидактические и настольные игры: дидактические игры «Найди, что перепутал художник», «Сложи снежинки из 2 частей» 
    - Книги: сказка «Рукавичка», «Зимовье зверей»

- Альбом «Зимушка-зима», «Зимние забавы»;
- Беседы с детьми на зимнюю тематику;
2. Организовать непосредственно образовательную деятельность: 
- Социально – личностное развитие: знакомство с зимними явлениями в природе:

- «Прогулка в зимний лес»,

- «Признаки зимы».

- « Поможем птицам в зимнюю стужу».
- Речевое развитие: рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», «Нарядим ёлочку на праздник», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…», «Уж ты, зимушка – зима».
- Продуктивная деятельность:

Рисование « Снег идет».

Лепка «Снеговик».

Аппликация «Снеговик».

Конструирование «Снежинка».

Экспериментирование «Свойства снега»

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми: 
- Наблюдения, рассматривание зимних деревьев;
- Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе; 
- Рассматривание картин, иллюстраций; 
- Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений  о зиме;
- Дидактические и настольные игры: «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек»;
- Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Снегурочка в гостях»; 
- Отгадывание загадок о зиме;

- Организация подкормки птиц во время прогулки.

- Подвижные игры:

«Два мороза», «Зайка беленький сидит».
4.Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, альбомов, открыток о зиме 
- Раскрашивание раскрасок: «Зимняя одежда», «Зимние игры детей»  
- Игры со строительным материалом «Помоги Мишке построить берлогу» 
5. Взаимодействие с семьёй. 
- Подбор консультаций  для родителей «Часто болеющие дети», «Учимся играть вместе с детьми»,

- Смастерить кормушки для птиц совместно с детьми,
III. Заключительный этап. 

-Изготовление кормушек для птиц

-Выставка новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза». 

- Новогодний утренник « Весёлый снеговик».


Консультация для родителей

В кругу семьи «Учим любить зиму»

Когда выпадет устойчивый снег и замёрзнут водоёмы, тогда можно сказать, что зима пришла.

-Знаете ли вы ,где рождается снег? Что такое снег?

Это очень много, много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из тучи, как и дождь, но только они образуются совсем не так ,как дождь. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками не прозрачного льда, который идёт иногда летом, вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются  в снежинки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй ,где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольные кристаллики всё время растут, и наконец становятся красивыми звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираясь в хлопья, и ложатся на землю: «Тихо, тихо снег идёт .Белый снег  мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе лопатой.(М. Познанский).

Народные приметы о зиме.

-Зима без снега- лето без хлеба.

-Снег на полях- хлеб в закромах.

 Следы на снегу.

Кто рисует на снегу

Крестики и точки.

Это птицы на бегу-

Оставляют на снегу

Тонкие следочки -

Крестики и точки.

 Знаете ли вы?

Птиц можно подкармливать семенами тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Жареные семечки давать нельзя. Крошки чёрного хлеба для птиц вредны.

-Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.

   Зимние забавы.

Игры со снегом: снег и дёд- лучший материал для творческих работ-игр зимой. Дети охотно играют со снегом, как с песком. Им нравится насыпать снег лопатами в деревянные и пластмассовые коробки и в другие формочки.

Загадка.

Он стоит среди двора, смотрит чёрными глазами-

Но едва придёт жара- как зальётся он слезами.

Он в мороз смеётся веселится в снег.

Он не любит солнца этот человек. (Снеговик).

 Растения зимой.

Всё зелёное, что радовало глаз весной и летом, исчезло или спряталось глубоко под снегом. Но мы можем научить своих детей узнавать знакомые деревья по некоторым признакам.

-Вот вдали дерево у которого все ветки изогнуты.  В середине прогибаются к низу. Наверху опять поднимаются. Это липа. Её так же можно узнать по крылатым липовым орешкам. А у ясеня на ветках целые грозди длинных плодов-крылаток. Все ветки расположены попарно. Научите детей находить клён по молодым побегам, на котором ветки расположены перекрёстно.

Мощное дерево –дуб. Его можно узнать  по засохшим листьям на верхушке. Берёзу, сосну, ель дети находят без затруднения.

 Сделайте с детьми.

Снеговика и другие снежные фигурки. Украсьте их цветной водой, различным природным материалом, веточками деревьев или семенами.

 Решите с детьми эти вопросы.

-Рассмотрите на рукаве, сколько лучей у снежинки.

-Наберите полный стакан снега и стакан льда: что быстрее тает- снег или лёд?

Бросьте комочки снега в воду: потонул ли снег?

 Загадайте загадки.

-Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой).

Выучите стихи.

-Белая узорная звёздочка - малютка.

Ты слети мне на руку посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.


Консультация для родителей

« Зима без травм».

По статистике медицинских учреждений 38 % детских травм приходится на травмы, получаемые на улице. Одна из наиболее частых травм малышей - падение. Последствиями падений могут быть:
1) ушибы, гематомы, ссадины – 38 %;
2) раны – 25 %; 
3) переломы костей – 22 % и 
4) серьезные травмы головы - 15 % .
По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% малышей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7%, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% дошкольников отмечаются эпилептические припадки. 
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. В зимний период дети падают при: катании на ногах с ледяных горок, на санках; перемещении в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; катании на лыжах, коньках, санках.
Катание на лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными причинами переломов ног. Кататься на лыжах и коньках нужно сначала научиться. Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус; регулировать ритм дыхания; знание правил безопасного падения. 
Правила катания на лыжах. Лыжи подбирать нужно по росту – не большие и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху руки. Лыжная палка должна доходить до подмышки.
Основная стойка лыжника – ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперёд. Не отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперёд правой ногой, перенеся всю тяжесть тела на неё. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается, сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее будет скольжение. С палками скользящий шаг получается ещё быстрее. Правая нога – левая палка, левая нога – правая палка. Поворот: правильнее всего поворачиваться на месте переступанием. При торможении: одна из лыж продолжает скользить, на неё переносится тяжесть тела; вторую лыжу слегка повернуть носом к первой лыже, упирая лыжу на внутреннее ребро. При падении на лыжах следует сгруппироваться и падать на бок.
Правила катания с горок на санках. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие дети. При катании на санках следует спускаться только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек; кататься нужно по очереди, только тогда, когда спуск свободен; на сани садиться только верхом, держась за веревочку; ноги не ставить на полозья, держать полусогнутыми; чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок; при падении с санок нужно сгруппироваться, собраться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.
Игра в снежки может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную опасность в холодное время года представляет гололед. Во-первых, влияет качество обуви: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, перемещение по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности нужно избегать их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате такого падения довольно высока.
Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». В мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, необходимо позаботиться не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Жизнь и здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред Вашим детям. Сохранить здоровье детей задача нас - взрослых. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка!


Консультация для родителей

« Часто болеющие дети»

Дети в норме болеют 2-3 раза в год, как и взрослые. Бывает, когда малыш переносит по 8-12 ОРВИ за год. Как сделать так, чтобы малыш болел пореже? Вопрос - как это сделать, нужно понять, почему ваш ребенок болеет так часто.

С рождения до двух лет дети болеют редко - у них есть мамины антитела ко всевозможным вирусам. Свои собственные антитела у малыша в это время не вырабатываются почти совсем. Примерно к двум годам организм ребёнка начнёт вырабатывать свои. Однако антитела вырабатываются только в результате контакта с антигенами, при встрече с инфекцией. Для того, чтобы антитела выработались на каждую, приходится познакомиться со всеми инфекциями. Именно поэтому дети в таком возрасте болеют по поводу и без повода. Существующие прививки, созданы для того, чтобы тренировать иммунную систему.

Педиатры советуют родителям прививать своего ребенка. К сожалению, вариантов вирусов слишком много - такого количества вакцин просто не выдержат ни ребенок, ни даже взрослый. Вирус гриппа, который каждые 2-3 года свою антигенную структуру меняет почти полностью, делая бесполезными не только уже разработанные против него вакцины, но и имеющиеся у людей антитела, после этого и происходят эпидемии.

Так что прививки - не выход.

Самая частая проблема - хроническое воспалительное заболевание верхних дыхательных путей у ближайших родственников, но главная опасность для малыша - это, как ни печально, мама.

Маме, кстати, болеть при этом самой вовсе не обязательно - заразить ребенка можно, даже если мама сама не болеет,но является носителем инфекции.

Вторая проблема - старшие братья и сестры, которые приносят из детских коллективов новые для малыша инфекции. Проблемы с частыми ОРВИ начинаются, когда малыш сам попадает в группу детского сада. Дети ежедневно приносят что-нибудь новенькое, а потом с увлечением болеют все вместе. Не водить малыша в детский сад - не выход. Тогда вполне вероятно, что все-то же самое он переживет в начальных классах школы. Держать ребенка всю его жизнь в стерильных условиях не получится.

При начинающихся ОРВИ, противовирусное лечение нужно обязательно. Так как вирусы, вызывающие ОРВИ, склонны к персистированию, т. е. после бурной ОРВИ вирусы могут на время остаться в организме - так долго, насколько им позволят. Оставшиеся вирусы начнут размножаться время от времени - со всеми вытекающими последствиями, которые опять приводят к острым вирусным инфекциям. Иммунная система ослабевает и при переохлаждении (ноги промочил ребенок) или стрессе ребёнок вновь заболевает. По сути, ребенок заражает себя сам.

Лечение ОРВИ

  1. Если ребенок уже заболел ОРВИ, незамедлительно начать противовирусное лечение (настоять, чтобы его назначил педиатр) 

2. Если малыш не посещает дошкольное учреждение, но при этом часто болеет – посетите отоларинголога всей семьей. Возможно, что проблемы у взрослых, а не у ребенка.

  1. А также необходима профилактика ОРВИ. Простые меры, которые можно принять, даже не обращаясь к врачу.

Беседа на тему:

«Зима и лесные звери»

Цель: знакомство детей с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени.

Задачи: рассказать детям младшего дошкольного возраста о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме "Дикие животные".

Ход беседы.

Ребята, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша ...."

Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла...

Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.

Садитесь скорее в наши волшебные сани.

Сани, санки, дорогие,

Вы такие удалые!

В лес скорее нас везите,

Чудеса нам покажите!

Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Верно вы думаете, что там кто-то живёт. Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Показ карточки с изображением медведя.

Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей снеговой шубке.

А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком? (Заяц)

Это зайчик.

Показ карточки с изображением зайца.

Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.

Всем известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно, нарядил зайца в белую шубку?

И я не знаю. Давайте поиграем с зайчиком.

«Закружился белый снег, в воздухе снежинки,

А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке».

("Зайчики" прыгают под музыку).

Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком.

Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути!

Отправляемся дальше.

Слышите этот звук? Кто это? (Это воет волк).

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

(Волк).

Показ карточки с изображением волка.

Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга.

А по соседству с волком живёт ещё один зверь.

Пусть она - как есть, плутовка,

От макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка,

Как зовут ее? (Лиса) 

Показ карточки с изображением лисы.

Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат.

Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. (Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина).

А я ещё кого - то вижу на веточке.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. 

(Белка) 

Конечно, это Белочка.

Показ карточки с изображением белки.

В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей). Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше?

Дети находят третью снежинку с загадкой:

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ... (Зима) 

Показ карточки с изображением зимы.

Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверей спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.

Снова в заботах зима-рукодельница —

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет.


Беседа о зиме.

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки).

Ход бесед.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой?

Дети. Ежик зимой спит.

Воспитатель. А белки спят зимой?

Дети. Нет, они зимой не спят.

Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму: какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель). Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Физкультминутка. Посмотрите – за окном

Белые дорожки (обзорный жест рукой) .

Все равно гулять пойдем! (Шагают на месте.)

Наденем на ножки (наклонились, указывают на ноги)

Теплые сапожки.

Этот с правой ножки («надевают сапожок» на правую ногу,

Этот с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу) .

На ручки – рукавички (руки вверх),

Теплые сестрички (Крутят ладошками) .

В эту правый кулачок (показывают),

В эту левый кулачок (показывают).

Пальтишки меховые («надевают пальто»),

Сапожки пуховые (указывают на сапоги, наклон) .

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель: Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Загадки. 1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет: Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да). А кто же к нам сегодня в

гости пришли (ежик, белка). Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!


Конспект НОД

« Прогулка в зимний лес».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать интерес к окружающему миру в процессе игры с природным материалом.
Задачи
Образовательные: формировать элементарные математические представления: навыки сравнения предметов по величине, длине, высоте; знания о понятиях «много», «один»; о частях суток; 
Формировать представления об изменениях в природе зимой, диких животных (зайце, медведе), их внешнем виде и жизни; закрепить знания о транспортных средствах.
Развивающие: развивать и активизировать словарный запас; совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Словарная работа: короткий, коричневая, пушистая, один, много, длинные, высокая, низкая.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов о зиме, русской народной сказки «Лиса и заяц; рассматривание иллюстраций; наблюдение во время прогулки.
Оборудование: демонстрационное- игрушка Заяц, корзина, импровизированные сугробы, елки разной высоты, костюм медведя; раздаточное- шишки.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте девчонки и мальчишки! С добрым утром!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте разомнемся. Проводится физкультминутка «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! (Дети поглаживают веки глаз).
Вы проснулись? (Смотрят в «бинокль».)
С добрым утром, ручки! (Поглаживают ручки)
Вы проснулись? (Хлопают в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (Топают ногами)
С добрым утром, солнце! ( дети раскрывают руки навстречу солнцу.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Я прочитаю стихотворение А.Барто «Снег», а вы послушайте внимательно.
Снег, снег кружиться,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Правильно. Конечно о зимушке-зиме. Она приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, можно ее увидеть. Все вокруг белым-бело: на деревьях белые шапки, снег лежит на крышах домов, на машинах.
Вот и зимушка-зима.
Как украсила дома!
Побелила все вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки на дворе на забаву детворе.
А если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная. Как вы думаете, почему зимой на улице холодно?
Дети: Ветер дует холодный, падает снег.
Воспитатель: Зимой на улице холодно, потому что солнышко светит, но не греет, дуют холодные ветра, метет метель. Вы обратили внимание, сколько снега на дорожках?
Дети: Много.
Воспитатель: А в лесу еще больше. Хотите отправиться в лес?
Дети: Хотим.
Дети и воспитатель выходят на середину группы, где проводится физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Шли мы, шли,
В снежный лес пришли.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как красиво кругом. Какие интересные деревья здесь растут. Как они называются?
Дети: Елочки.
Воспитатель: У них есть листья?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что у них вместо листочков?
Дети: Иголочки.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Подойдите к высокой елочке, а потом к низкой.
Дети подходят к елочкам.
Воспитатель: Дети, интересно, кого можно встретить в лесу?
Дети: Зайчика, мишку, лисичку, волка.
Воспитатель: Ой дети, посмотрите, кто там под елочкой сидит?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Был летом зайка серенький, а к зиме он побелел, шубку белую надел. Потрогайте зайку.
Дети трогают игрушечного зайца.
Воспитатель: Дети, какая у зайчика шубка?
Дети: Белая, мягкая. 
Воспитатель: Еще можно сказать, что она пушистая. Какая у зайчика шубка?
Дети: Пушистая.
Воспитатель: Какие у зайчика ушки?
Дети: Длинные.
Воспитатель: Скажите дети, какой у него хвостик?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Одного лесного жителя мы с вами увидели. Посмотрите, под высокой елкой какой-то большой сугроб. Давайте подойдем и посмотрим, кто там спрятался.
Воспитатель: Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь, кто же это был?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, дети. Это медведь. У него зимой она забота крепко спать, да весны ждать.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шуметь.
Кажется, мы его разбудили.
Медведь: Кто тут по лесу бредет? Кто тут спать мне не дает?
Воспитатель: Мишка, мишка не шуми,
Лучше к детям выходи и себя ты покажи.
Медведь встает.
Воспитатель: Дети, скажите, какой медведь?
Дети: Большой.
Воспитатель: А какого цвета его шубка?
Дети: коричневая.
Воспитатель: Скажите, какие ушки?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А какой хвост?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Мишка, а ты любишь играть?
Медведь: Да.
Воспитатель: Наши дети тоже любят играть. Давайте вместе поиграем в игру « Собери шишки».
Игра «Собери шишки». Воспитатель просит детей собрать шишки, разбросанные на полу. По команде «Раз, два, три, собери!» Дети берут по одной. Воспитатель опрашивает нескольких детей, сколько у них шишек и предлагает сложить их в корзину.
Воспитатель: Дети, сколько шишек стало в корзине?
Дети: Много.
Воспитатель: Дети, как мы хорошо поиграли, только мишке пора спать. А нам пора возвращаться домой. Мишка, можно мы корзину с шишками возьмем с собой в детский сад?
Медведь: Можно. Мишка ложиться под елочку, дети прощаются с ним.
Воспитатель: Вместе по лесу идем, 
Не спешим, не отстаем.
Дружно, весело идем.
Скоро в садик мы придем.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Садитесь на свои места. Мне очень понравилось гулять с вами в лесу.
Воспитатель: Дети, скажите, где мы сегодня с вами были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Какие елочки растут в лесу?
Дети: Высокие, низкие, зеленые.
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
Дети: Зайчика, медведя.
Воспитатель: Какой у зайчика хвостик?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Дети, а что вы собирали в лесу?
Дети: Шишки.
Воспитатель: Сколько шишек мы принесли в корзинке? 
Дети: Много.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.


Конспект (НОД)  по теме: «Признаки зимы».

Цель: способствовать усвоению обобщающего понятия «Зима» посредством наглядного материала.

Задачи:

- обогащать активный словарный запас детей по теме,

- учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять ее,

- выполнять словесные поручения,

- рассматривать картину, видеть в ней сюжет,

   отвечать на вопросы по ее содержанию,

- развивать общую маторику рук,

- закреплять знания о свойствах снега.

Материалы:

- показ слайдов на проекторе с изображением зимнего   пейзажа, людей в зимней одежде, катающихся на коньках, санях, лыжах, лепящих снеговика.

- фланелеграф, картинки для фланелеграфа по теме

   «Зима»,

- снег.

Ход НОД:

     Воспитатель приглашает детей посмотреть в окно:

«Что мы видим за окошком? Что лежит на земле? Что

лежит на деревьях? Сейчас время года у нас – зима!

Ой посмотрите, к нам пришел белый зайчик в гости и

принес нам картинки, давайте их посмотрим».

На диване сидит зайчик.

 Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики, начинает показ слайдов и читает детям стихотворение. При чтении стихотворного текста показывает на слайдах называемые предметы.

Раз, два, три, раз, два, три,

На картинки посмотри,

В гости к нам зима пришла,

Много снега принесла.

Вот на крышах снег – снег,

На деревьях снег – снег,

На дорожках снег – снег,

На машинах снег – снег.

Вот стоят снеговики,

С горки едут саночки,

Дети лепят снежки,

Надевают коньки,

Всюду – всюду снег – снег,

Веселится человек.

«Ой ребята, посмотрите как зайчику понравилось наше стихотворение. Давайте повторим его еще раз вместе» - дети проговаривают стихотворение.

Затем воспитатель с детьми рассматривает слайды и задает вопросы по их содержанию: « Кто это? Что он делает? Почему дети в варежках? и т.д.»

Обращаясь адресно к детям, воспитатель просит подойти к фланелеграфу и найти: мальчика на санках, девочку на коньках, снеговика, человека на лыжах и т.д. «Молодцы ребята. А теперь зайчику пора домой. Давайте скажем ему до свидания!»

Воспитатель предлагает всем детям встать, проводится физкультминутка.

Зимушка – зима.

Здравствуй, зимушка – зима!(кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Воспитатель: «Детки, а кто играл на улице в снежки? А снег какой? А давайте потрогаем снег» - вносится поднос со снегом, дети подходят, трогают снег, пытаются лепить. Воспитатель проговаривает: «Снег белый, холодный, лепится в комочек, в теплых ручках он тает, ручки мокрые.....»

Дети увлеченно играют в снег.


Конспект НОД по теме

«Поможем птицам в зимнюю стужу»

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели: 
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
развивать зрительное восприятие, координацию движений;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок; 
развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа: 
наблюдение за птицами во время прогулок;
рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие).
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) 
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? 
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, 
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). 
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц. 
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны 
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).


Конспект занятия по лепке «Снеговик»

Цель: Вызвать желание лепить снеговика, создавая образ традиционным способом из 3 шаров разной величины.
Задачи: Развивать умение раскатывать из пластилина круговыми движениями шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, с учетом величины, плотно прижимая. Развивать творчество, побуждая украшать фигуры снеговика дополнительными деталями из бросового материала. Побуждать детей к элементарному экспериментированию, делать простые умозаключения. Создавать интерес к образу зимы, расширяя словарный запас словами: снег, снежок, снеговик (коммуникация).Закрепить знания о величине предмета (большой, средний, маленький шар, о пространственном расположении и о цвете (белый, оранжевый, черный) (познание).Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь другому.(социализация). Развивать эстетическое восприятие формы, симметрии пропорции, мелкую моторику рук. Укреплять мышечную систему – туловища, рук, ног, формировать правильную осанку при работе за столами. (здоровье, физическая культура)
Материал:
Магнитофон, запись с музыкой, игрушка Снеговик, образец готового пластилинового снеговика, корзины со снежками и массажными мячиками, иллюстрация фона зимнего леса.
Материалы для изготовления пластилинового снеговика для каждого ребенка: доски для раскатывания, картонный круг – подставка для готовой работы, пластилин белого, оранжевого цвета, стеки, бросовый материал для украшения – бусинки черного цвета, колпачки.
Ход занятия:
Психогимнастика «Зима»
Белый снег пушистый, (дети плавно кружатся, как снежинки)
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает ложится.
Ой, мороз, мороз, мороз, (дети показывают как им холодно)
Щиплет щечки,
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет ручки
Забирается под шубки.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел гость. Хотите узнать кто?
Отгадайте загадку:
Появился во дворе он в холодном декабре,
Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык. Наш приятель… (Снеговик)
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Мне нужна помощь. У вас в саду смех, веселье, вы дружные ребята. А я один на улице, мне грустно, а так хочется, чтобы у меня тоже были друзья. Сможете вы мне помочь?
Воспитатель: Из чего сделан снеговик? (из снега) А мы из снега сейчас сможем слепить в группе? А почему? (ответы детей)
Снеговик: Я вам принес корзину с мячами. Может вы сможете из них слепить моих друзей?
Физминутка.
Давай, дружок, смелей дружок, (дети пытаются из массажных мячиков слепить снеговика)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Увы – нет снеговика.
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Снеговик: Не получилось,
Воспитатель: А из чего еще можно сделать снеговика? (из пластилина)
Рассматривание готового образца снеговика.
Воспитатель: Из каких геометрических тел состоит снеговик? Какие по величине?
Перед вами лежат кусочки пластилина. Он только один. А у снеговика 3 шарика – большой, средний и маленький. Что нам поможет разделить пластилин? (стека) Сначала разделите кусок пластилина пополам, потом другой кусок один маленький кусочек «голова», другой – побольше «туловище».
Раскатываем белые шарики: большой – из большого куска белого пластилина, средний – из среднего куска, маленький – из маленького. После этого ставим их один на другой (внизу большой шар, над ним средний, а сверху маленький) и плотно прижимаем. Теперь из оранжевого пластилина делаем удлиненную капельку, складываем руки лодочкой (это нос – морковка) .
Из бус делаем глазки, колпачок на голову.


Конспект НОД по рисованию «Снег идет» 

Задачи: формировать умения детей выражать в рисунке пережитое (наблюдение за снегопадом); продолжать учить пользоваться кистью, рисовать концом кисти, упражнять в проведении прямых, горизонтальных линий (ворс кисти вести плашмя, (снег падал на дорожку). Воспитывать усидчивость при выполнении работы.

Предварительная работа: на прогулках наблюдение с детьми как падает снег. Снег падает сверху. Предложить детям поймать снежинки на ладонь, побегать за снежинками, посмотреть, куда упал снег. Упал на землю, покрыл все дорожки.

Словарь: снег, снежок, снежинки, зима, снегопад, кисточка, дорожка, белые, краска, куртки, штаны, шапки, кофты, сапоги.

 Материал: гуашь белого цвета, подставки для кисточек, кисточки, салфетки, 0, 5 альбомного листа тонированного голубого цвета, магнитофон.

Ход занятия:

 -Ребята, какое время года наступило?

-Зима!

-А чтобы пойти гулять на улицу, что нужно нам одеть? (дети перечисляют).

А давайте превратимся в маленькие снежинки и поиграем в игру.

Выполняйте движения за мной.

Подвижная игра: «Снежинки».

Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок,

Падают снежинки,

Белые пушинки.

Полетели, понеслись

И на землю улеглись.

 Тихо спят снежинки,

 Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки. (Под тихую, плавную музыку дети выполняют движения по показу воспитателя) .

  • Вспомните, дети, какой вчера, когда мы гуляли, шѐл снег? Куда снег падал? -На землю, мы все бегали по снегу.
  • Посмотрите, как я про это нарисую…

- Вот идѐт снег (кончиком кисти ставятся точки наверху листа). Покажите сухой кисточкой, как вы будете рисовать.

  • Много снежинок летит, всѐ ниже, ниже… Вот как много снега…
  • На земле дорожка стала белой. Внизу листа провожу несколько горизонтальных линий, одна над другой.
  • Я взяла кисточку вот так и набрала краску очень много краски – капнет на бумагу. Кисточку прижму к краешку баночки (показываю) и снимаю лишнюю краску. Теперь не капает?
  • Нет. Теперь можно рисовать! Надо вести «кисточку за палочкой» слева на право.
  • Покажите (сухой кистью) как вы будете проводить линии («дорожки») внизу листа.
  • А теперь и вы нарисуйте такую же картинку. Сначала снежинки вверху листа и всѐ ниже опускаются на дорожку, она вся становится белой.

3. Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь детям, испытывающим затруднения.

Итог занятия: в конце занятия собрать все рисунки, расставить их на мольберте. Какая у нас получилась белая, снежная зима! Вам дети нравится? Мне тоже очень нравится наш снегопад!


 Конспект НОД по аппликации  «Снеговик» 

Цели: 1) Закрепить представление о геометрической фигуре – круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

3) Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук.

4) Учить создавать работу из готовых форм, составлять картинку, используя знакомые геометрические фигуры (круг, продолжать развивать умение правильно располагать на листе круги один над другим в виде снеговика, дополнять снеговика деталями (ведро, руки) располагая элементы по сторонам, исходя из задуманного, аккуратно выполнять работу.

5) Воспитывать положительное отношение к занятиям

Материалы и оборудование: шары пластмассовые (красные, жѐлтые, зелѐные, белые); разнос; 4 одинаковые корзины с цветным ориентиром (ленточки красного, жѐлтого, белого и зеленого цветов); Фигурка снеговика, готовые три круга разной величины, клей кисточки по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Дети заходят в группу. На большом разносе лежат пластмассовые шары разных цветов.

 Воспитатель: Ребята, что это? (Шары). – Как их много. А какие они красивые! – А кто мне скажет, какого цвета эти шары? (Ответы детей)

Индивидуальные вопросы: – Алена, покажи шар красного цвета.

– А ты, Алексей, покажи шар жѐлтого цвета.

– Ну, и шар беленького цвета нам покажет Сергей. (Воспитатель хвалит детей). Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а шарики рассыпались (высыпать на пол шары). Наверно они хотят поиграть с вами. Какие они разные Жѐлтые и красные, Сейчас мы им поможем, в корзинки все их сложим. Предложить ребятам собрать шары. Стук в дверь.

Воспитатель: Кажется, к нам кто-то пришѐл. (Открывает дверь и заносит фигурку снеговика).

Снеговик: Здравствуйте, ребята (грустно). Дети здороваются со снеговиком. Воспитатель: Какое настроение у снеговика? (грустное, печальное). А как вы думаете, почему? (Ответы детей).

– А грустный он потому, что ему хочется играть, но у него нет друзей. Поможем ему развеселиться? У вас на столе лежат беленькие кружки разной величины и всѐ необходимое, чтобы их наклеить. Сделать это нужно красиво – так, что бы каждый из нас сделал снеговику друга. Тогда он станет весѐлым.

– Расскажите, какой кружок будем клеить первым, почему? (Ответы детей)

-  Следующий круг возьмем какой? (Ответы детей)

- И последний наклеим самый маленький круг (Воспитатель хвалит детей)

- А сейчас приступим к работе. Рассматриваем все работы и говорим снеговичку, о том сколько теперь у него друзей.

  •  Ребята, посмотрите снеговик теперь счастливый и улыбается нам… Снеговик прощается с детьми и уходит гулять с друзьями.

Рефлексия: Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? С каким настроением он пришел? Что мы сделали для того, что развеселить его? В каком настроении ушел снеговик?


Конспект НОД по конструированию  «Снежинка»

Цель: Развивать умение у детей создавать снежинку из счетных палочек и кругов.

  • Задачи: Закрепить название геометрических фигур. Воспитывать интерес, аккуратность, почувствовать себя мастером, творцом, получать удовольствие.
  • Материал: счетные палочки, круги
  • Ход НОД:
  • Ребята к нам пришло письмо. Давайте прочитаем от кого оно.
  • Пишет вам Снежная королева. Мои дочки-снежинки разлетелись по всему свету. И мне необходимо найти их, чтобы вернуться в наше снежное королевство. Мое время заканчивается. А вы не видели моих снежинок — Хрусталинку, Льдинку, Веселинку, Смешинку…
  • Ребята, что же мне делать где найти снежинок?
  • Воспитатель: А мы сможем помочь снежной королеве?
  • Дети: Да
  • В: У меня есть только вот такие счетные палочки и круги.
  • Мы из них сделаем снежинку.
  • ( показ воспитателя)
  • Пальчиковая гимнастика «Прятки»
  • В прятки пальчики играли
  • И головки убирали.
  • Вот так, вот так
  • И головки убирали.
  • Дети выкладывают из счетных палочек и кругов снежинку.
  • Рефлексия
  • Ребята, а что вы делали?
  • А зачем?

Конспект НОД по экспериментированию «Свойства снега»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Задачи: познакомить со свойствами снега. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать аккуратность, желание работать в коллективе. Материалы и оборудование: аудиозапись (шаги по снегу), посылка, тарелки со снегом и льдом, лупа, фигурки из цветной бумаги по количеству детей, стаканчики с холодной и горячей водой, краски, кисточки, бутылочка с цветной водой.

Ход НОД:

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся». (Звучит аудиозапись «хруст снега и шаги»)

Что это за звуки? Открываем дверь. Снеговик передаёт посылку для детей. -Ребята, пригласим Снеговика в гости.

 Снеговик: «Я не могу остаться у вас». Почему?

Снеговик: «Вы узнаете, когда внимательно рассмотрите мои подарки».

 Спасибо, Снеговик, за подарки.

Давайте, посмотрим, что нам принёс Снеговик. Открываем посылку. (в тарелках снег и лёд). Достаю тарелку со снегом.

Посмотрите, ребята, какой снег? (белый, лёгкий, пушистый).

В какое время года появляется снег?

 А вам нравится снег? Почему?

Давайте внимательнее рассмотрим снег.

Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок.

Сколько снежинок? Какие они? -Они все разные

Опыт № 1. Снег сыпучий. -Возьмите горсточку снега (сухого)и подуйте на неё. Что происходит со снегом? (Снег рассыпался). -Значит, снег сыпучий. -Каким был снег в ваших руках? (холодным). -Посмотрите, какими стали ваши руки? (мокрыми). Почему? Почему в руках снег тает?

 Физкультминутка

Белый снег пушистый в воздухе кружится

 И на землю тихо падает, ложится.

А потом, а потом

Мы из снега слепим ком. Ух!

Опыт №2 .Определение прозрачности.

-Посмотрите, что лежит на подносе? (геометрические фигуры). -Какого они цвета? Положите на стол фигуру и на неё положите горсточку снега. -Видно ли фигуру из-под снега? -Значит, снег непрозрачный.

Опыт № 3. Воздействие температуры.

  • Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (холодная, тёплая).
  •  Как вы думаете, в какой воде снег растает быстрей?
  • Положите снег в стаканчики.
  • В какой воде снег уже растаял?
  • Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?
  •  Почему снег превратился в воду?
  • Значит, из чего образовался снег? (из воды).
  •  Посмотрите, какая вода на тарелочках? (грязная).
  • Можно ли есть снег? Почему? -А почему снег на ваших тарелочках растаял, а на тарелке Снеговика ещё нет? Ответ: на тарелке Снеговика много снега, а у нас мало.  
  • Что интересного вы сегодня узнали?
  • Из чего состоит снег?
  •  Так почему же Снеговик не остался у нас?


Подвижная игра «Два мороза»

Педагогическая цель игры – развивать быстроту и ловкость.

Педагогические задачи игры:

Развивающая: развивать координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве.

Воспитательная: воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

Образовательная: обучить игре, правилам и словам.

Место проведения и инвентарь. Спортивная площадка на улице или в спортивном зале.

Форма игры. Коллективная.

Подготовка к игре. На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:

Морозы: - Мы два братца молодые,

Два мороза удалые!

Я – мороз – Красный нос!

А я – мороз – Синий нос!

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Ребята: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

- игроки, - морозы, - руководитель

Описание игры. Игроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге), превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.

Правила игры. Бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в доме или школе. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «школы» или «дома». Размораживать можно только на обратном пути.

Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы.


Подвижная игра

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.


Сюжетно- ролевая игра

« Снегурочка в гостях»

Сюрпризный момент

Цели: привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему.

Появляется педагог в образе Снегурочки, которая пришла в детский сад из леса от Деда Мороза.

Беседа Снегурочки с детьми

Цели: задействовать эффективный мотив помощи; вызвать интерес; закрепить знания детей о снеговике, способах его лепки, форме, элементах украшения; развить диалогическую речь.

Педагог говорит о том, что снеговик, который помогал разносить подарки, отстал по дороге. Он может заблудиться. Педагог просит детей помочь найти Снеговика, а также рассказать о его внешнем виде: из чего сделан, из каких частей состоит, чем украшен, из чего сделан нос, глаза, что держит в руке, что может быть у него на голове.

Урок: нельзя найти того, кого не представляешь и не можешь описать.

Игра «Снеговик пропал»

Цель: развить чувство ритма, интерес к происходящему, координацию движений, речь, память, внимание.

Педагог предлагает прочитать про Снеговика стихотворение, слова которого можно показать движениями и мимикой лица.

Снеговик в лесу пропал. Поднимают обе руки вверх, паль-

цы раскрыты, руки скрещены.

Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.

Обнимают себя руками, изображая страх.

Показывают руками ушки. Поочередно высоко поднимают ноги.


Загадки о зиме

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня …

(Зима)

Укрыла землю одеялом,

Сковала реки крепким льдом

И окна нам разрисовала

Искристым белым  серебром.

(Зима)

Через речку лег,

Пробежать помог

(Лед)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

(Зима)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы.

(Санки)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

(Снежинки)

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Это белый...

(Снеговик)


Стихи о зиме

1. Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмѐм,

Мы на улицу пойдѐм,

Сядем в саночки

Самокаточки.

2. Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьѐт,

 Вдоль по улице метѐт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

 Ни проехать не пройти.

3. Падай, падай, белый снег!

Радуй, радуй всюду всех!

Падай, падай на село,

 На гусиное крыло.

Поле белым укрывай

– Будет летом каравай!

4. Почему так хороши

В нашем доме малыши:

 Губки - алы, зубки - белы,

Щечки - розовы?

- Да с мороза мы!

5. Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

 Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок,

Ваня ехал, поспешал,

Со доброй лошади упал,

 Он упал, упал, лежит

- Никто к Ване не бежит,

6. Ну-ка, осень, пропусти

Снежную карету,

Тройка белая летит

– Зиму мчит по свету!

А Зима поля, мосты

В белый снег зароет,

И деревья, и кусты

 Серебром покроет.

7. Зимой надену шапку,

Зимой надену шубу,

И шарфик тоже теплый

Зимой не позабуду.

И варежки надену,

И теплые штаны,

И зимние морозы,

Тогда мне не страшны.

8. Пушистые сугробы

Насыпала зима,

Скрывая нрав суровый,

Ребячится она.

Резвится и смеется

 На горке детвора.

Ох, подожди, начнется

Морозная пора!

9. У деревьев паника:

Нет ни шуб, ни валенок!

Время зимнее пришло,

Листья ветром унесло,

 Скоро будет Новый год,

А зима не выдаѐт

Им обновки свежие, снежные

Белые, пушистые, нежные!

10. Сколько снега намело!

Всѐ кругом белым-бело!

 Снег кружится, снег искрится,

 Мягко под ноги ложится.

 А снежинок нам не счесть,

И лучей-то в каждой шесть!

11. Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

 А меня упаковали

В сто одежек неуклюжих,

 На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам Зима.

12.Глянул утром я в окно,

На дворе белым-бело.

 Двор засыпал белый снег,

Словно в шубу он одет.

 В белых шапках лес, дома,

К нам во двор пришла зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....