«Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры-путешествия».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Скорякина Наталья Владимировна

          1 Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия»

           1.1Теоретические основы использования игры в ознакомлении с природой

           1.2 Различные типы игровых обучающих ситуаций, их значение в экологическом воспитании дошкольников

           1.3 Игры – путешествия, методика их проведения

           1.4 Методика проведения игры «Полярники в Антарктиде» для детей старшей возрастной группы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы: «Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры-путешествия».


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

           1 Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия»……………………………………………………………………………………5

           1.1Теоретические основы использования игры в ознакомлении с природой……….5

           1.2 Различные типы игровых обучающих ситуаций, их значение в экологическом воспитании дошкольников……………………………………………………………………..6

           1.3 Игры – путешествия, методика их проведения……………………………...........10

           1.4 Методика проведения игры «Полярники в Антарктиде» для детей старшей возрастной группы ДОУ ………………………………....13

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического образования подрастающего поколения.

В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода процесса экологического образования на качественно новый уровень. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление, и понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.

Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Проблемами экологического образования и воспитания дошкольников занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игра. Игра доставляет детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные


умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др. Таким образом именно игры являются наиболее эффективным средством, способствующим более полному и успешному решению задач экологического образования детей дошкольного возраста.


1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. «ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ»

1.1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ.

Игра, для детей дошкольного возраста, бесспорно, является ведущей деятельностью. Игра в процессе обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающий эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Через игру легко формируется положительное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний.

В таком новом направлении дошкольной педагогики, как экологическое воспитание ведется поиск связи игры с обучением, в частности с сюжетно – ролевой, как основным видом игры дошкольного периода. Тема игры берется из окружающей действительности. В соответствии с темой сюжет игры строится – это те события, которые изображаются в игре.

Возможность использовать сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений. Это и эмоциональный фон, который обеспечит эффективный результат усвоения знаний. Во–вторых, педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры это воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. В развитой форме все эти элементы функционируют взаимосвязано в едином процессе. Руководство игрой включает формирование необходимого круга знаний, о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее с помощью прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия и отношения. Необходимость получать знания и реализация их в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.

Таким образом, включение сюжетно-ролевой игры в процессе обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит, становлению самостоятельной игровой деятельности ребёнка. Реализация программного содержания посредством включения в занятия по инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая обязательно окажет влияние на содержание последующих игр, на формирование умения


самостоятельно осуществлять игровые замыслы. Чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятии, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее их влияние на самостоятельную игровую деятельность детей.

В зависимости от учебной задачи занятия, его программного содержания в равной степени могут быть задействованы сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения и т.д. Поэтому, с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает и подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. А.С.Макаренко писал о роли воспитателя в игре: «И я педагог должен с ними немножечко поиграть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен с ними немножечко играть, и я этого требовал от всех своих коллег».  

Игра на занятии – это игра воспитателя с детьми, в отличии от самостоятельной игровой деятельности. При такой расстановке роль воспитателя во время занятия чрезвычайно ответственна, ибо от нее зависит весь процесс проведения игры. Замысел будет не реализован, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика.

Игры бывают, разнообразны по форме и содержанию; среди них есть сюжетные и бессюжетные. В-последних, отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула событий, для воспроизведения которых дети наделяются ролями. Сюжет и ролевое распределение сближает сюжетно-ролевую и дидактическую игру.  

В области экологического воспитания осуществляется поиск привнесения элементов сюжетно – ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирование у них осознанно – правильного отношения к растениям и животным, к себе как к части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

  1. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Игровые обучающие ситуации появились не так давно (в1997 году) в методике экологического воспитания дошкольников, благодаря Николаевой С.Н., Комаровой И.А. пользуются большой популярностью среди воспитателей и детей.

Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни. ИОС тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей:


  • -решаются основные воспитательно-образовательные задачи;
  • -повышается активность детей в процессе обучения;
  • -снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;
  • -развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение позволяет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия.

Выделяют три тапа ИОС, построенных с привлечением игрушек аналогов; кукол, изображающих литературных героев; различных вариантов сюжета «Путешествие».

  • К первому типу относятся использование игрушек – аналогов, которые

изображают различные объекты природы. Конечно, очень мало существует игрушек

растений, но зато достаточное количество и разнообразие игрушек животных. Требовании к игрушкам предъявляются следующие: игрушка должна быть опознаваема- независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные признаки строения животного; игрушка должна быть эстетична – отвечать современным требованиям дизайна, вызывать положительные эмоции.

Главный смысл использование такого рода игрушек – сопоставления живого объекта с неживым аналогом. Манипулируя игрушками, дети учатся правильно обращаться с живым существом.  Игрушку можно использовать параллельно живому объекту. Дети не могут взять рыбку из аквариума, но они могут поиграть с неживым аналогом. Обратить внимание детей на, то, что животные чувствуют боль и нуждаются в пище, что от боли и от голода они страдают. Животное с настороженностью встречает незнакомого человека. Птички отлетают в сторонку, собака убегает, а игрушка как стояла, так и стоит на месте. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным или растением концентрирует на себе внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создаёт условия для нахождения различий.

Разнообразные игровые обучающие ситуации, включаемые в занятия, показали, что игрушка аналог может быть использована в дидактических целях при формировании реалистических представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Игрушка помогает воспроизводить игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения. Присутствие игрушек уместно всяких раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдения конкретных знаний. Особенно уместно присутствие игрушек аналогов, когда у детей нет возможности взять и подержать в руках животное. Они с удовольствие будут держать в руках    игрушечного кролика, собачку и наоборот, если будет присутствовать живая собачка, которую можно погладить, интерес к игрушке пропадет.

Образная игрушка выполняет определённую дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный или раздаточный материал.

  • Второй тип ИОС связан с использование кукол, изображающих персонажей

литературных произведений.Герои полюбившихся сказок, мультфильмов, литературных произведений воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектом подражания.  И воспитатели с удовольствием привлекают их в свои занятия, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей. Но было обнаружено, что их функция мало, в основном они используются с целью развлечения, снятию напряжения. Что иногда даже мешает занятию, так как потом приходится концентрировать детское внимание на главном.

И.А Комаровой было сделано предложение, что куклы и персонажи литературных героев на основе их литературной биографии могут быть использованы на природоведческих занятиях. Для этого не случайно были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Чипполино, герой одноименной сказки Дж.Родари много знает об овощах и дети уверены, что он много расскажет что-то интересное. К тому же сходство с луковицей поможет глубже осознать разницу между настоящей луковицей и его игрушечным изображением. Карлсон – знаком детям как хвастунишка и весельчак.Герой книги Н.Носова Незнайка носит своё имя не случайно. Он много хвастается, но сам, за что бы не брался, ничего у него не получается.

Сказочным героям на занятия по экологии дается не миссия развлечения, а они должны способствовать решению дидактических задач. Л.С.Стрелкова показывает не только уместность, но и целесообразность проведения – после прочтения сказок – игр-бесед между детьми и куклами. При этом выходит из рамок сюжета сказок в реальные события из жизни детей. Автор настоятельно подчеркивает, что от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев.

С помощью выбранных литературных героев можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография позволяет использовать либо сильную, либо слабую сторону персонажа. Например, слабая - незнание Незнайки, сильная – осведомленность Чипполино. Литературный герой не развлекает детей, а проявляет свои типичные особенности. Именно поэтому Незнайка всегда попадает в нелепые ситуации и без знания детей ему не обойтись. Благодаря таким ситуациям дети меняют свою позицию и из обучаемых они превращаются в обучающих. И это является положительным фактором в обучения – активизируется умственная деятельность. В традиционном занятии вопросы задаёт взрослый. Он все знает он умнее, а здесь дети стоят над Незнайкой, Карлсоном поправляют их, учат их. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети находятся во власти игровой ситуации, они уверены, что говорит именно Незнайка, а не воспитатель. Таким образом они упражняются в применении своих знаний, уточняя и закрепляя их.

Использования кукол - персонажей на основе их биографии – это косвенная форма обучения детей, основана на игровой мотивации дошкольников.

  • Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие.

«Путешествие на Северный полюс», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Полярники в Антарктиде». Сюжет игры включает в себя знакомство с новыми явлениями и объектами. По сути, происходит прямое обучение детей, где дети выступают в роли туристов, экскурсантов, а воспитатель – руководитель туристической группы, гид. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика. Например, мы отправляемся в путешествие на луг. Можно заранее приготовить картинки с изображением (или макеты, игрушки) луговых цветов и растений. Рассмотреть с детьми объекты, сфотографировать. Можно заранее предложить детям по одному выучить стихотворению про эти цветы и во время экскурсии воспитатель спрашивает, кто из них знает стих про этот цветок. Дети с удовольствием рассказывают стихи. Если есть возможность дать понюхать ромашку. Чтобы полнее раскрыть роль шмелей в природе, целесообразно показать детям 10-минутный мультфильм по сказке В.Бианки «Сова», Беларусьфильм, 1998 г.

На лугу можно поиграть Воспитатель чередует слова: «кузнечики» прыгают; «травы» - приседают, «бабочки! – дети летают, и т.д.

Можно нарисовать большое панно, подготовить пространство, подумать о транспорте, на котором будем добираться до объекта исследования. Нарисовать карту приготовить компас. Выбрать ответственных за экспедицию. Кто будет фотограф, кто корреспондент, Кто эколог, кто геолог и т.д.

Конечно, такое обучение с использованием ИОС может выйти за рамки отведенного времени, так оно получается очень увлекательным и дети хотят играть снова и снова.

Игра как метод экологического обучения – это игра специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную цель, т. е. ИОС, характеризует следующие:


  • Имеется короткий несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • Использование в игре игрушек, атрибутов, для чего специально подбирается пространство, среда.
  • В содержании игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и т. д.
  • Иргу проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет на себя одну роль и исполняет её на протяжении всей ИОС.
  • Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Практика показывает, что использование ИОС дает сделать следующие выводы:

  • -На занятиях с включением ИОС воспитательно-образовательные задачи решаются эффективнее.
  • -характер ИОС определяется логикой построения занятия.
  • -Небольшой объем новых знаний дает возможность постепенно и более надежно усвоить материал.
  • -Игры-диалоги героев с детьми включает большое количество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность детей.
  • -Для воспитателя важно умение общаться с куклой и исполнять одновременно две роли: вести диалог от имени персонажа и при этом проводить занятие с детьми. Важно легко входить в игру.
  • -Кукла –персонаж должна быть задействована в течение всей игры, к ней обращается и воспитатель, и дети. Персонаж должен «приходить» и «уходить», должен присутствовать эффект новизны, ожидания, сюрприза.

Опыт подтверждает преимущества игрового обучения, дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. ИОС помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.

1.3 ИГРЫ ПУТЕШЕСТВИЯ, МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку,


радует его.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.

Задачи игры-путешествия:

  • содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;
  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
  • поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся;
  • формирование индивидуального стиля учебной деятельности;
  • включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;
  • включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность;
  • социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;
  • обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.

В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по Игорю Петровичу Иванову. И. П. Иванов преемник педагогического наследия А. С. Макаренко и его последователь. Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр: посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры- путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое. В игра– путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию.


Игры - путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребёнка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям.

  • помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
  • обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха
  • способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.
  • даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.

Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта "подвижность" игры нравится детям.

Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:

  • Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
  • Сбор- старт.
  • Движение команд по маршруту.
  • Участие команд в организуемой на площадках деятельности
  • Сбор-финиш.
  • Организация последействия.

Как и каждая игра, игра-путешествие предполагает завершение – финал. Таким завершением может быть сбор-привал, на котором члены экипажей рассказывают о своем путешествии, показывают то, чему научились. Например, знакомясь с птицами, дети на одной станции рассматривали картинки птиц, на другой, рассматривали и экспериментировали с перьями, затем, на привале, делились своими рассказами о понравившейся птице по материалу, который подготовили с родителями.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает. Практика показала, что детям иногда требуется помощь. При этом будет лучше, если подсказки (как исправить то, или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на то или иное действие в его деятельности, важно


подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Например, Артём, поторопись, пожалуйста, просит кукла Катя, скоро загорится зелёный свет светофора, и мы будем переходить улицу. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата. Например, дети раскрашивают платье матрёшке, которая просит их раскрашивать аккуратно, не выходить за контур. Егор, постарайся, пожалуйста. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию. Например, чтобы компот получился вкусным, нужно выполнить все действия по рецепту, ничего не забыть.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. Например, дети знакомились с хлебом. В первый день рассматривали муку, стряпали пряники. На следующий день отправлялись в гости к колоску – в поле.

Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

1.4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «ПОЛЯРНИКИ В АНТАРКТИДЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОУ

Цель: расширять знания детей особенностях природы и жизни людей и животных в Антарктиде.

Задачи:

  • «Познавательное развитие»– уточнить и расширять представления об особенностях

Антарктиды, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Умение самостоятельно строить зрительные высказывания.

  • «Речевое развитие»- обогатить словарь детей новыми словами. Закрепить умение

Слушать сверстников, вести диалог. Совершенствовать умение строить развёрнутые


высказывания. Развивать связную речь, речевого слуха.

  • «Физическое развитие»- вызвать желание играть в подвижные народные игры и

выполнять действия в соответствии с текстом.

  • «Воспитательные задачи»- формировать навыки сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо от моего знакомого полярника Ивана Петровича, который трудится в Антарктиде. Давайте его прочитаем.

--Здравствуйте ребята. Я, полярник станции «Мир», уже 5 лет работаю на ней. Приглашаю Вас на полярную станцию. Думаю Вам будет интересно, вы никогда не были в Антарктиде.

Воспитатель: Дети, ну что? Мы едем в гости в Антарктиду?

Ответы детей:

Воспитатель: В какой стране мы с вами живём?

Дети: В России

Воспитатель: Какая наша страна?

Дети: Большая

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами живём в необъятной красивой стране. Практически в каждом уголке нашей страны живут люди.

Воспитатель: Ребята сколько у нас времён года?

Дети: четыре

Воспитатель: назовите их

Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

Воспитатель: Сколько месяцев длится зима? Назовите их.

Дети: 3 месяца (декабрь, январь, февраль) Все говорят дети.

Воспитатель: Затем весна, лето, осень и снова зима. Мы с вами живём в средней полосе, у нас каждые три месяца меняются время года. Но есть на земле места, где всегда тепло или всегда холодно. Скажите, где на земле может быть всегда тепло?

Дети: на юге

Воспитатель: а холодно?

Дети: на севере

Воспитатель: Правильно. Вот туда и мы сегодня с вами отправимся

Воспитатель: Как вы думаете, как можно добраться до Антарктиды?

Дети: На самолёте, вертолёте, ледоколе

Воспитатель: А почему?

Ребёнок: Потому, что на ледоколе можно плыть по Атлантическому океану, скованному могучими льдами

Воспитатель: Приглашаю всех занять места на ледоколе

Воспитатель: Ну, вот мы приготовились к отплытию. Вот ничего бы не забыть, а то нам предстоит дальнее путешествие в Антарктиду.

Ответы детей: (теплая одежда, аптечка, бинокль, веревка, карта, еда, вода и т.д.).

Воспитатель: Предлагаю Вам одеться потеплее, взять все необходимое для плавания и отправиться в путь.

Воспитатель включает музыку.

Дети: Самое холодное место на всем земном шаре – это Арктика. Наш ледокол, плывет по ледовитому океану, ломая лед. Погода в этих краях длится суровая зима, солнце зимой не появляется на небе. Летом солнце не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

Воспитатель: Антарктида обитаема, там живут такие животные как……

Ответы детей: морские котики, пингвины, коротким летом прилетает множество птиц.

Воспитатель: Чем отличается погода наша, от Антарктиды?

Ответы детей: в Антарктиде холодно всегда, а у нас нет.

Воспитатель: Как одеваются люди в Антарктиде и почему?

Ответы детей….

Воспитатель: А вы знаете, с какими животными приходится встречаться на полярной станции.

Ребенок загадывает загадку:

-Живет на плавающих льдинах. Под толстой шкурой находится толстый слой жира, который удерживает тепло. Есть клыки, с их помощью они защищаются от врагов, долбят лед, питаются раковинами и моллюсками. Живут стадами. Питаются рыбой.

Все дети: тюлень.

Воспитатель: вот мы и приплыли к полярной станции.

Дети выходят из корабля.

Воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику «Зимняя разогревалочка».

Показывает движение ребенок.

Если замерзают руки, начинаем их тереть

Быстро мы сумеем руки как на печке разогреть

Сначала ладошки, совсем как ледышки

Но вот понемножку, согрелись ладошки

Горят и взаправду, а не понарошку

Я горю, как от огня вот, потрогайте меня.

Воспитатель: Ну что, согрелись. Смотрите кто тут нас встречает.

Под музыку входит полярник.

Иван Петрович: Здравствуйте ребята, я рад вас видеть у себя на полярной метео станции, я слежу за изменениями в погоде.

Воспитатель: Уважаемый Иван Петрович мы с детьми долго готовились к экспедиции в Антарктиду.

Иван Петрович: И как вы добирались до Антарктиды.

Ответы детей: (мы плыли на ледоколе).

Иван Петрович: Вы очень отважные ребята, наверное, вы знаете, что находится в Антарктиде опасно.

Ответы детей: ……..

Иван Петрович: Как вы думаете, какой человек может работать в таких условиях?

Ответы детей: надо быть закаленным, отважным, не бояться трудностей, заботиться и т.д.

Показывают презентацию и Иван Петрович, рассказывает.

Как живут и работают полярники

13 февраля 1956 года начала работу советская антарктическая станция «Мирный». Работа полярников — не из легких. Зачастую им приходится трудиться в нечеловеческих условиях. Мы выяснили, как живут и работают полярники в Антарктиде

Полярные станции бывают нескольких видов. Их классификация зависит от расположения: они могут стоять на поверхности льда, на твердом грунте и в нескольких метрах под поверхностью, под снегом. Бывают дрейфующие станции. Первая такая станция в Советском союзе называлась «Северный полюс».

Надо сказать, что у полярников масса работы. В их обязанности входят комплексные круглогодичные исследования в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также в области биологии моря. Работники станций проводят работу по измерению глубины океана, наблюдают за погодой, меряют температуру воды и берут ее пробы на анализ. Также проводятся магнитные, ионосферные, ледовые и другие наблюдения.

Станция, по сути, - небольшой поселок. Там есть дома для полярников, технические постройки, стоит аппаратура. Что касается дрейфующих станций, то они более мобильны, так как их приходится эвакуировать из-за угрозы разрушения льдины.

На станции в среднем работает 15 человек. Все они проходят специальную подготовку.

Погода

Погодные условия на полярных станциях зачастую бывают очень суровыми. Температура в Антарктиде спускалась до -89 градусов. Это рекордный показатель для полюса холода Земли. Но и средний показатель не далеко ушел от рекордного. В течение года температура колеблется от -60 до -75 градусов в зимние месяцы и от -30 до -50 градусов в летние.

Согреться в таких условиях при помощи одежды, конечно, нельзя. Жить на полярной станции можно благодаря дизельной электростанции. Она обеспечивает отопление и освещение. Функционирует такая станция бесперебойно, за ее работой все время следят — каждый день оставляют дежурного. Если же она вдруг выйдет из строя, то жизнь на станции продержится максимум полчаса.

Как же в такой мороз полярники выходят на улицу, чем они согреваются? Начнем с того, что о каждом выходе сотрудники станции обязаны отчитываться дежурному. Выходить одному запрещено — только вдвоем. Таковы правила техники безопасности. Каждый раз, собираясь на улицу, нужно одеться в три слоя. Сначала термобелье — оно выводит влагу наружу. Потом - шерстяная одежда или флисовая куртка. Третий слой - ветрозащитный и влагонепроницаемый. Это может быть пуховая куртка. На руки сперва нужно надеть шерстяные перчатки, потом - меховые варежки. На ноги - меховые носки-чуни, на них надевают валенки, подошва подшивается дополнительным слоем войлока. На лицо обязательно надевают маску с отверстиями только для глаз. Без маски на морозе нельзя, иначе от дыхания мгновенно обморозятся нос и губы. А выходить между тем приходится иногда не по одному разу в день.

Кстати, кроме лютого мороза полярников на улице может поджидать буран. Например, на станции "Мирный" температуры не такие низкие - в самые холодные месяцы может быть максимум -30 градусов. Однако для побережья в районе Мирного характерны устойчивые по направлению частые и сильные ветры. Максимальная скорость ветра достигает 56 метров в секунду. Штормы и ураганы, сопровождающиеся сильными метелями, довольно частое явление в зимний период. На этот случай на станции натянуты веревки или же установлены перила, держась за которые, можно пройти по территории во время бурана.

Бывалые полярники приводят интересный факт: при сильном холоде на улице появляется специфический запах, аналог которому можно найти не сразу. Он этот едва уловим, и обычно на него не обращаешь внимания — настолько он слабый и незаметный. Однако им пропитана вся Антарктида. Некоторые называют этот запах «карамельная ваниль».

Реакция организма и адаптация


Конечно, в полярники не берут кого попало. В Антарктиду отправляют только хорошо подготовленных людей. Однако непривычному к суровым условиям человеку адаптироваться все равно придется. Адаптация может занимать от месяца до трех.

Атмосфера здесь сильно разрежена, давление очень сильное, да еще и осадков выпадает очень мало, из-за чего здесь царит почти абсолютная сухость. Первое время нельзя быстро ходить и поднимать тяжести. Дело в том, что в Антарктиде очень тяжело дышать. Кислорода в воздухе — как на высоте 5 километров в средних широтах. При быстрых и резких движениях появляется одышка и темнеет в глазах. От сильного головокружения можно даже упасть. Кроме того, распространено такой явление, как апноэ — остановка дыхания во время сна. Обычно люди на полярных станциях теряют вес — до 10 килограммов за месяц.

Дома

Дома на полярных станциях обычно яркие — красные, оранжевые. Так их лучше видно на сплошном белом фоне. Внешне они напоминают контейнеры или строительные бытовки. Делают дома для полярников из утепленных сэндвич-панелей и с окнами на потолке и по бокам. В каждом домике — две комнаты, в каждой живет 1-2 человека. Все удобства — туалет и умывальник — в тамбуре.

Как мы уже сказали, станции бывают нескольких типов. На некоторых дома стоят под слоем снега — в комнаты не проникает свет. Наружу можно выйти через два выхода — основной и запасный. Если к основному выходу прорыт 50-метровый туннель, то запасный представляет собой крутую лестницу на поверхность снежного покрова над зданием станции.

Интересно, что при таких непростых погодных условиях полярникам бывает не очень-то комфортно и в помещении. В домах температура порядка +15, но случается, что топливо надо экономить, и столбик термометра падает. Например, такая ситуация была на станции «Восток». По воспоминаниям полярников, тогда температура в домах была порядка +5 градусов.

Питание

Полярники — не космонавты. Еда предстает перед ними в привычном нам виде. А доставляют провизию на самолете каждую неделю, заявки составляют сами работники станции. Нередко полярников кормят свежими овощами и фурктами. Их привозят из Кейптауна (ЮАР). Готовят полярники тоже привычным нам способом — на электрической плите, только более мощной.

На станции Мирный, к примеру, есть склад для хранения замороженных продуктов - он


оборудован в толще ледника на расстоянии 7 км от поселка.

Воду получают изо льда и окружающего снега. Его топят, после чего образуется дистиллированная вода. В нее добавляют витамины, потому что в чистом виде дистиллят пить вредно. Кстати, к такой воде тоже нужно привыкнуть. В ней нет солей и минералов, так что первое время не проходит постоянное ощущение жажды.

Мусор не оставляют на станции — его вывозят самолеты и суда. Пищевые отходы и пустые бочки из-под топлива перед этим прессуются в виде «таблеток» 15-20 см толщиной.

Развлечения

На станции проводят долгие месяца, а то и годы. Полярникам не обойтись без каких-то развлечений. Сейчас почти везде есть интернет, домой можно позвонить по спутниковому телефону. Работает телевизор. Правда, только один канал.

Иван Петрович: рассказывает детям как живут и работают полярники.

Воспитатель предлагает поиграть в народную игру « У оленя дом большой».

Иван Петрович: Вы очень умные. Надеюсь, когда вырастите, то кто ни будь из вас будет работать на севере.

А теперь предлагаю посмотреть видео Арктики.

Воспитатель: Нам тоже очень понравилось у вас, но нам пора возвращаться.

Иван Петрович дарит детям о Антарктиде медальки.

Дети садятся на ледокол и уплывают домой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что игра путешествие представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;
  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;
  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных через экологические игры, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества,


заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер дошкольника, станут его основой, помогут на протяжении всей его дальнейшей жизни бережно относиться к окружающему миру. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. С.Н. Николаева. Теория и методика экологического образования детей.
  2. Л.П. Молодова. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Н.П. Бобиева. Все о загадочном лесе.
  3. А.М.Федотова, Познаем окружающий мир играя., Издательство «ТЦ Сфера», 2014г.
  4. С.Н.Николаева, Место игры в экологическом воспитании дошкольников., М. 1998г.
  5. Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание .2002 №10, стр. 40-49.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. «Игры-путешествия» Скорякина Наталья Владимирвна Санкт-Петербург 2020

Слайд 2

Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно -образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни. ИОС тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей : - решаются основные воспитательно -образовательные задачи; -повышается активность детей в процессе обучения; -снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; -развивается эмоциональная отзывчивость.

Слайд 3

Игровое обучение позволяет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия. Выделяют три типа ИОС : с игрушками –аналогами с литературными персонажами игры в «Путешествие»

Слайд 4

Игры путешествия Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

Слайд 5

Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей .

Слайд 6

Задачи игры-путешествия : содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности; развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка; поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся; формирование индивидуального стиля учебной деятельности; включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов; включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность; социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей; обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.

Слайд 7

Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр: посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.

Слайд 8

Игры - путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребёнка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям . помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству , мыследеятельности , коммуникации детей и педагогов. даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.

Слайд 9

Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы: Подготовку участников к восприятию игры-путешествия. Сбор- старт. Движение команд по маршруту. Участие команд в организуемой на площадках деятельности Сбор-финиш. Организация последействия.

Слайд 10

Как и каждая игра, игра-путешествие предполагает завершение – финал. Таким завершением может быть сбор-привал, на котором члены экипажей рассказывают о своем путешествии, показывают то, чему научились. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра - это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра - этоискра, зажигающая огонёк пытли...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра - как метод экологического воспитатения дошкольников...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же...

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей. Игры с правилами

Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей....

Доклад "Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область...

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс

laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».  Мастер класс...