Методическая рекомендация по проведению и организаций экологической экскурсий по ознакомлении детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Антонова  Надежда Николаевна

Методические рекомендации к экскурсии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению и организаций экологических экскурсий по ознакомлению  детей среднего  дошкольного возраста с природой

       Введение
Экскурсия как форма учебно – воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Цель подобных экскурсий – экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильного труда, игр), освоения правил охраны природы. Всё это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей – доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.
 Как писал В.А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсии стимулирует формирование:
- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;
- сенсорных способностей (умения видеть разнообразные признаки  объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
- мыслительных процессов ( анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);
- воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Экскурсия состоит из вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуального самостоятельного наблюдения детей, сбора материала, игры детей с собранным материалом, заключительной части, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Это достигается различными приёмами. Например, педагог задаёт детям вопросы, дополняет их наблюдениями своим рассказом, пояснением. Известно, что без помощи взрослого ребёнок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребёнка на её восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы.
Всё это способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отражённых в слове впечатлений.

                        Организация экскурсий.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Для каждой экскурсии определяются задачи, обязательные для усвоения всеми детьми.
Экскурсии проводятся по определённой системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем,  чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию организовать труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.
               
         Подготовка воспитателя к экскурсии.
Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет её программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить её план, но и придумать приёмы её проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее  подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

       Подготовка детей к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает её цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей – она должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.
       Подготовка экскурсионного снаряжения.
Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Для сбора растений необходимо следующее оборудование:
- лопатка или совочки для выкапывания растений;
- нож складной для срезания веток с дерева или кустарника;
- папки для растений;
- корзиночки для шишек и листьев;
- сачки для вылавливания растений из водоёма;
- ведёрки для переноски растений.

Для сбора животных необходимо следующее оборудование:
- сачки воздушные для ловли насекомых (1-2шт.);
- сачки для вылавливания животных из водоёма (1-2 шт.);
- коробки с отверстием для переноса животных;
- посуда для переноски водяных животных…..
Также на экскурсию можно взять лупы, термометр, фотоаппарат, видеокамеру.

Ход экскурсии.
 Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает её тему, даёт детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам  и вопросам – заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
 В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приёмов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
 По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остаётся безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задаёт вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это даёт возможность  менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растения, срезать ветку и т. д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей.
Целесообразны игры: «Угадай по описанию», «Раз, два, три – к берёзе (липе) беги!  и другие.
   В заключительной части экскурсии воспитатель ещё раз обращает внимание детей на общую картину природы.
   
Работа после экскурсии.
Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесёнными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке.
Через несколько дней после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесённый с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
   В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель придумывает систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе.
Экскурсия и последующая работа должна способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы.
При организации и проведении экскурсий используются различные методические приёмы: игровые сюжеты, сравнение, коллективное наблюдение, обращение к художественному слову, обобщающая беседа, коллективное рисование, фотографирование, индивидуальные наблюдения и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации, рекомендации для родителей по организации полноценной речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника. Дошкольный возраст — это период...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

Методические рекомендации для педагогов и родителей на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Методическая рекомендация для педагогов и родителей на тему развития речи у детей дошкольного возраста....

Рекомендации для воспитателей по организации познавательных игр на развитие детей младшего дошкольного возраста

Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствоватьдостижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младшихдошкольников в результате использования дидакт...

Методические рекомендации для педагогов по развитию мотивов общения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте

Общение является сложной и многогранной деятельностью, требует конкретных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высо...